Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 23:16, лекция
Административный потенциал нового креативного и инновационного управления только начинает формироваться, причем программы подготовки такого персонала являются объектом жесткой административно-научной полемики, лоббирования и “продавливания”. Между тем существуют объективные процессы (в том числе и в подготовке новых специалистов в области публичного администрирования), которые рано или поздно, с большим или меньшим трудом “прорубают” себе дорогу. Поэтому “деловой консенсус” в рамках переговорного процесса между “образовательными корпоративными субъектами”, осуществляющими подготовку кадров в области публичного администрирования на разных уровнях, в разных формах и разными способами сегодня объективно необходим.
1.Основні підходи до розуміння публічного адмініструдвання та його еволюція.
2.Предметна сфера публічного адмініструдвання .
3.Методологічна основа публічного адмініструдвання.
4.Співвідношення управління та адміністрування в публічному адмініструдванні.
5. Публічне адмініструдвання як напрям наукових досліджень, сукупність знань, сфера діяльності та навчальна дисципліна.
Тема 1. Предмет і методологічна основа ПА.
ТЕМА 1.Предмет та методологічні основи публічного адміністрування.
1.Основні підходи до розуміння публічного адмініструдвання та його еволюція.
2.Предметна сфера публічного адмініструдвання .
3.Методологічна основа публічного адмініструдвання.
4.Співвідношення управління та адміністрування в публічному адмініструдванні.
5. Публічне адмініструдвання як напрям наукових досліджень,
сукупність знань, сфера
1.Совершенствование публичного администрирования, являющегося прерогативой государства, призвано служить в конечном счете социальному благополучию [c. 31] общества. Социальное призвано совершенствовать все аспекты управленческой деятельности, стимулировать инициативу и осуществлять контроль с целью реализации своего предназначения в осуществлении поставленных задач. Очевидно, что за почти два десятилетия постсоветских реформ социальное государство ушло достаточно далеко от своего “социального облика”. Цель выдвинутых национальных проектов в этом смысле двоякая: вернуть государству лицо “социального государства” и дать достойный ответ на вызовы глобализации в самых важных и одновременно самых уязвимых сферах развития: в сфере образования и науки (качество знаний), в сфере здравоохранения (качество жизни населения), в социальной сфере (качество гражданского общества).
Однако в процессе реализации социальных
программ, инициированных высшей администрацией
страны, обнаружилось, что процесс реализации
национальных проектов может быть затруднен сложившейся
Наука публичного управления (администрирования) * , охватывающая множество секторов и институтов современного общества, находится в призме как минимум трех глобальных подходов, оценивающих перспективы развития публичного администрирования:
- рыночно-либерального, сформулированного в концептуальных моделях нового менеджмента, обновленного управления и опирающегося на рыночную [c. 32] модель, “безразличную к политике”, в которой гражданин предстает в образе потребителя или клиента;
- либерально-
- демократического гражданства, опирающегося
на особое “рецептивное” (или “восприимчивое”)
администрирование, которое призвано служить гражданину,
а не клиенту или потребителю (к последнему
направлению относятся концепции “
На Западе исторически первым развивается
либерально-рыночный подход к публичному
администрированию (80-90-е гг. ХХ в.), в 90-е гг.
ХХ в. заявляет о себе теория политических
сетей, а в начале ХХI в. формулируется концепция “
Очевидно, что каждый подход обозначает
не только теоретические позиции, но и предопределяет
определенные квалификационные параметры
к специализации “Мастер
“новая экономика - новый менеджмент - новое публичное
“политика и политические сети - институциональный анализ - самоуправляемые сетевые структуры и коммуникационный менеджмент”;
“теория гражданского общества и участвующей демократии - социальный менеджмент - принципы автономии и субсидиарности в современном управлении”.
Постараемся ответить на вопрос: чем объективно было вызвано реформирование административной системы в Европе и почему нам необходимо знакомство с европейским опытом формирования новой системы публичного администрирования?
Реформа публичного администрирования началась
в Европе в 80-е гг. XX в. и была вызвана необходимостью
усиления эффективности государства.
