Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 17:45, курсовая работа
Цель курсовой работы:
- изучение и анализ нормативно–правовых и иных актов регулирующие деятельность МВД России, а также определения правового статуса МВД России.
Задачи:
1. Провести исторический анализ становления МВД;
2. Определить функции, полномочия, задачи деятельности МВД в настоящее время;
3. Провести анализ действующего законодательства РФ.
4. Рассмотреть как и по каким вопросам происходит взаимодействие органов МВД России и ФСБ России.
Введение………………………………………………………………….….3
Глава 1. МВД - федеральный орган исполнительной власти……….……5
1.1. История становления МВД России…….…………………………...…5
1.2. Задачи, полномочия, функции и структура МВД России………....…8
Глава 2. Система МВД России………………………………………….....19
2.1. Органы внутренних дел субъектов Российской Федерации …..........19
2.2. Органы внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям…………………………………………………………..…....25
2.3 Взаимодействие органов МВД России и органов ФСБ России……..28
Заключение……………………………………………………………….....35
Список используемой литературы…………………………………...........38
а) его наименованием. Например, в некоторые периоды времени оно называлось Министерством охраны общественного порядка, что значительно уже объема осуществляемой деятельности;
б) его положением в иерархии
иных субъектов государственной
власти, подчиненностью и взаимоотношением
с ними. Так, Указ Президента России
«О системе и структуре
в) порядком образования
и реорганизации МВД и
г) его целями, задачами, функциями и полномочиями;
д) формами и методами его деятельности;
е) его структурой;
ж) видами издаваемых правовых актов и др.
При этом важнейшей составной частью правового положения МВД является его компетенция, т.е. совокупность юридически установленных прав и обязанностей (полномочий), реализуемых при осуществлении конкретных функций (направлений деятельности).
В соответствии с Положением
о Министерстве внутренних дел Российской
Федерации его основными
– разработка общей стратегии государственной политики в сфере внутренних дел, а также разработка государственной политики в сфере миграции;
– нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
– обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;
– управление органами внутренних дел Российской и внутренними войсками МВД России;
– обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России;
В соответствии с задачами Министерство осуществляет следующие полномочия5:
– формирует на основе анализа и прогнозирования состояния преступности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности, а также миграционных процессов основные направления государственной политики в сфере внутренних дел и в сфере миграции;
– разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в сфере внутренних дел;
– разрабатывает и представляет
в установленном порядке
- обобщает практику применения
законодательства Российской
- разрабатывает и принимает
в пределах своей компетенции
меры по предупреждению
- участвует в организации
территориальной обороны
- организует и осуществляет
в установленном порядке учет
военнообязанных сотрудников
- обеспечивает исполнение законо
- обеспечивает в системе
МВД России собственную
Для обеспечения своих
полномочий законодатель наделяет МВД
России рядом прав. Органы МВД России
имеют право запрашивать и
получать от федеральных органов
исполнительной власти, органов государственной
власти субъектов РФ, органов местного
самоуправления, должностных лиц
этих органов, а также граждан
документы, справочные и иные материалы,
необходимые для принятия решений
по вопросам, отнесенным к сфере
внутренних дел. Приостанавливать или
ограничивать во время чрезвычайных
ситуаций использование любых сетей
связи и средств связи. Также
МВД России имеет право взаимодействовать
в соответствии с международными
договорами и законодательством
Российской Федерации с компетентными
органами иностранных государств и
международными организациями в сфере
внутренних дел. Данный перечень не является
исчерпывающим, полный перечень прав,
которыми наделены органы МВД России для
осуществления своих полномочий перечисляется
в положении
о Министерстве внутренних дел Российской
Федерации
(утв. Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г.
N 248). Кроме того, МВД России организует
и осуществляет:
– оперативно-розыскную деятельность;
– производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам;
– экспертно-криминалистическую деятельность;
– розыск лиц и похищенного имущества;
– контроль за оборотом гражданского
и служебного оружия, за сохранностью
и техническим состоянием боевого
ручного стрелкового оружия, находящегося
во временном пользовании у
– выдачу гражданам и организациям лицензий на приобретение оружия и патронов к нему, разрешений на хранение, ношение и использование оружия, патронов и боеприпасов, а также на их транспортирование, перевозку, ввоз на территорию и вывоз с территории Российской Федерации;
– лицензирование отдельных видов деятельности;
– выдачу гражданам удостоверений частных охранников;
– выдачу разрешений на приобретение, хранение и перевозку автомобильным, морским и речным транспортом взрывчатых материалов промышленного назначения, а также на их транзит в случае перевозки указанными видами транспорта;
– контроль частной детективной и охранной деятельности, а также деятельности ведомственной охраны.
