Уровни и формы собственности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Собственность является основой любого общества. Она определяет экономическую формацию данного общества, его политический строй. Собственность, во-первых, является средством удовлетворения интересов граждан, их объединений, а также всего общества в целом в производстве материальных благ, удовлетворения с их помощью своих материальных и духовных потребностей, и что особенно важно, собственность обеспечивает долговременность и стабильность удовлетворения потребностей. Во-вторых, собственность предоставляет экономическую власть над отношениями, возникающими по поводу использования предметов, принадлежащих по праву собственности. Эта власть порождает экономическую свободу в отношениях с другими людьми, а в итоге вносит весьма существенный вклад в обеспечение свободы в полном смысле.

В ходе исторического развития России происходила постоянная трансформация отношений собственности: одни формы собственности сменялись другими. Смена форм собственности в России происходила революционными темпами и в условиях, когда само понятие «собственность» трактовалось по-разному. Такая тотальная смена формы собственности без одновременной глубокой рационализации отношений владения, пользования и управления объектами собственности не только не смогла решить проблемы повышения эффективности функционирования экономической системы, но и усугубила положение.

В настоящее время вопрос о экономической эффективности каждой формы собственности приобретает особую актуальность. Так как неправильный и необоснованный выбор формы собственности может снизить как эффективность функционирования каждого отдельного субъекта рынка в отдельности, так и снизить темпы экономического роста всей страны.

Объектом исследования данной работы выступают формы и уровни собственности.

Предметом исследования является собственность РФ в целом.

Цель работы – раскрыть сущность, рассмотреть формы и уровни собственности.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
•Раскрыть сущность собственности
•Рассмотреть формы и уровни собственности
•Охарактеризовать управление федеральной собственностью в субъекте РФ на примере Камчатского края

Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Информационная база представлена Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, нормативно-правовыми актами, учебниками Р. Гровера, М. Соловьева, Кошкина В.Н., Б. А. Райзберга, . П. Грабового, интернет источниками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ



ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СОБСТВЕННОСТИ
1.Собственность как категория экономики и управления…………………4
2. Структура отношений собственности……………………………………9
3.Цели управления государственной собственностью…………………...13



ГЛАВА 2. ФОРМЫ И УРОВНИ СОБСТВЕННОСТИ

2.1 Формы собственности…………………………………………………….18

2.2 Уровни собственности, состав государственной и муниципальной собственности……………………………………………………………………28



ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В СУБЪЕКТЕ РФ НА ПРИМЕРЕ КАМЧАТСКОГО КРАЯ

3.1 Общая характеристика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае………………………………………………………………………………..36

3.2 Проблемы управления государственной собственностью на примере Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае……………………………42



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

целая курсовая 2 РУБАН.docx

— 150.34 Кб (Скачать файл)

Рис.1 Структура ТУ Росимущества в Камчатском крае

 

- отдел реестра , управления  и распоряжения недвижимым имуществом

- отдел учёта и распоряжения  земельными участками и аренды  недвижимости

- отдел правового, документационного  обеспечения и кадров 

- административно-финансовый  отдел

- отдел реализации и  распоряжения арестованным, конфискованным  и иным изъятым имуществом

 

3.2 Проблемы управления государственной собственностью на примере Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае

 

Для того чтобы управление государственной собственностью на территории Камчатского края было эффективным, необходимо решить ряд проблем.

Самым главным недостатком  в сфере управления государственной  собственностью считается низкая эффективность  управления государственной собственностью, а именно неэффективность применяемых технологий управления, недостаток информации об объекте управления (низкий уровень качества оценки и аудита, неудовлетворительное состояние отчетности), недостатки института хозяйственного ведения (незаинтересованность чиновников в повышении эффективности управления, неэффективность организационно-правовой формы ФГУП, неэффективность казенных предприятий).

Низкую эффективность  управления государственной собственностью можно объяснить причинами среднесрочной  и краткосрочной перспективы.

