Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:42, курсовая работа
Цель работы – комплексный анализ содержания и направлений осуществления полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти
Задачами работы являются рассмотрение процесса становления и развития института Президента в РФ, анализ правового статуса Президента РФ, рассмотрение классификации полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти, выявление актуальных проблемы взаимодействия Президента РФ и органов исполнительной власти и определить пути их решения.
Введение 3
1. Президент российской федерации в системе субъектов административного права
1.1 Виды полномочий Президента Российской Федерации 5
1.2 Понятие и виды форм осуществления полномочий Президентом
Российской Федерации в сфере исполнительной власти 11
2. Взаимодействие Президента Российской Федерации с органами исполнительной власти России
2.1 Взаимодействие Президента с федеральными органами
исполнительной власти Российской Федерации 16
2.2 Взаимодействие Президента с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации 24
Заключение 2
Список используемой литературы 30
б) в различных сферах экономической и хозяйственной жизни общества (промышленности и энергетики, сельского хозяйства, транспорта и связи, природных ресурсов, финансов);
в) в социально-культурной
сфере (здравоохранении и
Компетенция и полномочия
федеральных министерств
На основе своих конституционных полномочий Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами непосредственно руководит деятельностью ряда федеральных органов исполнительной власти, а Правительство лишь координирует их деятельность. К таковым относятся: Министерство внутренних дел; Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел; Министерство обороны; Министерство юстиции; Федеральная миграционная служба; Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству; Федеральная служба по оборонному заказу; Федеральная служба по техническому и экспортному контролю; Федеральная служба исполнения наказаний; Федеральная регистрационная служба; Федеральная служба судебных приставов; Государственная фельдъегерская
___________________
7 Постановление Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2004 года № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1478.
служба; Служба внешней разведки; Федеральная служба безопасности; Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков; Федеральная служба охраны; Федеральное агентство специального строительства; Главное управление специальных программ Президента (агентство); Управление делами Президента (агентство).
Президент утверждает по представлению
Председателя Правительства положения
о них, назначает их руководителей,
а также осуществляет иные полномочия
как Верховный
Формирование Президентом
Российской Федерации Правительства,
назначение его персонального состава
обязывают его оценивать
Действующим федеральным законодательством регулируется совместная деятельность Правительства Российской Федерации и Президента России в сфере законотворчества - при подготовке как указов Президента, так и постановлений Правительства, затрагивающих пограничные сферы их деятельности 8. Позитивным моментом последних лет является прекращение предварительного согласования в Администрации Президента Российской Федерации проектов правительственных актов, постановлений и распоряжений, подготовленных к подписанию. В прошлом такая практика превращалась в мелочную опеку со стороны Администрации Президента России. Теперь согласование проводится только по проектам, затрагивающим вопросы компетенции Правительства Российской Федерации 9.
Формы взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации: Правительство участвует в реализации ежегодных посланий Президента Парламенту - в той их части, где изложены как оценка положения дел в сфере формирования законодательной базы деятельности государства, так и задачи, стоящие перед субъектами законотворчества в будущем.
_____________________________
8 Шувалов И.И. Правительство Российской Федерации в законотворческом процессе. М., 2004. С. 87.
9 Конституционное законодательство
России. С. 168.
В системе государственной
власти Президент Российской Федерации
и Правительство Российской Федерации
- это конституционные органы различного
назначения и статуса. Правительство
Российской Федерации, осуществляя
исключительно исполнительную власть,
выступает и с формально-
Подводя итог, можно сказать
следующее: суждения о взаимодействии
Президента Российской Федерации и
Правительства, о месте Президента
в системе государственной
______________________________
10 Окуньков Л.А. Варианты взаимодействия Президента Российской Федерации с другими органами власти // Исполнительная власть: организация и взаимодействие. М., 2000. С. 128.
человека, общества, законности
в сложный период развития российской
государственности.