Наряду с перечисленными полномочиями МВД России также:
– обеспечивает совместно с ФСБ России охрану дипломатических представительств и консульских учреждений на территории России;
– организует производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск;
– обеспечивает государственную
защиту судей, должностных лиц
– разрабатывает и проводит мероприятия по совершенствованию охраны общественного порядка;
– организует и осуществляет защиту в судах интересов Президента, Правительства, а также интересов МВД России;
–участвует в защите сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
– осуществляет информационно-правовое обеспечение, ведение баз данных правовой информации в подконтрольной сфере;
– организует прием граждан,
своевременное и полное рассмотрение
устных и письменных обращений, принятие
по ним решений и направление
своевременных ответов. Реализовывая
указанные полномочия, МВД России
сотрудничает с правительственными
и правоохранительными органами
зарубежных стран, а также с зарубежными
и международными неправительственными
организациями по вопросам, отнесенным
к компетенции органов
Приведенный перечень полномочий не является исчерпывающим. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что многое из перечисленного МВД выполняет в тесном взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти (ФСБ, МИД, МЧС, Минтранс, Минюст, Минздравсоцразвития, Минобрнауки и др.).
Следует заметить, что полномочия являются одним из наиболее динамичных элементов правового положения МВД. Так, предусмотренное ранее в качестве самостоятельного направления деятельности МВД «обеспечение исполнения уголовных наказаний» в 1998 г. передано Минюсту России, а «руководство государственной противопожарной службой» в 2001г.— МЧС России.
В то же время в МВД не так давно были переданы функции по реализации миграционной политики и борьбы с налоговыми преступлениями.
Анализ нормативных актов, содержащих правовое положение МВД России, позволяет сделать вывод, что Министерство осуществляет управленческую деятельность в подконтрольной сфере в двух основных формах: а) централизованного руководства; б) непосредственного оперативного управления.
Централизованное руководство
выражается в управляющем воздействии
на все важнейшие вопросы
В отличие от него непосредственное оперативное управление осуществляется Министерством в случаях его прямой управленческой связи с нижестоящими органами внутренних дел либо отдельными службами на всех уровнях системы.
Задачи и функции, т. е. основные направления деятельности, определяют внутреннюю структуру Министерства, которая состоит из следующих элементов: руководство Министерства, департаменты, бюро, центры и иные подразделения.
Среди структурных элементов ведущая роль принадлежит руководству, в состав которого входят: Министр, его заместители.
Структура же центрального аппарата МВД России согласно Указу Президента Российской Федерации от 01 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» выглядит следующим образом:
1. Министр внутренних
дел Российской Федерации.
2. Первый заместитель
Министра внутренних дел
3. Заместители Министра
внутренних дел Российской
4. Статс-секретарь - заместитель
Министра внутренних дел
5. Заместитель Министра
внутренних дел Российской
6. Главное командование внутренних войск.
7. Следственный департамент.
8. Главное управление вневедомственной охраны.
9. Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения.
10. Главное управление
по обеспечению охраны
11. Главное управление
по противодействию
12. Главное управление собственной безопасности.
13. Главное управление на транспорте.
14. Главное управление уголовного розыска.
15. Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.
16. Департамент государственной службы и кадров.
17. Департамент делопроизводства
и работы с обращениями
18. Департамент информационных технологий, связи и защиты информации.
19. Департамент по материально-
20. Департамент по финансово-
21. Договорно-правовой
22. Организационно-аналитический департамент.
23. Национальное центральное бюро Интерпола.
24. Контрольно-ревизионное управление.
25. Оперативное управление.
26. Организационно-штатное управление.
27. Управление по взаимодействию
с институтами гражданского
28. Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
29. Управление по обеспечению
деятельности подразделений
30. Управление по обеспечению
безопасности крупных
31. Управление оперативно-
32. Управление по организации дознания.
Каждому департаменту в структуре МВД России починяется ряд подразделений (организаций), к которым относятся: управления, центры, бюро, 13 оперативно-розыскных бюро и некоторые другие.
Структура МВД России постоянно
видоизменяется. Только за последние
два десятилетия из МВД были выведены
фельдъегерская, уголовно-исполнительная
и государственная