Виды административно-правовых режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 23:55, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение административно-правовых режимов. Для осуществления поставленной цели решается ряд задач:

1) изучить основы теории правовых режимов, выявить признаки правового режима;

2) рассмотреть понятие административно-правовых режимов, обозначить средства достижения административно-правовых режимов;

3) систематизировать административно-правовые режимы по разным критериям.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты административно - правовых режимов
1.1. Основы теории правовых режимов
1.2. Понятие административно-правовых режимов
1.3. Назначение и правовая основа административно-правовых режимов
2. Виды административно-правовых режимов
2.1. Общая классификация административно - правовых режимов
2.2. Режим чрезвычайного положения
2.3. Режим военного положения
3.
Заключение

Библиографический список

Файлы: 1 файл

Административное право.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

 

Правовой режим –  особый порядок правового регулирования, выражающийся в сочетании юридических  средств и направленный на создание необходимых условий для удовлетворения интересов субъектов права в  определенных условиях.

 

Административно-правовой режим (в широком смысле) – общий режим деятельности органов государственного управления по реализации возложенных на них правомочий.

 

Административно-правовой режим (в узком смысле) – совокупность правил поведения, деятельности граждан  и юридических лиц, закрепленных в нормативных правовых актах, порядок реализации ими прав и законных интересов в определенных ситуациях в сфере публичного управления, направленный на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности специально создаваемыми для этой цели органами, подразделениями и службами органов государственного управления.

 

Признаки административно-правовых режимов:

устанавливаются в сфере  публичного управления, сфере деятельности органов исполнительной власти;

регламентируются, в основном, нормами административного права;

закрепляют, детализируют правила поведения граждан, государственных  органов, общественных объединений, предприятий  и учреждений;

вводятся дополнительные ограничения, возлагаются дополнительные обязанности;

широко применяются административные методы воздействия;

вводится дополнительный контроль за соблюдением правил поведения  гражданами и юридическими лицами, а также государственной администрацией;

нарушение правил режима влечет за собой применение дополнительных мер государственного принуждения.

 

 

Административно-правовые режимы - это специальный комплекс оперативных государственных управленческих решений и административно-правовых мер убеждения и принуждения, способных обеспечить достаточно оперативно стабилизацию общественных отношений в регионе или государстве в целом, и последующее упорядочивание общественных отношений, вышедших за пределы влияния обычных административно-правовых мер воздействия. Как правило, административно-правовые режимы временно ограничивают права и свободы граждан, используют в своем арсенале значительное количество методов административного принуждения. Эта возможность ограничения прав и свобод граждан предусмотрена частью 3 статьи 55 Конституции РФ и может быть установлена только федеральным законом «в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства». Четвериков В.С. Административное право. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. с. 200-201. Тем самым на уровне Конституции Российской Федерации сформулирован один из важнейших признаков административно-правовых режимов: ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях, прямо указанных Конституцией Российской Федерации. Звоненко Д.П, Малумов А.Ю, Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. М.: ЮСТИЦ ИНФОРМ, 2007. с. 202.

Административно-правовые режимы могут быть рассмотрены как  институт административного права. Их правовой основой выступают Конституция  РФ, федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, а также законы и иные правовые акты субъектов РФ. Среди них выделяются акты, специально посвященные одному виду административно-правовых режимов -- о ветеринарии, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, чрезвычайном положении, исключительной экономической зоне, закрытом административно-территориальном образовании, государственной границе, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Но большинство вопросов регулируются тематическими законодательными актами, отводящими административно-правовым режимам роль одного из элементов в системе организационно-правовых средств, используемых для упорядочения отдельных видов административной деятельности (ГсК РФ, УИК РФ, ТмК РФ). См.: Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н., Указ. соч. с. 483-485.

