Субъекты административного права. Общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 23:04, контрольная работа

Описание работы

Административно-правовой статус субъектов административного права производен от конституционно и гражданско-правовых статусов субъектов управленческих правоотношений. При этом административно-правовой статус понимается как правовое положение субъекта в сфере государственного управления. Он имеет собственную структуру и состоит из нескольких элементов. К элементам административно-правового статуса чаще всего относят: правоспособность, дееспособность, права, обязанности, ответственность, гарантии, льготы, правосубъектность, компетенция, полномочия и другие.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Понятие субъекта административного права 4
3. Индивидуальные субъекты административного права 5
4. Предприятия, учреждения, общественные организации как субъекты
административного права 10
5. Органы исполнительной власти как субъекты административного права 16
6. Государственные служащие как субъекты административного права 18
7. Заключение 22
8. Список нормативных актов и литературы 24

Файлы: 1 файл

реферат1.docx

— 54.69 Кб (Скачать файл)

Административно-правовой статус граждан Российской Федерации устанавливается  прежде всего Конституцией Российской Федерации, актами органов представительной (законодательной) власти. Но в формировании и особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов  государственного управления и местного самоуправления. В пределах предоставленной  компетенции они:

а) издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере (например, реализация права на образование  предполагает издание акта о зачислении в учебное заведение);

б) организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение  к административно-правовому положению  граждан;

в) помогают, содействуют  гражданам в реализации их конкретных субъективных прав, например, в вопросах социальной защиты;

г) осуществляют охрану прав и свобод граждан. Во многих случаях  актами органов государственного управления и местного самоуправления конкретизируются права и обязанности, установленные  в общем виде конституциями, отдельными законодательными актами.

Органы государственного управления в пределах своей компетенции  непосредственно, в качестве первичных, устанавливают права и обязанности  граждан, в том числе административно-правового  характера. Например, они предусмотрены  Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Нормы административного  права, определяющие административно-правовой статус граждан, регулируют, в частности, порядок решения органами государственного управления и местного самоуправления многих индивидуальных дел, устанавливают  отдельные гарантии их прав и обязанностей.

Административно-правовое положение  граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.

Под административной правоспособностью  гражданина понимается признаваемая за ним законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности  административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его  смертью. Объем и содержание названной  правоспособности устанавливается  и изменяется при помощи норм административного  права. В основных чертах они закреплены в Конституции Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской федерации изданы многочисленные федеральные  акты, а также акты субъектов Российской Федерации, регламентирующие те или  иные стороны административно-правового  положения граждан в целом  и в отдельных сферах общества. Так, права и обязанности граждан  в области Защиты Отечества детализируются в Законе Российской Федерации от 11 февраля 1993 года «О воинской обязанности  и воинской службе» .

Конституция Российской Федерации  провозглашает равенство прав и  свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, а также  других обстоятельств. Запрещает любые  формы ограничения граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Декларированный в Конституции  принцип равенства «привязан» к  разного рода факторам, могущим быть сведенными в следующие группы.  Во-первых, факторы биологического и физиологического свойства (раса, национальность, язык, пол); во-вторых, факторы, относящиеся к убеждениям, мировоззрению человека и гражданина (отношение к религии, убеждения); в-третьих, факторы, относящиеся к  происхождению; в-четвертых, факторы, указывающие  на социальное положение человека и  гражданина (имущественное и должностное  положение, место жительства, принадлежность к общественным объединениям).

Кроме последней группы, все другие факторы не зависят  от человека и гражданина, поскольку  они не могут их изменить. Применительно  к ним принцип равноправия  в сфере функционирования исполнительной власти осуществляется в основном достаточно последовательно. Изъятия, особенно в  повседневной жизни, встречаются лишь в отношении пола. Так, составляя  большинство населения, женщины  сравнительно мало представлены в органах  государственной власти.

В российском обществе многие категории граждан имеют узаконенные  различия в административно-правовом статусе. Но наличие граждан с  особым, в частности административно-правовым статусом, отрицает концепцию равенства  всех в контексте административного  права. А в более широком плане - и идею равенства всех перед  законом в конкретный момент. Равноправие  не может исключить особого административно-правового  статуса. Сейчас его имеют переселенцы, участники Великой Отечественной  войны, инвалиды, Герои Российской Федерации  и т.д.

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и других правоограничений.

Административное право  также устанавливает исключительные случаи временного лишения или ограничения  отдельных граждан некоторых  прав за некоторые правонарушения. Так, Кодекс об административных правонарушениях  предусматривает возможность лишения  гражданина специально предоставленного ему права управления транспортным средством, права охоты. Конституцией Российской Федерации обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни и др.).

Административная правоспособность граждан характеризуется неразрывной  связью прав и обязанностей, выражающей сочетание интересов каждого  гражданина с интересами других граждан. Права граждан сочетаются с их определенными обязанностями перед  обществом в целом.

Административная правоспособность, может быть, реализовала в сфере  взаимодействия:

а) с государственной системой управления;

б) с системой местного самоуправления;

в) с государственными предприятиями, учреждениями и организациями;

г) с негосударственными предприятиями, учреждениями, организациями  и их представителями, правда, в достаточно ограниченных случаях. Например, при  участии в осуществлении общественного  контроля.

