Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 13:24, шпаргалка
Место административного права определяется его назначением , основным содержанием которого является обеспечение исполнения законов РФ и его субъектов, на всей территории РФ органами государственной и исполнительной власти. При исполнении законов, административное право, занимая свое особое место, неизбежно вступает в тесное взаимодействие с другими отраслями права. По сути, нет ни одной сферы общественной жизни, которая выпадала бы из сферы действия административно-правового регулирования и контроля (административного права).
69…Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются:
паспорт;
дипломатический паспорт;
служебный паспорт;
паспорт моряка (удостоверение личности моряка).
Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность.
Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность.
Иностранные граждане, получившие вид на жительство в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании действительных документов, удостоверяющих их личность.
Лица без гражданства, получившие вид на жительство в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании вида на жительство.
Иностранные граждане и лица
без гражданства, признанные в порядке,
установленном федеральным
Иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, выезжают из Российской Федерации на основании данного решения.
Въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства:
в пункте пропуска через Государственную
границу Российской Федерации нарушили
правила пересечения
использовали подложные документы либо сообщили заведомо ложные сведения о себе или о цели своего пребывания в Российской Федерации;
имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
два и более раза в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации;
в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации уклонились от уплаты налога или административного штрафа либо не возместили расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или с депортацией, – до осуществления соответствующих выплат в полном объеме.
70…Юстиция как отрасль управления выполняет важные задачи по укреплению законности, организации защиты прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений.
Систему органов управления юстицией составляют: Министерство юстиции Российской Федерации, министерства юстиции республик, управления (отделы) юстиции краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России), являясь федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с Положением о нем от 4 ноября 1993 года * обеспечивает реализацию государственной политики в сфере юстиции.
Минюст России осуществляет важные функции по правовому обеспечению правотворческой деятельности Президента и Правительства Российской Федерации. Содержанием данных функций является разработка проектов нормативных актов, которые вносятся Правительством Российской Федерации в порядке законодательной инициативы; проведение по поручению Президента Российской Федерации экспертизы законов, направленных ему для подписания; представление Президенту и Правительству Российской Федерации заключений о соответствии Конституции Российской Федерации к действующему законодательству проектов актов, которые вносятся на их рассмотрение.
На него возложена координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти, регистрация принимаемых ими нормативных актов.
В процессе своей деятельности Минюст России осуществляет организационно-правовое обеспечение судебной реформы; регистрирует уставы общероссийских общественных объединений, религиозных объединений и ведет государственный реестр этих объединений; осуществляет систематизацию российского законодательства и ведет банк нормативных актов Российской Федерации; руководит судебно-экспертными учреждениями, государственными нотариальными конторами и т.п.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 года «О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации»* на Минюст России возложена функция по проведению юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Данным постановлением предписывается главам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать направление в Минюст России копий правовых актов в 10-дневный срок после их принятия, а также те официальные издания, в которых публикуются законы и иные правовые акты, принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Если Минюст России признает несоответствие правового акта Конституции Российской Федерации или федеральному закону, то оно направляет мотивированное заключение в тот орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который принял акт, а также в соответствующие федеральные органы государственной власти.
Таким образом, цель юридической экспертизы правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, состоит в выработке мер федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, направленных на обеспечение соответствия конституций, уставов, законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 года «О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации»* закрепил за Минюстом России осуществление экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации; контроль за соответствием ведомственных нормативных актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации. Ему предоставлено право вносить Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации представления о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и др.
Нормативные акты, в том числе инструкции и разъяснения Минюста России по вопросам организационного обеспечения деятельности государственного нотариата, органов записи гражданского состояния, организации судебных экспертиз, ведения судебной статистики, а также по другим вопросам их компетенции, являются обязательными для нотариальных учреждений, органов исполнительной власти и для других адресатов, на которые они распространяются.
Задачи и функции министерств юстиции республик, управлений (отделов) юстиции краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в основном аналогичны задачам и функциям Минюста России, однако сфера их деятельности ограничена той территорией, на которой они действуют, а также теми вопросами, которые отнесены к их ведению.
Так, например, управления (отделы) юстиции осуществляют регистрацию и выдают лицензии гражданам и юридическим лицам на право занятия деятельностью по оказанию правовых услуг населению и юридическим лицам; согласовывают место нахождения юридических консультаций; организуют работу государственных нотариальных контор, проверяют их деятельность и т.п.
Задачи, стоящие перед органами управления юстицией, решаются ими как в процессе реализации их функций и полномочий, руководства учреждениями судебных экспертиз и государственных нотариальных контор, так и в процессе сотрудничества с объединениями и организациями адвокатов, взаимодействия с нотариусами, занимающимися частной практикой и их объединениями, а также с органами записи актов гражданского состояния.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 1996 года утверждена Концепция реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации,* которая направлена на усиление их роли и ответственности в реализации правовой политики Российской Федерации. По отдельным позициям данная концепция начала претворяться в жизнь. Так, например, Законом Российской Федерации от 21 июля 1997 года «О судебных приставах»** на Минюст России возложено организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов.
