Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:35, курсовая работа
Цель работы: провести комплексный анализ суда и государственного управления.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- выделить место суда в системе разделения властей;
- раскрыть взаимоотношение судебной власти с государственным управлением.
Введение 3
1. Суд в системе разделения властей 6
1.1 Сущность теории разделения властей 6
1.2 Судебная власть 9
1.3 Деятельность Судебного департамента при Верховном Суде РФ 13
2. Взаимоотношение судебной власти с государственным управлением 17
2.1 Взаимоотношения исполнительной и судебной власти в Российской Федерации 17
2.2 Судебная власть: прерогативы контроля над исполнительной ветвью власти 23
Заключение 33
Список литературы 36
Приложения
Второй подход заключается в том, что функции контроля осуществляют, как уже отмечалось, специальные судебные либо квазисудебные органы, которые и создаются для этих целей. В большинстве европейских стран существуют конституционные суды. Причем в таком федеративном государстве, каким является ФРГ, есть и Федеральный конституционный суд, и конституционное судопроизводство земель (в ряде земель они именуются государственными судами). В Российской Федерации наряду с Конституционным Судом РФ есть порядка 15 конституционных судов республик и уставных других субъектов РФ.
Как правило, судей конституционных
судов назначает глава
Тот факт, что большинство стран мира пошли по пути создания специальных судебных органов конституционного контроля, все-таки говорит в пользу отдельной целевой системы. Кстати говоря, в ряде стран, которые отдали функции конституционного контроля общим судам, на деле все равно имеет место специализация - например, в Верховном суде Швейцарии выделены две палаты, занимающиеся делами конституционного правосудия.
Хотелось бы еще раз обратить внимание на ту особенность деятельности конституционных судов, о которой мы упомянули в начале данной статьи, - хотя в характеристике этих судов зачастую на первое место ставят нормоконтроль, к их ведению относятся также дела, разрешаемые не очень часто, но имеющие сильный политический резонанс, - например, оценка конституционности политических партий и иных общественных объединений, действительности выборов, действий высших должностных лиц государства и т.п. Причем различные государственные руководители и политические силы порой пытаются всячески воздействовать на конституционные суды, прекращают полномочия судей, которых считают нелояльными к себе, организуют пикеты и митинги у зданий суда и т.д. (один из последних и ярких тому примеров - выборы в Украине).
Возникают вопросы: может быть, освободить
конституционные суды от таких дел
и передать их в компетенцию других
судов? В конце концов, в отношении
законодательной и
Между прочим, практика Российской Федерации дает пример именно такого подхода. По первому Закону о Конституционном Суде РСФСР (1991 г.) именно данный Суд решал вопрос о конституционности политических партий и иных общественных объединений, мог давать, в том числе и по собственной инициативе, заключения о неконституционности актов и действий высших должностных лиц государства. По действующему Федеральному конституционному закону о Конституционном Суде 1994 г. он не имеет подобных полномочий. Судьбу политических партий и общероссийских общественных объединений решает Верховный Суд РФ, а в отношении отрешения Президента РФ от должности Конституционный Суд РФ дает заключение лишь в части соблюдения норм Конституции по порядку возбуждения обвинения.
Думается, отстранение Конституционного Суда от решения названных вопросов не является оправданным. К тому же Верховный Суд РФ полагает, что вопрос о ликвидации политической партии как юридического лица должен рассматривать обычный районный суд, и соответствующая практика уже имеет место41. Но конституционность - высший "пласт" законности, ее должен оценивать прежде всего орган конституционного правосудия.
Разумеется, это совсем не означает отстранения иных судебных органов от функции контроля в отношении других государственных органов. Практика различных стран свидетельствует о разделении полномочий между судами, откуда следует и соответствующая степень их контроля. Если в Российской Федерации будут созданы, к примеру, административные суды, к ним перейдет из судов общей юрисдикции значительная часть жалоб на действия избирательных комиссий и вообще по делам из избирательных правоотношений, как и в зарубежных странах. Это будет лишь означать, что каждый уровень и вид суда осуществляет вытекающий из его места в системе и естественный для него судебный контроль.
Подведём итог по второй главе исследования. Для более эффективного контроля одной ветви власти за двумя другими была разработана система сдержек и противовесов, впервые обоснованная и воплощенная на практике отцами-основателями американской Конституции. В настоящее время указанное понятие является общепринятым и широко используется в научной литературе. Некоторые конституции, в том числе и на постсоветском пространстве, включают в свой текст указание на систему сдержек и противовесов как основу взаимоотношений между ветвями публичной власти.
В процессе проведённого исследования была достигнута поставленная цель и решены сформулированные задачи, в том числе были сделаны следующие выводы.
