Система и правовой статус органов внутренних дел Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Органы внутренних дел занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов РФ и обеспечивают значительный объем работы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, укреплению законности, защите прав и свобод человека, охране законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями.

Содержание работы

I. Общие понятия государственного управления в сфере внутренних дел
1. Понятие органов внутренних дел
2. Задачи государственного управления в сфере внутренних дел
3. Управление органами внутренних дел на современном этапе
4. Правовое обеспечения деятельности органов внутренних дел
II. Система и правовой статус органов внутренних дел Российской Федерации
1. Становление и развитие органов внутренних дел Российской Федерации
2. Современная система органов внутренних дел
3. Основные направления деятельности органов внутренних дел
4. Органы внутренних дел и профилактика правонарушений
III. Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

I. Общие понятия государственного управления в сфере внутренних дел

1. Понятие органов внутренних  дел

2. Задачи государственного управления  в сфере внутренних дел

3. Управление органами внутренних  дел на современном этапе

4. Правовое обеспечения деятельности органов внутренних дел

II. Система и правовой статус органов внутренних дел Российской Федерации

1. Становление и развитие органов  внутренних дел Российской Федерации

2. Современная система органов  внутренних дел

3. Основные направления деятельности органов внутренних дел

4. Органы внутренних дел и  профилактика правонарушений

III. Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Общие понятия государственного управления в сфере внутренних дел

 

  1. Понятие органов внутренних дел

Органы внутренних дел занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов РФ и обеспечивают значительный объем работы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, укреплению законности, защите прав и свобод человека, охране законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями.

В Указ Президента РФ от 19.07.2004 N 927 "Вопросы  Министерства внутренних дел Российской Федерации" существует определение Министерства внутренних дел РФ: «Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции». МВД России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации и настоящим Положением. Также МВД России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

 

2. Задачи государственного управления  в сфере внутренних дел

 

Важнейшей задачей права является упорядочение общественных отношений. Цель и результат правового регулирования общественных отношений заключается в установлении правопорядка. Задача органов внутренних дел состоит в охране правопорядка. Вопросы управления в деятельности органов внутренних дел имеют первоочередное значение.

Необходимым элементом государственного управления является его правовая регламентация, которая закрепляет разделение труда, способствует повышению ответственности  каждого звена государственного звена государственного аппарата, исключает  дублирование и подмену одних органов другими. Полномочия государственных органов и их деятельность закреплены соответствующими нормативными актами.

Управление внутренними делами направлено на обеспечение общественного  порядка и общественной безопасности, борьбу с преступностью, охрану прав и свобод граждан, собственности, что обеспечивается полицией, внутренними войсками и иными подразделениями и службами органов внутренних дел.

Общее руководство в сфере внутренних дел осуществляют Президент и  Правительство Российской Федерации.

Как глава государства Президент  РФ издает указы, регулирующие общественные отношения в сфере внутренних дел и направленные на обеспечение  и охрану общественного порядка, борьбу с преступностью. Президент  назначает и освобождает от должности министра внутренних дел, командующего внутренними войсками, а также в случае необходимости вводит чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях.

Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности, охране общественного порядка, защите прав и свобод граждан, борьбе с преступностью, объединяя, направляя и координируя в этой сфере деятельность федеральных органов исполнительной власти.

Непосредственное управление внутренними  делами возложено на федеральный орган исполнительной власти - Министерство внутренних дел РФ, которое осуществляет в пределах своей компетенции государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности, непосредственно реализует основные направления деятельности органов внутренних дел.

Управление в органах внутренних дел включает в себя сложную систему  прямых и обратных связей.1 При этом структура системы информационных связей отражает организацию системы управления и ее функционирования. Процесс управления есть процесс циркуляции и преобразования информации. В системе органов внутренних дел применён принцип единоначалия, реализованный посредством строгой иерархичности системы в целом и субординация ее структурных элементов. Управляющая информация (приказы, распоряжения и т п.) идет от субъекта к объекту управления и является прямой связью. Однако, возможны случаи (ЧП), когда допускается отдача распоряжений, минуя уровни управления.

 

3. Управление органами внутренних дел на современном этапе

 

Являясь исполнительной властью, правоохранительная система участвует в решении  политических задач государственного управления. На законодательном уровне закреплены принципы административной реформы, применяемые для взаимодействия и организации деятельности федеральных органов исполнительной власти.2

Система органов внутренних дел  представляет собой совокупность органов  государственного управления3 и подразделяется на следующие уровни:

- федеральный уровень (МВД России);

- федеральные округа (ГУ МВД  России по ФО; следственные управления  Следственного комитета при МВД  России по ФО; управления внутренних  войск по округу внутренних  войск (формально не входят  в систему органов внутренних  войск, но входят в систему  МВД России); окружные управления материально-технического и военного снабжения (ОУМТиВС));

- региональный уровень (МВД,  ГУВД и УВД субъектов Российской  Федерации; УВД на транспорте; УВД на режимных объектах; образовательные  учреждения и научно-исследовательские  организации МВД России);

- муниципальный уровень (городские  районные органы внутренних дел,  обслуживающие муниципальное образование  или его часть; городские (поселковые) отделы (отделения) полиции, территориальные  пункты полиции (подразделения  городских районных органов); объектовые органы внутренних дел и управления (отделы, отделения) внутренних дел на транспорте и относящиеся к этим отделам линейные пункты полиции.

Для повышения самостоятельности  региональных систем управления органами внутренних дел поставлены следующие (основные) задачи:

1) организационные задачи, связанные  с перераспределением компетенций  аппаратов управления, поиском рациональных  организационных структур;

2) совершенствование самих органов  внутренних дел как объектов  управления.

