Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 09:33, курсовая работа
Собственность является основой любого общества. Она определяет экономическую формацию данного общества, его политический строй. Собственность, во-первых, является средством удовлетворения интересов граждан, их объединений, а также всего общества в целом в производстве материальных благ, удовлетворения с их помощью своих материальных и духовных потребностей, и что особенно важно, собственность обеспечивает долговременность и стабильность удовлетворения потребностей. Во-вторых, собственность предоставляет экономическую власть над отношениями, возникающими по поводу использования предметов, принадлежащих по праву собственности. Эта власть порождает экономическую свободу в отношениях с другими людьми, а в итоге вносит весьма существенный вклад в обеспечение свободы в полном смысле.
В ходе исторического развития России происходила постоянная трансформация отношений собственности: одни формы собственности сменялись другими. Смена форм собственности в России происходила революционными темпами и в условиях, когда само понятие «собственность» трактовалось по-разному. Такая тотальная смена формы собственности без одновременной глубокой рационализации отношений владения, пользования и управления объектами собственности не только не смогла решить проблемы повышения эффективности функционирования экономической системы, но и усугубила положение.
В настоящее время вопрос о экономической эффективности каждой формы собственности приобретает особую актуальность. Так как неправильный и необоснованный выбор формы собственности может снизить как эффективность функционирования каждого отдельного субъекта рынка в отдельности, так и снизить темпы экономического роста всей страны.
Объектом исследования данной работы выступают формы и уровни собственности.
Предметом исследования является собственность РФ в целом.
Цель работы – раскрыть сущность, рассмотреть формы и уровни собственности.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
•Раскрыть сущность собственности
•Рассмотреть формы и уровни собственности
•Охарактеризовать управление федеральной собственностью в субъекте РФ на примере Камчатского края
Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Информационная база представлена Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, нормативно-правовыми актами, учебниками Р. Гровера, М. Соловьева, Кошкина В.Н., Б. А. Райзберга, . П. Грабового, интернет источниками.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СОБСТВЕННОСТИ
1.Собственность как категория экономики и управления…………………4
2. Структура отношений собственности……………………………………9
3.Цели управления государственной собственностью…………………...13
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И УРОВНИ СОБСТВЕННОСТИ
2.1 Формы собственности…………………………………………………….18
2.2 Уровни собственности, состав государственной и муниципальной собственности……………………………………………………………………28
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В СУБЪЕКТЕ РФ НА ПРИМЕРЕ КАМЧАТСКОГО КРАЯ
3.1 Общая характеристика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае………………………………………………………………………………..36
3.2 Проблемы управления государственной собственностью на примере Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае……………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Государственная собственность включает в себя многообразные и взаимосвязанные отношения, построенные по иерархическому принципу.
Во-первых, это отношения внутри органов государственной власти и управления, которые связаны с владением, пользованием и распоряжением имуществом, принадлежащим государству, утверждением и наполнением бюджета государства;
Во-вторых - между центральными и региональными, региональными и местными органами власти и управления;
В – третьих – между аппаратом государства и государственными предприятиями как реальными товаропроизводителями и предпринимателями.
Исключительно важна проблема соотношения государственной и частной собственности, их взаимодействия и преобразования из одной формы в другую. В демократическом государстве ни одно лицо не должно обладать правом всеобщей власти над объектами собственности. Государственная собственность всюду противопоставляется частной и её особенности в различных странах сводятся главным образом к своеобразию её конкретно-исторической формы в том или ином государстве.
При наличие кризисных явлений в экономике положительное влияние на состояние производства может оказать превращение государственных предприятий, особенно мелких и средних, в фирмы, функционирующие на основе подлинной частной собственности, которая создаёт непосредственную материальную заинтересованность отдельного человека (реального субъекта собственности) в текущих и стратегических результатах предпринимательства и благоприятствует повышению социально-экономической эффективности соответствующих отраслей и сфер.
