Виды административных правоотношений и особенности правового регулирования отдельных их видов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы исследовать административные отношения, их сущность.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
определить понятие административных правоотношений;
охарактеризовать особенности административных правоотношений;
исследовать структуру административного правоотношения
изучить виды административно-правовых отношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Понятие, признаки и особенности административных правоотношений…………………………………………………….5
Структура административных правоотношений………………..11
ГЛАВА 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ИХ ВИДОВ
2.1. Классификации видов административных правоотношений……17
2.2. Вуз как субъект административных правоотношений………..….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...…32

Файлы: 1 файл

АП МОЁЁЁЁЁЁ.docx

— 60.11 Кб (Скачать файл)

 



 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3

 ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

    1. Понятие, признаки и особенности административных правоотношений…………………………………………………….5
    2. Структура административных правоотношений………………..11

ГЛАВА 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ИХ ВИДОВ

2.1.   Классификации  видов административных правоотношений……17

2.2.   Вуз как субъект административных правоотношений………..….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...…32

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Исторические истоки административно-правовой отрасли коренятся в возникших еще в древнейшие времена зачатках правовых начал, призванных организующе воздействовать на жизнь общества во всем ее многообразии.

 Одну из ведущих  позиций при этом занимают  юридические установления (нормы,  правила), с помощью которых обеспечиваются  упорядоченность, согласованность  общественных связей, без чего  практически невозможно существование  и прогрессивное развитие общества, каким бы то ни было образом  организованного (монархическим,  республиканским и т.п.). На это  всегда нацелен механизм государственной  власти, в распоряжении которого  имеются необходимые юридические  средства.

 Конечно, вся действующая  правовая система, используя рычаги  государственной власти, всегда  выполняла и выполняет в наши  дни свое социальное назначение - выступает в качестве организатора  общественной жизни.

 Тем не менее, исторически  возникла и получила многовековое  развитие объективная потребность  в особых регуляторах, имеющих  своим непосредственным объектом  собственно организующую деятельность  власти и связанные с нею  общественные отношения. Подобной  деятельности древние римляне  дали специальное название - administratio, что означает руководство, управление. Так возникло управленческое, или  административное, право.

Административно-правовые отношения  по своей сути, как и другие виды правоотношений в различных отраслях права, наряду с предметом и методом, можно сказать, являются фундаментальным  базисом.

Это, своего рода, отправная  точка в изучении административной отрасли права. Поэтому при изучении этой отрасли права необходимо, прежде всего, уделить, акцентировать внимание для подробного и тщательного рассмотрения данного вопроса, иначе могут возникнуть большие трудности при дальнейшем рассмотрении последующих вопросов административного права, в целом. Этого не произойдет, если изучение предмета (отрасли) начнется с основных вводных вопросов, несмотря всю их сложность. При этом не имеет значения, какая отрасль права изучается, поскольку в любой другой отрасли права на первом месте стоят такие базисные понятия, как выше указанные. Поэтому нет смысла затрагивать более сложные вопросы без предварительного изучения вводных понятий.

Цель курсовой работы исследовать административные отношения, их сущность.

Для этого необходимо решить следующие  задачи:

  • определить понятие административных правоотношений;
  • охарактеризовать особенности административных правоотношений;
  • исследовать структуру административного правоотношения
  • изучить виды административно-правовых отношений.

Теоретической основой выполнения данной курсовой работы послужили законодательные  и нормативные акты отечественного права, учебная и специальная  литература.

Исследование теории административного  правоотношения не может показать всей глубины и сложности рассматриваемого явления, поэтому необходимо исследование административного правоотношения на конкретной ситуации. В качестве примера выбрано правовое регулирование  ВУЗов  в административных правоотношениях.

Объектом данной работы является понятие административных правоотношений, их закономерности, предметом – особенности административных правоотношений, их структура, элементы и виды.

Методы, используемые при  написании работы - изучение и анализ научной и специальной литературы, изучение и обобщение отечественного правоприменительного опыта, изучение материалов статистических исследований, документов, моделирование, сравнение, анализ, синтез, методы прогнозирования.

Нормативно-правовую базу курсовой работы составили акты федерального законодательства, Указы Президента РФ, акты Правительства и Министерств. Научную базу исследования составили специальная и учебная литература, комментарии законодательства, материалы периодической печати.

Среди авторов, чьи исследования в области административного  права легли в основу исследования, можно назвать следующих: В. С. Анохин, Д. В. Астахов, Д.Н. Бахрах, В.В. Бутнев, А. П. Голубева, А. Р. Гуничев, А. В. Демин, А.И. Елистратов, А. С. Кирьян, Ю. Ю. Колесниченко, Л.Л. Попова и др.

Структурно работа представляет собой введение с обоснованием актуальности, целью и задачами исследования, двух глав, раскрывающих положения курсовой работы, заключения с основными выводами, библиографического списка и приложений.

 

 

ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

    1. Понятие, признаки и особенности

 

Административные правоотношения - это урегулированные административно-правовой нормой управленческие общественные отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой1.

