Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 23:16, лекция
Административный потенциал нового креативного и инновационного управления только начинает формироваться, причем программы подготовки такого персонала являются объектом жесткой административно-научной полемики, лоббирования и “продавливания”. Между тем существуют объективные процессы (в том числе и в подготовке новых специалистов в области публичного администрирования), которые рано или поздно, с большим или меньшим трудом “прорубают” себе дорогу. Поэтому “деловой консенсус” в рамках переговорного процесса между “образовательными корпоративными субъектами”, осуществляющими подготовку кадров в области публичного администрирования на разных уровнях, в разных формах и разными способами сегодня объективно необходим.
1.Основні підходи до розуміння публічного адмініструдвання та його еволюція.
2.Предметна сфера публічного адмініструдвання .
3.Методологічна основа публічного адмініструдвання.
4.Співвідношення управління та адміністрування в публічному адмініструдванні.
5. Публічне адмініструдвання як напрям наукових досліджень, сукупність знань, сфера діяльності та навчальна дисципліна.
С 1980-х гг. на Западе существует представление, что применение подходов, разработанных в теории управления к публичному администрированию, может усилить теории гражданского общества. В этой связи обращает на себя внимание модель нового публичного менеджмента, которым граждане могут овладеть в процессе административного вовлечения каждого в публичную политику. Для западных обществ крайне важно сочетание механизмов работы рынка с ценностями гражданского общества. Дело в том, что модель современного европейского государства, которая лежит в основе политико-административной организации Западной Европы, была создана на базе публичного администрирования, опирающегося на демократические ценности и правовое государство. На протяжении всего ХХ в. - периода, когда в Европе утвердилась модель “государства-интервента”, - не стихали споры о структуре административной системы, ее отношениях с политикой и экономикой, однако принципиальный концепт автономии личности и правового государства не подвергался сомнению.
Административная организация в западных
парламентских демократиях была такова,
что публичное администрирование обыкновенно
подчинялось политической власти. Вопрос
отношений между администрацией и политикой всегда
был достаточно сложен, но постепенно в этом
споре выигрывало нечто более значимое:
информационно-коммуникативные
Общая тенденция изменений направлена
на рождение новых организационных моделей с органическими
Новый публичный менеджмент, на первый
взгляд, кажется неолиберальным и неоконсервативным,
так как предлагает переход административной
деятельности в частный сектор через механизм
приватизации. Быстро распространившийся
в 80-90-х гг. ХХ века новый публичный менеджмент
был внедрен в практику в целом ряде стран:
Новой Зеландии, Австралии, Великобритании,
многих европейских странах, включая скандинавские
страны. Не имея четко определенной теоретической программы,
новый публичный менеджмент представляет
собой комбинацию механизмов рынка, а также идей
и технологий управления частным сектором.
Новый публичный менеджмент применяется в административной
реформе для улучшения качества управления,
полагая в качестве фундаментальной цели
уменьшение общественных издержек и усиление
ответственности за “удовлетворение потребителя”.
Новый публичный менеджмент применяется и в
Энтузиазм, с которым была встречена концепция
нового публичного менеджмента, поубавился
к концу 1990-х годов. В это же время родилась
идея [c. 38] обновленного управления. С концепцией
“обновленного управления” - на первый
взгляд, менее либеральной - мы встречаемся
впервые в процессе реформы государственного
аппарата в США в начале 1990-х годов. Предлагаемая
модель наметила реформу, связанную с новой ролью
Базовые управленческие подходы, сложившиеся в “новом менеджменте” и в “обновленном управлении”, нашли свое продолжение в концепциях “руководящего менеджмента” и “участвующего менеджмента” .“Руководящий менеджмент” ищет сегодня способы трансформации общественных организаций в организации подобные частным структурам. В соответствии с этим “руководящий менеджмент” все чаще определяют гражданина как клиента, предоставляя ему возможность выбирать между сектором общественным и частным и искать для себя лучшее качество общественных услуг.
