Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 13:24, шпаргалка
Место административного права определяется его назначением , основным содержанием которого является обеспечение исполнения законов РФ и его субъектов, на всей территории РФ органами государственной и исполнительной власти. При исполнении законов, административное право, занимая свое особое место, неизбежно вступает в тесное взаимодействие с другими отраслями права. По сути, нет ни одной сферы общественной жизни, которая выпадала бы из сферы действия административно-правового регулирования и контроля (административного права).
отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;
объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;
документы, исследованные при рассмотрении дела.
Протокол о рассмотрении
дела об административном правонарушении
подписывается
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
о назначении административного наказания;
о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
46….Правом на обжалование
постановлений по
– лицо, в отношении которого ведется
административное дело;
– потерпевший;
– законный представитель физического
лица;
– законный представитель юридического
лица;
– защитник и представитель.
Постановление по делу об административном
правонарушении может быть обжаловано:
– вынесенное судьей – в вышестоящий
суд;
– вынесенное коллегиальным органом –
в районный суд по местонахождению коллегиального
органа;
– вынесенное должностным лицом – в вышестоящий
орган, вышестоящему должностному лицу
либо в районный суд по месту рассмотрения
дела;
– вынесенное иным органом, созданным
в соответствии с законом субъекта Российской
Федерации, – в районный суд по месту рассмотрения
дела.
По результатам рассмотрения жалобы выносится
решение.
В течение трех суток со дня поступления
жалобы она направляется на постановление
по делу об административном правонарушении
со всеми материалами дела в соответствующий
суд, вышестоящий орган, вышестоящему
должностному лицу.
Жалоба на постановление судьи о назначении
административного наказания в виде административного
ареста либо административного выдворения
подлежит направлению в вышестоящий суд
в день получения жалобы.
Жалоба на постановление по делу об административном
правонарушении государственной пошлиной
не облагается.
Жалоба на постановление по делу об административном
правонарушении может быть подана в течение
десяти суток со дня вручения или получения
копии постановления.
В случае пропуска срока он по ходатайству
лица, подающего жалобу, может быть восстановлен
судьей или должностным лицом, правомочными
рассматривать жалобу.
Жалоба на постановление по делу об административном
правонарушении подлежит рассмотрению
в десятидневный срок со дня ее поступления
со всеми материалами дела в суд, орган,
должностному лицу, правомочным рассматривать
жалобу.
По результатам рассмотрения жалобы на
постановление по делу об административном
правонарушении выносится одно из следующих
решений:
– об оставлении постановления без изменения,
а жалобы без удовлетворения;
– об изменении постановления;
– об отмене постановления и о прекращении
производства по делу, а также при недоказанности
обстоятельств, на основании которых было
вынесено постановление;
47…Для обеспечения обоснованного,
справедливого привлечения нарушителей
к административной ответственности и
назначения административных наказаний
большое значение имеет определение круга
государственных органов (должностных
лиц), полномочных рассматривать и решать
дела об административных правонарушениях.
Так, государственные инспекции и их должностные
лица выявляют нарушения, задерживают
нарушителей, составляют протоколы о правонарушениях;
другие органы (должностные лица), уполномоченные
законом, рассматривают эти дела; учреждения
банка принимают штрафные суммы; судебные
приставы исполняют постановления о назначении
административных наказаний и т.д.
Вместе с тем среди правоприменительных
органов обоснованно выделяется центральное,
основное звено, а именно государственный
орган, разрешающий административное
дело по существу. Это орган административной
юрисдикции, уполномоченный рассматривать
и разрешать дела об административных
правонарушениях и назначать правонарушителям
административные наказания. Их деятельность
характеризуется в качестве административно-
Органы, рассматривающие дела об административных
правонарушениях, отличаются также неоднородностью
субъектов. Ряд таких органов создан специально
для разрешения дел об административных
правонарушениях (например, административные
комиссии), другие выполняют юрисдикционные
полномочия наряду с осуществлением своих
основных функций (например, комиссии
по делам несовершеннолетних и защите
их прав), у третьих, как правило, контрольно-надзорных
органов эта деятельность составляет
их основное, хотя и не единственное функциональное
назначение (например, государственные
инспекции).
Совокупность органов, рассматривающих
дела об административных правонарушениях,
характеризуется также особенностями
организационно-структурного распределения
юрисдикционных полномочий между ними.
48….Статья 248. Потерпевший
Потерпевшим является лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред.
Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, приносить жалобу на постановление по делу об административном правонарушении.
