Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 22:00, дипломная работа
Описание, т. е. фиксация результатов наблюдения, не требует установления закономерных связей, раскрытия сущности изучаемого объекта. Она лишь подготавливает материалы для разных теоретических операций. Однако фиксация результатов наблюдения всегда осуществляется в контексте теории. Результаты наблюдения записываются с помощью научного языка. Даже за таким, казалось бы, обыденным вопросом: «Когда у Вас появилась мысль ограбить гражданина Н.» который задает и следователь, ведущий вопрос, и криминолог, изучающий мотивацию преступного поведения, скрывается знание теории уголовного права – учение об умысле, его формах и видах.
Описание, т. е. фиксация результатов наблюдения, не требует установления закономерных связей, раскрытия сущности изучаемого объекта. Она лишь подготавливает материалы для разных теоретических операций. Однако фиксация результатов наблюдения всегда осуществляется в контексте теории. Результаты наблюдения записываются с помощью научного языка. Даже за таким, казалось бы, обыденным вопросом: «Когда у Вас появилась мысль ограбить гражданина Н.» который задает и следователь, ведущий вопрос, и криминолог, изучающий мотивацию преступного поведения, скрывается знание теории уголовного права – учение об умысле, его формах и видах. Криминолог, к тому же, должен знать психологическое учение о мотивации, чтобы выделить из рассказа преступника те блоки, которые помогут выяснить побудительные силы преступления, ранее наблюдавшиеся и подвергнутые описанию факты приобретают характер общности хотя бы уже потому, что «всякое слово (речь) обобщает». Тем более обобщает теоретический язык с его понятийным аппаратом, специальной терминологией.
Уровень преступности — это общее количество совершенных (статистически зарегистрированных) преступлений в определенных пространственно-временных границах, т.е. число преступлений в таком-то году, в таком-то месте. Уровень преступности выражается в абсолютных цифрах.
Причинное объяснение наиболее распространено в криминологии. Однако у него есть недостаток. Оно раскрывает сущность как результат, произведенный другим объектом, и, следовательно, результат пассивный. Это приводит, в частности, к тому, что преступность понимается как социальное зло, а преступник как социальная жертва. В то же время мы отлично понимаем, что современный рэкетир или мошенник вряд ли считают себя жертвами. Поэтому преступность можно и нужно рассматривать как активное начало, как явление, способное к воспроизводству и даже расширенному воспроизводству. По этой же причине причинное объяснение надо дополнять следственным.
Функциональное объяснение является подвидом следственного, если функцию понимать как следствие, способствующее существованию объекта. Проблема существования преступности не может быть рассмотрена без связи с условиями, которые ее порождают. Но она не может быть рассмотрена без анализа обстоятельств, которые помогают ей «приспособиться» к существующим условиям жизни.
Структурное объяснение состоит либо в установлении внутренних элементов объекта и способов сочетания их в единое целое, либо в установлении места объясняемого объекта в некоторой большой системе. В криминологической литературе отмечается, что преступность нужно рассматривать в качестве элемента более общей и сложной системы взаимодействий[5]. Замечено, что существует прямая связь между, например, уровнем хулиганства и уровнем умышленных убийств: чем больше хулиганят, тем чаще убивают. Однако существует и другая связь: рост числа хулиганских действий ведет к пропорциональному уменьшению посягательств на жизнь, и наоборот. Иными словами, насильственная энергия как бы растворяется в хулиганстве или, напротив, концентрируется в убийствах. Замечено также, что существует своеобразный перелив одних форм отклоняющегося поведения в другие по типу сообщающихся сосудов. Это обстоятельство еще раз свидетельствует об отсутствии специфических причин преступлений. Но оно совсем не отрицает того, что есть причины, в силу которых происходит указанный «перелив», когда снижение алкоголизма ведет к увеличению наркомании, и т.п.
Модельное объяснение устраняет вышеназванный недостаток таким образом, что объект, непосредственно интересующий исследователя, заменяется сходным с ним объектом. В этой связи чаще всего используются так называемые идеальные модели, когда в качестве образца привлекается та или другая хорошо paзработанная теория. Так, например, вполне обоснованно выгляди г предположение о том, что механизм противоправного поведения по формальным признакам не отличается от механизма правомерного поведения. Разница лишь в существе элементов механизма.Такое предположение позволяет в качестве модели использовать социологические и социально-психологические теории. Таким он разом, сила модельного объяснения в том, что оно предоставляет возможность объяснить объект до построения строгой теории.
Моделирование заключается в конструировании, выборе и познании обладающего нужными свойствами объекта, называемого моделью, которым можно заменить изучаемый объект. В прогностике считается, что моделирование представляет собой наиболее обоснованный в научном отношении, точный и эффективный метод прогнозирования. Одновременно признается, что это особенно сложный и в методологическом плане наименее разработанный способ криминологического предвидения. Сложность связана с подбором модели. Можно, например, сравнивать преступность в странах бывшего социалистического лагеря, которые переживают трудный период перехода к рыночной экономике. Но сходства по одному параметру, да еще с трудом поддающемуся квантифицированному описанию, недостаточно для модельного прогнозирования. Точно так же можно привлечь в качестве модели общества, которые пережили войны и после них долго боролись с «синдромом насилия». Но и они существенно различаются между собой. Достаточно вспомнить индейские племена в США с их обрядом очищения воинов, которые таким образом преодолевали влияние «вьетнамского синдрома» в поведении своих современников. И тем не менее модельное прогнозирование пусть и в усеченном виде, но применяется в криминологии.
3. Связь криминологии с профилактической деятельностью
С практической деятельностью по предупреждению преступности криминологическая наука тесно связана. Во-первых, Особенная часть криминологии нацелена на выявление особенностей отдельных видов преступности и разработку специфических приемов и мер по их предупреждению. Во-вторых, регулярно проводятся криминологические исследования конкретных вопросов преступности, отдельных групп преступлений и личности преступника с целью формулирования практических предложений по совершенствованию их профилактики. В-третьих, криминологическая наука настойчиво утверждает идею о необходимости криминологической экспертизы важнейших законов в области борьбы с преступностью и правительственных решений в сфере изменений экономической и социальной политики в стране в целом.
Связь криминологии с профилактической деятельностью я считаю целесообразным раскрыть на примере: профилактика осуществляемая участковым инспектором милиции так как, именно эти сотрудники осуществляют охрану общественного порядка на своем административном участке и все время общаются с различной категорией населения.
Профилактика преступлений и других правонарушений - вид деятельности участкового инспектора милиции, осуществляемой в пределах его компетенции, в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики и принципами Декларации прав человека и гражданина, путем проведения мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, всех форм собственности, безопасности общества.
Общая профилактика – это одно из направлений деятельности участкового инспектора милиции, предполагающее их участие в изучении причин и условий, способствующих совершению преступлений; информирование руководителей предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности), иных должностных лиц и граждан о формах и методах защиты от преступных посягательств; обеспечение взаимодействия с государственными органами, населением, общественными формированиями, средствами массовой информации по вопросам профилактики преступлений и других правонарушений; внесение предложений по паспортизации объектов хранения материальных ценностей, их технической укрепленности; осуществление других общепрофилактических мероприятий[6].
Индивидуальная профилактика – это конкретный вид деятельности участкового инспектора милиции по обеспечению контроля за соблюдением установленных ограничений в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, осужденных с отсрочкой исполнения приговора, а также других правонарушителей, определяемых нормативными правовыми актами[7].
Предупреждение преступлений и правонарушений – это деятельность участкового инспектора милиции по установлению лиц, обнаруживающих намерение совершить правонарушение либо преступление, и принятие к ним мер с целью не допустить реализации этих намерений и противоправные действия.
Пресечение преступлений – это деятельность участкового инспектора милиции по выявлению лиц, подготавливающих совершение преступления, и принятие к ним мер в целях недопущения перерастания приготовительных действий в покушение, а покушения в оконченное преступление.
В целях осуществления перечисленных видов деятельности участковый уполномоченный милиции решает следующие задачи:
- выявляет и анализирует
- осуществляет меры по
- организует проведение
- привлекает общественность, в
том числе общественные
- информирует население о
- устанавливает лиц, подлежащих
постановке на
В основе деятельности участкового инспектора милиции по предупреждению преступлений и административных правонарушений лежат следующие принципы:
Законность – это строгое соответствие предупредительной деятельности требованиям законодательства; применение мер индивидуальной профилактики должно осуществляться при неуклонном соблюдении гарантий прав и законных интересов подучетных лиц.
Комплексность предупреждения – это использование мер психолого-педагогического, организационного, правового характера; воздействие на всю совокупность причин и условий, которые могут способствовать переходу конкретного лица на преступный путь или созданию благоприятных условий для совершения преступлений; сочетание мер общей и индивидуальной профилактики.
Дифференциация мер воздействия (убеждения и принуждения) и индивидуальный подход– это учет в предупредительной деятельности особенностей личности, динамики изменения ее поведения, определяющей использование предупредительных мер на возможно более раннем этапе возникновения ситуаций, создающих угрозу совершения противоправных деяний.
Неотвратимость наказания за совершенные преступления и правонарушения, исключающая возможность совершения конкретным лицом новых противоправных деяний.
Эффективность профилактической деятельности участкового инспектора зависит от изучения объектов профилактического воздействия. Без такого изучения всякая профилактика окажется нецеленаправленной и малоэффективной. "Чтобы действовать с какими-либо шансами на успех,- писал К.Марке, - надо знать тот материал, на который предстоит воздействовать".
Основной объект профилактики правонарушений составляет причины и условия, способствующие их совершению. Успешное выявление этих причин и условий зависит от понятия их как социальных явлений.
Исходя из марксистско-ленинской диалектики, в реальном мире социальные явления и процессы, порождающие другие явления, разделяются на причины и условия.
Причина - это явление, непосредственно обуславливающее, порождающее другое явление - следствие. Между ними существует глубокая связь и взаимозависимость. Однако, причина не может вызвать следствие без комплекса необходимых для этого условий[8].
Условия - это такие явления, которые необходимы для наступления следствия, но сами по себе его не порождают. Они независимы от причин, но создают возможности и способствуют действию причин. Условия могут быть благоприятными, способствующими наступлению следствия и неблагоприятными, тормозящим действие причины. Создавая условия, которые приостанавливают, нейтрализуют действия причины, можно даже пресекать ранее сложившийся ход событий, останавливать действие причины и создавать новые возможности.
От причин и условий нужно отличать повод т.е. событие, которое способствует проявлению причин, но при обязательном наличии благоприятных для этого условий. Повод не порождает и не определяет следствие, хотя внешняя связь между ними имеется.
Преступность, как социальное явление также имеет свои причины преступлений и способствующие им условия и поводы. Рассмотрим эти зависимости на примере совершения кражи чемодана с вещами, принадлежащего гражданину К., оставленного им без присмотра на привокзальной площади. Поводом здесь может быть потребность лица, совершившего кражу, в деньгах. Совершению этого преступления могли способствовать непосредственные условия: беспечное отношение потерпевшего к хранению своего имущества, безразличие находившихся рядом с чемоданом граждан, отсутствие патрульно-постовых нарядов милиции, НД и др. Непосредственной же причиной кражи в данном случае будут уже ранее сложившиеся антиобщественные взгляды лица, совершившего преступление. Эти взгляды сформировались под воздействием других причин и в способствующих им условиях.
Таким образом, к причинам правонарушений можно отнести такие явления, которые прямо и непосредственно влияют на формирование антиобщественных взглядов у отдельных морально неустойчивых лиц. Наиболее общими из них являются: наличие рецидивной преступности, алкоголизма и наркомании, правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений и среди несовершеннолетних, которые разлагающе влияют на отдельных лиц, ранее подвергавшихся уголовному наказанию; наличие антиобщественных, корыстолюбивых взглядов и убеждений у отдельных людей, которые оказывают воздействие на формирование антиобщественной направленности у морально неустойчивых, лиц и др[9].
К условиям, способствующим совершению правонарушений, относятся такие явления и процессы, которые не являются основой формирования антиобщественных взглядов личности, но при наличии такого облегчается возможность совершить правонарушение, способствует ему. Такими условиями являются: недостатки морального и нравственного воспитания детей в школах и семьях; неудовлетворительная организация культурного досуга молодежи; плохая постановка воспитательной работы в трудовых коллективах; недостатки в организации правового воспитания населения; низкая эффективность профилактической работы правоохранительных органов, трудовых коллективов и общественных организаций; плохая организация учета, хранения и охраны государственного и общественного имущества; недостатки в подборе, расстановке и воспитании кадров, связанных с хранением, расходованием и распоряжением материальными ценностями и денежными средствами и т. д.
Информация о работе Связь криминологии с профилактической деятельностью