Производство по делам об ААП совершаемых несовершеннолетними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и обобщение материала, посвященного проблемам административной ответственности несовершенно-летних и поиск путей совершенствования законодательства.
Достижение поставленной цели предполагается путем решения следующих задач:
— раскрыть понятие и. содержание административной ответственности несовершеннолетних как самостоятельного института; — дать характеристику несовершеннолетним лицам как субъектам административной ответственности;
— рассмотреть особенности производства по делам об административных правонарушениях в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними 6
2. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними 16
3. Виды административных наказаний, применяемых к несовершеннолетним 21
4. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними 25
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

10 вариант Админ право Курсовая основной Производство по делам об АП совершаемых несовершеннолетними.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Административные правонарушения могут совершаться также несовершеннолетними, которые еще не достигли возраста административной ответственности, например в возрасте 12 — 14 лет. Также есть случаи, когда по каким-то причинам несовершеннолетний отказывается называть должностному лицу (участковому инспектору, инспектору по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и другим), осуществляющему опрос, свои имя, фамилию, координаты своих родителей, а также адрес своего проживания. В данном случае помимо решения вопроса о привлечении несовершеннолетних к административной ответственности может быть решен вопрос о помещении их в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

В центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» могут быть направлены:

1. Несовершеннолетние  до 16 лет, совершившие административное правонарушение, в случаях:

— если личности несовершеннолетних не установлены;

— если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение;

— если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение трех часов с момента доставления в подразделения органов внутренних дел.

2. Несовершеннолетние, достигшие  возраста административной ответственности  (16 лет), совершившие административное правонарушение, в случаях:

— если их личность не установлена;

— если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение;

— если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение трех часов с момента доставления в подразделения органов внутренних дел.

В данном случае на срок до 48 часов вышеуказанные несовершеннолетние могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на основании постановления руководителя органов внутренних дел или уполномоченного сотрудника органов внутренних дел7.

На срок более чем 48 часов несовершеннолетний может быть помещен в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел только на основании постановления судьи.

В соответствии со ст. 23.2 органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В случаях совершения несовершеннолетним правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ) дела об административных правонарушениях могут рассматривать должностные лица органов внутренних дел (ст. 23.3 КоАП РФ). В случаях совершения несовершеннолетним правонарушений, предусмотренных ст. 11.18 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях рассматривают органы морского транспорта (ст. 23.38 КоАП РФ), органы внутреннего водного транспорта (ст. 23.39 КоАП РФ), органы железнодорожного транспорта (ст. 23.41 КоАП РФ), органы, осуществляющие государственное регулирование в области авиации (ст. 23.42 КоАП РФ).

Комиссии по делам  несовершеннолетних и защите их прав (далее — Комиссии) являются специальными органами, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, целью деятельности которых является осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних и др.

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних не могут быть рассмотрены никакими иными органами, кроме Комиссий, за исключением вышеперечисленных случаев.

Родителям и иным законным представителям необходимо учитывать, что несовершеннолетний, совершивший  административное правонарушение, сразу  же попадает в поле зрения должностных лиц подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Так, согласно Приказу  МВД РФ от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» должностные лица ПДН ставят на учет несовершеннолетних правонарушителей на основании постановления КДН в случае совершения ими правонарушения, повлекшего применение меры административного наказания.

На несовершеннолетних, в отношении которых КДНиЗП вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, заводятся учетно-профилактические карточки.

При заведении учетно-профилактической карточки должностные лица ПДН должны проводить беседу с несовершеннолетним, его родителями или законными  представителями, разъяснять им основания постановки на учет и снятия с учета, а также должны проводить регистрацию поставленных на учет в журнале регистрации лиц, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел8.

Родителям и иным законным представителям необходимо знать, что в случае однократного совершения несовершеннолетним малозначительного правонарушения, при наличии соответствующих данных об особенностях его личности, условиях жизни и воспитания, родителях или лицах, их замещающих, должностные лица ПДН могут внести начальнику горрайоргана мотивированные предложения о нецелесообразности постановки этого несовершеннолетнего на учет. Родители или иные законные представители могут путем представления необходимой информации о несовершеннолетнем убедить должностное лицо ПДН в нецелесообразности постановки несовершеннолетнего на учет.

Таким образом, родителям  и иным законным представителям необходимо знать9:

1. Несовершеннолетний  правонарушитель может быть задержан  на срок не более трех часов, а в случае если несовершеннолетний правонарушитель находится в состоянии алкогольного опьянения, срок административного задержания начинает исчисляться согласно ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ с момента вытрезвления несовершеннолетнего.

2. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители (ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ).

3. Несовершеннолетний, подвергнутый  административному задержанию, вправе  обратиться за помощью к защитнику,  который должен быть допущен к участию в производстве по делу с момента административного задержания.

4. Несовершеннолетние, в  отношении которых применено  административное задержание, содержатся  отдельно от взрослых лиц.

5. Дела об административных  правонарушениях несовершеннолетних не могут быть рассмотрены никакими иными органами, кроме комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, за исключением вышеперечисленных нами случаев.

6. Родитель, явившийся  в заседание КДНиЗП для защиты  интересов несовершеннолетнего, должен иметь при себе документы, удостоверяющие его личность, а также не должен быть лишен родительских прав или ограничен в родительских правах. Опекуны или попечители несовершеннолетнего, представляющие интересы несовершеннолетнего, должны иметь соответствующие документы, подтверждающие, что они таковыми являются.