Теоретическое осмысление проблемы административно-правовых отношений2 традиционно вызывает трудности, ибо этот институт связан со всеми   (не менее сложными) институтами административного права. Сущность административно-правовых отношений должна обусловливать главные черты как материальных, так и процессуальных административно-правовых норм, т.е. управленческого процесса и административно-процессуальной деятельности. Принципиальным положением является то, что гражданин - это один из главнейших участников административно-правовых отношений, важнейший субъект административного права, которое должно предоставлять гражданину максимум правовых возможностей в случае неправомерных действий органов управления (должностных лиц) для защиты его нарушенных прав и свобод.3

С течением времени данные положения о том, что центральное  место в административно-правовых отношениях занимает гражданин, с его  реально осуществимыми правами  и свободами, а не «властный» орган  государства, (которому ранее практически  отводилась центральная роль в административно-правовых отношениях) выходят на первый план и диктуются административным правом как главенствующие. В это время  реально возникает необходимость  установления гарантии судебной защиты прав и интересов граждан по отношению  к управлению.

     Исходя  из  сущности административно-правовых  отношений можно  сказать, что  под административно-правовым отношением  понимается урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.4

Следует  выделить некоторые особенности, способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. Они достаточно существенны, так как на природу административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их возникновения, (механизм функционирования исполнительной власти); специфика административно-правового регулирования, содержание административно-правовых норм, т.е. их юридической базы.

     Административно-правовым  отношениям, как и  другим видам  правовых отношений, свойственны  специфические характерные признаки. В различных источниках административного  права выделяют две концепции, согласно одной из которых5 (корни которой уходят аж в 20-е годы, а представителями ее в «застойные» годы были многие учёные), - административно-правовым отношениям характерны следующие признаки: - возникают в процессе государственного управления; - имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления (т.е. орган исполнительной власти); - являются отношениями власти - подчинения и характеризуются юридическим неравенством сторон.

Другая концепция административно-правовых отношений характеризуется следующими признаками: - возникают в сфере  государственного управления; - могут  иметь место между всеми субъектами административного права в любом  их сочетании; - делятся по соотношению  прав и обязанностей участников на две группы: отношения власти - подчинения и отношения равноправия. Такой  подход в рассмотрении административно-правовых отношений остался практически до наших дней.

     Несмотря  на  имеющиеся различия в признаках  названных  концепций, ни одна  из них не затронула такого  важного и наиболее актуального  в наше время признака административно-правовых  отношений как необходимость  установления гарантии судебной  защиты прав и интересов граждан  по отношению к управленческой  власти. Говоря иначе, если такая  гарантия отсутствует, то едва  ли можно говорить о цивилизованных  административно-правовых отношениях. Этот недостаток можно было  бы определить как отсутствие  правового режима административно-правовых  отношений, как отсутствие режима  обеспечения правовой защиты граждан по отношению к исполнительной власти, т.е. к управлению.

Административно-правовые отношения  имеют  присущие им основные черты  их сущностной характеристики, с  помощью  которых  возможно определение  их реального места в системе правовых отношений.

Административно-правовые отношения в отличие от иных (прежде всего - гражданско-правовых) являются  властеотношениями,  построенными на началах «власть - подчинение», в которых отсутствует юридическое равенство сторон. Признак подчинения является в таких отношениях доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности.

Конечно, для административно-правовых отношений по вертикали, когда управление предполагает подчинение участников совместной деятельности единой управляющей воле, такой подход обоснован. Однако с  предоставлением новой Конституцией РФ 1993 года и Федеративным договором  более широких полномочий субъектам  Федерации и органам местного самоуправления, с появлением предприятий  и организаций различных видов  собственности, развитием рыночных отношений все большее распространение  получают отношения по горизонтали  между органами исполнительной власти, местной администрацией и другими  участниками, в которых они выступают  как равноправные стороны управленческой деятельности.

  Природа государственно-управленческой  деятельности, как и любого другого  вида социального управления, диктует  необходимость выделения субъекта  управления, т.е. той стороны регулируемых  административным правом управленческих  отношений, в руках которой  концентрируется власть и которая  в пределах своей компетенции  обязана реализовать государственно- властные полномочия для защиты  публичных (государственных, общественных) интересов, конституционных прав  и свобод граждан.

Вот почему наличие в  административно-правовых отношениях (как вертикальных, так и горизонтальных) органа государственного управления ( либо в отдельных случаях общественной организации или иной негосударственной  организации, которой государством поручено осуществление определенной государственной функции) является обязательным.

Административно-правовые отношения  по своей сути являются организационными. Здесь имеется в виду их прямая связь с реализацией функций  исполнительной власти, которые по своему содержанию направлены, прежде всего, на организацию процесса правоисполнения. В их рамках происходит обеспечение  этого процесса структурными, кадровыми  материальными и прочими атрибутами, без которых механизм государственного управления вряд ли может быть реально действующим.

Административно-правовые отношения  являются особой разновидностью организационных отношений. Характерно, что они преследуют цель не только организации собственной работы аппарата управления (администрации), но и охватывают различного рода организационные аспекты, выходящие за рамки «самоорганизации».

Административно-правовые отношения  возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание  второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки  желанию второй стороны или её согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений.

Между сторонами административно-правовых отношений возможны споры. Так, гражданин  может быть не согласен с правомерностью предпринятых в его адрес действий исполнительного органа или должностного лица.

Это его несогласие, не влияющее на возникновение  правоотношения, тем  не менее, вызывает определенные юридические последствия: гражданин вправе оспаривать указанные действия. Он вправе обратиться в суд с требованием о восстановлении его законных прав и интересов, нарушенных исполнительной властью. Так возникает конкретный административно-правовой спор.

Информация о работе Виды административных правоотношений и особенности правового регулирования отдельных их видов