Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:42, курсовая работа
Цель работы – комплексный анализ содержания и направлений осуществления полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти
Задачами работы являются рассмотрение процесса становления и развития института Президента в РФ, анализ правового статуса Президента РФ, рассмотрение классификации полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти, выявление актуальных проблемы взаимодействия Президента РФ и органов исполнительной власти и определить пути их решения.
Введение 3
1. Президент российской федерации в системе субъектов административного права
1.1 Виды полномочий Президента Российской Федерации 5
1.2 Понятие и виды форм осуществления полномочий Президентом
Российской Федерации в сфере исполнительной власти 11
2. Взаимодействие Президента Российской Федерации с органами исполнительной власти России
2.1 Взаимодействие Президента с федеральными органами
исполнительной власти Российской Федерации 16
2.2 Взаимодействие Президента с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации 24
Заключение 2
Список используемой литературы 30
Полномочия Президента Российской
Федерации по отношению к отдельным
ветвям власти концентрируются, главным
образом, вокруг вопроса о кадрах,
и, прежде всего руководящих, федеральных
органов государственной
1) единолично назначает
и освобождает высшее
2) назначает в порядке,
установленном федеральным
3) по предложению Председателя
Правительства Российской
4) представляет Совету
Федерации кандидатуры для
5) представляет Государственной
Думе кандидатуру для
6) по предложению министра
внутренних дел Российской
Четвертую группу составляют полномочия Президента Российской Федерации по отношению к субъектам Федерации, которые будут рассмотрены в главе 2 настоящей работы.
Пятую группу составляют полномочия Президента Российской Федерации, связанные с внешнеполитическими отношениями России. Они отражены в статье 86 Конституции Российской Федерации, согласно которой Президент России осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей, представляет страну в международных отношениях.
Шестая труппа полномочий Президента связана с его нормотворчеством. В соответствии со статьей 90 Конституции Российской Федерации глава государства издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Наряду с тем, что Президент
Российской Федерации имеет собственные
нормотворческие полномочия, Конституция
России относит его к числу
субъектов права
Наконец, Президент Российской Федерации, в соответствии со статьей 107 и 108 Конституции Российской Федерации, подписывает и обнародует принятые Федеральным Собранием законы, завершая тем самым законотворческий процесс. Без этого ни один закон не приобретает юридической силы. Указами Президента Российской Федерации включаются в текст статьи 65 Конституции России новые наименования субъектов страны (часть 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, рассмотрев вопрос
статуса Президента России, можно
сделать вывод, что глава государства
обладает широким кругом прав и обязанностей,
которые необходимы для реализации
его полномочий, затрагивающих, по сути
дела, деятельность всех ветвей государственной
власти (законодательной, исполнительной,
судебной). Именно Президент Российской
Федерации, в конечном счете, выступает
в качестве объединяющего начала
в системе государственной
1.2. Понятие и виды форм осуществления полномочий Президентом Российской Федерации в сфере исполнительной власти.
Полномочия Президента Российской
Федерации в сфере
Для государственно-управленческой
деятельности Президента характерно то,
что используемые им правовые формы
связаны единством
Формулируя понятие «форма
управления», можно сказать, что
это внешне выраженное действие Президента,
осуществленное в рамках его компетенции
и влекущее определенные последствия,
направленные на возникновение, изменение,
приостановление или
Представляется целесообразным
выделить наиболее общие и крупные
группы форм управленческой деятельности
или форм реализации Президентом
полномочий в сфере исполнительной
власти: правовые формы, которые связаны
с установлением, применением и
защитой норм административного
права, то есть это те формы управления,
которые вызывают четко выраженные
внешние юридические
Существует еще вариант классификации форм управления внешне выражаемый боле широко, но по сути сводящийся к уже описанному: издание нормативных актов управления; издание индивидуальных актов управления; заключение договоров; проведение непосредственных организационных действий, к которым относят повседневную оперативно-организационную, организационно-инструкторскую и контрольную работу, которая включает в себя анализ состояния дел на тех или иных участках, входящих в сферу исполнительной власти, проведение различных совещаний, проверок, разработку новых программ3; осуществление материально-технических операций, которые включают в себя не только подготовительно-техническую деятельность по обеспечению процесса реализации задач и функций в сфере исполнительной власти, но и работу с информацией, связанную с проведением всевозможных проверок и разработок; осуществление непосредственного административного принуждения.
