Субъекты, имеющие особый административный статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной мной темы курсовой работы обусловлена многими факторами. Во-первых, субъекты являются одной из основополагающих категорий административного права как науки. Во-вторых, четкое определение административно - правового статуса участников административно-правовых отношений напрямую влияет на деятельность органов исполнительной власти в организации управления в России. Все это в полной мере свидетельствует об актуальности данной работы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…...................-3-
1 Понятие и виды субъектов административного права
1.1 Понятие субъекта административного права……......................….-6-
1.2 Виды субъектов административного права……………………...….-8-
2.СПЕЦИАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО- ПРАВОВЫЕ СТАТУСЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ…………………………………………...…………-10-
2.1. Правоспособность и дееспособность субъектов административного права……………………………..………………………-12-
2.2 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОПЕКА И СТАТУС ЕЕ СУБЪЕКТОВ………………………-17-
3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………………………………….-21-
4. Особенности административно-правового статуса лиц, совершивших преступления и административные проступки…………………………..-23-
Заключение……………………………………………………………………...…...-27-
5.Управление делами Президента РФ
(федеральное агентство)………..……………………………………………..….-29-
6. Задачи и статьи КоАП…………………………………………………………-37-
Литература………………….…………………………………………………..…....-39-

Файлы: 1 файл

Курсовая по АП.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

Административно-правовые отношения возникают тогда, когда  субъекты (участники) этих отношений  имеют административную правоспособность, т. е. обладают необходимым объемом  прав и обязанностей, создающих основу для их вступления в правоотношения. Каждый участник административно-правовых отношений, наделенный законодательством конкретными правами и обязанностями, может рассматриваться в качестве субъекта административного права.

Специфика любой отрасли права накладывает свой отпечаток на содержание административной правоспособности. Изменение административного законодательства также вносит коррективы в сущность административной правоспособности. Каждый субъект административного права имеет особую административную правоспособность. Например, административная правоспособность гражданина отличается от административной правоспособности организаций, органов исполнительной власти, общественных объединений и иных организаций. Вместе с тем реализацию правоспособности как физических, так и юридических лиц (например, органов исполнительной власти) невозможно представить без волеизъявления самого физического лица либо представляющего орган публичного управления должностного лица. Проявленная воля субъекта по использованию прав и исполнению обязанностей способствует наполнению правосубъектности юридическим содержанием. Таким образом, административная правоспособность — это потенциальная возможность субъекта воспользоваться установленными для него правами, свободами, а также исполнить обязанности, осуществить компетенцию и полномочия. С практической точки зрения, правоспособность субъекта административного права лишь предпосылки для реализации его правового статуса. Иначе говоря, правоспособность характеризует субъекта права как лицо, которое может воспользоваться при наличии соответствующих условий конкретными правами, свободами и на которое можно в действительности наложить обязанности (запреты, ограничения), а также привлечь к юридической ответственности.

Все субъекты административного права, с одной стороны, имеют свой особый административно-правовой статус. Поэтому, как и ранее, современные учебники административного права в разделе "Субъекты административного права" содержат материал об административно-правовом статусе граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций (государственные и негосударственные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные объединения, религиозные объединения)1.

С другой стороны, все субъекты административного  права обладают общими чертами, характеризующими их административную правоспособность. Как общие, так и специфические признаки обусловлены предметом административного права и методом административно-правового регулирования. Можно выделить следующие признаки, определяющие общее в административной правоспособности субъектов административного права:

 

1)  управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации административной правоспособности; субъекты административного права неразрывно связаны с исполнительной властью, они осуществляют государственное управление, различные функции публичного управления (для всех субъектов административного права);

2)  наличие  специальных прав и обязанностей  субъектов административного права,  способствующих формированию организационных  связей и отношений в системе  публичного управления (для всех  субъектов административного права);

3)  юридическая  властность действий и распорядительность  решений, принимаемых некоторыми  субъектами административного права  (для органов исполнительной власти  и должностных лиц);

4)  реализация  государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения (для специальных субъектов права, наделенных соответствующими полномочиями);

5)  обеспечение  защиты правоотношений, участниками  которых являются граждане (для  всех субъектов административного  права);

6)  юридические  гарантии рассмотрения возникшего в системе публичного управления правового спора в административном или судебном порядке в рамках установленных процессуальных правил (для всех субъектов административного права).

