Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:35, курсовая работа
Цель работы: провести комплексный анализ суда и государственного управления.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- выделить место суда в системе разделения властей;
- раскрыть взаимоотношение судебной власти с государственным управлением.
Введение 3
1. Суд в системе разделения властей 6
1.1 Сущность теории разделения властей 6
1.2 Судебная власть 9
1.3 Деятельность Судебного департамента при Верховном Суде РФ 13
2. Взаимоотношение судебной власти с государственным управлением 17
2.1 Взаимоотношения исполнительной и судебной власти в Российской Федерации 17
2.2 Судебная власть: прерогативы контроля над исполнительной ветвью власти 23
Заключение 33
Список литературы 36
Приложения
В частности, право на судебную защиту предоставлено и лицам, отправляющим правосудие, в силу имеющегося у них правового статуса, т.е. судей. Так, согласно ч. 1 ст. 12.1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 (ред. от 28.12.2010 с изменениями от 29.12.2010) "О статусе судей в Российской Федерации" решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения. Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи может быть обжаловано в Дисциплинарное судебное присутствие в соответствии с Федеральным конституционным законом7.
В настоящее время согласно нормам действующего законодательства Дисциплинарное судебное присутствие выделено в самостоятельную ветвь судебной системы, обладает строгой обособленностью и наряду с другими судами отнесено законодателем к федеральным судам8. Вместе с тем сам факт появления новой ветви судебной власти не повлек за собой внесения изменений в главу 3 "Суды" Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Закон о судебной системе). По нашему мнению, такие изменения были бы вполне оправданны, поскольку каждому суду всех ветвей судебной системы посвящена самостоятельная статья, и логично было бы в указанную главу Закона о судебной системе включить статью "Дисциплинарное судебное присутствие". Однако такие изменения по какой-то причине не последовали. Что означает такая непоследовательность законодателя? Думается, на этот вопрос нет однозначного ответа. Полагаем, что это - повод к проведению научной дискуссии представителями научной общественности.
Еще больший интерес, на наш взгляд, представляет вопрос соотношения Федерального конституционного закона от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии" (далее - Закон о Дисциплинарном судебном присутствии) с положениями действующей Конституции Российской Федерации9.
Так, анализ конституционных норм позволяет сделать однозначный вывод, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 118 Конституции Российской Федерации). При этом нормы Конституции Российской Федерации выделяют в рамках действующей судебной системы последовательную видовую дифференциацию федеральных судов, за исключением Дисциплинарного присутствия (ст. ст. 125 - 127 Конституции Российской Федерации). Несмотря на то что согласно Конституции России судебная система формируется не только Конституцией, но и Федеральным конституционным законом, как указывалось выше, такое положение нельзя безоговорочно считать приемлемым. Думается, что именно на уровне Конституции страны должна быть совершенно четкая определенность в элементном составе федеральной судебной власти, что, в свою очередь, должно найти отражение в федеральном конституционном законе, который углубляет ее структурную организацию. И именно таким образом, на наш взгляд, судебная система приобретет завершенные черты.
Итак, судебная система Российской Федерации включает федеральные суды; конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации.
Статья 1 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ"10 гласит, что Судебный департамент является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.
Судебный департамент, его органы и учреждения призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.
Судебный департамент в своей деятельности руководствуется не только федеральным законодательством, но и распоряжениями Председателя Верховного Суда РФ, а также решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий11.
Полномочия Судебного
Правовая форма государственног
Таким образом, понимая под формами государственного управления внешнее выражение действий государственного органа управления или его должностных лиц, осуществляемое в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия, мы приходим к выводу, что государственная власть имеет самые разнообразные формы своего выражения. Однако в повседневной работе органов государственного управления первостепенное значение принадлежит такой форме управленческой деятельности, как принятие правовых актов. Именно посредством принятия органами государственного управления нормативно-правовых актов осуществляется реформирование судебной системы Российской Федерации. Однако сам Судебный департамент не является органом, полномочным принимать или издавать нормативно-правовые акты, при этом он наделен компетенцией, позволяющей на основе его деятельности иным органам принимать соответствующие нормативные акты. Статья 6 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" <6> определила полномочия Судебного департамента, которые в той или иной степени приводят к принятию нормативных актов. В первую очередь это обязанность Судебного департамента разрабатывать по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов, разрабатывать и представлять в Правительство Российской Федерации согласованные с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации предложения о финансировании судов, мировых судей и органов судейского сообщества, кроме того, изучение организации деятельности судов и разработка предложения о ее совершенствовании, подготовка в установленном порядке в Верховном Суде Российской Федерации предложения о создании либо об упразднении судов. Все это говорит о том, что посредством административно-правовых форм создаются условия для функционирования судебной власти, основной целью которой является защита конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций12.
