Субъекты, имеющие особый административный статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной мной темы курсовой работы обусловлена многими факторами. Во-первых, субъекты являются одной из основополагающих категорий административного права как науки. Во-вторых, четкое определение административно - правового статуса участников административно-правовых отношений напрямую влияет на деятельность органов исполнительной власти в организации управления в России. Все это в полной мере свидетельствует об актуальности данной работы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…...................-3-
1 Понятие и виды субъектов административного права
1.1 Понятие субъекта административного права……......................….-6-
1.2 Виды субъектов административного права……………………...….-8-
2.СПЕЦИАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО- ПРАВОВЫЕ СТАТУСЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ…………………………………………...…………-10-
2.1. Правоспособность и дееспособность субъектов административного права……………………………..………………………-12-
2.2 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОПЕКА И СТАТУС ЕЕ СУБЪЕКТОВ………………………-17-
3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………………………………….-21-
4. Особенности административно-правового статуса лиц, совершивших преступления и административные проступки…………………………..-23-
Заключение……………………………………………………………………...…...-27-
5.Управление делами Президента РФ
(федеральное агентство)………..……………………………………………..….-29-
6. Задачи и статьи КоАП…………………………………………………………-37-
Литература………………….…………………………………………………..…....-39-

Файлы: 1 файл

Курсовая по АП.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

Институт правоведения и предпринимательства 

Кафедра государственно- правовых наук

 

 

Курсовая работа

 

по предмету: Административное право

 

на тему: «Субъекты, имеющие особый административный статус».

 

 

                                              Исполнил :  студент 521 учебной группы

Маточкин Д.Г.

                                              Проверил : преподаватель

Козлов Е.Н.

 

 

 

 

г.Самара

2012 г.

 

 

 

 

 

 
СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………….…...................-3-

1 Понятие и виды субъектов административного права



 

 
СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………….…...................-3-

1 Понятие и виды субъектов административного права

1.1 Понятие субъекта административного  права……......................….-6-

1.2 Виды субъектов административного  права……………………...….-8-

  2.Специальные административно- правовые статусы                     индивидуальных субъектов…………………………………………...…………-10-

2.1. Правоспособность и дееспособность субъектов административного права……………………………..………………………-12-

2.2 Административная опека и статус ее субъектов………………………-17-

3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………………………………….-21-

4. Особенности административно-правового статуса лиц, совершивших преступления и административные проступки…………………………..-23-

Заключение……………………………………………………………………...…...-27-

5.Управление делами Президента РФ

(федеральное агентство)………..……………………………………………..….-29-

6. Задачи и статьи КоАП…………………………………………………………-37-

Литература………………….…………………………………………………..…....-39-



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность выбранной мной темы курсовой работы обусловлена многими  факторами. Во-первых, субъекты являются одной из основополагающих категорий административного права как науки. Во-вторых, четкое определение административно - правового статуса участников административно-правовых отношений напрямую влияет на деятельность органов исполнительной власти в организации управления в России. Все это в полной мере свидетельствует об актуальности данной работы.

Субъекты административного права  достаточно глубоко изучены. Теоретическую  основу данной работы составляют разработки таких видных отечественных ученых-юристов, как Ю.А. Тихомирова, Л.П. Попова, Ю.И. Мигачева, Ю.А. Дмитриева, И.А. Трофимова и многих других. Также в процессе написания работы использовались различные нормативно - правовые акты, в частности, Конституция Российской Федерации, Устав города Москвы, целый ряд федеральных законов и некоторые подзаконные акты.

Цель этой курсовой работы - анализ и раскрытие выбранной темы.

Для достижения указанной цели предполагалось решение следующих задач:

определение понятия и сущности субъекта административного права

классификация субъектов административного  права

изучение правосубъектности и  ее элементов

определение административно-правового  статуса граждан, предприятий, учреждений, общественных объединений в городе Москве

определение административно-правового статуса органов исполнительной власти и государственных служащих в городе Москве

В курсовой работе обоснованы теоретические  положения, которые выносятся на защиту:

субъектом административного права  является лицо или организация, которые  в соответствии с действующим законодательством могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих отношений, носителями соответствующих прав и обязанностей

двумя элементами единого административно-правового  статуса являются административная правоспособность и дееспособность..

полномочия, которыми наделены субъекты административного права, имеют  определенные особенности по своему характеру, объему, формам выражения.

В данной работе были использованы следующие  методы исследования: анализ, изучение, оценка, синтез и так далее.

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой говорится об общем  понятии субъекта административного  права, а именно о классификации  субъектов и о правосубъектности  субъектов административного права. Вторая глава посвящена системе субъектов административного права на примере города Москвы.

Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой  большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата - исполнительной власти.

Административное право  – самостоятельная отрасль российского права. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объем государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в  жизни общества. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных  невластных субъектов  в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.

Создание российской суверенной государственности, глубокие политические, экономические, организационные реформы в стране повлекли коренные изменения всего массива административно-правовых норм. В 90-х годах ХХ века Российской Федерации пришлось полностью обновлять и быстро расширять систему административно-правового регулирования. Были закреплены демократические начала организации и функционирования исполнительной власти, расширены права граждан, значительно повышена роль закона в регулировании властеотношений.

