Шпаргалки по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 13:24, шпаргалка

Описание работы

Место административного права определяется его назначением , основным содержанием которого является обеспечение исполнения законов РФ и его субъектов, на всей территории РФ органами государственной и исполнительной власти. При исполнении законов, административное право, занимая свое особое место, неизбежно вступает в тесное взаимодействие с другими отраслями права. По сути, нет ни одной сферы общественной жизни, которая выпадала бы из сферы действия административно-правового регулирования и контроля (административного права).

Файлы: 1 файл

AP_ekzam.docx

— 135.03 Кб (Скачать файл)

 

 

36….административно-правовыми методами являются способы и приемы непосредственного Целенаправленного воздействия исполнительных органов (должностных лиц) согласно закрепленной за ними компетенции, в установленных пределах и в определенной форме на подчиненные им органы и граждан. 
Методы проявляются в формах управления, через взаимодействие субъектов и объектов управления, сложившиеся между ними связи. В них отражаются воля государства, полномочия юридически властного характера, принадлежащие исполнительным органам. Поэтому методы управления юридически оформлены, закреплены административно-правовыми нормами. 
 
Виды административно-правовых методов 
Метод убеждения - административно-правовой метод, применяемый субъектами исполнительной власти в виде поощрения, стимулирования, морального воздействия, воспитания. Принуждение традиционно рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу нерезультативности убеждения. В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной или административной ответственности. Из множества классификационных вариантов, как правило, наиболее распространенным является выделение двух групп методов, а именно - административных и экономических. Акцент именно на этих вариантах порождает до сегодняшнего дня немало противоречивых суждений, разночтении, а потому проблема методов управления нуждается в детальном освещении.

 

 

 

37…Административная ответственность представляет собой административное принуждение в виде применения уполномоченным органом (дол жностным лицом) административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Для административной ответственности  характерна множественность правовых норм, которыми регулируются разнообразные  аспекты деятельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах. Административной ответственности  присущ всеобщий характер, т. е. нормы  и правила обязательны для  всех без исключения.

2.   Административная ответственность как правовой институт организуется на принципах.

•   законности;

•   равенства перед законом;

•   целесообразности ответственности;

•   неотвратимости наказания в случае привлечения к ответственности;

•   индивидуализации мер ответственности;

•   гласности.

3. Особенности административной  ответственности, которые позволяют  установить ее отличие от других  видов ответственности:

•   административная ответственность регулируется нормами института административной ответственности, которые содержатся в законах и подзаконных актах (уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная ответственность - законодательством о труде, подзаконными актами, которые устанавливают особенности положения отдельных категорий служащих и рабочих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством);

82 

основанием административной ответственности является административное правонарушение (основанием уголовной  ответственности является преступление, дисциплинарной - дисциплинарный проступок, материальной - причинение материального  вреда);

•   субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица (субъекты уголовной ответственности - только физические лица);

•   за административные правонарушения применяются административные наказания (за преступления - меры уголовной ответственности, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания);

•   административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (меры уголовной ответственности определяются только судом; дисциплинарные взыскания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью; материальные - судами общей юрисдикции и арбитражными судами);

•   применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы - лицо, к которому оно применено, считается подвергнутым административному наказанию в течение определенного срока (применение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершение преступления, влечет судимость; один из видов дисциплинарного взыскания - увольнение с работы);

•   меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях (уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности -в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства).

 

 

38…Административное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. 
Особенности административного принуждения: 
1. основывается на нормах административного права; 
2. применяется как физическими, так и юридическими лицам; 
3. применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права; 
4. закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах; 
5. применяется широким кругом уполномоченных субъектов; 
6. система мер административного принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия); 
Цели административного принуждения: 
• предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, не связанных с правонарушением; 
• пресечение правонарушений; 
• восстановление нарушенного состояния; 
• процессуальное обеспечение; 
• наказание (ответственность) правонарушителя. 
По характеру и специфике правонарушения выделяют меры психического воздействия, меры физического воздействия, меры материального (имущественного) воздействия, меры организационного воздействия. 
По субъекту применения существуют меры, применяемые индивидуальными субъектами и применяемые коллективными субъектами. 
По нормативным основаниям меры принуждения могут основываться на законах и подзаконных актах. 
Применяются меры либо в административном (внесудебном), либо в судебном порядке. 
Меры принуждения могут быть основаны на правонарушениях, на иных фактах (аномалии с правовым содержанием). 
По сфере воздействия выделяют внутриорганизационные и внеш-невластные меры. 
По способу обеспечения общественного порядка и целевому предназначению существуют меры административного предупреждения,административного пресечения, административно-процессуального обеспечения, административные правовосстановительные меры (мерызащиты), меры административного наказания. 
Стадии применения мер административного принуждения: 
анализ правоохранительной ситуации; 
выбор меры административного принуждения; 
проверка действенности выбранной меры административного принуждения; 
принятие (оформление) решения о применении меры административного принуждения; 
реальное применение меры административного принуждения; 
анализ эффективности применения меры административного принуждения; 
внесение корректив в последующую правоприменительную деятельность.

