Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 13:24, шпаргалка
Место административного права определяется его назначением , основным содержанием которого является обеспечение исполнения законов РФ и его субъектов, на всей территории РФ органами государственной и исполнительной власти. При исполнении законов, административное право, занимая свое особое место, неизбежно вступает в тесное взаимодействие с другими отраслями права. По сути, нет ни одной сферы общественной жизни, которая выпадала бы из сферы действия административно-правового регулирования и контроля (административного права).
6. Нормативные правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления – регулируют различные сферы общественных отношений в соответствии с переданными государственно-властными полномочиями.
7. Публичные договоры – федеративные, административные договоры, соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов и т. д.
Формы источников административного права:
– правила – чаще всего обязательны для обеих сторон управленческого процесса, утверждаются, как правило, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ;
– положения – делятся на предметные (группируют нормы, призванные регулировать определенную группу отношений, и органические);
– инструкции, порядки, методические указания (рекомендации);
– уставы – в данной форме группируется значительное количество норм;
– кодексы – группируют нормы института административной ответственности. Систематизация – это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемым в соответствии с разрешаемыми этой деятельностью задачами.
Цель систематизации –
упорядочение накопленного нормативно-правового
материала с его последующим
анализом, в результате чего определяются
взаимосвязи законодательных
8….Административно-правовые
отношения - это общественные
отношения, урегулированные
Существуют многочисленные виды административно-правовых
отношений по различным классификационным
основаниям:
по своему характеру - материальные и процессуальные;
по характеру взаимоотношений участников
этих отношений - вертикальные (между министерством
и подведомственными организациями, руководителем
и подчиненными), горизонтальные (между
двумя министерствами, структурными подразделениями
всех других органов исполнительной власти
в их внутренних взаимоотношениях друг
с другом) и диагональные (между государственным
санитарным, пожарным и другими инспекторами
и должностными лицами подконтрольных
объектов);
по характеру порождающих их юридических
фактов - отношения, порождаемые правомерными
действиями и неправомерными действиями
(правоотношение, порождаемое правомерным
действием, направлено на реализацию диспозиции
правовой нормы, а порождаемое не правомерным
действием - на реализацию ее санкции);
по продолжительности действия - бессрочные,
срочные и краткосрочные;
по объему и месту в системе административно-правового
регулирования - общие, отраслевые и межотраслевые
административно-правовые отношения федерального,
регионального и местного уровня.
9…Административно-правовые отношения
представляют собой разновидность правовых
отношений, разнообразных по своему характеру,
юридическому содержанию и участникам.
Им свойственны все основные признаки
любого правового отношения, как-то: первичность правовых
норм, вследствие чего правоотношение
есть результат регулирующего
воздействия на данное общественное отношение
соответствующей правовой нормы, придающей
ему юридическую форму; регламентация
правовой нормой действий (поведения)
сторон этого отношения; корреспонденция вза
Соответственно под администрат
Такова наиболее общая характеристика административно-правового отношения, в которой выражено соотношение общего и особенного, родового и видового. Следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. Они достаточно существенны, так как на природу административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их возникновения (механизм функционирования исполнительной власти); специфика административно-правового регулирования (императивность и односторонность волеизъявлений субъектов управления); содержание административно-правовых норм, т.е. их юридической базы. На первый план выдвигаются предмет и метод административного права, которые дают необходимую основу для проведения видовых различий между правовыми отношениями.
В чем особенности
Проблема этих отношений
всегда была остро дискуссионной, причем
переход системы
10….Под субъектом
Субъекты административного
права могут быть индивидуальными
и коллективными: к индивидуальным
относятся граждане РФ, иностранные
граждане и лица без гражданства;
к коллективным – различного рода
объединения граждан, в том числе
разные по назначению и статусу организации
– государственные и
1) государственные организации
как субъекты
2) негосударственные организации
как субъекты
Одним из ярких проявлений
социальной политики государства является
административная опека – система
государственной помощи, непосредственно
не связанной с трудом, службой
лиц, которым она предоставляется.
Ее можно рассматривать как
Среди субъектов административной опеки следует выделить две категории лиц:
• слабых по демографическим признакам (сироты, одинокие матери, больные, инвалиды, члены многодетных семей, представители коренных национальностей малочисленных народностей Крайнего Севера и др.);
• жертв экстремальных ситуаций (безработные, «чернобыльцы», участники боевых действий в Афганистане и Чечне, вынужденные переселенцы, беженцы, пострадавшие от пожаров, наводнений, землетрясений и другие лица, пострадавшие от социальных кризисов, техногенных катастроф и стихийных бедствий).
