Виды административно-правовых режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 23:55, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение административно-правовых режимов. Для осуществления поставленной цели решается ряд задач:

1) изучить основы теории правовых режимов, выявить признаки правового режима;

2) рассмотреть понятие административно-правовых режимов, обозначить средства достижения административно-правовых режимов;

3) систематизировать административно-правовые режимы по разным критериям.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты административно - правовых режимов
1.1. Основы теории правовых режимов
1.2. Понятие административно-правовых режимов
1.3. Назначение и правовая основа административно-правовых режимов
2. Виды административно-правовых режимов
2.1. Общая классификация административно - правовых режимов
2.2. Режим чрезвычайного положения
2.3. Режим военного положения
3.
Заключение

Библиографический список

Файлы: 1 файл

Административное право.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

 

Экстраординарные режимы - это временные административно-правовые режимы, которые действуют только в период существования чрезвычайной ситуации. С одной стороны, в законодательстве установлены конкретные сроки, на которые могут вводиться эти режимы, а с другой - уполномоченные органы обязаны отменить действие режимов, если отпали обстоятельства, послужившие основанием для их установления.

Экстраординарные административно-правовые режимы это особые правовые режимы жизнедеятельности населения, осуществления  хозяйственной и иной деятельности организациями, а также функционирования органов государственной власти и местного самоуправления на территории, на которой возникла угроза безопасности и которая признана зоной чрезвычайной ситуации, зоной вооруженного конфликта, зоной военных действий.

 

Особенности экстраординарных режимов:

использование мер, ограничивающих конституционные права и свободы  граждан и организаций;

введение дополнительных административно-правовых обязанностей и запретов;

предоставление чрезвычайных полномочий органами власти для поддержания  режима;

введение форм особого управления территорией, на которой установлен экстраординарный режим, включая создание временных специальных органов, перераспределение компетенции, приостановление деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуправления.

Законодательство РФ предусматривает три типа экстраординарных режимов -- чрезвычайное, военное и  особое положение. См.: Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н., Указ. соч. с. 488-490.

 

2.2. Режим чрезвычайного  положения

 

Режим чрезвычайного  положения – это вводимый в соответствии с Конституцией и ФКЗ «О чрезвычайном положении» на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные данным ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

 

Обстоятельства введения чрезвычайного положения:

попытки насильственного  изменения конституционного строя  Российской Федерации, захвата или  присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;

чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

 

Содержание указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения:

- обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;

- обоснование необходимости  введения чрезвычайного положения;

- границы территории, на которой вводится чрезвычайное  положение;

- силы и средства, обеспечивающие  режим чрезвычайного положения;

- перечень чрезвычайных  мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных  ограничений прав и свобод  граждан Российской Федерации,  иностранных граждан и лиц  без гражданства, прав организаций  и общественных объединений;

- государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

- время вступления  указа в силу, а также срок  действия чрезвычайного положения.

 

Порядок введения чрезвычайного  положения:

- издание указа Президентом РФ;

- утверждение указа  Президента РФ Советом Федерации  Федерального Собрания РФ;

- обнародование указа  Президента РФ.

 

Сроки действия чрезвычайного  положения:

- на всей территории  Российской Федерации не может  превышать 30 суток;

- в отдельных местностях Российской Федерации не может превышать 60 суток.

 

Меры и временные  ограничения, применяемые независимо от обстоятельств введения чрезвычайного  положения:

- полное или частичное  приостановление на территории, на которой вводится чрезвычайное  положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов местного самоуправления;

- установление ограничений  на свободу передвижения на  территории, на которой введено  чрезвычайное положение, а также  введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда из нее, включая установление ограничений на выезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

- усиление охраны общественного  порядка, объектов, подлежащих государственной  охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

- установление ограничений  на осуществление отдельных видов  финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров,  услуг и финансовых средств;

- установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

- запрещение или ограничение  проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, а  также иных массовых мероприятий;

- запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

- ограничение движения  транспортных средств и осуществление  их досмотра;

- приостановление деятельности  опасных производств и организаций,  в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химические  и биологически опасные вещества;

- эвакуация материальных  и культурных ценностей в безопасные  районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

 

Меры и временные  ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного в соответствии с п. «а» ст. 3 ФКЗ  «О чрезвычайном положении»:

- введение комендантского  часа, т. е. запрета в установленное  время суток находиться на  улицах и в иных общественных  местах без специально выданных  пропусков и документов, удостоверяющих  личность граждан;

- ограничение свободы  печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;

- приостановление деятельности  политических партий и иных  общественных объединений, которые  препятствуют устранению обстоятельств,  послуживших основанием для введения  чрезвычайного положения;

- проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;

- ограничение или запрещение  продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых  веществ, специальных средств,  ядовитых веществ, установление  особого режима оборота лекарственных  средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции. В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности – временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ;

- выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств – за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;

- продление срока содержания  под стражей лиц, задержанных  в соответствии с уголовно-процессуальным  законодательством РФ по подозрению  в совершении актов терроризма  и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.

 

Меры и временные  ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного в соответствии с п. «б» ст. 3 ФКЗ  «О чрезвычайном положении»:

- временное отселение  жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

- введение карантина,  проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;

- привлечение государственного  материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности;

- отстранение от работы  на период чрезвычайного положения  руководителей государственных  организаций в связи с ненадлежащим  исполнением указанными руководителями  своих обязанностей и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей;

- отстранение от работы  на период действия чрезвычайного  положения руководителей негосударственных  организаций в связи с неисполнением  или ненадлежащим исполнением  ими мер, предусмотренных п.  «ж» ст. 11 и п. «в» ст. 13 ФКЗ «О чрезвычайном положении», и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей;

- в исключительных  случаях, связанных с необходимостью  проведения и обеспечения аварийно-спасательных  и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.

 

Силы и средства для  обеспечения режима чрезвычайного  положения: - органы внутренних дел, органы уголовно-исполнительной системы, федеральные органы безопасности, внутренние войска, органы по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, дополнительные силы, привлекаемые в исключительных случаях (Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы).

 

Задачи, решаемые Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими  формированиями и органами:

поддержание особого  режима въезда на территорию, на которой  введено чрезвычайное положение, и выезда из нее;

охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и  функционирование транспорта и объектов, представляющих повышенную опасность  для жизни и здоровья людей, а  также для окружающей природной  среды;

разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;

участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных  формирований;

участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении людей в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

2.3. Режим военного  положения

 

Военное положение –  особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных  ее местностях в соответствии с Конституцией Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Целью введения военного положения является создание условий  для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента РФ о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.

 

В период действия военного положения в соответствии с ФКЗ  «О военном положении» могут в  той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее – граждане), деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности.

 

Правовую основу режима военного положения составляют: Конституция, ФКЗ «О военном положении», принятые на его основе федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в данной области.

 

Основания введения военного положения (ч. 2 ст. 87 Конституции):

агрессия против Российской Федерации;

Информация о работе Виды административно-правовых режимов