 

Например, принятый Федеральный  конституционный закон от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» основан на конституционных положениях, детализирует их исходя из основной конституционной цели защиты прав, свобод и законных интересов граждан. В условиях административно-правовых режимов меняется административно-правовой статус граждан, оказавшихся в зоне его действия. Уполномоченные органы исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ в соответствии с обстановкой, регулируемой нормами административно правового режима, усиливают свое воздействие за счет методов административного принуждения. Поэтому административно-правовые режимы ощутимо влияют на объем административной правосубъктности практически каждого гражданина, оказавшегося в правовом поле специального административно-правового режима. Общая черта административно-правовых режимов в том, что они нарушают баланс правового положения субъектов административного права в сторону увеличения объема обязанностей и ограничений, обеспеченных в основном мерами административного принуждения.

 

При осуществлении мер  обеспечения различных административно-правовых режимов особое значение имеют федеральные законы, касающиеся соблюдения прав и свобод человека и гражданина участвующими органами исполнительной власти, государственного управления, их уполномоченными должностными лицами, а также непосредственными исполнителями обеспечивающими действие этого правового режима.

 

В федеральных законах  регламентированы общие и особые права и обязанности субъектов  управленческих отношений в сфере  осуществления задач и функций  административно-правового режима, которые в свою очередь могут  быть изменены подзаконными актами, что требует установления особых режимов административно-предупредительного характера. В итоге административно-правовой режим как совокупность государственных мер и средств административно-правового характера, основанных на нормах законодательства и определяющих особый порядок осуществления административно-правовых отношений в неординарных для них условиях с целью уменьшения вероятности дезорганизации отношений в сфере государственного управления и последующего приведения управленческих отношений к упорядочению и стабилизации.

 

В условиях действия административно-правового  режима существенно изменяется объем  административной правосубъектности  граждан, оказавшихся в поле его  действия. Четвериков В.С., Указ. соч. с. 202-203.

 

1.3. Назначение и правовая основа административно-правовых режимов

 

Административно- правовые режимы назначаются:

для обеспечения бесперебойного функционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность  или имеющих важное государственное  значение;

определения порядка реализации прав и обязанностей на территориях, где проводятся специальные противопожарные, санитарные, природоохранные и иные мероприятия;

установления особых правил пользования объектами, представляющими  повышенную опасность или содержащими  сведения, отнесенные к государственной тайне;

обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан  и юридических лиц в условиях чрезвычайного режима;

создания условий для  эффективной, правомерной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Административно-правовой режим достигается с помощью  таких средств, как:

 

1) дополнительные запреты  и обязывания, причем режим не  просто ограничивает какое-либо  поведение, а предусматривает  превентивный контроль за исполнением  этого требования;

 

2) специальные административные меры, направленные на установление и поддержание режимных правил - государственная экспертиза, государственный мониторинг, государственная регистрация, лицензирование;

 

3) разрешительный способ  и тип реализации прав и  свобод, выполнения хозяйственной деятельности, предполагающий предварительное обращение с просьбой предоставить возможность осуществить те или иные права. Такой порядок зачастую связан с должностным усмотрением лица, который может отказать в выдаче разрешения, если посчитает это нецелесообразным;

 

4) система контроля  и надзора за выполнением режимных  требований физическими, юридическими  лицами, а также должностными  лицами. К ним относятся сплошная  и выборочная проверка соблюдения  правил, оперативно-розыскные мероприятия, пресекательные меры и меры ответственности;

 

5) организационно-техническое  обеспечение установленных режимных  правил, позволяющее эффективно  предупреждать, выявлять и пресекать  их нарушения. К таким мерам  можно отнести использование  транспортных средств, связи, специального оборудования, предназначенного для досмотра, осмотра местности и т. п.

 

Правовой основой административно-правовых режимов служат Конституция, федеральные  законы, указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды административно-правовых  режимов

 

2.1. Общая классификация  административно - правовых режимов

 

Административно-правовые режимы широко распространены в сфере публичного управления и отражают многообразие выполняемых органами исполнительной власти задач и функций. Чем более развита система административно-правовых средств, чем больше разнообразных форм административной деятельности, тем важнее объединение и дифференциация их по определенным, имеющим юридическое значение признакам.