“Участвующий менеджмент” подчеркивает,
что общественные организации действуют в
Понятие “клиент” ставит вопрос о политической природе гражданства. Когда гражданин выражает свое мнение или выбирает приоритеты действий в общественном секторе, он имеет “голос”, посредством которого коммуницирует с государством, которое и создает социальное благополучие для гражданина в действенных и активных формах. Для клиента же важно лишь его персональное благополучие, поэтому его удовлетворение зависит от того или иного “поставщика услуг”. Форма коммуникации в этом случае - невербальная, и означает простой “выход” из той или иной сферы невостребованных услуг.
Модели “участвующего менеджмента”
стали развиваться в Европе в 90-х гг. ХХ века
- в эпоху, когда правительства испытали
серьезные трудности в процессе легитимации своих действий
без опоры на развитие публичной активности.
Именно в этот период прозвучали предложения провести
модернизацию административного аппарата
таким образом, чтобы организации стали
иметь более горизонтальную структуру
в целях улучшения контактов между функционерами и
В настоящее время возрастает интерес и к другому типу административного управления, так называемому “рецептивному управлению”, обогащенному теориями демократического гражданства, которые трансформируют многие представления “руководящего менеджмента”. Администрация должна быть рецептивной, восприимчивой к интересам и потребностям гражданского общества. Такая администрация должна мыслить стратегически, но действовать демократически, признавая значимость и ценность гражданского общества и общественных услуг. Администрация должна быть “понимающей”, “рецептивной”, желающей служить обществу и, прежде всего, гражданам, которых она всегда имеет в виду и с которыми ведет прямой диалог. Акцентация “участвующей”, “чувствующей”, или “рецептивной” компоненты управления предполагает, что новая трансформация публичного администрирования знаменует важный шаг к открытости публичной администрации для граждан.
Модель “рецептивного управления”
Поиски эффективного управления по вертикали
и горизонтали, на разных уровнях - от наднационального
до субнационального - зависят от качества
и компетенции новой бюрократии. Компетенционные
параметры сосредоточиваются
Очевидно, что проблема “качества бюрократии” - это не проблема одного “специализированного учреждения” по репродуцированию чиновничества. Сегодня к решению этой проблемы должны подключиться разнообразные структуры, акцентирующие разные параметры “бюрократического качества” с учетом политической, экономической, социальной и информационной составляющей. Диверсификация подготовки специалистов публичного администрирования, возможно, и есть первое и необходимое условие выхода за пределы “корпоративной бюрократии” и “корпоративных сетей”, в которые “посторонним вход запрещен”. Реформирование российской бюрократии только начинается. Управление страной явно отстает от вызовов глобализации. Поэтому вопрос “качества бюрократии” и подготовки “новой бюрократии” стоит на повестке дня.
Список литературы
1. Апель К.-О. Трансформация философии. - М., 2001.
2. Бард А., Зодерквист Я. Netократия: Новая правящая элита и жизнь после капитализма. - СПб., 2004.
3. Гор А. Земля на чаше весов: В поисках новой общей идеи // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. в.Л. Иноземцева. - М., 1999.
4. Лещев С.В. Коммуникативное, следовательно коммуникационное. - М., 2002.
5. Пикулькин А.В. Система государственного управления. - М., 1997.
6. Розенау Дж. Мировая политика в движении:
Теория изменений и
7. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма: Открытое общество в опасности. - М., 1999.
8. Хабермас Ю. Моральное сознание и
9. Хантингтон с. Столкновение цивилизаций. - М., 2003.
10. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994.
11. Borins S.F. A Last Word // Canadian Public Administration. - 1995, Spring. - p. 137-139.
12. Capareto C., Fonseca F. Administracao Publica: Modernizacao, Qualidade e Inovacao. - Lisboa, 2005.
13. Fountain J. Comment: Disciplining Public Management Research. // Journal of Policy Analysis and Management. - 1994. - Vol. 13. - № 2. - р. 269-277.
2. Ряд положень сучасного менеджменту (бізнес-адміністрування) складають організаційну основу сучасного публічного адміністрування.
До цих положень необхідно
Разом з цим публічне
В публічному адмініструванні
Взірець публічного адміністрування
Інтегрування багатьох основних положень
Підходи, методи і прийоми теорії публічного адміністрування, які прийнятні безпосередньо для дослідження предмету саме цієї дисципліни, складають її спеціально-методологічний арсенал.
Информация о работе Предмет и роль публичного администрирования