Субъекты административного права. Общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 23:04, контрольная работа

Описание работы

Административно-правовой статус субъектов административного права производен от конституционно и гражданско-правовых статусов субъектов управленческих правоотношений. При этом административно-правовой статус понимается как правовое положение субъекта в сфере государственного управления. Он имеет собственную структуру и состоит из нескольких элементов. К элементам административно-правового статуса чаще всего относят: правоспособность, дееспособность, права, обязанности, ответственность, гарантии, льготы, правосубъектность, компетенция, полномочия и другие.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Понятие субъекта административного права 4
3. Индивидуальные субъекты административного права 5
4. Предприятия, учреждения, общественные организации как субъекты
административного права 10
5. Органы исполнительной власти как субъекты административного права 16
6. Государственные служащие как субъекты административного права 18
7. Заключение 22
8. Список нормативных актов и литературы 24

Файлы: 1 файл

реферат1.docx

— 54.69 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Введение 3
  2. Понятие субъекта административного права 4
  3. Индивидуальные субъекты административного права 5
  4. Предприятия, учреждения, общественные организации как субъекты

административного права 10

5. Органы исполнительной власти как субъекты административного права 16

6. Государственные служащие как субъекты административного права 18

7. Заключение 22

8. Список нормативных актов и литературы 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Субъект права – это  лицо (физическое или юридическое), обладающее по закону способностью иметь  и осуществлять непосредственно  или через представителя права  и юридические обязанности (т.е. правосубъективностью). Субъект права необходимый элемент  правоотношений во всех отраслях права, хотя в каждой из них положение  его имеет определенную специфику. Так, в гражданских правоотношениях  граждане выступают как физические лица,  предприятия, государственные  органы и общественные организации  как юридические лица;  в административных правоотношениях субъектами права  выступают государственные органы, должностные лица, граждане. Признавая  гражданина субъектом права, государство  определяет его правовой статус, характеризующий  его положение по отношению к  государству, его органам, другим лицам.

Административно-правовой статус субъектов административного права  производен от конституционно и гражданско-правовых статусов субъектов управленческих правоотношений. При этом административно-правовой статус понимается как правовое положение  субъекта в сфере государственного управления. Он имеет собственную  структуру и состоит из нескольких элементов. К элементам административно-правового  статуса чаще всего относят: правоспособность, дееспособность, права, обязанности, ответственность, гарантии, льготы, правосубъектность, компетенция, полномочия и другие.

Вопрос о субъектах  административного права является одним из важнейших, так как они  выступают участниками административно-правовых отношений, т. е. решают задачи и осуществляют функции исполнительной власти, координирующие, распорядительные, контрольно-надзорные  полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривают дела о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в хозяйственной, налоговой, финансовой, таможенной сфере, строительстве, сфере общественного порядка  и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие субъекта административного права

 

Традиционно субъектом административного  права считается физическое или  юридическое лицо (организация), которые  в соответствии с установленными административным законодательством  нормами участвуют в осуществлении  публичного управления, реализации функций  исполнительной власти.

Субъект административного  права — это одна из сторон публичной  управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Таким образом, реализация прав, установленных за субъектом  административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.

Субъект административного  права — это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной  правовой нормой. Например, гражданин  может оспорить принятое органом  исполнительной власти постановление  в суде, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и  свободы. Вместе с тем он может  не оспаривать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную  должность государственной службы, обязано защищать права и свободы  граждан и в необходимых случаях  принимать соответствующие меры по их обеспечению. Прокурор обязан при  наличии достаточных оснований  возбудить производство по делу об административном правонарушении; данное постановление является реализацией  его правового статуса. Примеры  реализации субъектами административного  права своего правового статуса  весьма и весьма многочисленны.

Субъекты административного  права — реальные участники административно-правовых отношений, — обладая административно-правовым статусом, участвуют в организации  публичного управления (государственного и муниципального), в управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах). Однако административно- правовой статус раскрывается и в отношениях между  органами управления и гражданами, а также другими субъектами права. Следовательно, административно-правовой статус определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоограничениями, объемом ответственности.

Полномочия,    которыми     наделены     субъекты     административного права,  имеют  определенные  особенности  по  своему  характеру,  объему,  формам выражения.

Права и обязанности субъекта административного права образуют его правовой статус.

Правовой статус - категория  комплексная, отражающая взаимоотношения  личности и общества, гражданина и  государства, индивида и коллектива.

Субъекты административного  права могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих  четырех крупнейших блоков возникающих  правоотношений:

в организационно-управленческом праве (отношения по общей организации  управления в различных отраслях и сферах управления);

в управленческом процессе, т. е. в рамках использования управленческих процедур, подготовки и принятия правовых актов управления и применения иных административно-правовых форм и методов;

в административном процессе, т. е. в системе отношений по поводу обеспечения судебной зашиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц;

в административно-деликтном праве, т. е. в процессе отношений, возникающих при применении мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим правовые нормы.