Цели, задачи, функции исполнительной власти и полномочия Президента Российской Федерации в этой области практически реализуются в правовых управленческих актах различного характера и содержания. Соответственно, имеются условия, необходимые для классификации этого вида юридических актов по различным критериям.
По юридическому содержанию правовые акты управления подразделяются на нормативные и индивидуальные.
Нормативными являются те акты управления, содержащие в себе нормы права, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления, рассчитанные на длительный срок действия и не имеющие конкретного персонифицированного характера. В нормативных правовых актах управления находит свое выражение административное нормотворчество. В них конкретизируются нормы законов и других актов высшей юридической силы и определяются типовые правила поведения в сфере государственного управления. Этими актами закрепляется правовой статус органов исполнительной власти, определяется порядок совершения определенных действий и процедур государственно-управленческого характера, устанавливаются необходимые ограничения и запреты, а также регулируются
_______________________
3 Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс административного права Российской Федерации. М., 2003. С. 353.
другие вопросы государственно-
Индивидуальным актам присущ правоприменительный характер. По своему юридическому содержанию - это распорядительные правовые акты. В них всегда получают свое прямое выражение конкретные юридически властные волеизъявления соответствующих субъектов исполнительной власти.
Заключение договоров - весьма дискуссионная форма осуществления исполнительной власти (соглашение), тесно связанная с законодательной властью (договор), в силу чего нуждается в особом рассмотрении.
Останавливаясь на характеристике
договоров, прежде всего, следует учесть,
что в действующем
Соглашение между органами
исполнительной власти Российской Федерации
и органами исполнительной власти ее
субъектов является правовой формой
передачи осуществления части своих
полномочий друг другу. А это означает,
что соглашения не равнозначны по
своему юридическому содержанию договорам.
Об этом свидетельствуют, по крайней
мере, два момента. Во-первых, соглашения
не имеют своим предметом
Далее - сторонами договора являются законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов, а сторонами соглашений являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Есть и другие различия между договорами и соглашениями. Порядок подготовки, предварительного рассмотрения и согласования проектов
______________________________
договоров и соглашений определяются Президентом России. Но, если одобрение или отклонение проекта договора - компетенция законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации и Совета Федерации, то проект соглашения одобряется или отклоняется Правительством Российской Федерации.
И еще об одном различии следует упомянуть. Договор подписывается Президентом России и должностным лицом, уполномоченным субъектом Российской Федерации на подписание договора. Что же касается соглашений, то после их одобрения Правительством Российской Федерации они подписываются руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти и должностными лицами, уполномоченными субъектом Российской Федерации на их подписание.
Правовые акты управления являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации задач и функций Президента. Правовой акт управления, исходящий от Президента, можно определить как основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление, изданное в пределах его компетенции, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления либо направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций исполнительной власти.
Правовые акты Президента имеют следующие характерные черты: подзаконность, правовой характер, императивность.
Подзаконность акта управления означает, что издаваемый акт не должен противоречить требованиям действующих законодательных актов и должен издаваться в пределах компетенции Президента Российской Федерации.
Правовой характер актов управления означает их способность вызывать определенные юридические последствия. Эти последствия могут выражаться в установлении соответствующих правил поведения (норм) общего характера или затрагивать отношения, связанные с конкретными лицами.
Императивность акта управления связана с государственно-властными полномочиями Президента Российской Федерации и выражается в обязательности исполнения, независимо от желания исполнителей.
Наконец, Президент России в соответствии со статьей 107 и 108 Конституции Российской Федерации подписывает и обнародует принятые Федеральным Собранием законы, завершая, тем самым, законотворческий процесс. Без этого ни один закон не приобретает юридической силы.
Правовые акты Президента
могут издаваться в пределах его
конституционных полномочий. Круг вопросов,
которые могут в них
Информация о работе Президент Российской Федерации в системе субъектов административного права