Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 17:22, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является исследование производства по делам об обращениях граждан в государственные и иные организации с заявлениями, предложениями, жалобами.
Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи работы:
1) проанализировать содержание права граждан на обращения;
2) исследовать законодательство, регулирующее производство по делам об обращениях граждан;
3) охарактеризовать единый порядок рассмотрения и разрешения обращений граждан, установленный современным российским законодательством;
4) выявить особенности порядка рассмотрения и разрешения обращений граждан в некоторых государственных органах.
Введение………………………………………………………………………… 4
1. Формы обращений, приём, направление и регистрация писем граждан……………………………………………………………………………... 6
1.1 Формы обращений………………………………………………………....6
1.2 Приём, направление и регистрация писем граждан……………………. 9
2. Порядок рассмотрения письменных обращений…………………………. 15
2.1 Требования по рассмотрению письменного обращения граждан……. 15
2.2 Сроки рассмотрения обращения………………………………………... 16
2.3 Требования, предъявляемые к письменному обращению граждан….. 17
3. Порядок рассмотрения анонимного обращения, жалобы, устные обращения………………………………………………………………………... 21
3.1 Порядок рассмотрения анонимного обращения……………………… 21
3.2 Порядок рассмотрения жалобы………………………………………… 21
3.3 Порядок осуществления личного приёма граждан……………………. 22
3.4 Права обратившихся лиц………………………………………………... 23
4. Осуществление контроля за рассмотрением обращения граждан………. 24
4.1 Основания для постановки на контроль письменных обратившихся… 24
4.2 Основания для снятия с контроля письменных обращений…………... 25
Заключение……………………………………………………………………. 26
Список использованной литературы………………………………………… 27
Заявления граждан специального характера (по направлениям деятельности), связанные с утратой или выдачей удостоверений, разрешений, лицензий, справок, заключений, государственных регистрационных знаков, талонов, паспортов, актов, документов, предоставляющих или восстанавливающих какое-либо право, регистрируются и учитываются в соответствующих подразделениях в отдельных учетных формах. Порядок работы с такого рода обращениями регламентирован федеральным законодательством, положения настоящей Инструкции на них не распространяются.
Обращения, содержащие сообщения о происшествии, поступившие в подразделение системы МВД России посредством почтовой связи, регистрируются и учитываются в порядке, установленном настоящей Инструкцией, в течение суток докладываются руководителю подразделения системы МВД России и после рассмотрения направляются в дежурную часть органа внутренних дел для регистрации. В учетные формы подразделения делопроизводства вносятся только сведения о номере и дате их регистрации в дежурной части органа внутренних дел.
Перед вскрытием почтового отправления работниками подразделения делопроизводства проверяется правильность его адресования. Ошибочно присланные письма возвращаются на почту невскрытыми.
Все конверты, направленные гражданами в адрес подразделения системы МВД России, в том числе адресованные конкретному должностному лицу с пометкой "лично", подлежат вскрытию с соблюдением Правил работы с почтовыми отправлениями, вызывающими подозрение на содержание веществ или предметов, опасных для жизни и здоровья людей.
При обнаружении подозрительного конверта составляется акт.
После вскрытия конверта проверяется наличие в нем письменных вложений. Конверт хранится вместе с обращением в течение всего периода его рассмотрения, после чего уничтожается.
Если в конверте отсутствует письменное вложение, либо обнаружилась недостача упоминаемых автором или описью документов, составляется акт, который оформляется в соответствии с правилами делопроизводства, установленными нормативными правовыми актами МВД России, в учетные формы вносятся соответствующие отметки.
Регистрация обращений ежегодно начинается с номера 1.
При регистрации обращения на лицевой стороне первого листа указывается дата поступления и регистрационный номер подразделения системы МВД России. Если обращение поступило из организации, то указанные реквизиты проставляются на сопроводительном письме.
Учет обращений осуществляется при помощи карточек учета письменных обращений или журнала учета письменных обращений граждан, либо автоматизированной информационной системы. Картотека или журнал учета письменных обращений оформляются, ведутся и хранятся в соответствии с правилами делопроизводства.
