Производство по делам об ААП совершаемых несовершеннолетними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и обобщение материала, посвященного проблемам административной ответственности несовершенно-летних и поиск путей совершенствования законодательства.
Достижение поставленной цели предполагается путем решения следующих задач:
— раскрыть понятие и. содержание административной ответственности несовершеннолетних как самостоятельного института; — дать характеристику несовершеннолетним лицам как субъектам административной ответственности;
— рассмотреть особенности производства по делам об административных правонарушениях в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними 6
2. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними 16
3. Виды административных наказаний, применяемых к несовершеннолетним 21
4. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними 25
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

10 вариант Админ право Курсовая основной Производство по делам об АП совершаемых несовершеннолетними.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Введение

Конституция Российской Федерации закрепляет: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Особое значение имеет  данная норма, если речь идет о правах и свободах ребенка.

Несовершеннолетние (дети) — особая возрастная группа. Несовершеннолетний, как правило, характеризуется неадаптированностью, которая связана с психологической неустойчивостью их личности, отсутствием соответствующего образования, профессии. Несовершеннолетний подчас лишен возможности правильно оценить ту обстановку (ситуацию), в которой он оказался, это зависит как от отсутствия жизненного опыта, так и от особенностей психики подростка. Именно органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должны обеспечить защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, должны выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и пресекать случаи вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

В реализации государственной  политики в интересах детей участвуют  не только органы государственной власти, но и органы местного самоуправления, общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации.

Особое место отведено органам, входящим в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В настоящий момент в систему  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят следующие  органы: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

По статистике в Российской Федерации проживает 29 млн. детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (731 тыс. детей), дети-инвалиды (587 тыс. детей), дети, находящиеся в социально опасном положении (676 тыс. детей). По прогнозам, «к 2010 г. численность детей уменьшится по сравнению с 2003 г. на 3,73 млн. человек, что определяет дальнейшую тенденцию сокращения численности населения страны. Уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения. Показатели материнской и младенческой смертности остаются на высоком уровне, только 30 % новорожденных может быть признано здоровыми. За последние 10 лет уровень заболеваемости детей в целом вырос более чем в 1,4 раза. Семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей и отсутствие контроля за поведением детей приводит последних к ранней криминализации. Статистика показывает устойчивый рост преступности несовершеннолетних (в 2003 г. совершено 145,4 тыс. преступлений, в 2004 г. — 154,4 тыс. преступлений, в 2005 году — 154,7 тыс. преступлений)".

Как показывает практика, вред от административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, не меньше, а иногда и больше, чем  от административных правонарушений, совершаемых совершеннолетними лицами.

Целью данной работы является изучение и обобщение материала, посвященного проблемам административной ответственности несовершенно-летних и поиск путей совершенствования законодательства.

Достижение поставленной цели предполагается путем решения следующих задач:

— раскрыть понятие и. содержание административной ответственности несовершеннолетних как самостоятельного института;

— дать характеристику несовершеннолетним лицам как субъектам административной ответственности;

— рассмотреть особенности производства по делам об административных правонарушениях в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Объектом исследования являются. общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечении. к административной ответственности несовершеннолетних, за совершенные ими проступки.

Предмет исследования — правовые нормы, регулирующие основания и порядок привлечения, несовершеннолетних к административной ответственности.

Теоретическая и практическая значимость сформулированных в. ходе исследования выводов и предложений состоит в том, что они отражают современное видение проблем института административной. ответственности несовершеннолетних в административно-юрисдикционной деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите.

Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования и состоит из введения, 4 параграфов, заключения, списка использованной литературы.

 

1. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними

Административная ответственность несовершеннолетних (как и подобная ответственность родителей) определяется как форма реагирования государства на административные правонарушения, выраженная в применении к этим субъектам административного принуждения в виде конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм, и одновременно как их специфическая обязанность нести неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных мер1.

Проблема административной ответственности  несовершеннолетних в последнее время приобрела острый характер не только по причине реформирования в нашей стране действующего законодательства по вопросам ювенальной политики, но и по причинам реального увеличения правонарушений, совершенных подростками.

Вопросы административной ответственности несовершеннолетних и родителей должны рассматриваться комплексно, поскольку возникает необходимость определения рамок ответственности каждого из указанных субъектов за нарушения правопорядка несовершеннолетними*(70).

Административная ответственность  родителей предусмотрена законодательством  в связи с совершением подростками  таких нарушений правопорядка, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности, но подвергаются иным мерам правового принуждения. Поэтому указанные правонарушения подростков являются одновременно и частью основания для применения административной ответственности к родителям, и самостоятельным основанием для применения принудительных средств к ним самим.