 

4. Правовое обеспечения деятельности органов внутренних дел

 

В соответствии с Приказом МВД России N 755 от  20 ноября 2004 г. были созданы  Правовой департамент МВД России (состоит из административно-правового, гражданско-правового, уголовно-правового  и организационно-правового управлений) и подчинённый ему Центр правовой информации МВД России. Согласно Приказу МВД РФ от 05.01.2007 N 5 "Об утверждении основных направлений совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2007-2017 годы" проводится работа по совершенствованию правового обеспечения оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, целью которой является создание качественно новых правовых механизмов, обеспечивающих эффективное решение органами внутренних дел и внутренними войсками оперативно-служебных и служебно-боевых задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка в государстве и обществе.

 

 

 

 

II. Система и правовой статус органов внутренних дел Российской Федерации

 

1. Становление и развитие органов  внутренних дел Российской Федерации

 

После распада СССР в феврале 1992г. Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации утверждено положение "О Штабе МВД России”, его структура и штаты. В его состав вошли информационно-аналитическое, организационно-плановое и оперативное управления, а также главная инспекция и редакционно-издательский отдел.

Также министром были утверждены штаты и положения о следующих подразделениях МВД России:

Управление  режимных объектов,

Главное управление Командующего внутренними  войсками,

Главное управление исполнения наказаний,

Главное управление лесных исправительно-трудовых учреждений,

Главный информационный центр,

Протокольная  служба,

Центр радиоэлектронной борьбы,

Экспертно-криминалистический центр.

"Положение  о Государственной автомобильной  инспекции МВД Российской Федерации”.было  утверждено Правительством Российской  Федерации 28.05.1992 г. В соответствии с этим Положением ГАИ является органом государственного контроля в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, входящим в систему органов внутренних дел РФ, главной задачей которого является обеспечение соблюдения министерствами, ведомствами, организациями, учреждениями, предприятиями независимо от форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами, а также гражданами правил, нормативов и стандартов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения с целью сохранения жизни и здоровья граждан. Деятельность ГАИ направлена на проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению тяжести дорожно-транспортного травматизма, пресечение правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности.

Основным  нормативным актом, регламентирующим деятельность вневедомственной охраны стало положение "О вневедомственной охране при органах внутренних дел  Российской Федерации” (утверждено Правительством РФ 14.08.1992 г.). В соответствии с ним вневедомственная охрана создается на договорной основе для защиты имущества собственников и имеет следующую структуру: Главное управление вневедомственной охраны (ГУВО) МВД России, управления (отделы) вневедомственной охраны при МВД республик в составе Российской Федерации, управлениях (главных управлениях) внутренних дел краев, областей, автономных образований, городов Москвы, Санкт-Петербурга; отделы (отделения) вневедомственной охраны при горОВД, отделениях полиции и в поселках городского типа. В состав вневедомственной охраны входят также подразделения сторожевой и военизированной охраны, подразделения полиции и пункты централизованной охраны.

В соответствии с приказом МВД РФ от 23.09.1992 г. "О мерах по совершенствованию правовой работы в системе МВД России” на Управление правового обеспечения МВД России возложено устранение в проектах нормативных актов, подготавливаемых в Министерстве, расхождений с нормами действующего законодательства. Такжа в министерстве создётся Экспертный совет по вопросам нормотворческой работы.

Указом  Президента Российской Федерации от 12.02.1993 г. было утверждено положение "О  милиции общественной безопасности в Российской Федерации”, определившее состав, задачи, обязанности и права местной милиции.

В качестве основных задач милиции общественной безопасности были определены обеспечение  личной безопасности граждан; охрана общественного  порядка и обеспечение общественной безопасности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; раскрытие преступлений, по делам, о которых производство предварительного следствия не обязательно, и расследование преступлений в форме дознания; оказание в пределах ее компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям.

В состав милиции общественной безопасности вошли: дежурные части; участковые инспектора полиции; изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных  под стражу лиц; специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке; подразделения патрульно-постовой службы полиции, в том числе отряды полиции особого назначения (ОМОН); подразделения ГАИ; подразделения охраны объектов по договорам; подразделения охраны и конвоирования задержанных и арестованных; подразделения лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; подразделения по исполнению административного законодательства; подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; подразделения по раскрытию преступлений, по делам, о которых производство предварительного следствия не обязательно; специализированные подразделения дознания; иные подразделения, необходимые для решения задач, возлагаемых на полицию общественной безопасности действующим законодательством Российской Федерации.

Приказом МВД России от 30.10.1995 г. "Об утверждении структуры и  численности подразделений центрального аппарата МВД России” были определены следующие структурные подразделения: Аппарат Министра; Главный штаб; Главное управление командующего внутренними войсками; Управление собственной безопасности; Контрольно-ревизионное управление; Управление информации и общественных связей; Главное управление уголовного розыска; Главное управление по организованной преступности; Главное управление по экономическим преступлениям; Управление по незаконному обороту наркотиков; Национальное центральное бюро Интерпола; Главное управление обеспечения общественного порядка; Главное управление государственной автомобильной инспекции; Главное управление внутренних дел на транспорте; Управление режимных объектов; Паспортно-визовое управление; Следственный комитет; Главное управление исполнения наказаний; Главное управление государственной противопожарной службы; Главное управление кадров; Главное управление материально-технического и военного снабжения; Финансово-экономическое управление; Управление капитального строительства; Медицинское управление; Управление спецперевозок; Производственно-хозяйственное управление. В непосредственном подчинении МВД России находятся: Оперативно-поисковое управление; Управление оперативно-технических мероприятий; Управление радиоэлектронной безопасности; Главное управление вневедомственной охраны; Главный информационный центр; Методический центр профессионального образования и координации научных исследований; Служба обеспечения протокола.

Информация о работе Система и правовой статус органов внутренних дел Российской Федерации