Административная  правоспособность гражданина возникает  со дня его рождения и прекращается с его смертью. У организаций (государственных органов) она возникает с момента их учреждения (образования), а у должностных лиц с момента поступления на государственную должность, назначения на государственную должность государственной службы.

Субъекты административного  права, имеющие установленный административно-правовыми  нормами правовой статус, становятся участниками административно-правовых отношений, когда практически осуществляют определенную за ними административную правоспособность. Таким образом, субъекты административного права наряду с административной правоспособностью должны обладать и административной дееспособностью, т. е. иметь возможность реализации принадлежащих им прав в области публичного управления. Под административной дееспособностью физического или юридического лица понимается их способность своими решениями и действиями (бездействием) приобретать и осуществлять права, создавать для себя и иных лиц обязанности, исполнять их и обеспечивать права и свободы граждан. Административная дееспособность имеет активное и творческое начало, позволяющее осуществлять нормативно установленную за субъектом административного права правосубъектность, т. е. использовать принадлежащие субъекту права и свободы, полномочия и компетенцию, обеспечивать законность в сфере публичного управления, исполнять управленческие функции, применять административно-правовые формы и методы управления, меры административного принуждения. Дееспособность — это важнейшее условие реализации субъектами принадлежащих им прав и свобод, а также исполнения установленных обязанностей.

 Административная  дееспособность предполагает способность  физического лица или представителя  государственной администрации  осознавать и правильно оценивать  свои действия, имеющие правовое значение, руководить ими и гарантировать законность их применения. Дееспособность состоит из таких элементов, как способность лица самостоятельно осуществлять принадлежащие ему (гражданину, иностранцу, лицу без гражданства) права; осуществлять установленную компетенцию и принимать правовые акты управления; применять меры административного принуждения; признавать, гарантировать и защищать права и свободы граждан; нести правовую ответственность за вред, причиненный гражданам, государственному органу или юридическому лицу; нести в случае совершения административного или дисциплинарного правонарушения (проступка) соответственно административную или дисциплинарную ответственность (административная деликтоспособность). В последнем случае деликтоспособность является частью дееспособности, т. е. субъект административного права имеет возможность (способен) принять на себя установленные законом меры административной или дисциплинарной ответственности, т. е. претерпевать отрицательные последствия совершенного правонарушения (личного, имущественного или иного характера).

У разных субъектов  административного права административная дееспособность возникает по-разному; главным условием ее возникновения  является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов. Если речь идет о гражданине, то его административная дееспособность возникает, как правило, по достижении 18-летнего возраста, ибо установленные законами субъективные права и свободы могут использоваться лицами, начиная с 18 лет (например, поступление на государственную службу). Вместе с тем граждане могут воспользоваться принадлежащими им правами и свободами и до достижения 18-летнего возраста (например, право на жалобу, свобода шествий и демонстраций, право на получение паспорта гражданина РФ). Таким образом, не существует единого законодательного акта, определяющего возраст, по достижении которого физическое лицо начинает обладать административной дееспособностью. Государственные и муниципальные служащие, должностные лица получают административную дееспособность в силу действия приказа о назначении на ту или иную государственную или муниципальную должность (государственной или муниципальной службы). Иными словами, с момента поступления на государственную или муниципальную службу указанные субъекты имеют право и возможность осуществлять компетенцию соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Административная опека и  статус ее субъектов

Статья 7 Конституции  РФ провозглашает: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В стране существуют разные формы социальной защиты: охрана труда и здоровья людей, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, система пенсионирования по возрасту, стажу работы, в связи с инвалидностью и др.

Одним из ярких проявлений социальной политики государства является административная опека — система  государственной помощи, непосредственно  не связанной с трудом, службой лиц, которым она предоставляется. Ее можно рассматривать как государственную заботу о слабых, нуждающихся в социальной защите, не связанную с их общественно-полезной деятельностью.