Содержание государственной помощи (административной опеки) состоит из следующих элементов:
• регулярная или единовременная выплата денежных сумм;
• оказание иной материальной помощи (временное обеспечение жилой площадью, транспортные и иные услуги);
• социальное обслуживание (медицинская и санитарная помощь, льготы при поступлении в учебные заведения);
• организационная помощь в трудоустройстве, выборе места жительства, получении необходимых документов, приобретении гражданства Российской Федерации.
Административная опека основывается на ряде принципов:
1) гуманизма;
2) законности;
3) учета материальных, организационных
возможностей государства,
4) оказания помощи лишь тем, кто в этом нуждается больше всего.
Предоставление льгот, материальной
помощи без учета материального
положения людей, а лишь по общим
признакам в условиях современной
России несправедливо. Например, выплата
пособия по безработице мужу преуспевающей
предпринимательницы. Административная
опека, как правило, должна быть адресной,
предоставляться по заявлению гражданина.
При ее осуществлении также нельзя
допускать социального
В административном праве России исследуемое нами понятие не используется. Это недоразумение, хотя и приятное: государственная помощь, административная опека осуществляется в отношении миллионов граждан, а понятия, термина в источниках права нет.
Административную опеку следует отличать от смежных явлений: гражданско-правовой опеки, системы пенсионирования в связи с работой, государственной помощи малому бизнесу. Гражданско-правовая опека связана с вменяемостью, в основном состоит в юридической поддержке, заботе о воспитании, содержании. Она осуществляется физическим лицом-опекуном. А административная опека – система материальной и иной помощи, которая оказывается непосредственно государством через его органы, служащих и регламентируется административным правом.
11….Понятие правового
статуса в теории государства
и права относится к
Общепризнанным является,
что правовой статус личности –
это гарантированные
1. структура (элементы) правового статуса;
2. содержание (видовая принадлежность, то есть, отраслевые права и обязанности);
3. механизм реализации (гарантии).
По отраслевой принадлежности выделяют конституционно-правовой статус, административно-правовой, гражданско-правовой и др. Конституционный статус является основой всех иных видов отраслевых статусов. Статус личности и гражданина не отождествляется. В статьях Конституции РФ различаются термины «каждый» и «гражданин».
Административно-правовой
статус определяют как права, свободы
и обязанности граждан в области государственного
управления, закрепленные и гарантированные
государством в нормах административного
права. Он является юридическим закреплением
отношений между государством и человеком
или его объединениями в области государственного
управления. Таким образом, административно-правовой
статус – это положение гражданина в отношениях
с исполнительной властью (и другими
субъектами), осуществляющими государственно
Роль государственно-властного субъекта выражается в следующем:
- издание правовых актов,
влияющих на содержание
- организация исполнения
законов, имеющих
- содействие гражданам в реализации их прав;
- осуществление охраны прав и свобод граждан.
Административно-правовые отношения могут складываться в связи со следующими факторами:
1. с реализацией гражданами принадлежащих им прав;
2. с выполнением гражданами их обязанностей;
3. в связи с нарушением государством или его органами прав и законных интересов граждан;
4. в связи с нарушением гражданами их обязанностей.
Ключевыми элементами административно-правового статуса являются права и обязанности, свободы. Дискуссии касаются гражданства, правоспособности, дееспособности, гарантий. Например, является ли гражданство элементом или условием возникновения статуса?
Содержание административно-
Административная правоспособность – признаваемая законодательством возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности, возникает с момента рождения и прекращается со смертью гражданина.
Административная
Временное ограничение возможно
в случаях и в порядке, предусмотренных
законом (например, права охоты или
права управления транспортным средством).
Режим чрезвычайного положения
предусматривает возможность
Правоспособность не является
естественным свойством человека, а
порождается объективным
Административная дееспособность – это признанная нормами административного права способность своими осознанными действиями приобретать и осуществлять юридические права и обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения.
В отличие от правоспособности момент возникновения четко и единообразно не установлен. В полном объеме наступает с 18 лет, но осуществление отдельных прав может быть обусловлено возрастом. Например, административная ответственность наступает с 16 лет, дисциплинарная – с 14 лет