По степени принадлежности режимов к обеспечению национальной безопасности существуют: режимы обеспечения  безопасности государства (государственной тайны, Государственной границы, пограничного режима, режима въезда в Российскую Федерацию и др.); режимы обеспечения безопасности государства и общественного порядка (пребывание иностранных граждан на территории Российской Федерации); режимы обеспечения (охраны) общественного порядка (порядок оборота огнестрельного оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных изотопов, наркотических веществ – разрешительные режимы; паспортно-визовый режим); административно-правовые режимы, направленные на достижение целей в иных отраслях управления (таможенный режим, санитарный режим и др.); комплексные административно-правовые режимы (в условиях массовых беспорядков, эпидемии, эпизоотии, стихийных бедствий, техногенных процессов, военной угрозы и др.).

 

В зависимости от субъекта установления разделяют федеральные  режимы (устанавливаемые, регулируемые федеральными органами государственной  власти), региональные режимы (устанавливаемые, регулируемые органами государственной  власти субъектов РФ) и местные (муниципальные) режимы (устанавливаемые, регулируемые органами местного самоуправления).

 

По времени действия различают постоянные (действуют  непрерывно) и временные (действуют  при наступлении определенных юридических  фактов) режимы.

 

В зависимости от объекта – носителя режима принято выделять территориальные режимы (карантина, эпидемии, чрезвычайного положения, военного положения, исключительной экономической зоны и др.), объектные режимы (режим лесовосстановительных полос, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог, режим изоляторов временного содержания и др.), режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющими важное государственное значение (режим оборота оружия, взрывчатых, ядовитых, наркотических веществ, государственной тайны, паспортно-визовый режим), функциональные режимы (противопожарный режим, таможенный режим, режим контртеррористической операции и др.).

 

В зависимости от подведомственности административно-правовые режимы могут  быть разделены на три группы:

1) федеральные режимы, устанавливаемые и регулируемые  федеральными органами государственной  власти;

2) региональные режимы, устанавливаемые органами государственной  власти субъектов РФ;

3) местные режимы, устанавливаемые  органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.

 

Некоторые виды могут  находиться во всех трех группах (режим  чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера, режимы особо охраняемых природных территорий).

 

Если в качестве критерия разграничения выбрать объект - носитель режима, то выделяются:

 

1) территориальные режимы - режим закрытого административно  - территориального образования,  военное положение, карантин, режимы  исключительной экономической зоны, континентального шельфа, лечебно-оздоровительных местностей;

2) объектовые режимы - режим объекта атомной энергетики, режим водохранилища, режим придорожных  полос федеральных автомобильных  дорог и др.;

3) режимы обращения  с предметами, представляющими повышенную  общественную опасность или имеющие важное государственное значение, - режимы оружия, наркотических веществ, ядов, документов, содержащих государственную тайну, паспортный режим;

4) функционально - деятельностные  режимы - режимы деятельности органов  МЧС России, противопожарный режим,  эвакуационный режим, режимы контртеррористическои операции, таможенные режимы.

 

Административно-правовые режимы можно различать по предмету регулирования:

 

1) природоохранные режимы (заповедников, национальных и природных  парков, лечебно-оздоровительных местностей и курортов);

2) режимы обеспечения  государственной безопасности (государственной  границы, защиты государственной  тайны, военных объектов, порядка  выезда из России и въезда  в Россию);

3) режимы охраны общественного  порядка (чрезвычайное положение).

 

По критерию юридических  свойств режимы можно подразделить на ординарные и экстраординарные. Последние вводятся только в случае возникновения чрезвычайных ситуаций социального или природно-техногенного характера, вызванных агрессией  против Российской Федерации, массовыми беспорядками, стихийными бедствиями и т. п.

 

Экстраординарные режимы - это особые правовые режимы жизнедеятельности  населения, осуществления хозяйственной  и иной деятельности организациями, а также функционирования органов  государственной власти и органов местного самоуправления на территории, где возникла угроза безопасности и которая признана зоной чрезвычайной ситуации, зоной вооруженного конфликта, зоной военных действий.

Информация о работе Виды административно-правовых режимов