Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 10:31, дипломная работа
Цель исследования состоит в изучении, обобщении и теоретическом осмыслении современного состояния законодательного регулирования рации ответственности за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок, с тем, чтобы на основе критического анализа, сформулировать предложения по его совершенствованию и дальнейшему развитию.
Введение
Глава 1. Административная ответственность как средство регулирования общественного порядка и общественной безопасности
1.1 Понятие общественного порядка и общественной безопасности
1.2.Анализ нормативной базы, регламентирующей вопросы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности
1.3.Общая характеристика административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
Глава 2. Составы административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
2.1 Составы административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях РФ
2.2 Особенности производства по делам об административных правонарушениях в области общественного порядка и общественной безопасности
2.3.Административные наказания, которые предусмотрены законом за совершение правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в аспекте правоприменительной деятельности различных субъектов административной юрисдикции
Заключение
Список использованной литературы
Таким образом, можно сформулировать понятие общественного порядка как системы волевых общественных отношений, урегулированных нормами права, морали, обычаями, правилами общежития, складывающихся в общественных местах, обусловленных потребностями общества и личности и возникающих в связи с реализацией данных норм.
Необходимость вычленения понятия общественного порядка в узком смысле обусловлена многосторонностью и своеобразием общественных отношений, складывающихся в той или иной социальной сфере, наличием специальных правовых норм, регулирующих различные виды общественных отношений, установленной законодательством ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок, а также существованием специальных функций по обеспечения общественного порядка.
Определение круга общественных отношений, составляющих общественный порядок, по мнению М.И. Еропкина, с которым мы полностью согласны, должно идти по пути анализа конкретных элементов понятия общественного порядка, что позволит уяснить различные стороны общественного порядка, а затем совокупность рассмотренных элементов даст возможность определить круг составляющих его общественных отношений6.
Подобное сужение конкретизирует понятие общественного порядка по сравнению с определениями тех авторов, которые утверждают, что общественный порядок охватывает все общественные связи и отношения или представляет собой соответствующий нормам права и морали реальный порядок общественных отношений, складывающийся в обществе .
Конкретизация, большая определенность исследуемого понятия имеет важное практическое значение, ибо помогает найти пути дальнейшего совершенствования правового регулирования общественного порядка.
Изучение общественного порядка, как системного образования, являюще-
гося объектом административно-правовой охраны и защиты, позволяет выявить реальное содержание образующих его частей (компонентов).
В качестве составных частей общественного порядка выступают: • общественные отношения, определяющие его содержание; Так, например, А. В. Серегин выделяет три группы отношений, составляющих сферу общественного порядка:
а) отношения, складывающиеся в процессе обеспечения обстановки общественного спокойствия и предотвращения действий, могущих вызвать нарушение нормального ритма жизни населения;
б) отношения, обеспечивающие условия для покоя и отдыха граждан, предотвращение озорства и недисциплинированного поведения в быту;
в) отношения, обеспечивающие честь и достоинство граждан, и предотвращение антиобщественных действий, в которых выражается пренебрежение к обществу.7
Общественные отношения, составляющие общественный порядок:
1) существуют везде, где есть
охраняемые правом или иными
социальными нормами
2) осуществляются постоянно.
Кроме этого, в понятии общественного порядка необходимо, на наш взгляд, выделить следующие элементы:
• Содержание общественного порядка — система волевых общественных отношений, проявляющихся в поведении людей, их действиях и поступках в общественных местах. При определении содержания общественного порядка необходимо рассмотреть сферы общественной жизни, в которых реализуются общественные отношения его составляющие.
Безопасность – это состояние, достигаемое в результате деятельности соответствующих государственных органов, направленной на предупреждение опасности, угрожающей коллективу или частным лицам, начиная от предотвращения посягательств на безопасность государства и заканчивая предотвращением несчастных случаев».
В словаре русского языка «безопасность» представлена как состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности; техника безопасности; безопасность движения; международная безопасность8.
Общественная безопасность в философском и филологическом смысле включает в себя два начала: безопасность и общество, представляющее собой совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; иными словами, совокупность общественных отношений, складывающихся в государстве. Безопасность в филологическом смысле представляет собой состояние, при котором не угрожает опасность; есть защита от опасности. Под опасностью понимается способность причинить какой-нибудь вред, а также угроза жизни и здоровью человека, иным его ценностям.
В юридических словарях безопасность определяется как система общественных отношений и юридических норм, регулирующих эти отношения, в целях обеспечения общественного спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья населения, нормального труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных и общественных организаций, учреждений и предприятий9. Другими словами, это безопасность не только здоровья отдельного члена общества или коллектива (группы), это безопасность их имущества, чести, достоинства, нравственности. Это безопасность всех основных компонентов отдельной личности или коллектива, которые представляют собой некую совокупность ценностей, охраняемую моральными и правовыми нормами10.
В то же время, для понимания сущности общественной безопасности необходимо также уяснить угрозы общественной безопасности, представляющие опасность для жизненно важных интересов личности, общества и государства и тем самым препятствующие достижению поставленных целей. Этот взгляд, в итоге, предопределил вывод о том, что общественная безопасность представляет собой состояние общественных отношений, предупреждающее угрозу причинения вреда и обеспечивающее тем самым их нормальное функционирование.