Развитие частной
собственности и частного сектора
экономики имеет объективные
границы, обусловленные материально-
Установление рационального
соотношения масштабов
Разные формы собственности
не разделены непроницаемым
Отсюда со всей неизбежностью следует, что не существует и не может существовать абсолютного разделения форм собственности, неизбежны смешанные формы собственности, в том числе переходные от одной формы к другой. К примеру, если собственность на рабочую силу является индивидуальной, на средства производства- групповой, на землю- государственной и все эти факторы производства объединены на одном предприятии, то собственность предприятия заведомо становится смешанной.
Соответственно, есть все основания признать наличие и объективное действие принципа взаимопроникновения и общего существования разных форм собственности в пределах одного объекта и даже субъекта. Одни и те же факторы производства могут быть одновременно в определенном ракурсе объектами разных форм собственности. И уж заведомо могут различаться владелец, распорядитель, пользователь объекта.
Заслуживает особого рассмотрения
и выделения собственность
На территории страны, в составе её национального богатства может находиться собственность иностранных граждан, организаций, государств в виде объектов, целиком или частично принадлежащих иностранным субъектам. Такое переплетение собственности есть неизбежное следствие развития внешнеэкономических связей и включения страны в мирохозяйственную систему.
В связи с несовершенством
законодательных основ
Развитие рыночных отношений
и отношений собственности
По мере развития экономической и юридической наук представление о формах собственности, их взаимодействии и преобразовании будет углубляться и совершенствовать.
2.2 Уровни собственности, состав государственной и муниципальной собственности
В российском законодательстве государство традиционно считается особым, самостоятельным субъектом права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может быть и субъектом права собственности, т.е. «публичным» собственником. Публичными собственниками являются и муниципальные образования.
Особенности правового положения субъектов публичной собственности:
В соответствии
с российским законодательством
публичная собственность имеет
Компетенцию государственного или муниципального органа, который вправе выступать в тех или иных конкретных имущественных правоотношениях, определяет законодательство.
В соответствии с п. «г» ст. 72 Конституции РФ вопросы разграничения государственной собственности относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом п. «д» ст. 71 Конституции определено, что в ведении Российской Федерации находится федеральная собственность и управление ею. Это означает, что именно Федерация определяет, какие объекты государственной собственности относятся к федеральной собственности и как она управляется.
Порядок отнесения государственного имущества к разным уровням Федерации должен устанавливаться специальным законом, который ещё не принят. В его отсутствие сохраняет силу постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Всё государственное имущество,
за исключением прямо
Согласно указанному постановлению, независимо от ведомственной подчиненности предприятий и от того, на чьем балансе они находятся, исключительно к федеральной собственности (перечень 1) отнесены пять видов объектов.
Объекты Российской Академии наук, отраслевых академий Министерства образования РФ, Министерства науки и технической политики, Министерства здравоохранения РФ, государственных научных центров.
Предприятия и объекты геологической, карто-геодезической, гидрометеорологической служб, контроля за состоянием и охраны природной среды и природных ресурсов; санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, стандартизации и метрологии, машиностроительные станции и полигоны, а также государственные запасы, мобилизационные резервы и предприятия, обеспечивающие их сохранение.
К этой категории относятся
предприятия и объекты
Виды собственности на землю и её недра, водные ресурсы, лесные фонды, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательством РФ.
Вторую группу
объектов государственной собственности
(перечень 2) составляют относящиеся
к федеральной собственности
предприятия, отдельные объекты
из состава которых могут
К ним относятся предприятия
всех отраслей народного хозяйства,
занимающие доминирующее положение
на российском или местных рынках
товаров, работ и услуг, крупнейшие
предприятия со среднегодовой стоимостью
основных фондов на 1 января 1992 г. более
200 млн. руб. или численностью занятых
более 10 тыс. человек, предприятия атомного
и энергетического
В состав таких объектов
названы не входящие в имущество
предприятий государственные