Потерпевший может быть допрошен в качестве свидетеля в соответствии со статьей 251 настоящего Кодекса.
Статья 249. Законные представители
Интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права по делам об административных правонарушениях, вправе представлять их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители).
Статья 250. Адвокат
Для оказания юридической
помощи лицу, привлекаемому к
Адвокат, участвующий в рассмотрении дела об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела; заявлять ходатайства; по поручению лица, пригласившего его, приносить от его имени жалобы на постановление по делу.
Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией.
Статья 251. Свидетель
В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу.
По вызову органа (должностного лица), в производстве которого находится дело, свидетель обязан явиться в указанное время, дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы.
Статья 252. Эксперт
Эксперт назначается органом
(должностным лицом), в производстве
которого находится дело об административном
правонарушении, в случае, когда
возникает необходимость в
Эксперт обязан явиться по вызову и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.
Эксперт вправе:
1) знакомиться с материалами
дела, относящимися к предмету
экспертизы;
2) заявлять ходатайства о предоставлении
ему дополнительных материалов, необходимых
для дачи заключения;
З) с разрешения органа (должностного лица),
в производстве которого находится дело
об административном правонарушении,
задавать лицу, привлекаемому к ответственности,
потерпевшему, свидетелям вопросы, относящиеся
к предмету экспертизы;
4) присутствовать при рассмотрении дела.
Статья 253. Переводчик
Переводчик назначается органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении.
Переводчик обязан явиться
по вызову органа (должностного лица) и
выполнить полно и точно
49…Законность — это
конституционный принцип
Законность — это точное и неуклонное
соблюдение и исполнение законов и подзаконных
актов государственными органами, должностными
лицами, органами местного самоуправления,
гражданами и их объединениями.
Из данного определения следует, что субъекты
административного права реализуют правовые
нормы в форме соблюдения и исполнения.
Точнее, законность предполагает все формы
реализации правовых норм, которые были
раскрыты в теме «Механизм административно-правового
регулирования».
Законность основывается на следующих
принципах.
1. Верховенство Конституции РФ и законов
(ст. 4 Конституции РФ), то есть обязательное
исполнение и соблюдение на территории
РФ Конституции и законов.
2. Недопустимость противопоставления
законности и целесообразности.
3. Гарантированность прав и свобод личности.
Человек, его права и свободы являются
высшей ценностью.
4. Создание обстановки неотвратимости
ответственности в случае нарушений.
Государственная дисциплина — это сознательное
соблюдение законов и иных правовых актов
субъектами права. При этом законность
выступает основой дисциплины.
Обеспечение законности в управлении
есть совместная деятельность лиц и организаций
по точному и неуклонному исполнению,
использованию, соблюдению и применению
законов и подзаконных актов в сфере управления.
Такая деятельность направлена:
на недопущение нарушений в деятельности
органов исполнительной власти и их должностных
лиц тех требований и предписаний, которые
закреплены в действующих законах и подзаконных
актах и которыми они руководствуются
в своей повседневной работе;
на своевременное и оперативное выявление,
пресечение и устранение таких нарушений;
на установление причин и условий, им способствующих;
на разработку и принятие мер, направленных
на устранение причин и условий нарушения
законности и дисциплины;
на привлечение к юридической ответственности
виновных в нарушении законности и дисциплины.
50….Президент РФ, как глава
государства, наделен
Президент осуществляет контроль за соответствием
законам и своим указам правовых актов
Правительства и других федеральных органов
исполнительной власти.
Полномочия Президента в сфере исполнительной
власти огромны. В соответствии со ст.
83 Конституции он, в частности:
1. назначает с согласия Государственной
Думы Председателя Правительства РФ;
2. имеет право председательствовать на
заседаниях Правительства;
3. принимает решение об отставке Правительства;
4. представляет Государственной Думе
кандидатуру для назначения на должность
Председателя Центрального банка России
и ставит перед Государственной Думой
вопрос об освобождении его от должности;
5. по предложению Председателя Правительства
назначает на должность и освобождает
от должности заместителей Председателя
Правительства и федеральных министров;
6. формирует и возглавляет Совет Безопасности;
7. утверждает военную доктрину;
8. формирует Администрацию Президента;
9. назначает и освобождает полномочных
представителей Президента;
10. назначает и освобождает высшее командование
Вооруженных Сил;
11. подписывает и обнародует федеральные
законы (в том числе по вопросам исполнительной
власти);
12. обращается к Федеральному Собранию
с ежегодными посланиями о положении в
стране, об основных направленияхвнутренней
и внешней политики государства;
13. осуществляет руководство внешней политикой
страны;
14. ведет переговоры, подписывает международные
договоры и ратификационные грамоты;
15. принимает верительные и отзывные грамоты
аккредитуемых при нем дипломатических
представителей.