В историческом аспекте термин «безопасность» появился до его постоянного напарника «общественный порядок». Данное выражение «безопасность» встречается у полицеистов XVIII — первой половины XIX вв., которые полагали, что безопасность в смысле охраны населения страны «составляет как бы жизнь и душу государства».
Впервые в российском законодательстве понятие «общественная безопасность» появляется в законодательном акте Российской империи «Общее губернское учреждение», принятом в царствование Николая I в 1845 г.
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации11, согласно которой под безопасностью понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности общества и государства от внутренних и внешних угроз».
Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе от международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Универсальный характер понятию «безопасность» придали два законодательных акта, принятых в Российской Федерации в 90-х годах прошлого века: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»12, в котором безопасность трактуется как защищенность населения от чрезвычайной ситуации, под которой понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы или иного бедствия и принесшая ущерб здоровью людей, окружающей природной среде, значительные материальные потери; и Закон Российской Федерации от 28 марта 1992 г. «О безопасности», в последующем утративший силу в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»13, который закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
В соответствии с вышеуказанной Стратегией и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.14 разработана Концепция, где изложены конструктивные подходы к обеспечению общественной безопасности Российской Федерации на период до 2020 г. Данная Концепция представляет собой систему взглядов на обеспечение общественной безопасности как части национальной безопасности Российской Федерации15. Это еще раз подтверждает актуальность приоритетного направления государственной политики, потенциально динамического развития современного законодательства в исследуемой сфере общественных отношений и способствует её законодательному закреплению.
Здесь же представлено, что понимается под общественной безопасностью: это состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Анализ названных нормативных правовых актов помогает раскрыть понятие общественной безопасности через характеристику его основных признаков, где национальная безопасность подразделяется на два вида: общественную и государственную.
Принимая данный подход к уяснению сущности и понятия общественной безопасности, следует отметить следующее.
Во-первых, общественная безопасность – это самостоятельное явление, имеющее историческую форму, содержание, механизмы возникновения, развития и поддержания.
Во-вторых, общественная безопасность – это одна из характеристик социальной действительности, которая свидетельствует о состоянии удовлетворения жизненно важных интересов личности, общества и государства.
В-третьих, общественная безопасность в терминологическом аспекте исходит из антонима «опасность».
И все же на сегодняшний день существует определенное расхождение во взглядах ученых-юристов. В юридической литературе на понимание «общественной безопасности» высказаны различные подходы. В этой связи анализ ведущихся в научной литературе дискуссий говорит о том, что единый подход к пониманию общественной безопасности не выработан.
Несмотря на широкое его использование в Конституции Российской Федерации, в действующем законодательстве до настоящего времени не существует конкретизирующего определения, что же есть общественная безопасность. Как следствие, это требует особого внимания со стороны законодателя в целях внесения ясности в собственное понимание данного понятия.
В современном российском законодательстве (УК РФ, КоАП РФ, Федеральном законе «О безопасности» и др.), а также в правоведении общественная безопасность выступает как юридическая категория для определения сферы деятельности органов государства, в частности, органов внутренних дел, выделяется в качестве родового и непосредственного объекта посягательства конкретных видов преступлений и административных деликтов.
В понятии «общественная безопасность», как представляется, можно обнаружить две составляющие ее части: 1) положение, при котором отсутствует опасность для личности, общества и государства; 2) меры государства, поддерживающие такое положение и создающие у граждан чувство защищенности.
И именно эти составляющие в известной степени обусловливают признаки, характеризующие общественную безопасность как объект административно-правового режима и как понятие.
Таким образом, общественная безопасность – состояние защищенности отдельного члена общества или коллектива (группы), их имущества, чести, достоинства, нравственности. Это – безопасность всех основных компонентов отдельной личности или коллектива, которые представляют собой совокупную ценность, охраняемую моральными и правовыми нормами.
Между общественным порядком и безопасностью существует диалектическая взаимосвязь. Если общественный порядок обеспечивает безопасность, то принятие мер по обеспечению безопасности личности граждан и общественной безопасности, наоборот, служит непременным условием поддержания надежного общественного порядка.
Представленные понятия имеют особое значение как объекты правовой охраны вследствие их исключительной важности как для отдельно взятого человека, группы людей, всего населения страны, так и в целом для государства. Недаром в ряде законодательных актов, таких как УК РФ и КоАП РФ категории «общественный порядок» и «общественная безопасность» объединяются в одной главе.
1.2.Анализ нормативной базы, регламентирующей вопросы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности
Анализируя нормативную базу регламентирующую вопросы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности можно утверждать, что их обеспечение на сегодняшний день преимущественно осуществляется посредством применения уголовно-правовых, оперативно-розыскных, гражданско-правовых и административно-правовых способов.
При этом все способы и средства охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Так, в целях обеспечения общественной и иных видов безопасности государством создаются специальные органы, которые решают задачи в строго отграниченной сфере общественной жизни, реализуют нормативно закрепленные за ними функций16, осуществляют административно-правовую деятельность, в том числе и по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.