Уровни и формы собственности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Собственность является основой любого общества. Она определяет экономическую формацию данного общества, его политический строй. Собственность, во-первых, является средством удовлетворения интересов граждан, их объединений, а также всего общества в целом в производстве материальных благ, удовлетворения с их помощью своих материальных и духовных потребностей, и что особенно важно, собственность обеспечивает долговременность и стабильность удовлетворения потребностей. Во-вторых, собственность предоставляет экономическую власть над отношениями, возникающими по поводу использования предметов, принадлежащих по праву собственности. Эта власть порождает экономическую свободу в отношениях с другими людьми, а в итоге вносит весьма существенный вклад в обеспечение свободы в полном смысле.

В ходе исторического развития России происходила постоянная трансформация отношений собственности: одни формы собственности сменялись другими. Смена форм собственности в России происходила революционными темпами и в условиях, когда само понятие «собственность» трактовалось по-разному. Такая тотальная смена формы собственности без одновременной глубокой рационализации отношений владения, пользования и управления объектами собственности не только не смогла решить проблемы повышения эффективности функционирования экономической системы, но и усугубила положение.

В настоящее время вопрос о экономической эффективности каждой формы собственности приобретает особую актуальность. Так как неправильный и необоснованный выбор формы собственности может снизить как эффективность функционирования каждого отдельного субъекта рынка в отдельности, так и снизить темпы экономического роста всей страны.

Объектом исследования данной работы выступают формы и уровни собственности.

Предметом исследования является собственность РФ в целом.

Цель работы – раскрыть сущность, рассмотреть формы и уровни собственности.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
•Раскрыть сущность собственности
•Рассмотреть формы и уровни собственности
•Охарактеризовать управление федеральной собственностью в субъекте РФ на примере Камчатского края

Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Информационная база представлена Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, нормативно-правовыми актами, учебниками Р. Гровера, М. Соловьева, Кошкина В.Н., Б. А. Райзберга, . П. Грабового, интернет источниками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ



ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СОБСТВЕННОСТИ
1.Собственность как категория экономики и управления…………………4
2. Структура отношений собственности……………………………………9
3.Цели управления государственной собственностью…………………...13



ГЛАВА 2. ФОРМЫ И УРОВНИ СОБСТВЕННОСТИ

2.1 Формы собственности…………………………………………………….18

2.2 Уровни собственности, состав государственной и муниципальной собственности……………………………………………………………………28



ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В СУБЪЕКТЕ РФ НА ПРИМЕРЕ КАМЧАТСКОГО КРАЯ

3.1 Общая характеристика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае………………………………………………………………………………..36

3.2 Проблемы управления государственной собственностью на примере Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае……………………………42



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

целая курсовая 2 РУБАН.docx

— 150.34 Кб (Скачать файл)

Государственная собственность включает в себя многообразные  и взаимосвязанные отношения, построенные по иерархическому принципу.

Во-первых, это отношения внутри органов государственной власти и управления, которые связаны с владением, пользованием и распоряжением имуществом, принадлежащим государству, утверждением и наполнением бюджета государства;

Во-вторых - между центральными и региональными, региональными и местными органами власти и управления;

В – третьих – между аппаратом государства и государственными предприятиями как реальными товаропроизводителями и предпринимателями.

Исключительно важна проблема соотношения государственной и  частной собственности, их взаимодействия и преобразования из одной формы  в другую. В демократическом государстве  ни одно лицо не должно обладать правом всеобщей власти над объектами собственности. Государственная собственность всюду противопоставляется частной и её особенности в различных странах сводятся главным образом к своеобразию её конкретно-исторической формы в том или ином государстве.

При наличие  кризисных явлений в экономике  положительное  влияние на состояние  производства может оказать превращение  государственных предприятий, особенно мелких и средних,  в фирмы, функционирующие  на основе подлинной частной собственности, которая создаёт непосредственную материальную заинтересованность отдельного человека (реального субъекта собственности) в текущих и стратегических результатах предпринимательства и благоприятствует повышению социально-экономической эффективности соответствующих отраслей и сфер.

Развитие частной  собственности и частного сектора  экономики имеет объективные  границы, обусловленные материально-техническими, социальными и другими особенностями  данного исторического этапа и каждой отрасли, сферы и региона.