При ведении картотечного или журнального учета перед порядковым номером проставляется первая буква фамилии автора обращения (например, В-101). Регистрационный номер может быть дополнен другими буквенными или цифровыми обозначениями, обеспечивающими систематизацию, поиск и анализ обращений (например, 5/Б-2022, где 5 - номер подразделения, или 46-Р-31, где 46 - код исполнителя).
В ходе рассмотрения обращения вся переписка по нему, в том числе при движении обращения внутри подразделения системы МВД России, ведущего самостоятельное делопроизводство, осуществляется за одним номером, присвоенном ему при регистрации. В учетные формы вносятся соответствующие сведения.
Картотека учета письменных обращений формируется из отдельных групп карточек, каждая из которых соответствует определенной букве алфавита - первой букве фамилии автора обращения. В каждой группе карточки располагаются в хронологическом порядке, за исключением карточек повторных, аналогичных и многократных обращений, каждая из которых прикладывается к карточке ранее поступившего (первого) обращения. Если карточка первого обращения находится в картотеке прошлого года, на карточке повторного обращения делается ссылка на ее номер. Нумерация обращений в каждой группе начинается с номера 1.
Журнал учета письменных обращений граждан делится на разделы, каждый из которых соответствует определенной букве алфавита - первой букве фамилии автора обращения (алфавитный журнал). Нумерация обращений в каждом разделе начинается с номера 1.
Карточки или журнал заполняются четко и разборчиво. Записи производятся ручкой, без сокращений. Исправления не допускаются. Ошибочные записи зачеркиваются и удостоверяются подписью сотрудника подразделения делопроизводства.
Основными сведениями об обращении, подлежащими обязательному учету, являются:
Дата регистрации.
Регистрационный номер.
Сведения о повторности или многократности обращения.
Фамилия и инициалы автора обращения, его адрес, название организации, исходящий номер и его дата.
Краткое содержание обращения.
Фамилия и резолюция руководителя, рассмотревшего обращение, название подразделения и (или) фамилия лица, ответственного за рассмотрение обращения.
Дата и результаты рассмотрения обращения.
Сведения об осуществлении контроля.
Сведения о месте хранения материалов рассмотренного обращения.
Коллективное обращение, то есть обращение, подписанное двумя и более авторами, а также бесфамильное обращение, поступившее от имени администрации предприятия или общественной организации конкретного предприятия, учреждения (заведения), регистрируется в общем порядке, в учетные формы вносятся первые две-три разборчиво указанные фамилии, первой указывается фамилия того автора, в адрес которого просят направить ответ. Учет производится по его фамилии. В учетных формах в графе "Примечание" проставляется отметка "коллективное" и указывается общее количество обратившихся граждан. Бесфамильные коллективные обращения регистрируются по названию организации, предприятия, учреждения (заведения), откуда они поступили.
Обращения, некорректные по содержанию, то есть в которых содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, или обращения, некорректные по изложению, то есть лишенные логики и смысла, а также текст которых не поддается прочтению, регистрируются в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.
Для приема обращений в форме электронных сообщений применяется программное обеспечение, предусматривающее обязательное заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями. Интернет-обращение распечатывается, дальнейшая работа с ним ведется как с письменным обращением в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
Глава 2 Порядок рассмотрения письменных обращений
2.1 Требования по рассмотрению письменного обращения граждан
Письменные обращения, направленные в государственные органы, иные организации (должностным лицам) с соблюдением требований настоящего Закона, иных актов законодательства России об обращениях граждан, подлежат обязательному рассмотрению должностными лицами государственных органов, иных организаций, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращении.
Письменные обращения, поступившие в государственные органы, иные организации (должностным лицам), к компетенции которых не относится решение вопросов, изложенных в обращениях, в пятидневный срок направляются в соответствующие государственные органы, иные организации (должностным лицам) с уведомлением об этом граждан либо по данным обращениям гражданам в пятнадцатидневный срок дается ответ с разъяснением, в какой государственный орган, иную организацию (к какому должностному лицу) им необходимо обратиться.