Государство-нация - эмблема политической
истории всего ХХ в., стало стремительно
терять свою экономическую и политическую
мощь. Процесс ослабления государственного
суверенитета усилился в начале нынешнего
века, когда мир вошел в
“Коммуникационная революция” во многом
определила переход от индустриального общества
к информационному обществу знаний. Феномены,
родившиеся в наиболее передовых индустриальных
обществах, определили глубокие трансформации
в государственной власти, затронув сферу государственных функций,
институционального устройства, социальной
базы, суверенитета, автономии и политической
легитимности. Современные государства в условиях
глобализации столкнулись со множеством
сложных выборов и перед ними встала проблема:
каким образом открыть новые формы существования
Возрастающее значение публичного администрирования призвано было гарантировать социальное благополучие и повысить эффективность государственного управления. К концу 90-х гг. ХХ в. в научный обиход прочно вошло представление о смене парадигм государственных моделей. Наметился переход от так называемого “позитивного государства” (или “государства-интервента”, активно проникающего в разные сферы деятельности и подчиняющего их себе) к “регулирующему государству”, ключевым инструментом которого стала “выработка правил”. Государство, бывшее в прежние времена производителем всех благ и услуг, превратилось в рамках новой концепции в нейтрального регулятора рыночных процессов. Задача государства заключалась в том, чтобы восполнить упущения, допущенные рынком на уровне инфраструктуры общества и в социальной сфере.
Множество операциональных потребностей
современного общества - высоко фрагментированного
и дифференцированного -
Все эти изменения были направлены на преодоление противоречий в отношениях между государством и обществом. В результате государство получило возможность “воспроизвестись” на новой плюралистической основе, обладая способностью адаптации к каждому частному контексту социальной жизни. “Обновление”, “открытие” “второе рождение государства” происходило тремя основными путями:
- через децентрализацию
- через передачу задач общественных служб, подчиненных государству, гражданским общностям;
- через разбюрокрачивание и
В 80-е гг. ХХ в. в США и Великобритании доминировала концепция “минимизации” государства. В Восточной Европе и СССР в этот период назревал кризис “государственного социализма”. В этих условиях западные правительства приняли во внимание социальные последствия возможного экономического кризиса и осуществили определенные меры по “структурированию общества” таким образом, чтобы увеличить прозрачность и ответственность правительств при одновременном усилении общественного участия граждан.
Новая концепция управления рождается
как выражение политического процесса,
в котором власть уже не концентрируется в
Понятие “новое управление” оказалось, таким образом, связано с рефлексией над более эффективными и действенными способами управления государством и обществом в универсуме, становящемся все более глобальным, неопределенным, интерактивным и коммуникационным.
На рубеже веков произошла исчерпанность
традиционных форм публичных действий,
основанных на жестком администрировании,
строгой иерархии, централизации, дотационных
ресурсах и т.п. Это привело к тому, что возникли
более адаптированные модели поведения государства.
Государство становится все более маневренным;
оно как бы “отстраняется”, отказывается
от части своей власти и действует в сетях со
своими партнерами. В свою очередь, такой “маневр”
позволяет государству поставить на службу
обществу ресурсы и экспертизу многообразных
политических и экономических субъектов;
привлечь разнообразные “способности”
действующих акторов и
Движение от “государства-опекуна”
к “государству-партнеру” есть эволюция,
продиктованная необходимостью выработки новых публичных
Эта эволюция в социальном плане позволяет осуществить путь от “иерархического” государства, представленного некогда в классической парламентаристской модели, присущей большинству государств западной Европы, к так называемой “рецептивной” модели государства, являющейся плодом политических дебатов с начала 1980-х годов.
Политическая задача “рецептивной” модели
состоит в том, чтобы гарантировать
Разумеется, модели нового управления
могут быть рассмотрены как идеальные типы
в веберовском понимании. В реальности такие “чистые формы”
не встречаются. Но когда мы обращаемся
к общественному сектору, отмеченному диверсификацией
моделей современного управления, мы можем встретить на
нем различные элементы публичного сектора,
которые могут функционировать и
В “рецептивном” государстве
публичном администрировании
Информация о работе Предмет и роль публичного администрирования