 

 

 

39…Меры административного  пресечения это вид мер административного  принуждения, применяемых в целях  прекращения противоправного деяния  и предотвращения наступления  вредных последствий. 
Основание применения мер административного пресечения – противоправное деяние, указанные меры могут применяться только в момент его совершения. 
Мерами административного пресечения выступают: требование прекратить противоправное деяние; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; временное отстранение от работы инфицированных больных; запрещение эксплуатации неисправного транспорта;  
В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении применяются следующие меры: 
– доставление; 
– административное задержание; 
– личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; 
– изъятие вещей и документов; 
– отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; 
– медицинское освидетельствование на состояние опьянения; 
– задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; 
– арест товаров, транспортных средств и иных вещей; 
– привод; 
– временный запрет деятельности. Доставление – принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении.

 

 

40…Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КОАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 
Признаки административного правонарушения: 
– административным правонарушением является деяние: действие или бездействие; 
– деяние является противоправным, т. е. нарушает установленные в государстве нормы поведения; 
– деяние должно быть виновным; 
– за совершение данного деяния предусмотрена административная ответственность. 
С точки зрения состава административного правонарушения необходимо рассматривать его: 
– субъект; 
– субъективную сторону; 
– объект; 
– объективную сторону

 

41….Административное  взыскание - индивидуальная мера  ответственности за административное  правонарушение. Применяется в целях: " воспитания лица, совершившего  административное правонарушение, в духе соблюдения законов  и уважения к правопорядку; " предупреждения совершения им  новых правонарушений; " предупреждение  совершения правонарушений другими  лицами (ст. 23 КоАП РСФСР). Основными видами административных взысканий являются: " предупреждение; " штраф; " возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения или непосредственным объектом административного правонарушения; " конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; " лишение специального права, представленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты); " исправительные работы; " административный арест; " выдворение из пределов Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства; " возмездное изъятие; " конфискация; " лишение специальных прав; " исправительные работы; " административный арест.

 

 

42…Понятие и принципы  административного процесса. 
1. Административный процесс – это совокупность действий, со-вершаемых исполнительными органами для реализации возложенных на них задач и функций. 
Особенности административного процесса: 
1. Представляет собой разновидность властной деятельности субъ-ектов исполнительной власти. 
2. Целью является достижение определенных юридических резуль-татов и разрешение управленческих дел. 
3. Промежуточные и окончательные итоги процесса закрепляются в официальных документах (протокол, постановление). 
Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность: 
– принцип законности; 
– принцип процессуального равенства означает равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения; 
– принцип материальной истины – решение, принятое в рамках административного процесса, должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения; 
– принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать во всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом; 
– принцип гласности – административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса;

 

 

43….Производство  по делам об административных  правонарушениях - это деятельность  уполномоченных субъектов по  применению административных взысканий,  осуществленная в административно-процессуальной  форме. Это производство - составная  часть административно-юрисдикционного процесса. 
 
Следует отметить, что основными элементами процессуальной формы являются группы норм, регулирующих: 
 
1) цели и принципы производства; 
 
2) круг его участников, их права и обязанности; 
 
3) систему совершаемых действий, их последовательность, стадии производства; 
 
4) сроки совершения действий; 
 
5) виды и условия использования доказательств; 
6) подведомственность дел, властных действий; 
 
7) содержание и порядок оформления процессуальных документов; 
 
8) виды, размеры и порядок применения мер процессуального принуждения. 
 
Производство представляет собой разновидность исполнительно-распорядительной деятельности, в нем действуют ее общие принципы: законности, демократизма (гласности, участия общественности), оперативности. Производство осуществляется и на основе общих норм и принципов административного права. 
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются судьями, органами, должностными лицами в пределах их компетенции, установленной гл. 23 КоАП РФ. 
Дела об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к ведению судей гарнизонных военных судов, судей районных судов, судей арбитражных судов, а также мировых судей, определены ст. 23.1 КоАП РФ.

 

 

44….татья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении

1. Поводами к возбуждению  дела об административном правонарушении  являются:

1) непосредственное  обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы  об административных правонарушениях,  достаточных данных, указывающих  на наличие события административного  правонарушения;

2) поступившие из  правоохранительных органов, а  также из других государственных  органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений  материалы, содержащие данные, указывающие  на наличие события административного  правонарушения;

3) сообщения и  заявления физических и юридических  лиц, а также сообщения в средств ах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

4) фиксация административного  правонарушения в области дорож-г0  движения работающими в автоматическом  режиме специальными техническими  средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или  средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

Информация о работе Шпаргалки по "Административному праву"