2.2. Взаимодействие Президента с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Президент как глава государства
совместно с Правительством обеспечивает
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации осуществление
Важной предпосылкой успешной реализации этой задачи является конституционное установление о том, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в России (часть 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации).
Деятельность Президента,
Правительства, других федеральных
органов исполнительной власти строится
на строгом учете принципов
В область совместных полномочий, которые закреплены за субъектами Российской Федерации, а также их исключительных полномочий (статья 73 Конституции), федеральные органы вторгаться не могут. В данной области субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Эти начала и определяют взаимодействие федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Определенными полномочиями
в рассматриваемой сфере
Часть 2 статьи 85 Конституции Российской Федерации наделяет Президента России правом приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов федерации в случае противоречия их Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (причем Президент не обязан обращаться в суд при приостановлении действия таких актов).
Президент вправе, в предусмотренных
Федеральным законом случаях, отрешить
от должности высшее должностное
лицо (руководителя высшего исполнительного
органа государственной власти), что
влечет за собой отставку возглавляемого
указанным лицом высшего
Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о недоверии высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении его от должности.
Важно отметить полномочие Президента Российской Федерации по назначению временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, в случаях: а) досрочного прекращения полномочий руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; б) временного отстранения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации от должности, в том числе Президент Российской Федерации в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством России, вправе по представлению Генерального прокурора Российской Федерации временно отстранить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации от исполнения обязанностей в случае предъявления ему обвинения в совершении преступления; в) отсутствия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его самороспуска; г) непринятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представленной Президентом Российской Федерации кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в установленный срок решения о ее отклонении или о наделении указанной кандидатуры полномочиями руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; д) двукратного отклонения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации представленной кандидатуры (представленных кандидатур) на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Данными полномочиями Президент России обладает в том случае, если при отрешении от должности конституция (устав) или закон субъекта не определяет порядок временного исполнения обязанностей должностного лица субъекта Российской Федерации.
Решение Президента Российской Федерации о предупреждении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации или об отрешении его от должности принимается в форме указа, который доводится до сведения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, возможность отрешения от должности главы субъекта в совокупности с процедурой наделения его полномочиями дает окончательный ответ на вопрос о том, перед кем будет теперь отвечать глава субъекта Федерации. В этой связи возникает еще одна серьезная проблема. В случае реализации предложенного механизма ответственность за кандидата на должность высшего должностного лица субъекта и его деятельность полностью ложится на Президента страны. Если глава государства получает дополнительные властные полномочия, то, соответственно, он должен нести и большую ответственность за то, каким образом он их использует. Однако Законом не устанавливаются какие-либо дополнительные механизмы реализации ответственности Президента.
Одним из условий выполнения
Президентом России своих полномочий
является использование им согласительных
процедур, направленных на согласованное
функционирование и взаимодействие
различных органов
Таким образом, согласительные процедуры могут применяться Президентом России практически во всех случаях обнаружившихся разногласий; вместе с тем, он уполномочен Конституцией лично принимать необходимые меры, не прибегая к согласительным процедурам, непосредственно действовать, когда это необходимо, выступая как гарант Конституции.
Определенный интерес представляют положения Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». В данном акте содержится перечень показателей, включающий в себя 43 критерия оценки и характеризующий, в том числе, экономическое положение в субъекте, уровень жизни населения, ситуацию в здравоохранении, образовании, жилищно-коммунальной сфере, дорожном хозяйстве, развитие малого бизнеса, сельского хозяйства, отношения населения и власти. При этом существует перечень дополнительных показателей, который разрабатывается Комиссией при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия. Также эта Комиссия разрабатывает и утверждает методику оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов, форму доклада высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов России. Согласно указу, высшие должностные лица субъектов должны ежегодно представлять в указанную Комиссию доклады о достигнутых значениях показателей. В свою очередь, уже сама Комиссия представляет соответствующий доклад главе государства.
Информация о работе Президент Российской Федерации в системе субъектов административного права