 К причинам среднесрочной  перспективы можно отнести отсутствие  долгосрочной стратегии развития  государства на 10-15 лет и конкурентных  преимуществ российской экономики  в долгосрочной перспективе, идентификация  точек роста и уже на этой  основе определение секторов  экономики, развитие которых может  быть простимулировано господдержкой,  в т.ч. имущественной; затягивание  процесса перехода от отраслевой  к территориальной системе управления  госимуществом с управлением  по отдельным экономическим районам  (кластерам).

   К причинам краткосрочной  перспективы относятся несовершенство  инструментов управления: осознание  необходимости привлечения профессиональных  управляющих компаний к управлению  госпакетами акций, с передачей  таким компаниям полномочий единоличных  исполнительных органов акционерных  обществ и заключением договора  на управление; отсутствие определения  единых принципов дивидендной  политики; несогласованность управленческих  процедур в зависимости от  характеристик объектов управления  и т.п.

Сегодня еще не сложилось  четкое представление о том, что  доходы от управления госимуществом  не являются и не должны являться критерием  при принятии управленческих решений  в имущественной сфере. Ведь цель государства - не извлечение доходов, а  выполнение целого ряда ключевых для  общества функций. Нужно охранять правопорядок, собственность граждан, обеспечивать другие социальные функции. Чиновникам необходимо заниматься управлением тем имуществом, которое обеспечивает эти самые функции, а функции коммерческие передать в частный сектор.

Необходимо внесение ряда изменений в законодательство о приватизации, которые направлены в целом на повышение эффективности инструментария приватизации, устранение ряда узких мест. И в целом эффективно управлять можно только тем имуществом, в отношении которого собственник располагает достаточным объемом достоверной информации. Сегодня объем такой информации крайне не достаточен.

Недостаточно внимания уделяется  также аудиту, и как следствие, объемы выделяемых на эти цели средств  также крайне не достаточны. Однако экономить на подобных статьях расходов – значит терять значительные суммы  в течение самого процесса управления. Сегодня в России необходимо вводить  государственные стандарты аудита и оценки.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Камчатскому  краю, как и многие государственные  учреждения, имеет жесткую иерархическую  структуру, неизменность которой оборачивается  недостатком – она не позволяет  мгновенно реагировать на изменения. Современному руководителю приходится решать сложные многокритериальные и часто не формализуемые задачи при изначальной неопределенности и постоянно изменяющихся внешних  условиях.

Значительные трудности  в процессе управления государственной  собственностью также вызывает бессистемность и противоречивость архивной информации об управлении государственным имуществом ТУ Росимущества в Камчатском крае, зачастую это связано с несогласованностью Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Территориальным управлением Росимущества в Камчатском крае в вопросах, связанных с уточнением порядка ведения реестра государственного имущества и содержащейся в нем информации.

Несовершенство правового  поля в РФ, обеспечивающего повышение  эффективности управления государственной  собственностью – другая не менее  важная проблема в сфере управления государственной собственностью.

Необходимо завершить  доработку отраслевых концепций, дополнив их не столько направлением управления госимуществом, сколько собственно концепцией развития отраслей. На основании  этих концепций необходимо определить приоритетные технологии, сектора экономики (сферы деятельности), которые позволят России, с учетом имеющегося потенциала и при условии соответствующей  государственной поддержки, достичь  определенного экономического уровня.

Должна быть также разработана  стратегия экономического развития России на долгосрочную перспективу. Только долгосрочная стратегия может служить  основой для эффективного управления государственным сектором экономики, критерием для принятия корректных управленческих решений в этой сфере.

На основании разработанной  долгосрочной стратегии, показывающей – какие отрасли приоритетны  и в каких необходимо участие  с привлечением государственного имущества, необходимо конкретизировать цели государства  в отношении предприятий, определенных на первом этапе административной реформы  в качестве сохраняемых в государственной  форме собственности.

