Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 18:19, курсовая работа
Целью данной работы является изучение и обобщение материала, посвященного проблемам административной ответственности несовершенно-летних и поиск путей совершенствования законодательства.
Достижение поставленной цели предполагается путем решения следующих задач:
— раскрыть понятие и. содержание административной ответственности несовершеннолетних как самостоятельного института; — дать характеристику несовершеннолетним лицам как субъектам административной ответственности;
— рассмотреть особенности производства по делам об административных правонарушениях в комиссиях по делам несовершеннолетних.
Введение 3
1. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними 6
2. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними 16
3. Виды административных наказаний, применяемых к несовершеннолетним 21
4. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними 25
Заключение 30
Список литературы 32
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Конституция Российской Федерации закрепляет: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Особое значение имеет данная норма, если речь идет о правах и свободах ребенка.
Несовершеннолетние (дети) — особая возрастная группа. Несовершеннолетний, как правило, характеризуется неадаптированностью, которая связана с психологической неустойчивостью их личности, отсутствием соответствующего образования, профессии. Несовершеннолетний подчас лишен возможности правильно оценить ту обстановку (ситуацию), в которой он оказался, это зависит как от отсутствия жизненного опыта, так и от особенностей психики подростка. Именно органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должны обеспечить защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, должны выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и пресекать случаи вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
В реализации государственной политики в интересах детей участвуют не только органы государственной власти, но и органы местного самоуправления, общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации.
Особое место отведено органам, входящим в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В настоящий момент в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят следующие органы: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
По статистике в Российской Федерации проживает 29 млн. детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (731 тыс. детей), дети-инвалиды (587 тыс. детей), дети, находящиеся в социально опасном положении (676 тыс. детей). По прогнозам, «к 2010 г. численность детей уменьшится по сравнению с 2003 г. на 3,73 млн. человек, что определяет дальнейшую тенденцию сокращения численности населения страны. Уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения. Показатели материнской и младенческой смертности остаются на высоком уровне, только 30 % новорожденных может быть признано здоровыми. За последние 10 лет уровень заболеваемости детей в целом вырос более чем в 1,4 раза. Семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей и отсутствие контроля за поведением детей приводит последних к ранней криминализации. Статистика показывает устойчивый рост преступности несовершеннолетних (в 2003 г. совершено 145,4 тыс. преступлений, в 2004 г. — 154,4 тыс. преступлений, в 2005 году — 154,7 тыс. преступлений)".
Как показывает практика, вред от административных
правонарушений, совершаемых
Целью данной работы является изучение и обобщение материала, посвященного проблемам административной ответственности несовершенно-летних и поиск путей совершенствования законодательства.
Достижение поставленной цели предполагается путем решения следующих задач:
— раскрыть понятие и. содержание административной ответственности несовершеннолетних как самостоятельного института;
— дать характеристику несовершеннолетним лицам как субъектам административной ответственности;
— рассмотреть особенности производства по делам об административных правонарушениях в комиссиях по делам несовершеннолетних.
Объектом исследования
являются. общественные отношения, складывающиеся
в процессе привлечении. к административной
ответственности
Предмет исследования — правовые нормы, регулирующие основания и порядок привлечения, несовершеннолетних к административной ответственности.
Теоретическая и практическая значимость сформулированных в. ходе исследования выводов и предложений состоит в том, что они отражают современное видение проблем института административной. ответственности несовершеннолетних в административно-юрисдикционной деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите.
Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования и состоит из введения, 4 параграфов, заключения, списка использованной литературы.
1. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними
Административная ответственность несовершеннолетних (как и подобная ответственность родителей) определяется как форма реагирования государства на административные правонарушения, выраженная в применении к этим субъектам административного принуждения в виде конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм, и одновременно как их специфическая обязанность нести неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных мер1.
Проблема административной ответственности несовершеннолетних в последнее время приобрела острый характер не только по причине реформирования в нашей стране действующего законодательства по вопросам ювенальной политики, но и по причинам реального увеличения правонарушений, совершенных подростками.