Система исполнительной власти остается важнейшей сферой реализации административной правоспособности граждан, связанной с определенными правами  граждан на участие в государственном  управлении, то есть с возможностью вступать в административные правоотношения. При этом другой стороной в таких  правоотношениях является орган  исполнительной власти (должностное  лицо) либо организация или ее представитель, обладающие полномочиями административно-правового  характера.

Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым  условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей граждан в конкретных административных правоотношениях.

Административная дееспособность гражданина - признанная за ним способность  своими личными действиями:

а) приобретать права и  обязанности административно-правового  характера;

б) осуществлять их.

Такая дееспособность включает также способность гражданина лично  нести ответственность за совершенные  правонарушения в соответствии с  действующими правовыми актами. Момент возникновения административной дееспособности гражданина единообразно и четко  не определен законодательством. В  полном объеме она возникает, как  правило, по достижении гражданином 18-летнего  возраста. Согласно Конституции Российской Федерации, гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Однако момент возникновения административной дееспособности остается неопределенным. В различных сферах частичная дееспособность может возникать до достижения 18-летнего возраста.

Возможность признания гражданина временно недееспособным предусмотрена  Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях  прав граждан при ее оказании». Согласно Закону гражданин может быть временно, на срок не более пяти лет и с  правом последующего переосвидетельствования, признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и работы, связанной  с источником повышенной опасности. Решение об этом принимается врачебной  комиссией, уполномоченной на то органом  здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских  психиатрических показаний. Такое  решение может быть обжаловано в  суде.

 

Предприятия, учреждения, общественные объединения как субъекты административного права

 

Нормы об общественных объединениях содержатся в ч. 4, 5 ст. 13; ч. 1 ст. 30; ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации. В этих статьях дана общая характеристика общественных объединений как субъекта российского права.

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон об общественных объединениях, другие законы РФ образовали законодательную базу общественных объединений.

Базовым федеральным законом, регламентирующим организацию, статус и деятельность общественных объединений, является Закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. Он развивает, дополняет  и расширяет диапазон действия общественных объединений, регламентирует многие аспекты  административно-правового статуса  этих объединений, содержит ряд принципиальных понятий, категорий и терминов, касающихся общественных объединений Административное право Российской Федерации.

Принципиальные положения, содержащиеся в Федеральном законе об общественных объединениях – это:

- общественные отношения,  возникающие в связи с реализацией  гражданами права на объединение,  созданием, деятельностью, реорганизацией  и (или) ликвидацией общественных  объединений. Иностранные граждане  и лица без гражданства имеют  равные права с гражданами  Российской Федерации в сфере  отношений, регулируемых Федеральным  законом, за исключением случаев,  установленных федеральными законами  или международными договорами  Российской Федерации.

- распространяется на  все общественные объединения,  созданные по инициативе граждан,  за исключением религиозных организаций,  а также коммерческих организаций  и создаваемых ими некоммерческих  союзов (ассоциаций).

- право граждан на объединение  включает право создавать на  добровольной основе общественные  объединения для защиты общих  интересов и достижения общих  целей, право вступать в существующие  общественные объединения либо  воздерживаться от вступления  в них, а также право беспрепятственно  выходить из общественных объединений.

Общественные объединения  могут создаваться в одной  из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов  и достижения установленных целей  объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с  ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено  федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений. Высшим руководящим органом  общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующий руководящий  орган общественной организации - выборный коллегиальный орган, подотчетный  съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации  общественной организации ее постоянно  действующий орган осуществляет права юридического лица от имени  общественной организации и исполняет  ее обязанности в соответствии с  уставом.

Общественным движением  является состоящее из участников и  не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно  полезные цели, поддерживаемые участниками  общественного движения. Высший руководящий  орган общественного движения - съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим  органом общественного движения выступает выборный коллегиальный  орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

Общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается  в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных  законом поступлений и использовании  данного имущества на общественно  полезные цели. Учредители и управляющие  имуществом общественного фонда  не вправе использовать указанное имущество  в собственных интересах.

Общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью  оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих  уставным целям указанного объединения. Управление общественным учреждением  и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный  орган, избираемый участниками, не являющимися  учредителями данного учреждения и  потребителями его услуг. Указанный  орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного  учреждения, если иное не установлено  учредителем (учредителями).

Предприятия и учреждения относятся к субъектам административного  права, но только в определенных правом случаях и в соответствующем  качестве, поскольку они, в отличие  от органов исполнительной власти, не осуществляют функций руководства, а выполняют экономические, социально-культурные и другие задачи и функции в целях удовлетворения материальных, духовных и иных потребностей граждан, общества и государства.

Конституция Российской Федерации  применяет термины "предприятия", "учреждения", "государственные, муниципальные и другие жилищные фонды", "государственные или  муниципальные образовательные  учреждения". В Гражданском кодексе  РФ (часть первая) нашли свое юридическое  закрепление и развитие такие  понятия, как хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные  унитарные предприятия; некоммерческие организации.

Информация о работе Субъекты административного права. Общая характеристика