Все субъекты административного  права принято классифицировать на две группы: индивидуальные субъекты и коллективные субъекты.

 

Индивидуальные  субъекты административного права

 

Под индивидуальными субъектами понимаются физические лица, к которым относят граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, с двойным гражданством и лиц, имеющих переходные статусы беженцев и вынужденных переселенцев. К данной группе также относят государственных и иных служащих. К коллективным субъектам относятся органы государства, предприятия, учреждения, общественные и иные организации. Они могут иметь, а могут не иметь статус юридического лица.

Под физическим лицом понимается человек как биологическое существо. Юридическое значение понятие физического  лица имеет постольку, поскольку  оно соединяется с особенностями  его правоспособности, учитывающей  положение человека как социального  индивидуума, как первоначального  субъекта всего многообразия социальных отношений. В юридическом смысле слова под физическими лицами понимаются граждане и лица без гражданства.

Гражданин Российской Федерации  характеризуется его правовой связью с Российским государством, иностранный  гражданин - с соответствующим зарубежным государством, а лица без гражданства  не имеют таковой связи ни с  одним из государств.

Гражданин Российской Федерации - приоритетный субъект административного  права. Ибо в структуре публичного интереса, выражаемого данной отраслью публичного права, стержневым является обеспечение прав и свобод гражданина. Именно они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Конституционный принцип приоритета прав и свобод гражданина положен в основу государственной службы, получивший специальное закрепление в федеральном законе от 5 июля 1995 года «Об основах государственной службы Российской Федерации». С точки зрения этой концепции административное право должно быть нацелено на осуществление прав и свобод граждан и всемерное укрепление их административно-правовых гарантий.

Государство может быть сильным, а его управление эффективным, если оно имеет социальным фундаментом  доверие граждан, их заинтересованность в государственных делах. Административное право должно содействовать обеспечению интересов государства через интересы каждого гражданина и общества в целом. Государство существует для гражданина, общества, а не наоборот.

Административно-правовой статус граждан Российской федерации составляет важнейшую и органичную часть  их общего правового статуса, установленного Конституцией Российской Федерации, Законом  РФ от 28 ноября 1991 года «О гражданстве  РФ» с изменениями, другими законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов. Принципиальные аспекты  гражданства регламентируются Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 года в редакции Указа Президента Российской Федерации  от 27 декабря 1993 года.

Содержание правового  статуса граждан Российской Федерации  обуславливается также международными правовыми актами. Например, нашим  национальным законодательством восприняты определенные положения Всеобщей декларации прав человека, принятые резолюцией 217/111 Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года.

Права и обязанности граждан  в сфере административного права  в основном производны от конституционных  и конкретизируются во многих законах  и подзаконных актах.

Содержание административно-правового  статуса человека и гражданина составляют:

а) комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нормами административного  права;

б) гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления.

Однако не все права  и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса. Немало и таких, которые находятся за пределами  данного статуса и устанавливаются  конкретными нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина.

Нормы административного  права о статусе человека и  гражданина содержатся:

а) в комплексных правовых актах, включающих лишь часть норм, имеющих отношение к статусу  человека и гражданина (акты о земле, собственности и др.);

б) в специальных правовых актах, регламентирующих конкретные вопросы  статуса человека и гражданина (Закон  Российской Федерации от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» с изменениями и дополнениями, внесенными законом РФ от 15 ноября 1995 года и др.)

Правовые акты, относящиеся  к установлению административно-правового  статуса человека и гражданина, могут  быть подразделены также в зависимости:

а) от принципа разделения властей - на акты органов законодательной  власти и акты органов исполнительной власти. Многие вопросы указанного статуса регламентируются актами Президента Российской Федерации как главы государства, а также президентов субъектов Российской федерации;

б) от юридической силы - на законы и подзаконные акты;

в) от характера компетенции  издающих их органов - на акты органов  общей, отраслевой и межотраслевой  компетенции. Акты органов отраслевой и межотраслевой компетенции  часто именуют ведомственными актами.

В силу полномочий, вытекающих из закона, акты, влияющие на правовой статус гражданина, могут издавать также органы местного самоуправления.

В правовых актах не отождествляется, правовой статус личности (человека) и  гражданина Российской Федерации. Гражданин  обладает большим объемом прав и  обязанностей, чем человек как  таковой. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, не имеют некоторых  прав и обязанностей, принадлежащих  ее гражданам. Например, доступ к государственным  должностям федеральных органов  имеют только граждане Российской Федерации.

Однако в действующем  праве, в том числе в Конституции  Российской Федерации, различия в статусе  личности и гражданина отражаются не всегда четко. Например, Конституция  закрепляет право на обращение в  государственные органы только применительно  к гражданам Российской Федерации, но этим правом может воспользоваться  также иностранный гражданин  и лицо без гражданства, находящиеся  на территории Российской Федерации.

Информация о работе Субъекты административного права. Общая характеристика