Запрещается передавать жалобы граждан в государственные органы, иные организации (должностным лицам), действия (бездействие) которых обжалуются, за исключением случаев, когда рассмотрение данной категории обращений относится к исключительной компетенции этих государственных органов, иных организаций (должностных лиц).
Письменные обращения считаются разрешенными, если поставленные в них вопросы рассмотрены, приняты необходимые меры и гражданам письменно даны ответы в сроки, указанные в частях первой и второй статьи 10 настоящего Закона.
В случае отказа гражданина от своего письменного обращения в соответствии с абзацем третьим статьи 14 настоящего Закона должностное лицо государственного органа, иной организации, рассматривающее такое обращение, принимает решение о прекращении по нему производства, за исключением случаев, когда в обращении содержатся сведения о нарушении прав, свобод и (или) законных интересов граждан.
2.2 Сроки рассмотрения обращений
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона об обращениях письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Вместе с тем в исключительных случаях на основании ч. 2 ст. 12 данного Закона руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. Аналогичным образом и на указанный срок допускается продление срока рассмотрения обращения и в случае, если орган или должностное лицо, получившие обращение, для подготовки ответа вынуждены запрашивать документы и материалы в других государственных органах или органах местного самоуправления.
Отметим, что в соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона об обращениях государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставить документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением тех, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.
2.3 Требования, предъявляемые к письменным обращениям
Статьей 7 Закона об обращениях определены требования к письменному обращению. Так, гражданин в письменном обращении обязательно указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (законодателем сделана оговорка, что отчество указывается при его наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Отступление от данных требований влечет ряд последствий, которые определяются тем, в чем именно состоит отступление от формы обращения. Так, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Тем самым гражданин, нарушивший форму обращения, в какой-то мере наказывает себя сам, самостоятельно лишаясь возможности реализовать свое конституционное право. Однако данное положение содержит и иную смысловую нагрузку; оно направлено на недопустимость доносов и наветов, когда попытка опорочить человека оформляется в форме анонимного сообщения.
Вместе с тем законодательством сделана особая оговорка в отношении обращений, в которых содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем. Понятно, что по известным причинам лицо, обращающееся с такого рода обращением, в подавляющем большинстве случаев будет как раз стремиться сохранить анонимность. Нельзя исключать и того, что подобного рода обращения могут исходить от психически неуравновешенных людей, обусловливаться узкокорыстными интересами. Поэтому в данном вопросе законодательство использует универсальное правило: подобные анонимные обращения направляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией, например в органы внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы охраны и т.д.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью или имуществу должностного лица, а также членов его семьи, в соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона об обращениях вправе оставить подобное обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом. Здесь мы можем видеть определенную взаимосвязь административного права с гражданским, одним из основных постулатов которого также является недопустимость злоупотребления правом (ст. 10 ГК РФ).
Особый случай представляет ситуация, предусмотренная ч. 4 ст. 11 Закона об обращениях. Если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению. Данное положение нуждается в пояснении. Необходимо помнить, что в соответствии с п. 4 ст. 15 Закона РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" граждане РФ вправе обращаться в государственные органы, организации, на предприятия и в учреждения РФ с предложениями, заявлениями, жалобами на государственном языке РФ, родном языке или на любом другом языке народов РФ, которым они владеют. В свою очередь, согласно п. 5 ст. 15 названного Закона, ответы на предложения, заявления и жалобы граждан даются на языке обращения. В случае невозможности дать ответ на языке обращения используется государственный язык Российской Федерации. Таким образом, говоря о невозможности прочтения обращения, законодатель имеет в виду ситуацию, когда обращение написано почерком, не позволяющим определить содержание написанного, текст обращения залит чернилами или иными веществами и т.п. ситуации, когда невозможно определить содержание написанного. Само по себе обращение, написанное не на русском языке, не может служить причиной не дать на него ответ.
Информация о работе Производство по рассмотрению обращений граждан