Права и обязанности  личности, о которых говорится  в административно- правовых нормах, производны от конституционных/ ст.2 Конституции РФ/, и часто конкретизируют последнее. Прежде всего, административно-правовой статус граждан РФ устанавливается Конституцией, актами органов  представительной власти. В формировании и, особенно в  реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти.

Административно-правовой статус граждан в значительной мере зависит от состояния законодательства, закрепляющего их права и обязанности  в сфере управления. Это достаточно очевидное обстоятельство означает, что совершенствование юридической регламентации положения граждан в качестве субъектов российского административного права объективно претендует на роль магистрального направления развития административного законодательства. При этом задача адекватного современным социально-экономическим потребностям обеспечения силами административно-правовых норм прав, свобод, законных интересов и обязанностей граждан, а также механизма их реализации предполагает необходимость многоуровневого и многоаспектного подхода к конструированию административно-правового статуса граждан. Данный подход должен базироваться на концептуальной установке ст. 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Важнейшим приоритетом  административно-правового обеспечения  положения граждан в сфере публичной администрации является развитие, детализация, конкретизация и гарантирование конституционных норм, фиксирующих основные права, свободы и обязанности российских граждан. За десятилетие, прошедшее с момента принятия Конституции, в этом отношении сделано уже немало. В частности, на федеральном уровне приняты Законы об общественных объединениях, об информации, информатизации и защите информации, об основах государственной службы, об альтернативной гражданской службе, а также ряд других законодательных актов, которые существенно обогатили права граждан в сфере управления и их гарантии. Однако до настоящего времени отсутствует надлежащее административно-правовое сопровождение таких конституционных прав граждан, как право на собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), право на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Восполнение этих пробелов административного законодательства не только позволит привести его в соответствие с Конституцией, но и будет способствовать развитию административно-правового статуса граждан.

Системное восприятие Конституции  России и федеральных законов, принятых в развитие содержащихся в ней  положений, свидетельствует о том, что, во-первых, регулирование прав и свобод граждан, в том числе и в качестве субъектов административного права, составляет прерогативу федеральных органов власти (ст. 71 Конституции) и лишь защита урегулированных на федеральном уровне прав и свобод относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции), а во-вторых, определенная ниша для административного нормотворчества в рассматриваемой сфере в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» зарезервирована за муниципальными образованиями, их уставами и иными нормативными правовыми актами.

Трехуровневость административно-правового  регулирования статуса граждан, помноженная к тому же на отсутствие в законодательстве ясных и непротиворечивых критериев разграничения предметов ведения каждого из уровней публичной власти, нередко приводит к разбалансированности механизма правового обеспечения прав и обязанностей граждан в сфере управления. Поэтому было бы целесообразно зафиксировать и последовательно осуществлять на практике конституционно-правовую формулу, согласно которой в федеральном административном законодательстве могут решаться все вопросы, связанные с правами и обязанностями граждан в качестве субъектов административного права; в административном законодательстве субъектов Российской Федерации может предусматриваться неограниченный перечень гарантий и иных мер защиты, дополняющих федеральный административно-правовой статус граждан; в уставах муниципальных образований и других нормативных актах местного самоуправления могут содержаться административно-правовые предписания, касающиеся тех или иных форм участия граждан в решении вопросов местного значения, только по вопросам, прямо предусмотренным в федеральных законах.

Особое место в структуре  административно-правового статуса  занимает ответственность за административные правонарушения. В соответствии с  Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 1.1) законодательство об административной ответственности включает в себя как сам КоАП РФ, так и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Установление административной ответственности актами органов местного самоуправления не допускается.

Неотъемлемой составной  частью совершенствования административно-правового  статуса граждан является закрепление  и развитие разветвленной системы  юридических гарантий прав и свобод граждан как участников управленческих отношений. Надлежащее гарантирование административно-правовых возможностей граждан предполагает: во-первых, определение в законодательстве персонифицированных представителей государственной и муниципальной власти, ответственных за обеспечение условий для реализации прав и свобод граждан; во-вторых, закрепление конкретных обязанностей органов и должностных лиц публичной администрации, корреспондирующих правам и свободам граждан в сфере управления; в-третьих, установление детальных административных процедур, исчерпывающим образом оговаривающих порядок исполнения соответствующими субъектами управления своих обязанностей в отношениях с гражданами; в-четвертых, усиление ответственности органов и должностных лиц за неисполнение ими своих обязанностей, повлекшее нарушение прав граждан в сфере управления.

 

 

1 Понятие и виды субъектов административного права

1.1 Понятие субъекта административного  права

Вопрос о  субъектах административного права  является одним из важнейших, так  как речь идет об участниках административно-правовых отношений, решающих задачи и осуществляющих функции исполнительной власти, координирующие, распорядительные, контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривающих дела о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в хозяйственной, налоговой, финансовой, таможенной сфере, в строительстве, в сфере общественного порядка и т. д.

Наука административного  права насчитывает не так много  исследовательских работ, посвященных  этому вопросу. Тем не менее, определенный понятийный аппарат уже создан. Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти. Субъект административного права — это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Таким образом, реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.

Субъект административного  права — это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по своему собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой. Например, гражданин может обжаловать принятое органом исполнительной власти постановление в суд, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может и не обжаловать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению. Прокурор обязан при наличии достаточных оснований возбудить производство по делу об административном правонарушении; данное постановление является реализацией его правового статуса. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса весьма и весьма многочисленны.

Информация о работе Субъекты, имеющие особый административный статус