Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:42, курсовая работа
Цель работы – комплексный анализ содержания и направлений осуществления полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти
Задачами работы являются рассмотрение процесса становления и развития института Президента в РФ, анализ правового статуса Президента РФ, рассмотрение классификации полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти, выявление актуальных проблемы взаимодействия Президента РФ и органов исполнительной власти и определить пути их решения.
Введение 3
1. Президент российской федерации в системе субъектов административного права
1.1 Виды полномочий Президента Российской Федерации 5
1.2 Понятие и виды форм осуществления полномочий Президентом
Российской Федерации в сфере исполнительной власти 11
2. Взаимодействие Президента Российской Федерации с органами исполнительной власти России
2.1 Взаимодействие Президента с федеральными органами
исполнительной власти Российской Федерации 16
2.2 Взаимодействие Президента с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации 24
Заключение 2
Список используемой литературы 30
Во-первых, в соответствии с ней, указы Президента не могут противоречить Конституции России, федеральным конституционным и федеральным законам (статья 90).
Во-вторых, Президент не может издавать свои правовые акты, если Конституция или федеральный закон содержит прямое предписание о том, что какой-то конкретный вопрос подлежит регулированию только законом.
В-третьих, в Конституции и некоторых законодательных актах предусматривается необходимость регулирования определенных отношений исключительно указами Президента. Так, военное и чрезвычайное положение вводятся указами Президента (статьи 87, 88, Конституции Российской Федерации). Указами Президента вносятся изменения в статью 65 Конституции при изменении наименования субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Президент
Российской Федерации обладает широким
кругом полномочий, которые реализуются
посредством издания им правовых
актов. В заключение можно добавить,
что акты Президента Российской Федерации,
как и все действующие
Однако никем не оспаривается
тот факт, что во многих случаях
акты главы государства не только
запустили механизм реформ во многих
областях общественной жизни, но и заставили
законодателя поторопиться с созданием
необходимой базы для их проведения.
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ОРГАНАМИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИИ
2.1. Взаимодействие
Президента с федеральными органами исполнительной
власти Российской Федерации
Раскрывая проблему взаимодействия
Президента Российской Федерации с
федеральными органами исполнительной
власти, следует остановиться не только
на полномочиях главы государства
в данной области, но, прежде всего,
определить понятие самой исполнительной
власти и охарактеризовать Правительство
Российской Федерации как орган,
на который Конституцией Российской
Федерации возложено
Особенность органов исполнительной
власти заключается в том, что
они выполняют исключительно
государственно-властные полномочия в
системе разделения властей и
находятся в непосредственном контакте
и постоянном взаимодействии с двумя
другими ветвями
Федеральный орган исполнительной власти - самостоятельный структурный элемент как целостной системы органов исполнительной власти (статья 78 Конституции Российской Федерации), так и системы федеральных
__________________________
5 Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2005. С. 123.
органов исполнительной власти,
призванных осуществлять и реализовывать
свою компетенцию по предметам ведения
Российской Федерации. Принципы организации
и деятельности системы федеральных
органов исполнительной власти обусловлены
государственным строем России как
демократического правового государства,
задачами социального государства,
политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека.
Принципы деятельности органов исполнительной
власти обусловлены нормами
Согласно части 1 статьи 110 Конституции России исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство Российской Федерации. Его компетенция, порядок формирования, состав определяются Конституцией, федеральными конституционными и федеральными законами, а также нормативными указами Президента. В настоящее время Правительство состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Говоря о Правительстве как об органе исполнительной власти, необходимо выделить две основные его функции: во-первых, организацию исполнения законов, принятых Федеральным Собранием, во-вторых, организацию контроля над исполнением законов и указов Президента органами исполнительной власти сверху донизу. Здесь налицо взаимодействие Президента и Правительства.
____________________
6 Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М., 2004. С. 292-293.
Закрепив самостоятельность исполнительной власти, Конституция Российской Федерации, вместе с тем, сохранила за Президентом возможность кардинально влиять на руководство исполнительной властью в целом.
Достаточно сказать, что
в семи из восьми статей Главы шестой
Конституции (статьи 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117)
закреплено непосредственное или опосредованное
участие Президента в работе Правительства,
определении его
Главе государства предоставлено право назначать и освобождать от должности высших руководителей практически всех органов исполнительной власти. Но Конституция Российской Федерации оговорила некоторые законодательные ограничения полномочий Президента по формированию этих органов. Согласно пункту 2 статьи 112 Конституции России, Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. В то же время согласно пунктам «а», «г», «д» статьи 83 Конституции только глава государства назначает, с согласия Государственной Думы, Председателя Правительства России.
Наибольший объем полномочий
закреплен за Президентом в сфере,
связанной не только с формированием,
но и с деятельностью органов
исполнительной власти. И это закономерно,
так как исполнительные органы государственной
власти являются важнейшим каналом
практической реализации программных
установок Президента, получивших одобрение
на всенародных выборах и
Как отмечено выше, Президент
по Конституции Российской Федерации
не является главой исполнительной власти.
Специфика полномочий Президента и
Правительства, их взаимодействие, связь
и соотношение их компетенции
таково, что делает правомерным достаточно
активные каналы влияния Президента
на деятельность Правительства. Президент
России имеет право
В предусмотренных Конституцией
Российской Федерации случаях Председатель
Правительства может временно исполнять
обязанности Президента Российской
Федерации. Правительство Российской
Федерации может подать в отставку,
которая принимается или
Так, система органов исполнительной
власти - это виды органов исполнительной
власти, а структура - конкретный их
перечень. Указом Президента Российской
Федерации от 09 марта 2004 года № 314 «О
системе и структуре
В настоящее время в
соответствии с Указом Президента Российской
Федерации от 20 мая 2004 года № 649 «Вопросы
структуры федеральных органов
исполнительной власти» структура
федеральных органов
Федеральное министерство является
федеральным органом
Выделяются и функциональные министерства. Так, Министерство финансов Российской Федерации, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной, страховой политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств 7.
Все существующие в настоящее время федеральные министерства условно можно разделить на несколько групп, а именно создаваемые:
а) в административно-
Информация о работе Президент Российской Федерации в системе субъектов административного права