Вопросы административной ответственности несовершеннолетних и родителей должны рассматриваться комплексно, поскольку возникает необходимость определения рамок ответственности каждого из указанных субъектов за нарушения правопорядка несовершеннолетними*(70).
Административная
Административную ответственность родителей (как компонент их правового статуса) нельзя рассматривать в отрыве от правовых обязанностей по воспитанию детей и надзору за ними. В теории это ведет к неразрешенным спорам по поводу оснований ответственности, в законодательстве — к нечетким формулировкам диспозиций правовых норм, ее устанавливающих, на практике — к возложению ответственности на тех родителей, которые виновно юридических обязанностей не нарушали. Таким образом, когда в создании условий для совершения подростками административных правонарушений окажутся виновными родители, они также должны нести административную ответственность.
В отношении несовершеннолетних действующее законодательство предусматривает общее правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. Именно комиссиям по делам несовершеннолетних и принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Но в ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ делается следующее исключение: дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 КоАП, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии2.
Статья 2.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, введенного в действие с 1 июля 2002 г., закрепляет, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Несовершеннолетний является особым субъектом административной ответственности, так как производство по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних имеет существенные особенности. Данные особенности обусловлены тем, что «ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».
Производство по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних, в силу специального статуса нарушителя права, имеет существенные отличия от обычного порядка, установленного КоАП РФ3.
Особенности производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних имеют место уже на стадии возбуждения дела (стадии фиксации факта административного правонарушения).
В случаях совершения
административного
Если несовершеннолетний:
— имеет при себе документы, удостоверяющие его личность;
— совершенное им деяние не требует дополнительного выяснения обстоятельств;
— не находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения,
то в данном случае он должен быть отпущен сразу после составления протокола об административном правонарушении.
КоАП РФ предполагает и закрепляет возможность и порядок административного задержания несовершеннолетних правонарушителей. Административное задержание является принудительной мерой, ограничивающей свободу лица, и согласно ст. 27.3 КоАП РФ может быть применено в исключительных случаях: если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и в связи с исполнением постановления по делу об административном правонарушении.
Несовершеннолетний
Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители (ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ). При этом законодатель не указывает срок, в течение которого или не позднее которого должен быть уведомлен родитель или иной законный представитель несовершеннолетнего.
Необходимо знать, что несовершеннолетний, подвергнутый административному задержанию, вправе обратиться за помощью к защитнику, который должен быть допущен к участию в производстве по делу с момента административного задержания согласно ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ. Защитником может быть как адвокат, так и иное лицо, например родственник, хороший знакомый4.
Для того чтобы обеспечить
участие защитника или
В соответствии со ст. 27.6 КоАП РФ и Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 г. № 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц» несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержаться отдельно от взрослых лиц5.
Перед отправлением задержанного
несовершеннолетнего в
В обязательном порядке несовершеннолетний должен быть осмотрен в целях выявления у него психических, инфекционных и угрожающих жизни заболеваний.
Должностное лицо, уполномоченное осуществлять административное задержание, а также иное специально уполномоченное лицо, находящееся в месте содержания задержанного лица, при необходимости приглашает для консультации и оказания медицинской помощи бригаду «скорой помощи» или иных специалистов государственных или муниципальных учреждений здравоохранения.
Как правило, необходимость вызова медицинских работников связана с состоянием алкогольного, наркотического или иного рода опьянения несовершеннолетнего, когда есть основания полагать, что существует угроза жизни и здоровью несовершеннолетнего.
В данном случае старший медицинский работник бригады «скорой помощи» или иной специалист, осуществляющий осмотр задержанного лица и оказание ему медицинской помощи, заполняют «Карту вызова». Форма «Карты вызова» утверждена еще Приказом Минздрава СССР от 4 октября 1980 г. № 1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения»6.
Информация о работе Производство по делам об ААП совершаемых несовершеннолетними