71….Административно-правовой
режим (в широком смысле) –
общий режим деятельности
Административно-правовой режим (в узком
смысле) – совокупность правил поведения,
деятельности граждан и юридических лиц,
закрепленных в нормативных правовых
актах, порядок реализации ими прав и законных
интересов в определенных ситуациях в
сфере публичного управления, направленный
на обеспечение общественного порядка
и общественной безопасности специально
создаваемыми для этой цели органами,
подразделениями и службами органов государственного
управления.
Признаки административно-правовых режимов:
• устанавливаются в сфере публичного
управления, сфере деятельности органов
исполнительной власти;
• регламентируются, в основном, нормами
административного права;
•закрепляют, детализируют правила поведения
граждан, государственных органов, общественных
объединений, предприятий и учреждений;
• вводятся дополнительные ограничения,
возлагаются дополнительные обязанности;
• широко применяются административные
методы воздействия;
•вводится дополнительный контроль за
соблюдением правил поведения гражданами
и юридическими лицами, а также государственной
администрацией;
• нарушение правил режима влечет за собой
применение дополнительных мер государственного
принуждения.
По степени принадлежности режимов к обеспечению
национальной безопасности существуют:
режимы обеспечения безопасности государства
(государственной тайны, Государственной
границы, пограничного режима, режима
въезда в Российскую Федерацию и др.); режимы
обеспечения безопасности государства
и общественного порядка (пребывание иностранных
граждан на территории Российской Федерации);
режимы обеспечения (охраны) общественного
порядка (порядок оборота огнестрельного
оружия, взрывчатых и ядовитых веществ,
радиоактивных изотопов, наркотических
веществ – разрешительные режимы;паспортно-визовый
режим); административно-правовые режимы,
направленные на достижение целей в иных
отраслях управления (таможенный режим,
санитарный режим и др.); комплексные административно-правовые
режимы (в условиях массовых беспорядков,
эпидемии, эпизоотии, стихийных бедствий,
техногенных процессов, военной угрозы
и др.).
В зависимости от субъекта установления
разделяют федеральные режимы (устанавливаемые,
регулируемые федеральными органами государственной
власти), региональные режимы (устанавливаемые,
регулируемые органами государственной
власти субъектов РФ) и местные режимы
(устанавливаемые, регулируемые органами
местного самоуправления).
По времени действия различают постоянные
(действуют непрерывно) и временные (действуют
при наступлении определенных юридических
фактов) режимы.
В зависимости от юридических свойств
бывают ординарные и экстраординарные
режимы.
72…Чрезвычайное положение
– это особый правовой режим
деятельности органов
Режим чрезвычайного положения допускает
введение отдельных ограничений прав
и свобод граждан РФ, иностранных граждан,
лиц без гражданства, прав организаций
и общественных объединений, а также возложение
на них дополнительныхобязанностей. Чрезвычайное
положение вводится в целях обеспечения
безопасности граждан и защиты конституционного
строя РФ.
Оно вводится в случаях непосредственной
угрозы жизни и безопасности граждан или
конституционному строю РФ: 1) попытки
насильственного изменения конституционного
строя РФ, захвата или присвоения власти,
вооруженного мятежа, массовых беспорядков,
террористических актов и т. п.; 2) чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера,
чрезвычайных экологических ситуаций,
эпидемии и эпизоотии, возникших в результате
аварий, опасных природных явлений, катастроф,
стихийных и иных бедствий, повлекших
или могущих повлечь человеческие жертвы,
нанесение ущерба здоровью людей и окружающей
природной среде, а равно значительное
нанесение материального ущерба в результате
тех же причин.
Чрезвычайное положение на всей территории
РФ или в ее отдельных местностях вводится
Указом Президента РФ, который обязан
немедленно сообщить об этом палатам Федерального
Собрания РФ. Срок, на который вводится
чрезвычайное положение, указывается
в Указе Президента РФ.
В Российской Федерации чрезвычайное
положение вводит Президент страны при
обстоятельствах, предусмотренных Федеральным
Конституционным Законом «О чрезвычайном
положении», с незамедлительным сообщением
об этом Совету Федерации и Государственной
Думе.
Чрезвычайное положение вводится лишь
при наличии обстоятельств, представляющих
«непосредственную угрозу жизни и безопасности
граждан или конституционного строя Российской
Федерации». Такие основания подразделяются
на две категории:
• попытки насильственного изменения
конституционного строя Российской Федерации,
вооружённый мятеж, региональные конфликты
и т. п.
• чрезвычайные ситуации природного и
техногенного характера, стихийные бедствия
и т. п. (ст. 3).