Суд и государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: провести комплексный анализ суда и государственного управления.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- выделить место суда в системе разделения властей;
- раскрыть взаимоотношение судебной власти с государственным управлением.

Содержание работы

Введение 3
1. Суд в системе разделения властей 6
1.1 Сущность теории разделения властей 6
1.2 Судебная власть 9
1.3 Деятельность Судебного департамента при Верховном Суде РФ 13
2. Взаимоотношение судебной власти с государственным управлением 17
2.1 Взаимоотношения исполнительной и судебной власти в Российской Федерации 17
2.2 Судебная власть: прерогативы контроля над исполнительной ветвью власти 23
Заключение 33
Список литературы 36
Приложения

Файлы: 1 файл

Суд и государственное управление (дисц. АП).doc

— 390.00 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

По общепризнанным канонам теории разделения властей судебная власть прежде всего выполняет специфические  для нее правосудные функции, разрешает споры между субъектами права, и прежде всего между гражданами, а также определяет меры уголовного или административного наказания для лиц, виновных в соответствующих правонарушениях.

Актуальность темы работы связана  с тем, что судебная власть помимо ее прямых правосудных функций - в рамках разделения властей - призвана контролировать деятельность органов законодательной и исполнительной власти. Содержание такого контроля зависит от конкретной модели взаимоотношений между органами государственной власти, принятой в соответствующей стране, и ее законодательного воплощения. И все же в целом есть наиболее распространенные формы такого контроля.

Так, органы судебной власти, наделенные полномочиями конституционного контроля, имеют право признавать законы и  иные нормативные правовые акты неконституционными. В результате признания их неконституционными такие законы и иные соответствующие акты утрачивают свою силу. "Таким образом, - справедливо отмечается в литературе, - суды, их решения становятся над законом и, отрицая, отменяя закон, участвуют в законотворчестве"1. Нередко в судах общей юрисдикции также можно оспорить нормативные правовые акты на предмет их соответствия как конституции, так и закону, а зачастую и ненормативные акты и действия органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

В ряде стран, например в Российской Федерации, решение суда, оценивающее  правовой акт, принятый органом или  должностным лицом публичной  власти, как незаконный, становится основой последующего роспуска органа или отрешения от должности лица, если они своевременно не устранили нарушение, не отменили или видоизменили свой акт.

Помимо этого, в случае выдвижения обвинений против высших представителей исполнительной власти, как правило, именно судебные органы должны подтвердить  наличие либо отсутствие в действиях того или иного должностного лица противоправного поведения.

Одной из разновидностей государственной  власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной  деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие имеет ряд специфических признаков: оно осуществляется от имени государства специальными государственными органами - судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.

Правосудие в Российской Федерации  строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового  государства и закрепленных в Конституции РФ (гл. 7) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации"2.

Объект исследования: общественные отношения в сфере взаимодействия судебной власти и государственного управления

Предмет исследования: правовые нормы, регулирующие отношения в сфере  взаимоотношения суда и государственного управления.

Цель работы: провести комплексный  анализ суда и государственного управления.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

- выделить место суда в системе разделения властей;

- раскрыть взаимоотношение судебной власти с государственным управлением.

Степень изученности. Работа нашла широкое отражение в учебной монографической и периодической литературе.

Теоретическую основу исследования составили труды таких учёных-юристов как Авакьян С.А., Арбузкин А.М., Бельский К.С., Бобылев А.И., Горшкова Н.Г., Ивакин В.И., Керимов А.Д., Колоколов Н.А., Павликов С.Г., Кряжков В.А., Мамаев Р.Б., Митин Г.Н. и многих других.

Нормативную основу исследования составила Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также подзаконные нормативно-правовые акты.

Эмпирическую основу работы составили постановления высших судов, в первую очередь, Конституционного Суда РФ.

Новизна работы заключается в анализе взаимоотношений суда и государственного управления как на примере классической теории разделения властей, так и на примере современной российской действительности.

В качестве методов исследования использовались общенаучные и частнонаучные методы. Особо необходимо выделить дедукцию, индукцию, анализ, синтез, моделирование.

Общим методологическим приемом, использованным в работе, является анализ печатных источников и нормативно правовых актов, изучение практики правоприменения, судебной практики.

Структура работы включает введение, две главы, разделённые на главы, заключение и список использованных источников.

 

 

 

 

1. Суд в системе разделения властей

1.1 Сущность теории разделения властей

 

В своем классическом виде теория разделения властей была сформулирована Д. Локком и Ш. Монтескье. Ее сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная - должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга.

Однако для обеспечения свободы, согласно этой теории, недостаточно одного лишь распределения власти между  несколькими органами. Нужно, кроме  того, чтобы они находились во взаимном равновесии, чтобы ни один из органов не мог получить преобладание над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательств на его самостоятельность другого органа.

В результате различные власти, организованные подобным образом, не подчинены друг другу, однако находятся в тесной связи между собой и во взаимодействии. Ни одна из них ничего не может сделать без других, и при несогласии между ними вся государственная деятельность должна остановиться. Но поскольку остановиться она не может, то "силою вещей, - считал Ш. Монтескье, - власти будут принуждены действовать и необходимость заставляет их действовать в согласии друг с другом"3. Результатом этого и явится их взаимное сдерживание, обеспечивающее свободу.

Теория разделения властей воспринята конституциями многих стран, хотя конкретные формы ее реализации весьма разнообразны. Наиболее полно и последовательно в своей изначальной трактовке теория разделения властей реализована в Конституции США 1787 г., в которой прослеживается влияние как создателей этой теории, так и британских конституционных идей начала XVIII века.

В годы советской власти в нашей  стране принцип разделения властей  был отвергнут как чуждый и  неприемлемый. В лучшем случае он рассматривался, выражаясь словами К. Маркса, "как  обыкновенное промышленное разделение труда, примененное к государственному механизму в видах упрощения и контроля". Создание государства нового типа, государства социалистического, неразрывно связывалось с уничтожением буржуазного парламентаризма и строительством новых, социалистических органов народного представительства, одним из важнейших принципов организации которых являлась ликвидация разрыва между законодательной и исполнительной властями, соединение законодательства с управлением. Такими органами были признаны Советы, через которые народ должен был осуществлять принадлежащую ему государственную власть. Все другие государственные органы признавались подконтрольными и подотчетными Советам.

В Российской Федерации принцип  разделения властей впервые был  провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР (июнь 1990 г.), в которой разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную объявлялось "важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства". В апреле 1992 года этот принцип был внесен в Конституцию в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя России (ст. 1).

Разделение властей - один из основных принципов действующей Конституции  РФ. В ст. 10 предусмотрено, что государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом.

Таким образом, согласно Конституции, разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.

Для того чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только в верхних эшелонах государственной  власти, но и во всей иерархии государственных  органов, Конституция (ст. 5) предусматривает  соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами.

Таким образом, в современных условиях становления конституционного строя в Российской Федерации принцип разделения властей имеет особенно важное значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Принцип разделения властей предусматривает систему "сдержек и противовесов", направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Рассматриваемый принцип призван обеспечить в конечном счете рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами.

Разделение властей - не застывшее состояние обособленных государственных структур. Это работающий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных и на случай конфликтных состояний.

1.2 Судебная власть

 

Судебная система Российской Федерации  включает федеральные суды; конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации  относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями  общей юрисдикции субъектов Федерации4.

Отсюда следует, что действующие в нашей стране различного рода товарищеские, третейские, не предусмотренные Конституцией и Федеральным конституционным законом всевозможные арбитражные суды, а также созданная Указом Президента РФ от 31 декабря 1993 г. Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации в судебную систему нашей страны не входят и судебной властью не обладают.

В Конституции РФ (ч. 3 ст. 118) особо  устанавливается недопустимость создания в Российской Федерации чрезвычайных судов.

Носителями судебной власти в Российской Федерации являются прежде всего  судьи, наделенные в конституционном  порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности  на профессиональной основе.

Согласно Конституции (ст. 119) судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Эти дополнительные требования к судьям изложены в ст. 3 и 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. "О статусе  судей в Российской Федерации"5, согласно которым судьей может быть гражданин Российской Федерации, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей.

При этом судьей вышестоящего суда может  быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации - достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

Судья обязан неукоснительно соблюдать  Конституцию РФ и другие законы; судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности; судья не вправе быть депутатом; судья не должен принадлежать к политическим партиям и движениям; судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Согласно Конституции (ст. 128) судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.

В России всем без исключения гарантируется  государственная защита прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45 Конституции  Российской Федерации)6. При этом механизмы этой защиты обусловлены характером прав и свобод, подлежащих государственной защите. Вместе с тем безотносительно от сферы регулируемых отношений все вправе защищать свои нарушенные права и свободы в суде, причем это право не связывается ни с какими отличительными признаками, характеризующими личность субъекта, обратившегося за судебной защитой (пол, возраст, место жительства, сфера применения труда и др.). Это прежде всего вытекает из основополагающих положений Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 46).

Информация о работе Суд и государственное управление