Система и правовой статус органов внутренних дел Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Органы внутренних дел занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов РФ и обеспечивают значительный объем работы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, укреплению законности, защите прав и свобод человека, охране законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями.

Содержание работы

I. Общие понятия государственного управления в сфере внутренних дел
1. Понятие органов внутренних дел
2. Задачи государственного управления в сфере внутренних дел
3. Управление органами внутренних дел на современном этапе
4. Правовое обеспечения деятельности органов внутренних дел
II. Система и правовой статус органов внутренних дел Российской Федерации
1. Становление и развитие органов внутренних дел Российской Федерации
2. Современная система органов внутренних дел
3. Основные направления деятельности органов внутренних дел
4. Органы внутренних дел и профилактика правонарушений
III. Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

Департамент уголовного розыска МВД  РФ является самостоятельным структурным  подразделением центрального аппарата МВД, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции  задачи и функции Министерства по выработке и реализации государственной политики, а также нормативному правовому регулированию в сфере предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, розыска преступников и без вести пропавших лиц, установления личности граждан по неопознанным трупам; выработке стратегии и нормативно-правового обеспечения оперативно-розыскной деятельности, раскрытия преступлений, связанных с несовершеннолетними и иностранными гражданами. К задачам Департамента относятся организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в установленной области деятельности; обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования в установленной области деятельности; организационно-методическое руководство подразделениями уголовного розыска криминальной полиции субъектов Российской Федерации.

В порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД, Департамент  совместно с МВД, ГУВД, УВД субъектов  Российской Федерации, управлениями (отделами) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлениями (отделами) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах обеспечивает эффективную деятельность подразделений уголовного розыска, руководствуясь при этом Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами России, нормативными правовыми актами МВД и Положением о Департаменте уголовного розыска.

Департамента по финансово-экономической  политике и обеспечению социальных гарантий МВД является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД РФ, обеспечивающим и осуществляющим функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области экономической безопасности государства, а также выполняющим иные функции в соответствии с Положением о Департаменте, нормативными правовыми актами МВД. На Департамент возложены такие задачи, как: участие в формировании основных направлений государственной политики в области экономической безопасности; участие в совершенствовании нормативного правового регулирования в области экономической безопасности; принятие в пределах компетенции мер по организации борьбы с налоговыми и экономическими преступлениями; организационно-методическое руководство деятельностью подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям главных управлений МВД России по федеральным округам, министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, подразделений по борьбе с экономическими преступлениями управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.8

Департамент является оперативным  подразделением криминальной полиции и осуществляет оперативно-розыскную деятельность в соответствии с действующим законодательством. Работа Департамента организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника, федерального государственного служащего и работника за состояние дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.

Организационно-штатное управление МВД является самостоятельным структурным  подразделением центрального аппарата ВД РФ, обеспечивающим и осуществляющим в рамках предоставленных полномочий функции Министерства по выработке и реализации общей стратегии в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, выработке комплексных управленческих решений в системе МВД России и контролю за их исполнением, а также выполняющим иные функции в соответствии с настоящим Положением и нормативными правовыми актами МВД России. Задачи управления - выработка предложений в целях формирования основных направлений государственной политики в сфере внутренних дел и стратегического развития Министерства; совершенствование нормативно-правового регулирования управленческой деятельности в сфере внутренних дел; комплексный анализ и планирование оперативно-служебной деятельности Министерства, координация деятельности органов внутренних дел, учреждений, организаций МВД России по решению общесистемных задач борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности; организация сбора информации об оперативной обстановке в РФ, ее анализ, прогнозирование, разработка на этой основе управленческих решений Министра внутренних дел; организация и координация действий органов внутренних дел, учреждений и организаций системы МВД при чрезвычайных ситуациях;  проведение единой организационно-штатной политики в системе МВД; организация по поручению руководства Министерства контроля за выполнением подразделениями центрального аппарата МВД, органами внутренних дел, требований законов, иных нормативных правовых актов, возложенных на них задач и функций, оказание им практической помощи; организация контрольно-ревизионной работы в системе МВД; организационно-методическое обеспечение деятельности штабных и контрольно-ревизионных подразделений органов внутренних дел; организация взаимодействия с ФМС; координация научного обеспечения деятельности МВД России, совершенствование форм и методов управления в МВД.

К задачам Договорно-правового  Департамента относятся организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в области совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере внутренних дел; обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования сферы внутренних дел, а также правовой основы международного сотрудничества МВД; обеспечение законности в издаваемых МВД актах управления; осуществление контроля за законностью издаваемых Федеральной миграционной службой актов управления; организация защиты и защита интересов Министерства в судах; организационно-методическое руководство правовой работой в системе МВД России.9

Главный информационно-аналитический  центр МВД является головной организацией в области информационного обеспечения  статистическими, оперативно-справочными, розыскными, криминалистическими, архивными и научно-техническими сведениями; оперативно-аналитического и информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности, а также информационного взаимодействия по обмену оперативной информацией с иными субъектами оперативно-розыскной деятельности; планирования, координации и контроля процессов создания, внедрения, использования, развития в системе МВД России современных информационных технологий, автоматизированных информационных систем общего пользования и оперативно-розыскного характера, интегрированных банков данных общего пользования, средств вычислительной техники и системного программного обеспечения к ним; ведения и развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. Его основными задачами являются обеспечение руководства Министерства, подразделений системы МВД России, органов государственной власти РФ, правоохранительных органов иных государств статистической информацией о состоянии преступности и результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, а также оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, архивной, научно-технической и иной информацией; формирование в органах внутренних дел единой системы статистических, оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов, автоматизированных банков данных централизованных учетов, общероссийских и отраслевых классификаторов технико-экономической и социальной информации; создание, внедрение и развитие в системе МВД современных информационных технологий в целях повышения эффективности использования учетов органами внутренних дел; осуществление контроля за деятельностью МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ в части своевременности представления, полноты и достоверности сведений в статистические, оперативно-справочные, разыскные, криминалистические, оперативные и иные учеты, ведение которых отнесено к компетенции информационных подразделений органов внутренних дел; проведение единой научно-технической политики в рамках развития информационно-вычислительной системы МВД; координация и обеспечение деятельности по исполнению в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД законодательства РФ об архивном деле и о реабилитации граждан, подвергшихся политическим репрессиям в административном порядке; организационно-методическое руководство и оказание практической помощи подразделениям системы МВД РФ, МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ по вопросам, отнесенным к компетенции ГИАЦ.

Экспертно-криминалистический центр  МВД организует работу экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по производству экспертиз и исследований; участие специалистов в следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях; ведение и использование экспертно-криминалистических учетов; совершенствует правового регулирования и организационно-методическое руководство экспертно-криминалистическими центрами Министерств, Главных управлений и УВД субъектов РФ; использование и применение специальных познаний в деятельности органов внутренних дел по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений; проведение и координация прикладных научных исследований.

Государственное учреждение "Всероссийский  научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации" является научно-исследовательской  организацией, осуществляющей функции головного Научно-исследовательского учреждения МВД по проведению и координации научных исследований в области оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной, административной, мобилизационной и иной деятельности органов внутренних дел.

НЦБ Интерпола осуществляет обмен  информацией между правоохранительными  и иными государственными органами РФ, осуществляющими борьбу с преступностью, с правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола  и Генеральным секретариатом Интерпола. Структурные подразделения - филиалы НЦБ Интерпола действуют в большинстве субъектов федерации.10 НЦБ Интерпола осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и рекомендациями Интерпола, Указом Президента РФ от 30.07.1996 г. № 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции (Интерпола), Положением "О Национальном центральном бюро Интерпола", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.1996 г. № 1190, а также в соответствии с Инструкцией об организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденной приказом МВД от 28.02.2000г. № 221. НЦБ Интерпола работает исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер. Структурные подразделения НЦБ Интерпола осуществляют информационное обеспечение взаимодействия органов внутренних дел и правоохранительных органов иностранных государств по борьбе со всеми видами преступлений, предусмотренными Уголовными кодексами как РФ, так и иностранного государства, относящихся к категории особо тяжких, тяжких и преступлений средней тяжести. По каналам Интерпола осуществляется розыск лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких и тяжких преступлений, а также преступлений средней тяжести. На основании поступающей информации НЦБ Интерпола осуществляет формирование баз данных. Объектами учета являются юридические и физические лица, автотранспорт, огнестрельное оружие, поддельные денежные знаки, культурные ценности, удостоверения личности и проездные документы

В 2004 г. приказом МВД России № 859 в  структуре НЦБ Интерпола МВД  России был создан Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом (РНКП), которому были поставлены задачи по обеспечению обмена информацией между компетентными органами РФ и Европолом и выработке мер, направленных на усовершенствование механизма этого сотрудничества. Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европейской полицейской организацией является структурным подразделением Национального центрального бюро Интерпола при МВД РФ. РНКП обеспечивает в пределах своей компетенции функции МВД как головного компетентного органа РФ в рамках Соглашения о сотрудничестве между Россией и Европейской полицейской организацией. Его основными задачами являются обеспечение обмена информацией между компетентными органами России, определенными Соглашением, и Европолом; участие в пределах своей компетенции в выработке мер, направленных на совершенствование механизма сотрудничества компетентных органов Российской Федерации и Европола.

 

3. Основные направления деятельности  органов внутренних дел

 

Основными задачами ОВД в установленной  области являются: а) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере; б) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности; в) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; г) организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений; д) обеспечение охраны общественного порядка; е) обеспечение безопасности дорожного движения; ж) организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия; з) организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций; и) управление органами внутренних дел РФ и ВВ МВД РФ, организация их деятельности.11

В полномочия МВД входят формирование на основе анализа и прогнозирования  состояния правопорядка, общественной безопасности и миграционных процессов  основные направления государственной  политики в установленной сфере деятельности; разработка и осуществление мер по реализации государственной политики в установленной сфере деятельности; разработка и представление Президенту РФ и Правительству РФ проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также подготовка других документов, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ, по вопросам, касающимся сферы деятельности МВД РФ; самостоятельное принятие на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства Ф осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ; определение основных направлений деятельности органов внутренних дел и внутренних войск и руководит их деятельностью; обобщение практики применения законодательства РФ и анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;  участие в формировании федеральных целевых программ в установленной сфере деятельности; подготовка по поручению Президента РФ и Правительства РФ проектов отзывов и заключений на проекты законодательных и иных нормативных правовых актов РФ. Также МВД в соответствии с законодательством РФ организует и осуществляет оперативно-розыскную деятельность; дознание и предварительное следствие по уголовным делам; экспертно-криминалистическую деятельность; розыск лиц и похищенного имущества; контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, за сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового оружия, находящегося во временном пользовании у юридических лиц с особыми уставными задачами, а также за соблюдением указанными юридическими лицами законодательства РФ об оружии; выдачу гражданам и организациям лицензий на приобретение оружия и патронов к нему, разрешений на хранение, ношение и использование оружия, патронов и боеприпасов к нему, а также на их транспортирование, перевозку, ввоз на территорию и вывоз с территории РФ; лицензирование отдельных видов деятельности; выдачу разрешений на приобретение, хранение, перевозку автомобильным, морским и речным транспортом взрывчатых материалов промышленного назначения, а также на их транзит в случае перевозки указанными видами транспорта; контроль частной детективной и охранной деятельности на территории РФ, а также деятельности ведомственной охраны.

Информация о работе Система и правовой статус органов внутренних дел Российской Федерации