Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 17:45, курсовая работа
Цель курсовой работы:
- изучение и анализ нормативно–правовых и иных актов регулирующие деятельность МВД России, а также определения правового статуса МВД России.
Задачи:
1. Провести исторический анализ становления МВД;
2. Определить функции, полномочия, задачи деятельности МВД в настоящее время;
3. Провести анализ действующего законодательства РФ.
4. Рассмотреть как и по каким вопросам происходит взаимодействие органов МВД России и ФСБ России.
Введение………………………………………………………………….….3
Глава 1. МВД - федеральный орган исполнительной власти……….……5
1.1. История становления МВД России…….…………………………...…5
1.2. Задачи, полномочия, функции и структура МВД России………....…8
Глава 2. Система МВД России………………………………………….....19
2.1. Органы внутренних дел субъектов Российской Федерации …..........19
2.2. Органы внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям…………………………………………………………..…....25
2.3 Взаимодействие органов МВД России и органов ФСБ России……..28
Заключение……………………………………………………………….....35
Список используемой литературы…………………………………...........38
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. МВД - федеральный орган исполнительной власти……….……5
1.1. История становления МВД России…….…………………………...…5
1.2. Задачи, полномочия, функции и структура МВД России………....…8
Глава 2. Система МВД России………………………………………….....19
2.1. Органы внутренних дел субъектов Российской Федерации …..........19
2.2. Органы внутренних дел по
районам, городам и иным муниципальным
образованиям………………………………………………
2.3 Взаимодействие органов МВД России и органов ФСБ России……..28
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………….......
Введение
Актуальность курсовой работы: Одно из центральных мест в системе правоохранительных органов Российской Федерации занимают органы внутренних дел, выполняющие значительный объем работы по охране общественного порядка, обеспечению законности, защите прав и свобод человека, охране законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и другими правонарушениями. Развитие российского государства осуществляется с момента его создания. Оно не возможно без преобразования социальной, экономической, политической сферы деятельности самого государства. В зависимости от исторического этапа развития страны менялись и корректировались как внешние, так и внутренние функции страны. В связи с этим менялись функции, полномочия, компетенция правоохранительных органов.
Цель курсовой работы:
- изучение и анализ
нормативно–правовых и иных
Задачи:
1. Провести исторический
анализ становления МВД;
2. Определить функции, полномочия, задачи деятельности МВД в настоящее время;
3. Провести анализ действующего законодательства РФ.
4. Рассмотреть как и
по каким вопросам происходит
взаимодействие органов МВД
Объект:
Правовой статус Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Предмет:
Общественные отношения определяющие правовой статус МВД России.
Теоретическую основу курсовой работы составили труды таких ученых как Д. П. Звоненко, А.П. Алехин, А.Ю. Якимов, Ю.Е. Аврутин, И.Н. Зубов.
Методологическая основа исследования. При подготовке курсовой работы были использованы общепринятые в современной юридической науке методы исследования: логический, исторический и другие.
Цели и задачи определили структуру курсовой работы:
Введение, две главы, пять параграфов, заключение, библиографический список, приложения.
В первой главе рассмотрим становление органов МВД, их структуру, задачи, полномочия и функции.
Во второй главе рассмотрим систему органов МВД России в которую входят органы МВД субъектов РФ, районов, городов и иных муниципальных образований. Так же в рамках данной работы рассмотрим взаимодействие органов МВД России и органов ФСБ России.
Глава 1. МВД России
– орган государственной
1.1 История становления МВД России.
Министерство внутренних дел в России было законодательно оформлено и утверждено Манифестом Александра I от 8 сентября 1802 г. «Об учреждении министерств» в числе первых восьми министерств России. За МВД с первых же шагов его деятельности закрепилась репутация влиятельнейшего центрального ведомства Российской империи. Министерство сосредоточило в своей структуре почти все службы внутреннего управления страной.
Через губернаторов, которые
являлись его органом на местах,
МВД осуществляло административно-политический
контроль за гражданами и территорией
империи, организовывало охрану общественного
порядка и безопасности, борьбу с
преступностью. Наряду с этим оно
управляло «казенными» заводами
и фабриками (за исключением горных
и военных), занималось организацией
продовольственного обеспечения и
торговли, контролировало медицину и
ветеринарию, санитарную безопасность,
строительство и архитектуру, благоустройство
городов и исправность дорог,
выполняло целый ряд других обязанностей
в сфере управления социально-экономическими
отраслями жизнедеятельности
С годами, по мере развития и
усложнения общественной жизни, роста
экономики, увеличения численности
населения страны задачи и функции
Министерства внутренних дел расширялись
и усложнялись. Оно становилось
все более многофункциональным
ведомством в системе органов
центрального управления Российской империи,
чрезвычайно громоздким и трудно
управляемым. Поэтому на протяжении
всей истории МВД постоянно
В частности, в период с 1810 по 1819 гг. из МВД в качестве самостоятельного министерства было выделено Министерство полиции, главной задачей которого в соответствии с Манифестом о его создании стало обеспечение внутренней безопасности государства, а в этой связи — борьба с преступностью. Кроме того, в его обязанности входило проведение рекрутских наборов в армию и на флот; охрана государственных запасов продовольствия; таможенный контроль; содержание осужденных; обеспечение исправности и безопасности путей сообщения; осуществление явного и тайного надзора за иностранцами в России; выполнение цензурных мероприятий.