Установление рационального  соотношения масштабов государственной  федеральной, государственной субфедеральной, муниципальной, частной групповой, частной индивидуальной форм собственности  с учетом возможностей их совмещения и преобразования из одной формы  в другую представляет важнейшую  часть социально-экономической  политики государства.

Разные формы собственности  не разделены непроницаемым барьером.  В силу нечеткости определения самого понятия «форма собственности» и  производных от него понятий «государственная», «муниципальная», «частная» форма собственности границы между этими базисными формами оказываются размытыми. На стыке этих форм возникают иные, которые трудно отнести к одной из базисных в силу своеобразия этих форм, специфики субъектов собственности. В пределах некоторых  сформировавшихся в рыночных условиях форм собственности, например акционерной, сочетаются индивидуальная и групповая частная собственность, а при наличии государственных пакетов акций (или долей в других хозяйственных обществах) происходит совмещение разных форм собственности в пределах одного объекта.

Отсюда со всей неизбежностью  следует, что не существует и не может  существовать абсолютного разделения форм собственности, неизбежны смешанные формы собственности, в том числе переходные от одной формы к другой. К примеру, если собственность на рабочую силу является индивидуальной, на средства производства- групповой, на землю- государственной и все эти факторы производства объединены на одном предприятии, то собственность предприятия заведомо становится смешанной.

Соответственно, есть все  основания признать наличие и  объективное действие принципа взаимопроникновения и общего существования разных форм собственности в пределах одного объекта и даже субъекта. Одни и те же факторы производства могут быть одновременно в определенном ракурсе объектами разных форм собственности. И уж заведомо могут различаться владелец, распорядитель, пользователь объекта.

Заслуживает особого рассмотрения и выделения собственность общественных организаций- церкви, благотворительных  фондов, ассоциаций, фондов содействия культуре, науке, образованию, политических партий и ряда других.

На территории страны, в  составе её национального богатства  может находиться собственность иностранных граждан, организаций, государств в виде объектов, целиком или частично принадлежащих иностранным субъектам. Такое переплетение собственности есть неизбежное следствие развития внешнеэкономических связей и включения страны в мирохозяйственную систему.

В связи  с несовершенством  законодательных основ регулирования  форм и отношений собственности  особенно трудно отнести к определенным формам объекты интеллектуальной собственности.

Развитие рыночных отношений  и отношений собственности приводит к необходимости выделения натурально-вещественного состава объекта собственности и его денежной стоимости как самостоятельных форм собственности. При неделимости натурально-вещественного состава объекта, который может тем самым быть только объектом совместной или индивидуальной собственности, денежная стоимость делима на части, и тогда тот же объект может стать долевой собственностью. Вполне возможны и практически встречаются ситуации, когда собственник вправе претендовать на денежную стоимость объекта, но не на сам объект.

По мере развития экономической  и юридической наук представление  о формах собственности, их взаимодействии и преобразовании будет углубляться  и совершенствовать.

 

2.2  Уровни собственности, состав государственной и муниципальной собственности

 

В российском законодательстве государство традиционно  считается особым, самостоятельным  субъектом права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может быть и субъектом  права собственности, т.е. «публичным»  собственником. Публичными собственниками являются и муниципальные образования.

Особенности правового положения субъектов  публичной собственности:

  • Во-первых, наличие у них особых, властных полномочий, позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности,
  • Во-вторых, реализация этого права в публичных, общественных интересах.

В соответствии с российским законодательством  публичная собственность имеет две разновидности- государственную и муниципальную. Право государственной собственности отличает множественность субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом ( в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и её субъекты: республики, края, области- в отношении имущества, составляющего собственность этих образований. Подчеркнем: субъектами права собственности являются  именно соответствующие государственные образования в целом, но не их органы власти или управления. (п.3 ст. 214 ГК РФ). Последние участвуют в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и осуществляют те или иные правомочия публичного собственника в рамках своей компетенции.

Компетенцию государственного или муниципального органа, который  вправе выступать в тех или  иных конкретных имущественных правоотношениях, определяет законодательство.

В соответствии с п. «г» ст. 72 Конституции РФ вопросы разграничения государственной собственности относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом п. «д» ст. 71 Конституции определено, что в ведении Российской Федерации находится федеральная собственность и управление ею. Это означает, что именно Федерация определяет, какие объекты государственной собственности относятся к федеральной собственности и как она управляется.