7. Комиссия по делам  несовершеннолетних и защите  их прав может принять решение  об удалении несовершеннолетнего,  в отношении которого ведется  дело, на время рассмотрения обстоятельств  дела, обсуждение которых может оказать на него отрицательное влияние (ч. 4 ст. 25.1 КоАП РФ).

8. Присутствие родителя  или иного законного представителя  несовершеннолетнего при рассмотрении  дела обязательно только в  том случае, если это требование  КДНиЗП. В остальных случаях — это право законного представителя несовершеннолетнего.

9. К несовершеннолетним  правонарушителем не может применяться  такая мера административной  ответственности, как административный  арест.

10. На несовершеннолетних, в отношении которых КДНиЗП вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, заводятся учетно-профилактические карточки.

11. В случае однократного совершения  несовершеннолетним малозначительного  правонарушения, при наличии соответствующих  данных об особенностях его личности, условиях жизни и воспитания, родителях или лицах, их замещающих, должностные лица ПДН могут внести начальнику горрайоргана мотивированные предложения о нецелесообразности постановки этого несовершеннолетнего на учет.

 

 

2. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними

В соответствии с федеральным  законодательством на комиссии по делам  несовершеннолетних возлагается ряд  разнохарактерных задач, которые можно  условно распределить по следующим функциональным комплексам:

1) охранительный — включает в себя задачи защиты и восстановления прав несовершеннолетних;

2) социальный — связан с противодействием ряду отрицательных общественных явлений, таких как беспризорность, безнадзорность, подростковая преступность и другие, а также с оказанием помощи в ресоциализации и социальной реабилитации несовершеннолетних;

3) организационно-методический — отражает координационную роль КДН в системе органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) административно-юрисдикционный — опосредует применение комиссиями по делам несовершеннолетних предусмотренных законодательством мер воздействия на несовершеннолетних и их родителей, а также рассмотрение дел об административных правонарушениях, относящихся к компетенции КДН10.

В свою очередь субъекты Федерации  конкретизируют и дополняют вышеуказанные  задачи в соответствии с приоритетами и потребностями своего регионального  уровня. Так, в частности, на комиссии по делам несовершеннолетних в регионах возлагаются такие задачи, как подготовка и направление в соответствующие органы предложений по обеспечению и организации контроля за условиями содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; обобщение и распространение положительного опыта работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе КДН, образованных органами местного самоуправления; взаимодействие с общественными объединениями, религиозными объединениями, прошедшими государственную регистрацию, иными организациями, а также с гражданами по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов. В связи с этим комиссии наделяются такими полномочиями, как участие в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, участие в разработке муниципальных целевых программ в интересах детей в области воспитания, образования, здравоохранения, науки, культуры, физкультуры, спорта, туризма, социального обслуживания и социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми, профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и контроль их реализации.

В соответствии с действующим законодательством комиссии по делам несовершеннолетних наделены определенными полномочиями в сфере административного процесса. Так, они имеют право возбуждать дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также о злоупотреблении родителями их родительскими правами или о пренебрежении ими родительскими обязанностями.

КоАП РФ относит комиссии по делам  несовершеннолетних и защите их прав к органам административной юрисдикции, рассматривающим подавляющее большинство дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, поскольку несовершеннолетние нуждаются в особой защите государства, в том числе и в специальной юридической защите в случае совершения ими правонарушений11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав применяют к нарушителям, достигшим шестнадцатилетнего возраста, наказания, предусмотренные санкциями соответствующих статей Особенной части (за исключением административного ареста, налагаемого на граждан с 18 лет). Меры административного взыскания не должны применяться за отдельные незначительные проступки, в том числе носящие характер озорства, шалости и т. п. Здесь целесообразно ограничиться устным замечанием, сообщить о поведении подростка его семье.

В настоящее время  административный процесс стал не менее  серьезным, чем уголовный. На всех этапах и стадиях административного  производства, от возбуждения дела об административном правонарушении и  до исполнения постановлений о назначении административного наказания или прекращения производства, значительно возросли объем и сложность процессуальных действий, совершение которых требует от должностных лиц, занимающихся правоприменительной деятельностью, знания норм не только административного права, но и других его отраслей12.

Очевидно, что в ходе рассмотрения дел первостепенное значение имеет  изучение личности несовершеннолетнего, причин и условий совершения им противоправных деяний. Такой подход к отправлению  правосудия в отношении несовершеннолетних продиктован и необходимостью выполнения требований международного права — Конвенции ООН по правам ребенка, а также Пекинских правил13.

Одним из серьезных недостатков и уязвимых с правовой точки зрения мест комиссий по делам несовершеннолетних в данном отношении выступает отсутствие (как правило) у их членов профессиональной юридической и психологической подготовки, просто необходимой для работы с подростками, что служит основанием возникновения возможности нарушения их прав.

Отмечая положительные  результаты деятельности КДН, следует  отметить, что принимаемые меры остаются недостаточно адекватными остроте  проблемы детской безнадзорности, характеризующейся  весьма широким спектром причин и проявлений.

Информация о работе Производство по делам об ААП совершаемых несовершеннолетними