Наряду с перечисленными выше функциями, переданными из Министерства внутренних дел, Министерство полиции отвечало за «выпуск хлеба, вина и жизненных припасов за границу»; осуществляло надзор за смирительными и работными домами, содержанием осужденных в местах заключения; занималось формированием кадров полицейских служб и пожарных команд; надзирало за проведением следствия по уголовным делам и контролировало исполнение полицией судебных приговоров; осуществляло надзор за «окончательным исполнением законов по всем вообще министерствам», а также контроль за выездом за границу российских подданных и въездом в страну иностранцев, выполняло ряд других функций в сфере обеспечения внутренней безопасности государства.
В результате более поздней реорганизации были восстановлены не только прежняя структура Министерства внутренних дел (с небольшими изменениями), но и основные задачи, решаемые им до создания Министерства полиции, которое организационно было представлено самостоятельным департаментом МВД.
Советский период существования
органов внутренних дел также
отмечен многочисленными
Сказанное свидетельствует,
что вопрос о положении органов
внутренних дел в механизме отправления
власти является сложным. Действительно,
органы внутренних дел относятся
к органам отраслевого
В качестве общей тенденции следует отметить последовательное сужение сферы их деятельности, освобождение от функций, не отвечающих их прямому назначению. Тем не менее до настоящего времени они продолжают оставаться многоотраслевыми. Хотя периодически все же поднимается вопрос о перераспределении функций, передаче тех или иных звеньев системы органов внутренних дел другим органам (ОИС, Госпожнадзор, Госнаркоконтроль и др.).
Следовательно, прочные объективные основания объединения в одном ведомстве столь разнородных функций (если к таковым не относить историческую традицию) трудно обнаружить. Подобное положение в свое время отвечало духу авторитарного государства, однако переход к иным принципам государственного строительства неминуемо должен был повлечь за собой соответствующие изменения и в этой области.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что МВД постоянно меняется и реформируется. В данном параграфе были рассмотрены основные этапы формирования МВД с момента образования, до наших дней.
1.2 Задачи, полномочия,
функции и структура МВД
Современная
концепция правового
В настоящее время в качестве федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере внутренних дел1, МВД России призвано обеспечить выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в данной сфере, а также выработку государственной политики в сфере миграции. Оно несет ответственность за состояние деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по выполнению возложенных на них законодательством задач и функций.
Министерство, возглавляя всю систему органов внутренних дел, осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в ее состав главные управления МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, органы внутренних дел на транспорте, а также иные подразделения и организации, созданные для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.
Министерство в своей
деятельности руководствуется Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными
и федеральными законами, а также
иными нормативными правовыми актами
федеральных органов
Указанные нормативные акты в совокупности составляют правовую основу деятельности МВД России, формируют его правовой статус в целом. Нисколько не умаляя значимость оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности МВД, по мнению автора, масштабы и объемы административной деятельности все же значительно больше.
Но прежде чем приступить
к непосредственной характеристике
правового положения МВД
По мнению одних авторов указанные понятия являются синонимами. Другие полагают, что понятие «правовой статус» следует использовать для абстрактной характеристики положения гражданина или организации в обществе, поскольку термин «правовое положение» чаще применяется для характеристики лица или организации в определенном круге общественных отношений2.
На взгляд автора, вторая
позиция представляется более логичной
и верной, особенно, когда речь идет
о МВД России. Его абстрактная
правовая характеристика (правовой статус)
определена в Конституции РФ, международных
договорах РФ, федеральных законах
РФ, актах Президента РФ и Правительства
РФ, некоторые из которых относятся
ко всем федеральным органам
В качестве одного из основных подобных нормативных актов, устанавливающих административно-правовое положение МВД России, следует назвать Положение о нем, утвержденное Указом Президента Российской Федерации, которое детально определило задачи, полномочия, права, организацию, а также формы и методы деятельности МВД России.
Общими чертами правового статуса МВД России являются:
а) подзаконный характер деятельности;
б) наличие права давать обязательные для исполнения распоряжения;
в) возможность издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения не только подчиненными подразделениями (во внутриорганизационной сфере), но и гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями (во внешней сфере);
г) подотчетность и
д) оперативная самостоятельность в пределах компетенции.
Более детально правовое положение МВД России определяется: