Уровни и формы собственности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Собственность является основой любого общества. Она определяет экономическую формацию данного общества, его политический строй. Собственность, во-первых, является средством удовлетворения интересов граждан, их объединений, а также всего общества в целом в производстве материальных благ, удовлетворения с их помощью своих материальных и духовных потребностей, и что особенно важно, собственность обеспечивает долговременность и стабильность удовлетворения потребностей. Во-вторых, собственность предоставляет экономическую власть над отношениями, возникающими по поводу использования предметов, принадлежащих по праву собственности. Эта власть порождает экономическую свободу в отношениях с другими людьми, а в итоге вносит весьма существенный вклад в обеспечение свободы в полном смысле.

В ходе исторического развития России происходила постоянная трансформация отношений собственности: одни формы собственности сменялись другими. Смена форм собственности в России происходила революционными темпами и в условиях, когда само понятие «собственность» трактовалось по-разному. Такая тотальная смена формы собственности без одновременной глубокой рационализации отношений владения, пользования и управления объектами собственности не только не смогла решить проблемы повышения эффективности функционирования экономической системы, но и усугубила положение.

В настоящее время вопрос о экономической эффективности каждой формы собственности приобретает особую актуальность. Так как неправильный и необоснованный выбор формы собственности может снизить как эффективность функционирования каждого отдельного субъекта рынка в отдельности, так и снизить темпы экономического роста всей страны.

Объектом исследования данной работы выступают формы и уровни собственности.

Предметом исследования является собственность РФ в целом.

Цель работы – раскрыть сущность, рассмотреть формы и уровни собственности.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
•Раскрыть сущность собственности
•Рассмотреть формы и уровни собственности
•Охарактеризовать управление федеральной собственностью в субъекте РФ на примере Камчатского края

Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Информационная база представлена Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, нормативно-правовыми актами, учебниками Р. Гровера, М. Соловьева, Кошкина В.Н., Б. А. Райзберга, . П. Грабового, интернет источниками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ



ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СОБСТВЕННОСТИ
1.Собственность как категория экономики и управления…………………4
2. Структура отношений собственности……………………………………9
3.Цели управления государственной собственностью…………………...13



ГЛАВА 2. ФОРМЫ И УРОВНИ СОБСТВЕННОСТИ

2.1 Формы собственности…………………………………………………….18

2.2 Уровни собственности, состав государственной и муниципальной собственности……………………………………………………………………28



ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В СУБЪЕКТЕ РФ НА ПРИМЕРЕ КАМЧАТСКОГО КРАЯ

3.1 Общая характеристика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае………………………………………………………………………………..36

3.2 Проблемы управления государственной собственностью на примере Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае……………………………42



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

целая курсовая 2 РУБАН.docx

— 150.34 Кб (Скачать файл)

В процессах управления государственной  собственностью проявляются, прежде всего, субъектно-субъектные отношения, в которые вовлечены ряд субъектов собственности - государственных органов и всех других субъектов, с которыми эти органы вступают в экономические и правовые отношения по поводу купли-продажи, передачи, использования, присвоения, преобразования объектов собственности, поддержания их сохранности. Но характер указанных взаимодействий и их результаты зависят от изначального состояния субъектно-объектных отношений, отражающих формы, степень, меру принадлежности объектов тем субъектам, между которыми возникают отношения по поводу сложившейся принадлежности объектов и её последующих изменений. Поэтому для проникновения в суть отношений собственности и управления этими отношениями необходимо сконцентрировать внимание на отношениях первого и второго вида, представляющих основные типы собственнических отношений.

Субъектно-объектные отношения чрезвычайно многообразны. Они характеризуют меру обладания объектом со стороны субъекта, его прав на объект и вид функции, реализуемой субъектом в процессе практического воплощения отношений собственности, меру и характер использования субъектом своих прав.

Так как субъектно-объектные отношения определяются, прежде всего, мерой принадлежности объекта определённому субъекту, во главу угла должны быть поставлены  степень принадлежности и вытекающие из неё права и возможности субъекта оказывать воздействие на объект, управлять им. Другими словами, говоря о связях между  субъектами и объектами, необходимо различать отношения владения, пользования, распоряжения, представляющие одновременно и юридические, правовые, и экономические категории.

Без разделения на основные виды: владение, пользование, распоряжение- очень трудно понять суть субъектно-объектных  отношений. Следует чётко различать  собственника-владельца, собственника-пользователя, собственника-распорядителя, особенно в тех случаях, когда эти элементы отношения собственности разделены  между разными лицами.

Владение- начальная, исходная форма собственности, отражающая юридическую, документально закрепленную фиксацию субъекта собственности, либо факт реального обладания объектом. Владение есть первичная форма, имеющая в этом смысле  главенствующий характер. Но владение выступает статичной характеристикой отношений собственности, это номинальное право либо практическая возможность использовать объект, далеко не всегда реализуемая. Владелец, которому принадлежит объект, может обладать правом, удостоверенным наличием требуемых документов или просто признанным как факт, не осуществляя это право, не пользуясь им. Отдельные владельцы издавна делегировали полномочия  распорядительства своей собственностью управляющим, сохраняя при этом за собой получение доходов от собственности. Так что владение, взятое в отдельности, ещё не является  в полной мере собственностью в  социально-экономическом смысле этого слова, подразумевающем не только владение, но и распорядительство, и использование объекта.

В ряде  случаев владение превращается в формальное, декларируемое  право, которым владелец не пользуется, а порой и не знает как пользоваться и не стремится к тому. Так обстояло дело и остается сейчас с общественной, общенародной  собственностью, владельцем которой формально является народ. В других случаях функция владения отделены от юридического владельца  и передана другому субъекту, который, не будучи владельцем собственности по статусу, фактически распоряжается ею и использует её. Так, например, государственные органы, не являясь юридически владельцами государственной собственности (таковым номинально является народ в лице государства), фактически выступают в роли владельцев. Они сдают в аренду и даже продают государственную ( общенародную, общественную) собственность, способны использовать её сами, а иногда и присваивать, далеко не во всех случаях имея на то полномочия от номинальных владельцев.

Распоряжение - наиболее явный способ реализации отношений между объектом и субъектом собственности, дающий субъекту право и возможность управлять объектом, поступать по отношению к объекту и использовать его в рамках закона практически любым желаемым образом вплоть до передачи другому субъекту, преобразования в другой объект и даже ликвидации. Фактически собственник становится таковым, получив права и реальную возможность распоряжаться объектом собственности. Так что даже владелец есть полный  собственник, только если он одновременно и распорядитель. Делегирование, передача прав распорядительства означает по сути передачу полномочий собственника в другие руки.

Пользование означает применение объекта собственности в соответствии с его назначением  по усмотрению и желанию пользователя. Владение и пользование собственностью могут соединяться в руках одного субъекта или быть разделены между различными субъектами. Последнее означает, что пользоваться вещью важно и не будучи её владельцем. И наоборот, можно быть владельцем и не пользоваться объектом собственности, передав это право другому субъекту. Так, к примеру, наёмный работник использует средства производства, не являясь их владельцем, а, скажем, владелец гостиницы сам ею обычно не пользуется.

Если пользователь не является владельцем или распорядителем объекта  собственности, он осуществляет отношение  пользования, управляет объектом собственности в соответствии с условиями, заданными ему «более высоким»  субъектом собственности - владельцем или пользователем.

Соответственно пользователь не есть собственник в прямом смысле слова, не обладает постоянным правом собственности, а лишь получает на определенных основаниях право извлекать в  своих интересах  полезные свойства объекта собственности, в чем  и заключается использование  объекта.

Ответственность- «бремя собственности». Специфика отношений ответственности состоит в том, что они не есть прямые отношения между субъектом и объектом собственности. Субъект не отвечает перед неодушевленным объектом за бережное отношение к нему. Ответственность возникает, прежде всего, у пользователя перед распорядителем и владельцем или у распорядителя перед владельцем, делегировавшим ему права распоряжения собственностью, у любого собственника- перед законом.

Отношения ответственности, понимаемые в широком смысле, связывают  не только субъект и объект собственности ( кто и за что отвечает), но и  разных субъектов (кто и перед  кем отвечает), они есть одновременно и субъектно-объектные и субъектно-субъектные отношения.

 

    1.  Цели управления государственной собственностью

 

Глобальная  цель управления любой системы состоит в обеспечении сохранности, устойчивости, развития этой системы в общих интересах входящих в неё элементов или связанных с ней других систем.

Применительно к государственной собственности сформулированная генеральная цель может быть представлена в виде формулы: «обеспечение сохранности, развития, эффективного функционирования и использования всей совокупности объектов государственной собственности в общенациональных интересах российского народа как первичного собственника».

Эта формулировка цели вовсе  не противоречит задачам структурного преобразования государственной собственности  в процессе перехода к рыночным отношениям. Напротив, реструктуризация государственной  собственности является одним из средств повышения эффективности  её использования, развития.

Развитие  государственной собственности  как цель управления не подразумевает её объёмный рост, наращивание массы объектов государственной собственности, сопротивление её преобразованию в муниципальную или частную собственность. Оно ориентировано на  формирование такой совокупности объектов государственной собственности, управление которыми со стороны государства как собственника гарантирует их использование в общегосударственных интересах, позволяет решать насущные социально-экономические проблемы, предотвращает эксплуатацию объектов государственной собственности в интересах наживы узкого круга корыстных лиц, формирование монопольных структур, охраняет собственность государства от разворовывания.

Принадлежность объектов к государственной собственности  и управление ими государством в  лице своих законодательных, исполнительных, судебных органов необходимо и в  тех случаях, когда оно обеспечивает  достижение более высокой народнохозяйственной эффективности (экономической и  социальной) в сравнении с другими  формами собственности.

Государственная собственность  не противоречит муниципальной, корпоративной, частной собственности. Возможны переходы из одних форм в другие ( они установлены  законодательно), существуют объекты  общей, совместной собственности. В  последнем случае управление государственной  собственностью является частью управления объектами разных форм собственности  на территории отдельных регионов, всей страны и даже разных стран, направленного  на максимизацию экономического эффекта, получаемого всеми совместными  собственниками в целом и государством как одним из участников.

Генеральная цель управления государственной собственностью расчленена на цели более низкого  уровня иерархии.

В Концепции управления государственным  имуществом и приватизации в РФ, принятой  Правительством РФ в 1999 г. намечены следующие цели государственной политики в области управления собственностью:

  • Увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
  • Оптимизация структуры собственности с точки зрения соблюдения пропорций на макро- и микроуровнях в интересах обеспечения устойчивых предпосылок экономического роста;
  • Вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;
  • Использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

Из приведенного перечня  вытекает, что цели управления государственной собственностью должны формироваться во взаимосвязи с государственными целями управления всеми формами собственности, представленными в экономике страны. Иначе говоря, управления государственной собственностью ставит также цель воздействия с помощью государственной собственности на другие, негосударственные формы собственности таким образом, чтобы способствовать решению общегосударственных проблем- преодоления кризисных явлений в экономике, обеспечения устойчивых предпосылок роста производства.

В подобной расширительной постановке цели управления государственной  собственностью как частью национального  богатства страны должны обладать следующей  направленностью:

  • Компенсация недостаточности негосударственного, частного сектора экономики - она проявляется в узости мотивации действий частных собственников,  в слабых возможностях концентрировать материальные, трудовые, финансовые ресурсы для решения крупномасштабных экономических и социальных проблем, выполнять комплексные целевые программы;
  • Преодоление монополистических тенденций, свойственных частному капиталу, особенно в сфере деятельности естественных монополий;
  • Культивирование узаконенных государством общих для всех субъектов собственности правил хозяйствования, способствующих, в частности, расщеплению прав и полномочий собственности, которое предотвращает их узурпацию;
  • Использование возможностей государства как титульного собственника крупных имущественных комплексов, пакетов акций, долей в хозяйственных обществах как средства повышения эффективности управления этими объектами.

Из сформулированных целей  вытекает обширный спектр задач управления государственной собственностью, который  на современном этапе включает следующие задачи:

  • Классификация объектов государственной собственности, позволяющая усовершенствовать систему их учёта и контроля за состоянием объектов и их использованием;
  • Инвентаризация объектов государственной собственности, оформление прав на них с целью упорядочения статистического  и оперативного учёта, использования объектов по назначению;
  • Обеспечение контроля за сохранностью государственного имущества, используемого государственными организациями, сдаваемого в аренду, передаваемого в залог и в доверительное управление;
  • Рационализация структуры и состава объектов государственной собственности с точки зрения возможной приватизации, продажи, выкупа, передачи в муниципальную форму собственности, создания новых объектов;
  • Формирование правовых основ управления теми объектами государственной собственности, применительно к которым правовые нормы практически отсутствуют или недостаточны;
  • Обеспечение эффективного использования прав государства как участника общей (совместной и долевой) собственности;
  • Повышение экономической и социальной эффективности, доходности объектов государственной собственности за счёт применения прогрессивных форм, методов, средств управления.

Принципиально важно понимать, что генеральная цель управления государственной собственностью достижима только при условии системного подхода, когда целевые задачи решаются в комплексе, совокупно, с учётом их взаимосвязей и взаимодействия.

Научно обоснованная целевая  ориентация процессов управления государственной  собственностью служит определяющей предпосылкой их рациональной организации и результативности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2   ФОРМЫ И УРОВНИ СОБСТВЕННОСТИ

2.1 Формы собственности

 

В  анализе форм собственности  приходится сталкиваться с отсутствием  единой терминологии, смешением базовых  понятий. Такие формы собственности, как общенародная, государственная, общественная, воспринимаются отдельными авторами как синонимы, другими- как разные понятия. То же самое относится и к понятиям индивидуальная, частная, личная собственность. Попытаемся вначале прояснить, что такое форма собственности, по какому основанию она определяется и какие формы собственности надо различать между собой.

Информация о работе Уровни и формы собственности в РФ