Среди субъектов административной опеки следует выделить две категории лиц:

•       слабых по демографическим признакам (сироты, одинокие матери, больные, инвалиды, члены  многодетных семей, представители  коренных национальностей  малочисленных  народностей Крайнего Севера и др.);

•       жертв  экстремальных ситуаций (безработные, «чернобыльцы», участники боевых действий в Афганистане и Чечне, вынужденные переселенцы, беженцы, пострадавшие от пожаров, наводнений, землетрясений и другие лица, пострадавшие от социальных кризисов, техногенных катастроф и стихийных бедствий). Содержание государственной помощи (административной опеки) состоит из следующих элементов:

•       регулярная или единовременная выплата денежных сумм;

•      оказание иной материальной помощи (временное  обеспечение жилой площадью, транспортные и иные услуги);

•    социальное обслуживание (медицинская и санитарная помощь, льготы при поступлении в  учебные заведения);

•   организационная  помощь в трудоустройстве, выборе места  жительства, получении необходимых  документов, приобретении гражданства  Российской Федерации.

Административная опека  основывается на ряде принципов:

1)  гуманизма;

2)  законности;

3)  учета материальных, организационных возможностей государства,  муниципальных образований;

4)  оказания помощи  лишь тем, кто в этом нуждается  больше всего.

Предоставление льгот, материальной помощи без учета материального  положения людей, а лишь по общим  признакам в условиях современной  России несправедливо. Например, выплата  пособия по безработице мужу преуспевающей  предпринимательницы. Административная опека, как правило, должна быть адресной, предоставляться по заявлению гражданина. При ее осуществлении также нельзя допускать социального паразитизма.

В административном праве  России исследуемое нами понятие  не используется. Это недоразумение, хотя и приятное: государственная помощь, административная опека осуществляется в отношении миллионов граждан, а понятия, термина в источниках права нет.

Административную опеку  следует отличать от смежных явлений: гражданско-правовой опеки, системы  пенсионирования в связи с работой, государственной помощи малому бизнесу. Гражданско-правовая опека связана с вменяемостью, в основном состоит в юридической поддержке, заботе о воспитании, содержании. Она осуществляется физическим лицом-опекуном. А административная опека — система материальной и иной помощи, которая оказывается непосредственно государством через его органы, служащих и регламентируется административным правом.

Основная масса пенсий связана с общественно-полезной деятельностью в прошлом лиц, их получающих (пенсии по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет, в связи с потерей кормильца). Их размер прежде всего зависит от стажа, характера работы, размера получаемой ранее заработной платы. Эти факторы в рамках административной опеки, как правило, не учитываются. Почти единственное исключение — определение размера пособия безработным, но и здесь помимо этого учитываются многие другие факторы. Что же касается инвалидов детства, одиноких матерей, то их пенсии и пособия — разновидность административной опеки. Последняя, кстати говоря, может осуществляться и в отношении пенсионеров, особенно тех, кто получает небольшие пенсии, достиг 80 лет, является инвалидом. Иными словами, административная опека

На основании действующих  правовых норм между гражданами и  соответствующими государственными, муниципальными органами возникают административные правоотношения. Как правило, это связано с заявлением гражданина. А по инициативе публичных организаций лицо может быть признано сиротой, гражданином, нуждающимся в недобровольной психиатрической помощи.

Так, не имеющий работы трудоспособный гражданин вправе обратиться за помощью в службу занятости. В  этом случае он обязан представить  необходимые документы. Государственный  орган обязан принять заявление, вправе потребовать предоставления документов и проверить их. Если документы подтверждают притязания гражданина, ему в течение десяти дней могут быть предложены варианты подходящей работы или профессиональной подготовки.

К гарантиям материальной и социальной поддержки безработных  относятся: выплата стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; выплата пособия по безработице; возможность участия в общественных работах; компенсация затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости.

Информация о работе Субъекты, имеющие особый административный статус