Подведём итог первой главы исследования, правосудие - главная, но не единственная функция судебной власти. Наряду с правосудием судебная власть осуществляет судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения (ареста, обыска, ограничения тайны переписки, телефонных переговоров и т.п.); толкование правовых норм (толкование Конституционным Судом Российской Федерации норм ее Конституции, руководящие разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановлениях его Пленума); удостоверение фактов, имеющих юридическое значение (признание умершим, безвестно отсутствующим лицом и т.п.); ограничение конституционной и иной правосубъектности граждан (признание гражданина недееспособным и проч.); судебный надзор за решением судов и др.
В судебной системе Российской Федерации имеется федеральный суд, организация и деятельность которого регулируются в значительной мере нормами конституционного права. Таким судом является Конституционный Суд Российской Федерации.
Административно-правовое регулирование
в науке административного
Образование, формирование и деятельность Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его структур в субъектах Федерации как исполнительных органов судебной власти РФ регулируются Законом РФ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". Отсюда следует, что административно-правовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции Российской Федерации есть вид государственно-управленческой деятельности.
Административно-правовое обеспечение
деятельности судов общей юрисдикции
РФ создает условия для
Сущность и содержание исполнительной и судебной власти наиболее последовательно и четко можно понять, определив их место в политическом механизме государственной власти. При определении системы государственной власти как совокупности законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти через призму принципа разделения властей важным является то, что в этом случае функционирует целостная конструкция построения органов, и ветви власти не представляют собой совокупности взаимосвязанных элементов. По мнению В.Е. Чиркина, разделение властей требует единства государственной политики, единства действий всех ветвей по принципиальным вопросам общественного развития, а единство власти не исключает прозаического разделения труда между различными органами государственной власти13.
Важную
роль в определении места
Конституционное определение исполнительной власти как самостоятельной ветви власти создало легальную базу для существования понятия "исполнительная власть". Однако в отечественной и зарубежной научной и учебной литературе нет единства в понимании содержания и сущности исполнительной власти15. Более того, как справедливо отмечает В.Е. Чиркин, не создано признанного понятия "ветви государственной власти"16.
Ряд ученых
понимают под исполнительной властью
систему органов
В части
определения понятийного
Независимость судебной власти и ее роль как гаранта соблюдения прав и свобод на территории страны заложена в ст. 46 Конституции Российской Федерации, закрепившей, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Однако роль и влияние судебной власти не ограничиваются только защитой прав и свобод различных лиц при их нарушении властью. Органы государственной власти и местного самоуправления также имеют право на судебную защиту своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов20.
В Российской
Федерации функционирует
Конституционный контроль выражается в возможности обращения в Конституционный Суд РФ федеральных и региональных органов исполнительной власти при разрешении споров о компетенции, разрешении дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных и региональных нормативных правовых актов и договоров между федеральными и региональными органами государственной власти, а также по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, в частности, органами исполнительной власти как федерального, так и регионального уровня21.
Столь обширные полномочия Конституционного Суда РФ по осуществлению конституционного контроля компенсируются тем, что он сам не вправе по собственной инициативе возбуждать данные дела, также установлены четкие пределы вмешательства Конституционного Суда РФ в сферу деятельности исполнительной власти, закреплены основания для подобных проверок22, определены порядок и условия принятия решений по рассматриваемым делам (жалобам).
В связи с тем что рядовому гражданину России затруднительно противодействовать органу исполнительной власти в случае принятия последним акта, нарушающего его права, свободы и законные интересы, или совершения действий (бездействия), вышеназванный Конституционный Закон предоставляет беспрецедентную возможность обращения гражданина непосредственно за помощью в Конституционный Суд23.
Между тем
полномочия Конституционного Суда не
затрагивают деятельность широкого
пласта органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации. В
связи с этим важную роль приобретает
действенная система