51….Контроль органов
Контроль органов законодательной власти
проявляется в том, что Государственная
Дума:
1. дает согласие Президенту РФ на назначение
Председателя Правительства РФ;
2. решает вопрос о доверии Правительству
РФ, осуществляет контроль за деятельностью
Правительства РФ по разработке федерального
бюджета;
3. заслушивает отчет о его исполнении
(Счетная палата Российской Федерации
— постоянно действующий орган государственного
финансовою контроля, образуемый Федеральным
Собранием РФ и подотчетный ему).
Контрольные полномочия Федерального
Собрания проявляются в назначении и освобождении
от должности дипломатических представителей
РФ в иностранных государствах, для чего
требуется согласование с соответствующими
комитетами и комиссиями обеих палат.
Федеральный закон «Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов РФ» наделяет законодательный
(представительный) орган государственной
власти субъекта Российской Федерации
контрольными полномочиями в области
соблюдения и исполнения законов субъекта,
исполнения бюджета субъекта, соблюдения
установленного порядка распоряжения
собственностью субъекта Российской Федерации.
Контрольные полномочия органов законодательной
(представительной) власти закреплены
в Конституции РФ, конституциях республик,
уставахдругихсубъектовРФ. Соответственноконтрольоргановп
федеральные органы, а законодательные
органы субъектов Федерации — исполнительные
органы соответствующих республик, краев,
областей, округов, городов. Контрольные
полномочия законодательных органов закреплены
соответствующими конституциями.
контроль за федеральными органами исполнительной
власти- принадлежит Государственной
Думе, которая дает согласие Президенту
на назначение Председателя Правительства.
Отрицательную оценку деятельности Правительства
Государственная Дума вправе выразить
в постановлении о недоверии ему. В основном
Государственная Дума может влиять на
исполнительную власть с помощью бюджета.
Она дает оценку проекту федерального
бюджета, выносимому на ее рассмотрение
Правительством, которое обязано ежегодно
представлять Государственной Думе отчеты
об исполнении федерального бюджета за
прошедший год.
52…Контроль, являясь одной
из основных функций
С этих позиций можно выделить контроль
органов общей, межотраслевой и отраслевой
компетенции. В первом случае имеется
в виду распространение контрольных функций
и соответствующих им полномочий на всю
систему исполнительной власти (на уровне
РФ или ее субъектов). В иных вариантах
контрольные полномочия ограничиваются
рамками порученной данному органу сферы
деятельности. Соответственно возможно
выделение ведомственного и надведомственного
контроля. В основе различия между ними
положен фактор непосредственной подчиненности
(подведомственности) либо ее отсутствия.
53…Административный надзор
– вид деятельности специально
уполномоченных органов
Виды надзорной деятельности государства:
– отраслевой надзор (например, финансовый
надзор);
– межотраслевой надзор, осуществляемый
не только в сфере государственного управления,
но и в иных сферах общественной жизни.
Существует большое число государственных
структур, занимающихся административным
надзором. Среди них есть специализированные
ведомства. Это:
– Государственный таможенный комитет
РФ;
– Государственный комитет санитарно-эпидемиологического
надзора РФ;
– Комитет РФ по стандартизации, метрологии
и сертификации;
– Федеральный горный и промышленный
надзор России;
Особенности административного надзора:
– является особой разновидностью государственного
контроля;
– осуществляется специально уполномоченными
органами исполнительной власти и их должностными
лицами;
– деятельность по надзору осуществляется
систематически;
– цель – обеспечение правопорядка и
общественной безопасности в сфере государственного
управления;
Полномочия органов, осуществляющих административный
надзор:
– получение информации;
– применение мер административного предупреждения;
– применение мер административного пресечения;
– привлечение к административной ответственности;
– регистрация и учет;
– выдача разрешений (лицензий);
– нормотворчество.
Предметом прокурорского надзора является
исполнение законов федеральными министерствами
и ведомствами, представительными и исполнительными
органами субъектов РФ, органами местного
самоуправления, органами военного управления,
органами контроля, их должностными лицами,
а также соответствие законам издаваемых
ими правовых актов.