1. В современных условиях становления конституционного строя в Российской Федерации принцип разделения властей имеет особенно важное значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Принцип разделения властей предусматривает систему "сдержек и противовесов", направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Рассматриваемый принцип призван обеспечить в конечном счете рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами.
Разделение властей - не застывшее состояние обособленных государственных структур. Это работающий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных и на случай конфликтных состояний.
2. Судебная система Российской Федерации включает федеральные суды; конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации.
3. Правосудие - главная, но не единственная функция судебной власти. Наряду с правосудием судебная власть осуществляет судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения (ареста, обыска, ограничения тайны переписки, телефонных переговоров и т.п.); толкование правовых норм (толкование Конституционным Судом Российской Федерации норм ее Конституции, руководящие разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановлениях его Пленума); удостоверение фактов, имеющих юридическое значение (признание умершим, безвестно отсутствующим лицом и т.п.); ограничение конституционной и иной правосубъектности граждан (признание гражданина недееспособным и проч.); судебный надзор за решением судов и др.
В судебной системе Российской Федерации имеется федеральный суд, организация и деятельность которого регулируются в значительной мере нормами конституционного права. Таким судом является Конституционный Суд Российской Федерации.
4. Как показывает анализ
Также наблюдается дальнейшее повышение роли и значения исполнительной власти в системе разделения властей, при этом построение хорошо сбалансированного и эффективного механизма осуществления всех ее функций возможно лишь в случае обеспечения детальной системы сдержек и противовесов, которая в большей части должна строиться на расширении возможности контроля за органами исполнительной власти со стороны судебных органов посредством конституционного, общего и арбитражного контроля. Между тем требуется усиление судебного контроля наряду с проведением дальнейшей централизации системы исполнительной власти во избежание сепаратистских и центробежных тенденций в государстве.
5. Государственное управление - это организующая, исполнительно-распорядительная деятельность органов государства, осуществляемая на основе и во исполнение законов и состоящая в повседневном практическом выполнении функций государства.
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и его структуры в субъектах Федерации как исполнительные органы судебной власти начали функционировать после принятия Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". В настоящее время осуществляют подзаконную исполнительную деятельность в процессе повседневного и непосредственного руководства административно-правовым обеспечением судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что деятельность Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в настоящее время является востребованной, способствует укреплению демократического потенциала судов и завершению становления судебной власти. Выявляет основные проблемы, недостатки, касающиеся вопросов обеспечения судов, и стремится к их постепенному устранению. Для более качественной и динамичной работы Судебному департаменту необходимо совершенствовать действующее законодательство о судебной системе и статусе судей, кадровый состав и его работу, что в совокупности будет способствовать четкой работе судов общей юрисдикции.
Приложение 1. Схема разделение властей в РФ
1 Сравнительное конституционное право / Ред. колл.: А.И. Ковлер, В.Е. Чиркин, Ю.А. Юдин. М., 1996. С. 430.
2 СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.
3 Керимов А.Д. Исполнительная власть в системе разделения властей // Гражданин и право. 2001. N 9, 10
4 См.: Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270.
5 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 30. Ст. 1792; СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2399; 1999. N 29. Ст. 3690; 2000. N 26. Ст. 2736.
6 Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. 21 января.
7 Первоначальный текст документа опубликован: Российская газета. 1992. 29 июля. См. также: Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии" // Российская газета. 2009. 11 ноября.
8 Часть 3 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) "О судебной системе Российской Федерации" (с изм. и доп., вступившими в силу с 12.03.2010) // Российская газета. 1997. 6 января. N 3.
9 По нашему мнению, следует отметить, что некоторые авторы обращают внимание на тот факт, что имеются все основания считать данный Закон не соответствующим Конституции Российской Федерации. См., например: Осин В.В. О Дисциплинарном судебном присутствии и защите прав граждан // Адвокат. 2010. N 2; СПС "КонсультантПлюс".
10 Безлепкина О.В. Административно-правовые формы и методы деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации // Администратор суда. 2010. N 3. С. 17 - 20.
11 Корякин И.И. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации - участник административных правоотношений // Административное право и процесс. 2011. N 1. С. 17 - 20.
12 Безлепкина О.В. Административно-правовая организация управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации // Российский судья. 2009. N 11. С. 28 - 30.
13 См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1999. С. 145; Самонова Е.А. Исполнительная власть в постсоветских государствах (на примере России, Эстонии и Кыргызстана) // Полис. 2003. N 3. С. 78 - 89.
14 Салищева Н.Г., Хаманева Н.Ю. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие // Государство и право. 2000. N 1. С. 5.
15 См.: Исполнительная власть: организация и взаимодействие / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: Юридический дом "Юстицинформ", 2000.