Производство по делам об ААП совершаемых несовершеннолетними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и обобщение материала, посвященного проблемам административной ответственности несовершенно-летних и поиск путей совершенствования законодательства.
Достижение поставленной цели предполагается путем решения следующих задач:
— раскрыть понятие и. содержание административной ответственности несовершеннолетних как самостоятельного института; — дать характеристику несовершеннолетним лицам как субъектам административной ответственности;
— рассмотреть особенности производства по делам об административных правонарушениях в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними 6
2. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними 16
3. Виды административных наказаний, применяемых к несовершеннолетним 21
4. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними 25
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

10 вариант Админ право Курсовая основной Производство по делам об АП совершаемых несовершеннолетними.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

При этом удачный опыт отдельных регионов не всегда распространяется и перенимается КДН на территории всей России, что обусловлено отсутствием  единого целостного подхода к  организации данных органов, слабостью  координационного начала в данной сфере. Позитивной динамики в данной сфере не наблюдается, даже несмотря на создание в 2006 г. правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Малочисленность комиссий, нехватка квалифицированных кадров, их низкая мотивация — все эти факторы не позволяют КДН осуществлять серьезный постоянный контакт с соответствующим контингентом подростков, без которого невозможна успешная работа в данном направлении.

Несомненно, во многом недостаточная  эффективность функционирования КДН обусловлена и таким актуальным вопросом, как ресурсное обеспечение их деятельности. Очевидно, что с учетом объема и значимости возложенных на комиссии государственных полномочий последние должны обладать соответствующими средствами и возможностями для их полной и последовательной реализации. Как известно, адекватное финансирование социальной сферы является в России достаточно болезненной проблемой как на федеральном, так и в особенности на региональном уровне14. Представляется, что не стала исключением в данном отношении и материальная база КДН. Учитывая, что финансирование деятельности последних осуществляется в пределах субвенций, поступающих из бюджета субъекта, а также за счет средств муниципальных образований, представляется, что рассчитывать на получение должного объема средств КДН на настоящий момент не приходится. Несколько улучшают ситуацию проводимые на федеральном уровне национальные проекты и целевые программы в интересах детей <23>, определенная часть средств на реализацию которых поступает и в регионы, а также общественные инициативы различных организаций и фондов, поощряющих мероприятия по защите прав ребенка в России. Тем не менее даже указанные меры не смогли на настоящий момент способствовать созданию адекватной материально-технической базы учреждений, работающих с несовершеннолетними. Представляется, что до настоящего времени такое положение имеет место в отдельных регионах России.

Очевидно, для стабилизации ситуации в обозначенном направлении  необходимы меры не только и не столько организационно-правового характера, сколько общеэкономического, причем осуществляемые в масштабах всего государства.

Представляется целесообразным, учитывая, что на КДН возложены  обязанности по осуществлению отдельных  государственных полномочий, распределить бремя несения расходов по их образованию и деятельности между федеральным и региональным бюджетом.

Совершенствование деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и их прав в Российской Федерации  должно на настоящем этапе стать  одной из ключевых составляющих социальной политики в отношении несовершеннолетних и должно дополняться продвижением на региональном и федеральном уровнях скоординированного подхода при осуществлении реформ в области ювенальной юстиции, повышением качества потенциала всех ювенальных органов во имя усиления роли закона и защиты прав ребенка, вовлечением граждан и их объединений в решение социальных проблем и формированием на данной основе системы устойчивого экономического и социального развития российского общества15.

 

 

3. Виды административных наказаний, применяемых к несовершеннолетним

Согласно статье 3.1. «Цели  административного наказания» КоАП РФ, Административное наказание является установленной государством мерой  ответственности за совершение административного  правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Из общей классификации  видов административных наказаний  к несовершеннолетним применимы  далеко не все их них.

Необходимо отметить, что применяемые административные наказания к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, преследуют, прежде всего, цель — восстановление социальной справедливости, а также исправление и предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений16.

Высшие судебные инстанции постоянно обращают внимание на то, что административное наказание в отношении указанных лиц должно быть подчинено, прежде всего, этим целям. Это, конечно, не означает, что административное наказание помимо цели исправления, заключающегося в выработке у подростка стойкого неприятия всего, что связано с антиобщественной деятельностью, а тем более неправомерным поведением, не преследует чисто воспитательных целей, например привития уважительного отношения к личности другого человека, к результатам его труда и т. п.

Естественно, в силу вышеизложенного  очевидно, что не все административные наказания, которые предусмотрены КоАП РФ для совершеннолетних правонарушителей, могут применяться к несовершеннолетним. Так, к несовершеннолетним, совершившим административное правонарушение, не может применяться административный арест.

Штраф может назначаться  как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего  самостоятельного заработка или  имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2 КоАП).

При определении административного  наказания, назначаемого несовершеннолетнему, должны учитываться его возрастные, психические и индивидуальные особенности, с тем чтобы обеспечить с помощью административного наказания и надлежащего процесса его исполнения формирование у подростка стойкого неприятия антиобщественных, аморальных тенденций.

Основаниями для применения мер воздействия к подросткам, совершившим правонарушения, служат характер совершенных правонарушений, их общественная опасность и тяжесть последствий, причины и условия, способствующие их совершению, условия семейной жизни и воспитания, окружающая подростка среда, возраст и уровень интеллектуального развития правонарушителя, его поведение в прошлом и отношение к совершенному правонарушению17.

