Шпаргалки по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 13:24, шпаргалка

Описание работы

Место административного права определяется его назначением , основным содержанием которого является обеспечение исполнения законов РФ и его субъектов, на всей территории РФ органами государственной и исполнительной власти. При исполнении законов, административное право, занимая свое особое место, неизбежно вступает в тесное взаимодействие с другими отраслями права. По сути, нет ни одной сферы общественной жизни, которая выпадала бы из сферы действия административно-правового регулирования и контроля (административного права).

Файлы: 1 файл

AP_ekzam.docx

— 135.03 Кб (Скачать файл)

6. Нормативные правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления – регулируют различные сферы общественных отношений в соответствии с переданными государственно-властными полномочиями.     

7. Публичные договоры – федеративные, административные договоры, соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов и т. д.    

Формы источников административного  права:    

– правила – чаще всего обязательны для обеих сторон управленческого процесса, утверждаются, как правило, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ;    

– положения – делятся на предметные (группируют нормы, призванные регулировать определенную группу отношений, и органические);     

– инструкции, порядки, методические указания (рекомендации);    

– уставы – в данной форме группируется значительное количество норм;    

– кодексы – группируют нормы института административной ответственности. Систематизация – это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемым в соответствии с разрешаемыми этой деятельностью задачами.    

Цель систематизации –  упорядочение накопленного нормативно-правового  материала с его последующим  анализом, в результате чего определяются взаимосвязи законодательных актов, выявляются противоречия, дублирование, пробелы и другие недостатки; далее, как следствие, вместо нескольких законов  разрабатывается комплексный закон  в определенной сфере.

 

 

 

8….Административно-правовые  отношения - это общественные  отношения, урегулированные нормами  административного права. Они  возникают и изменяются в связи  с применением административно-правовых  норм. 
Существуют многочисленные виды административно-правовых отношений по различным классификационным основаниям: 
по своему характеру - материальные и процессуальные; 
по характеру взаимоотношений участников этих отношений - вертикальные (между министерством и подведомственными организациями, руководителем и подчиненными), горизонтальные (между двумя министерствами, структурными подразделениями всех других органов исполнительной власти в их внутренних взаимоотношениях друг с другом) и диагональные (между государственным санитарным, пожарным и другими инспекторами и должностными лицами подконтрольных объектов); 
по характеру порождающих их юридических фактов - отношения, порождаемые правомерными действиями и неправомерными действиями (правоотношение, порождаемое правомерным действием, направлено на реализацию диспозиции правовой нормы, а порождаемое не правомерным действием - на реализацию ее санкции); 
по продолжительности действия - бессрочные, срочные и краткосрочные; 
по объему и месту в системе административно-правового регулирования - общие, отраслевые и межотраслевые административно-правовые отношения федерального, регионального и местного уровня.

 

 

 

 

 

 

9…Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию и участникам. Им свойственны все основные признаки любого правового отношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение соответствующей правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и прав сторон правоотношения, определяемая правовой нормой и т.п.

Соответственно под административно-правовым отношением понимается урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Такова наиболее общая  характеристика административно-правового отношения, в которой выражено соотношение общего и особенного, родового и видового. Следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. Они достаточно существенны, так как на природу административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их возникновения (механизм функционирования исполнительной власти); специфика административно-правового регулирования (императивность и односторонность волеизъявлений субъектов управления); содержание административно-правовых норм, т.е. их юридической базы. На первый план выдвигаются предмет и метод административного права, которые дают необходимую основу для проведения видовых различий между правовыми отношениями.

В чем особенности административно-правовых отношений?

Проблема этих отношений  всегда была остро дискуссионной, причем переход системы государственного управления к условиям рыночных отношений  в еще большей степени усиливает  это ее качество (свобода производителя, рынок в его подлинно экономическом смысле, механизм государственного регулирования в новых условиях и т п ) Поэтому она имеет принципиальное значение для понимания существа административного права вообще, средств административно-правового регулирования — в особенности. В силу этого важное значение приобретает выделение таких элементов сущностной характеристики административно-правовых отношений, с помощью которых возможно определение их реального места в системе правовых отношений.

 

 

 

10….Под субъектом административного  права понимается лицо или  организация, которые в соответствии  с действующим законодательством  могут быть участниками (сторонами)  регулируемых административным  правом управленческих отношений,  носителями соответствующих прав  и обязанностей.

Субъекты административного  права могут быть индивидуальными  и коллективными: к индивидуальным относятся граждане РФ, иностранные  граждане и лица без гражданства; к коллективным – различного рода объединения граждан, в том числе  разные по назначению и статусу организации  – государственные и негосударственные:

1) государственные организации  как субъекты административного  права – это органы исполнительной  власти (государственного управления); государственные предприятия, учреждения  и их объединения (корпорации, концерны и т.п.); структурные подразделения  органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией;

2) негосударственные организации  как субъекты административного  права – общественные объединения  (партии, союзы, общественные движения); трудовые коллективы; органы местного  самоуправления; коммерческие структуры;  частные организации.

Одним из ярких проявлений социальной политики государства является административная опека – система  государственной помощи, непосредственно  не связанной с трудом, службой  лиц, которым она предоставляется. Ее можно рассматривать как государственную  заботу о слабых, нуждающихся в социальной защите, не связанную с их общественно-полезной деятельностью.