Среди иных недостатков законодательной  базы можно выделить необходимость  урегулирования учета федерального имущества, недостаточное законодательное  обеспечение оценочной деятельности, снятие неоправданных законодательных  ограничений на приватизацию земли.

Отсутствие необходимого финансирование также можно назвать  в числе серьезных проблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В своём простейшем толковании собственность означает принадлежность вещей, материальных, духовных, информационных ценностей определенным лицам: индивидам, семьям, организациям, социальным группам, государству, обществу.

Воздействие, оказываемое  собственниками, органами государственной  власти и самоуправления, иными уполномоченными  лицами, на процессы, связанные с  принадлежностью вещей, имущества  и их использованием, а также на участников этих процессов составляет сущность управления собственностью.

Отношения, возникающие между  людьми, организациями, органами власти по поводу принадлежности, присвоения, раздела, передела объектов собственности, принято называть отношениями собственности.

Отношения собственности  проявляются в экономике двусторонним образом, имеют двустороннюю направленность. Это, с одной стороны, отношения, связывающие собственника с принадлежащим  ему частично или полностью объектом собственности, имущественные субъектно-объектные отношения между субъектом и объектом. Такие первичные отношения служат материальной предпосылкой отношений между субъектами собственности, то есть субъектно-субъектных отношений. Последние представляют экономические отношения, возникающие в связи с собственностью, отражают имущественные взаимосвязи субъекта с другими субъектами.

Экономические отношения  собственности в современном  обществе реализуются в правовых формах, ими определяются отношения субъекта собственности к объекту собственности, правовые нормы включают в себя права собственника, его имущественную ответственность и защищают его права, - право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

Генеральная цель управления государственной собственности – это обеспечение сохранности, развития, эффективного функционирования и использования всей совокупности объектов государственной собственности в общенациональных интересах российского народа как первичного собственника.

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная  и иные формы собственности.

Государственная и муниципальная  собственность делятся на три  официально, статистически, разделяемые  группы:

  • Государственная федеральная собственность (собственность Федерации)
  • Государственная собственность субъектов  федерации (субфедеральная собственность)
  • Муниципальная собственность, находящаяся в ведении местных органов управления.

Территориальное управление Федерального агентства  по управлению государственным имуществом в Камчатском крае осуществляет функции  по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право  принимать решения об обращении  взыскания на имущество, а также  по реализации конфискованного, движимого  бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность  государства в соответствии с  законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг  и правоприменительные функции  в сфере имущественных и земельных  отношений.

Проблемы управления  государственной собственностью ТУ Росимущества в Камчатском крае:

 

  • жесткая иерархическая структура, неизменность которой оборачивается недостатком – она не позволяет мгновенно реагировать на изменения;
  • нехватка профессионального кадрового состава;
  • отсутствие взаимозаменяемости сотрудников;
  • использование систем и методов работы, сложившихся в советское время;
  • неэффективность применяемых технологий управления;
  • недостаток информации об объекте управления  и многие другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации
  3. Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
  4. Постановление Правительства РФ «Об учёте федерального имущества» от 16.07.2007 № 447

5.  Положение «О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае» от 05 марта 2009 г. № 63

6.    Р. Гровер, М. Соловьев. Управление недвижимостью: Учебник- М.: Изд. ВШПП, 2001

7.  Курс экономики  / Под ред. Б. А. Райзберга. 3-е  изд.- М.: Инфра-М, 2001

8. Управление  государственной собственностью: Учебник  / под ред. В. И. Кошкина, В.  Н. Шупыро.-М.:Инфра-М,1997

9. Экономика и  управление недвижимостью: Учебник для вузов / под общей ред.  П. Грабового.- Смоленск: Изд-во «Смолин плюс».- Изд-во «АВС», 1999.

    10. w.w.w.turosimkam.ru – сайт Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае.

 


Информация о работе Уровни и формы собственности в РФ