Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 23:04, контрольная работа
Административно-правовой статус субъектов административного права производен от конституционно и гражданско-правовых статусов субъектов управленческих правоотношений. При этом административно-правовой статус понимается как правовое положение субъекта в сфере государственного управления. Он имеет собственную структуру и состоит из нескольких элементов. К элементам административно-правового статуса чаще всего относят: правоспособность, дееспособность, права, обязанности, ответственность, гарантии, льготы, правосубъектность, компетенция, полномочия и другие.
1. Введение 3
2. Понятие субъекта административного права 4
3. Индивидуальные субъекты административного права 5
4. Предприятия, учреждения, общественные организации как субъекты
административного права 10
5. Органы исполнительной власти как субъекты административного права 16
6. Государственные служащие как субъекты административного права 18
7. Заключение 22
8. Список нормативных актов и литературы 24
Административно-правовой статус граждан Российской Федерации устанавливается прежде всего Конституцией Российской Федерации, актами органов представительной (законодательной) власти. Но в формировании и особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов государственного управления и местного самоуправления. В пределах предоставленной компетенции они:
а) издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере (например, реализация права на образование предполагает издание акта о зачислении в учебное заведение);
б) организуют исполнение законов,
имеющих непосредственное отношение
к административно-правовому
в) помогают, содействуют гражданам в реализации их конкретных субъективных прав, например, в вопросах социальной защиты;
г) осуществляют охрану прав и свобод граждан. Во многих случаях актами органов государственного управления и местного самоуправления конкретизируются права и обязанности, установленные в общем виде конституциями, отдельными законодательными актами.
Органы государственного
управления в пределах своей компетенции
непосредственно, в качестве первичных,
устанавливают права и
Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус граждан, регулируют, в частности, порядок решения органами государственного управления и местного самоуправления многих индивидуальных дел, устанавливают отдельные гарантии их прав и обязанностей.
Административно-правовое положение граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.
Под административной правоспособностью
гражданина понимается признаваемая за
ним законом возможность быть
субъектом административного
Конституция Российской Федерации
провозглашает равенство прав и
свобод человека и гражданина независимо
от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к
религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям, а также
других обстоятельств. Запрещает любые
формы ограничения граждан по
признакам социальной, расовой, национальной,
языковой или религиозной
Декларированный в Конституции принцип равенства «привязан» к разного рода факторам, могущим быть сведенными в следующие группы. Во-первых, факторы биологического и физиологического свойства (раса, национальность, язык, пол); во-вторых, факторы, относящиеся к убеждениям, мировоззрению человека и гражданина (отношение к религии, убеждения); в-третьих, факторы, относящиеся к происхождению; в-четвертых, факторы, указывающие на социальное положение человека и гражданина (имущественное и должностное положение, место жительства, принадлежность к общественным объединениям).
Кроме последней группы, все другие факторы не зависят от человека и гражданина, поскольку они не могут их изменить. Применительно к ним принцип равноправия в сфере функционирования исполнительной власти осуществляется в основном достаточно последовательно. Изъятия, особенно в повседневной жизни, встречаются лишь в отношении пола. Так, составляя большинство населения, женщины сравнительно мало представлены в органах государственной власти.
В российском обществе многие
категории граждан имеют
Административная
Административное право
также устанавливает
Административная
Административная
а) с государственной системой управления;
б) с системой местного самоуправления;
в) с государственными предприятиями, учреждениями и организациями;
г) с негосударственными
предприятиями, учреждениями, организациями
и их представителями, правда, в достаточно
ограниченных случаях. Например, при
участии в осуществлении
Система исполнительной власти
остается важнейшей сферой реализации
административной правоспособности граждан,
связанной с определенными
Административная
Административная
а) приобретать права и
обязанности административно-
б) осуществлять их.
Такая дееспособность включает также способность гражданина лично нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с действующими правовыми актами. Момент возникновения административной дееспособности гражданина единообразно и четко не определен законодательством. В полном объеме она возникает, как правило, по достижении гражданином 18-летнего возраста. Согласно Конституции Российской Федерации, гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Однако момент возникновения административной дееспособности остается неопределенным. В различных сферах частичная дееспособность может возникать до достижения 18-летнего возраста.
Возможность признания гражданина
временно недееспособным предусмотрена
Законом Российской Федерации «О
психиатрической помощи и гарантиях
прав граждан при ее оказании». Согласно
Закону гражданин может быть временно,
на срок не более пяти лет и с
правом последующего переосвидетельствования,
признан непригодным вследствие
психического расстройства к выполнению
отдельных видов
Предприятия, учреждения, общественные объединения как субъекты административного права
Нормы об общественных объединениях содержатся в ч. 4, 5 ст. 13; ч. 1 ст. 30; ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации. В этих статьях дана общая характеристика общественных объединений как субъекта российского права.
Конституция Российской Федерации, Федеральный закон об общественных объединениях, другие законы РФ образовали законодательную базу общественных объединений.
Базовым федеральным законом,
регламентирующим организацию, статус
и деятельность общественных объединений,
является Закон "Об общественных объединениях"
от 19 мая 1995 г. Он развивает, дополняет
и расширяет диапазон действия общественных
объединений, регламентирует многие аспекты
административно-правового
Принципиальные положения, содержащиеся в Федеральном законе об общественных объединениях – это:
- общественные отношения,
возникающие в связи с
- распространяется на
все общественные объединения,
созданные по инициативе
- право граждан на объединение
включает право создавать на
добровольной основе
Общественные объединения
могут создаваться в одной
из следующих организационно-
Общественной организацией
является основанное на членстве общественное
объединение, созданное на основе совместной
деятельности для защиты общих интересов
и достижения установленных целей
объединившихся граждан. Членами общественной
организации в соответствии с
ее уставом могут быть физические
лица и юридические лица - общественные
объединения, если иное не установлено
федеральным законом и законами
об отдельных видах общественных
объединений. Высшим руководящим органом
общественной организации является
съезд (конференция) или общее собрание.
Постоянно действующий
Общественным движением
является состоящее из участников и
не имеющее членства массовое общественное
объединение, преследующее социальные,
политические и иные общественно
полезные цели, поддерживаемые участниками
общественного движения. Высший руководящий
орган общественного движения - съезд
(конференция) или общее собрание.
Постоянно действующим
Общественный фонд - один
из видов некоммерческих фондов, представляющий
собой не имеющее членства общественное
объединение, цель которого заключается
в формировании имущества на основе
добровольных взносов, иных не запрещенных
законом поступлений и
Общественное учреждение
- не имеющее членства общественное
объединение, ставящее своей целью
оказание конкретного вида услуг, отвечающих
интересам участников и соответствующих
уставным целям указанного объединения.
Управление общественным учреждением
и его имуществом осуществляется
лицами, назначенными учредителем (учредителями).
В соответствии с учредительными
документами в общественном учреждении
может создаваться
Предприятия и учреждения
относятся к субъектам
Конституция Российской Федерации
применяет термины "предприятия",
"учреждения", "государственные,
муниципальные и другие жилищные
фонды", "государственные или
муниципальные образовательные
учреждения". В Гражданском кодексе
РФ (часть первая) нашли свое юридическое
закрепление и развитие такие
понятия, как хозяйственные товарищества
и общества; производственные кооперативы;
государственные и
Информация о работе Субъекты административного права. Общая характеристика