Административную ответственность родителей (как компонент их правового статуса) нельзя рассматривать в отрыве от правовых обязанностей по воспитанию детей и надзору за ними. В теории это ведет к неразрешенным спорам по поводу оснований ответственности, в законодательстве — к нечетким формулировкам диспозиций правовых норм, ее устанавливающих, на практике — к возложению ответственности на тех родителей, которые виновно юридических обязанностей не нарушали. Таким образом, когда в создании условий для совершения подростками административных правонарушений окажутся виновными родители, они также должны нести административную ответственность.

В отношении несовершеннолетних действующее законодательство предусматривает  общее правило, согласно которому к  лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. Именно комиссиям по делам несовершеннолетних и принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Но в ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ делается следующее исключение: дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 КоАП, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии2.

Статья 2.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, введенного в действие с 1 июля 2002 г., закрепляет, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Несовершеннолетний является особым субъектом административной ответственности, так как производство по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних имеет существенные особенности. Данные особенности обусловлены тем, что «ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».

Производство по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних, в силу специального статуса нарушителя права, имеет существенные отличия от обычного порядка, установленного КоАП РФ3.

Особенности производства по делам об административных правонарушениях  в отношении несовершеннолетних имеют место уже на стадии возбуждения дела (стадии фиксации факта административного правонарушения).

В случаях совершения административного правонарушения несовершеннолетний может быть сначала  доставлен, то есть принудительно препровожден для составления протокола об административном правонарушении в специальные помещения, например участковый пункт милиции, или в служебное помещение воинской части, или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения. О доставлении несовершеннолетнего либо составляется протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

Если несовершеннолетний:

— имеет при себе документы, удостоверяющие его личность;

— совершенное им деяние не требует дополнительного выяснения обстоятельств;

— не находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения,

то в данном случае он должен быть отпущен сразу после  составления протокола об административном правонарушении.

КоАП РФ предполагает и закрепляет возможность и порядок административного задержания несовершеннолетних правонарушителей. Административное задержание является принудительной мерой, ограничивающей свободу лица, и согласно ст. 27.3 КоАП РФ может быть применено в исключительных случаях: если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и в связи с исполнением постановления по делу об административном правонарушении.

Несовершеннолетний правонарушитель может быть задержан на срок не более трех часов, а в случае если несовершеннолетний правонарушитель находится в состоянии алкогольного опьянения, срок административного задержания начинает исчисляться согласно ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ с момента вытрезвления несовершеннолетнего.

Об административном задержании несовершеннолетнего в  обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители (ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ). При этом законодатель не указывает срок, в течение которого или не позднее которого должен быть уведомлен родитель или иной законный представитель несовершеннолетнего.

Необходимо знать, что  несовершеннолетний, подвергнутый административному  задержанию, вправе обратиться за помощью  к защитнику, который должен быть допущен к участию в производстве по делу с момента административного задержания согласно ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ. Защитником может быть как адвокат, так и иное лицо, например родственник, хороший знакомый4.

Для того чтобы обеспечить участие защитника или законного  представителя несовершеннолетнего с момента административного задержания, несовершеннолетнему необходимо обеспечить реализацию данного права. Например, должна быть предоставлена возможность позвонить родителям или иным законным представителям или согласно ст. 26 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» возможность воспользоваться услугами адвоката бесплатно.

В соответствии со ст. 27.6 КоАП РФ и Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 г. № 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц» несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержаться отдельно от взрослых лиц5.

Перед отправлением задержанного несовершеннолетнего в специальное  помещение должностное лицо, уполномоченное осуществлять административное задержание, организует (проводит) личный досмотр  и досмотр вещей задержанного. О проведении данных действий должен быть составлен протокол в порядке, предусмотренном ст. 27.7 КоАП РФ, либо должна быть сделана запись в протоколе об административном задержании.

В обязательном порядке  несовершеннолетний должен быть осмотрен в целях выявления у него психических, инфекционных и угрожающих жизни заболеваний.

Должностное лицо, уполномоченное осуществлять административное задержание, а также иное специально уполномоченное лицо, находящееся в месте содержания задержанного лица, при необходимости  приглашает для консультации и оказания медицинской помощи бригаду «скорой помощи» или иных специалистов государственных или муниципальных учреждений здравоохранения.

Как правило, необходимость  вызова медицинских работников связана  с состоянием алкогольного, наркотического или иного рода опьянения несовершеннолетнего, когда есть основания полагать, что существует угроза жизни и здоровью несовершеннолетнего.

В данном случае старший  медицинский работник бригады «скорой помощи» или иной специалист, осуществляющий осмотр задержанного лица и оказание ему медицинской помощи, заполняют «Карту вызова». Форма «Карты вызова» утверждена еще Приказом Минздрава СССР от 4 октября 1980 г. № 1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения»6.

Информация о работе Производство по делам об ААП совершаемых несовершеннолетними