Решая вопрос о привлечении  несовершеннолетнего к административной ответственности в виде штрафа, КДНиЗП должна выяснить, есть ли у него самостоятельный заработок, так как при отсутствии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

Необходимо учитывать, что заработок — это вознаграждение, которое работодатель обязан выплачивать работнику в соответствии с качеством его труда по установленным нормам или в соответствии с заключенным трудовым договором. Например, пенсия или стипендия, получаемая несовершеннолетним, заработком не является.

Чаще всего несовершеннолетние, совершившие административные правонарушения, не имеют самостоятельного заработка, и штраф за них выплачивают их родители. Но это не означает, что несовершеннолетний освобождается от ответственности. В данном случае на родителя перекладывается только обязанность по уплате административного штрафа, а субъектом ответственности так и остается несовершеннолетний. И если в течение года с момента уплаты административного штрафа несовершеннолетний совершит еще одно однородное административное правонарушение, то это будет расцениваться как обстоятельство, отягчающее административную ответственность.

Часть 2 ст. 2.3 КоАП РФ, допускает возможность освобождения лица, совершившего правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет от административной ответственности с применением к нему мер, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Имеются в виду меры, налагаемые указанными комиссиями в соответствии с Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и называемые мерами воздействия (обязанность принесения публичного или в иной форме извинения потерпевшему, предупреждение, выговор или строгий выговор, возмещение материального ущерба, передача несовершеннолетнего под надзор родителей, общественных воспитателей, некоторые другие меры принудительно-воспитательного характера, а также штраф)18. Обычно административному штрафу, за административные правонарушения своих несовершеннолетних детей, подвергаются родители или лица их замещающие. Предусматривая ответственность граждан за административные правонарушения с 16 лет, Кодекс закрепляет ряд дополнительных гарантий для них. Так, к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест; несовершеннолетие является смягчающим ответственность обстоятельством; вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение — отягчающее обстоятельство. Кодекс также устанавливает процессуальные гарантии прав несовершеннолетнего, направленные на установление истины, перевоспитание нарушителя и профилактику правонарушений. Как было сказано выше к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест, но может применяться административное задержание. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Такое кратковременное ограничение свободы может применяться к несовершеннолетнему в том случае, если составление протокола об административном правонарушении обязательно, а на месте совершения данного административного правонарушения отсутствует возможность составить такой протокол19.

 

 

4. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними

Рассмотрение дел об административных правонарушениях  в отношении несовершеннолетних ведется в соответствии с гл. 29 КоАП РФ, но имеет определенные особенности.

Очень часто у родителей или законных представителей несовершеннолетних возникают вопросы. Могут ли дела о правонарушениях несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет рассматриваться в отсутствие их родителей? А также в каких случаях можно рассматривать дела об административных правонарушениях несовершеннолетних без их присутствия?20

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием несовершеннолетнего, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Но в случае если имеются данные о надлежащем извещении несовершеннолетнего или его законного представителя о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения, допускается рассмотрение дела в отсутствие правонарушителя. Следовательно, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав правомочна рассмотреть дело об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, заочно при соблюдении условий, указанных в ст. 25.1 КоАП РФ. Принятое КДНиЗП решение о рассмотрении дела в отсутствие соответствующих лиц отражается в протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении.

Комиссия по делам  несовершеннолетних и защите их прав может принять решение об удалении несовершеннолетнего, в отношении которого ведется дело, на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать на него отрицательное влияние (ч. 4 ст. 25.1 КоАП РФ).

Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные КоАП РФ, в отношении представляемых ими лиц (ч. 4 ст. 25.3 КоАП РФ). Следовательно, дело об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего по общему правилу рассматривается с участием его законных представителей. Однако данное положение не является обязательным для выполнения Комиссией.

В соответствии с ч. 5 ст. 25.3 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до 18 лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.

Комиссии в соответствии со ст. 17 Положения могут принимать к производству дело о любом ином антиобщественном поступке несовершеннолетнего.

Комиссии по делам  несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП).

Административное наказание  может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП).

Несовершеннолетние, в  отношении которых применено  административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц. В случае административного задержания несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или законные представители. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица. Законные представители извещаются о месте и времени рассмотрения данного дела. Если законный представитель по каким-либо причинам не явился, в этом случае применяется привод законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности. Привод осуществляется органом внутренних дел (милицией) на основании определения судьи, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. В остальных случаях при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет законные представители могут не присутствовать. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении21.

Процессуальными основаниями  для направления несовершеннолетних в СУВУ ЗТ выступают принимаемые  судьей:

— постановление — в отношении лиц, указанных в подп. 1 и 2;

— приговор суда — в отношении лиц, указанных в подп. 3.

Для этого инициаторами применения рассматриваемой профилактической меры — начальником органа внутренних дел или прокурором — в целях рассмотрения вопроса о возможности направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа должны быть представлены в суд следующие документы:

1) прекращенное уголовное  дело в отношении несовершеннолетнего  или материалы об отказе в его возбуждении;

Информация о работе Производство по делам об ААП совершаемых несовершеннолетними