Порядок отнесения государственного имущества к разным уровням Федерации  должен устанавливаться специальным  законом, который ещё не  принят. В его отсутствие сохраняет силу постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении  государственной собственности  в Российской Федерации на федеральную  собственность, государственную собственность  республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов  Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную  собственность».

Всё государственное имущество, за исключением прямо определенного  в качестве муниципальной собственности (приложение 3 к названному постановлению), считается федеральным. Последнее  разделено на исключительно федеральное  имущество (перечисленное в приложении 1) и на имущество, которое может  быть передано в собственность субъектов  федерации (приложение 2). Если же объекты  государственной собственности  прямо не упомянуты ни в одном  из приложений к названному  постановлению, они передаются собственность соответствующим  субъектам Федерации после специального обращения по этому поводу их высших органов (а до этого момента считаются  федеральной собственностью). Таким  образом, имущество субъектов федерации  может образовываться за счёт федерального имущества только в случаях прямого  его передачи (отчуждения) от Федерации  в собственность какого-либо её субъекта. В свою очередь субъект федерации  вправе передавать находящиеся в  его собственности объекты в  муниципальную собственность.

Согласно указанному постановлению, независимо от ведомственной подчиненности  предприятий и от того, на чьем балансе  они находятся, исключительно к федеральной собственности (перечень 1) отнесены пять видов объектов.

  1. Объекты, составляющие основу национального богатства страны. Это ресурсы континентального шельфа территориальных вод и морской экономической зоны РФ, охраняемые или особым образом используемые природные объекты, объекты  историко-природного, культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории РФ.
  2. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач. К ним относятся: государственная казна РФ, имущество вооруженных сил, специальных войск, органов безопасности, внутренних дел РФ и других учреждений, финансируемых из государственного бюджета.[3]

Объекты Российской Академии наук, отраслевых академий Министерства образования РФ, Министерства науки  и технической политики, Министерства здравоохранения РФ, государственных  научных центров.

Предприятия и объекты  геологической, карто-геодезической, гидрометеорологической служб, контроля за состоянием и охраны природной среды и природных  ресурсов; санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, стандартизации и метрологии, машиностроительные станции  и полигоны, а также государственные  запасы, мобилизационные резервы  и предприятия, обеспечивающие их сохранение.

  1. Объекты оборонного производства
  2. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства.

К этой категории относятся  предприятия и объекты добывающей промышленности ( за исключением добычи местного сырья); топливно-энергетического  комплекса, электроэнергетики, транспорта (за исключением автомобильного); речного  и морского флота, газификации (за исключением  муниципальной),  федеральных автомобильных  дорог общего  пользования, предприятия  связи, телерадиопередающие станции, государственные племенные и  конные заводы, совхозы, селекционно-гибридные  центры, государственные семенные инспекции  по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции  и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анодромных видов рыб, серпентарии.

  1. Прочие объекты: предприятия фармацевтической промышленности, медико-биологических препаратов, предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.

Виды собственности на землю и её недра, водные ресурсы, лесные фонды, растительный и животный  мир определяются в соответствии с законодательством РФ.

Вторую группу объектов государственной собственности (перечень 2) составляют относящиеся  к федеральной собственности  предприятия, отдельные объекты  из состава которых могут передаваться в государственную собственность  национально- и административно-территориальных  образований и административное управление которыми до момента их приватизации осуществляет Правительство  РФ.

К ним относятся предприятия  всех отраслей народного хозяйства, занимающие доминирующее положение  на российском или местных рынках товаров, работ и услуг,  крупнейшие предприятия со среднегодовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992 г. более 200 млн. руб. или численностью занятых  более 10 тыс. человек, предприятия атомного и энергетического машиностроения, рыбнопромысловой промышленности, зверосовхозы.

В состав таких объектов названы не входящие в имущество  предприятий государственные санаторно-курортные  учреждения, находящиеся в ведении  центральных органов государственного управления Российской Федерации, объекты  гостиничного хозяйства, учреждения здравоохранения  и народного образования, культуры и спорта, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные и изыскательные организации, научно-производственные объединения.

Информация о работе Уровни и формы собственности в РФ