Среди субъектов административной опеки следует выделить две категории  лиц:

•   слабых по демографическим признакам (сироты, одинокие матери, больные, инвалиды, члены многодетных семей, представители коренных национальностей малочисленных народностей Крайнего Севера и др.);

•   жертв экстремальных ситуаций (безработные, «чернобыльцы», участники боевых действий в Афганистане и Чечне, вынужденные переселенцы, беженцы, пострадавшие от пожаров, наводнений, землетрясений и другие лица, пострадавшие от социальных кризисов, техногенных катастроф и стихийных бедствий). 

Содержание государственной  помощи (административной опеки) состоит  из следующих элементов:

•   регулярная или единовременная выплата денежных сумм;

•   оказание иной материальной помощи (временное обеспечение жилой площадью, транспортные и иные услуги);

•   социальное обслуживание (медицинская и санитарная помощь, льготы при поступлении в учебные заведения);

•   организационная помощь в трудоустройстве, выборе места жительства, получении необходимых документов, приобретении гражданства Российской Федерации. 

Административная опека  основывается на ряде принципов:

1) гуманизма;

2) законности;

3) учета материальных, организационных  возможностей государства, муниципальных  образований;

4) оказания помощи лишь  тем, кто в этом нуждается  больше всего.

Предоставление льгот, материальной помощи без учета материального  положения людей, а лишь по общим  признакам в условиях современной  России несправедливо. Например, выплата  пособия по безработице мужу преуспевающей  предпринимательницы. Административная опека, как правило, должна быть адресной, предоставляться по заявлению гражданина. При ее осуществлении также нельзя допускать социального паразитизма.

В административном праве  России исследуемое нами понятие  не используется. Это недоразумение, хотя и приятное: государственная  помощь, административная опека осуществляется в отношении миллионов граждан, а понятия, термина в источниках права нет.

Административную опеку  следует отличать от смежных явлений: гражданско-правовой опеки, системы  пенсионирования в связи с работой, государственной помощи малому бизнесу. Гражданско-правовая опека связана с вменяемостью, в основном состоит в юридической поддержке, заботе о воспитании, содержании. Она осуществляется физическим лицом-опекуном. А административная опека – система материальной и иной помощи, которая оказывается непосредственно государством через его органы, служащих и регламентируется административным правом.

 

 

11….Понятие правового  статуса в теории государства  и права относится к дискуссионным. Споры касаются как самого понятия, так и элементов состава (структуры).

Общепризнанным является, что правовой статус личности –  это гарантированные государством и закрепленные в нормах права  свободы, права и обязанности  личности. Выделяются следующие основные понятия:

1. структура (элементы) правового  статуса;

2. содержание (видовая принадлежность, то есть, отраслевые права и  обязанности);

3. механизм реализации (гарантии).

По отраслевой принадлежности выделяют конституционно-правовой статус, административно-правовой, гражданско-правовой и др. Конституционный статус является основой всех иных видов отраслевых статусов. Статус личности и гражданина не отождествляется. В статьях Конституции  РФ различаются термины «каждый» и «гражданин».

Административно-правовой статус определяют как права, свободы и обязанности граждан в области государственного управления, закрепленные и гарантированные государством в нормах административного права. Он является юридическим закреплением отношений между государством и человеком или его объединениями в области государственного управления. Таким образом, административно-правовой статус – это положение гражданина в отношениях с исполнительной властью (и другими субъектами), осуществляющими государственное управление.

Роль государственно-властного  субъекта выражается в следующем:

- издание правовых актов,  влияющих на содержание статуса;

- организация исполнения  законов, имеющих непосредственное  отношение к реализации статуса;

- содействие гражданам  в реализации их прав;

- осуществление охраны  прав и свобод граждан.

Административно-правовые отношения  могут складываться в связи со следующими факторами:

1. с реализацией гражданами  принадлежащих им прав;

2. с выполнением гражданами  их обязанностей;

3. в связи с нарушением  государством или его органами  прав и законных интересов  граждан;

4. в связи с нарушением  гражданами их обязанностей.

Ключевыми элементами административно-правового статуса являются права и обязанности, свободы. Дискуссии касаются гражданства, правоспособности, дееспособности, гарантий. Например, является ли гражданство элементом или условием возникновения статуса?

Содержание административно-правового статуса: отраслевая право - и дееспособность, комплекс прав и обязанностей, установленных нормами административного права.

Административная  правоспособность – признаваемая законодательством возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности, возникает с момента рождения и прекращается со смертью гражданина.

Административная правоспособность не может быть отчуждаема и передаваема.

Временное ограничение возможно в случаях и в порядке, предусмотренных  законом (например, права охоты или  права управления транспортным средством). Режим чрезвычайного положения  предусматривает возможность ограничения  правоспособности в соответствии с  законодательством о чрезвычайном положении.

Правоспособность не является естественным свойством человека, а  порождается объективным правом. В ней концентрируются те юридические  права и обязанности, которыми может  обладать человек, однако, это не значит, что он реально обладает ими. Чтобы  стать реальным участником правоотношения, правоспособный субъект должен быть дееспособным.

Административная  дееспособность – это признанная нормами административного права способность своими осознанными действиями приобретать и осуществлять юридические права и обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения.

В отличие от правоспособности момент возникновения четко и  единообразно не установлен. В полном объеме наступает с 18 лет, но осуществление  отдельных прав может быть обусловлено  возрастом. Например, административная ответственность наступает с 16 лет, дисциплинарная – с 14 лет

Информация о работе Шпаргалки по "Административному праву"