Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:38, курсовая работа
Цель курсовой работы исследовать административные отношения, их сущность.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
определить понятие административных правоотношений;
охарактеризовать особенности административных правоотношений;
исследовать структуру административного правоотношения
изучить виды административно-правовых отношений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Понятие, признаки и особенности административных правоотношений…………………………………………………….5
Структура административных правоотношений………………..11
ГЛАВА 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ИХ ВИДОВ
2.1. Классификации видов административных правоотношений……17
2.2. Вуз как субъект административных правоотношений………..….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...…32
В целом для взаимоотношений
органов исполнительной власти с
учреждениями, в том числе и
высшего профессионального
Между тем статус негосударственного
вуза как субъекта административного
права предусматривает не только
право быть участником некоторых
правоотношений, но и обязанность
вступить в них в отдельных
случаях. Например, отношения по лицензированию
образовательной деятельности являются
административно-правовыми и
Право на реализацию образовательных
программ высшего и послевузовского
профессионального образования
и на льготы, предусмотренные
Иначе говоря, не являясь
частью управленческой системы, негосударственные
образовательные организации
Установленное и закрепленное Конституций РФ многообразие форм собственности и развитие частной собственности, привело к появлению, в том числе и в образовательной сфере, организаций, основанных на частной инициативе.
Особенность вузов как
субъектов административно-
Следует учесть, что учредителями
вузов вправе выступать как государственные
(муниципальные) органы власти, так
и частные субъекты (п. 2 ст. 10 Федерального
закона «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании»).
Так вуз, учредителем которого выступает государство в лице компетентного органа, является государственным, а вуз, который создается иными субъектами (физическими или юридическими лицами) – негосударственным. В ином случае, можно говорить о таком вузе как о частном (поскольку образовывают данное учреждение частные лица).
К числу вузов, созданных
по инициативе публичного собственника
следует отнести и закрепленные
конституционно муниципальные вузы,
созданные не на государственном
имуществе, но соответствующим публично-
Пункт 3 ст. 12 закона
РФ «Об образовании»
Следует учесть, что образовательные
учреждения высшего профессионального
образования действуют не только
на федеральном уровне, но и на уровне
Субъектов Федерации, и на местах. В некоторых
случаях говорят о развитии «региональных
университетов», «провинциальных вузов».
Между тем, в противоположность точке
зрения Ю.М. Козлова о возможности разделения
учреждений по масштабам деятельности
на федеральные, субъектов федерации и
местные26, учреждения высшего профессионального
образования не предполагают цель удовлетворить
потребности, выполнить социальные функции
лишь в пределах своего уровня (региона,
города) государственно-
Необходимо отметить, что управленческий элемент в системе высшего образования также влияет на специфику деятельности вузов. Федеральные и региональные органы исполнительной власти, наделенные управленческими полномочиями в сфере образования, бывают двух видов: органы межотраслевой компетенции, специально созданные для управления системой образования, и органы отраслевой компетенции, которые осуществляют управление только подведомственными учреждениями образования27. Так, на федеральном уровне органом межотраслевой компетенции является Министерство образования и науки РФ. Органы отраслевой компетенции, наделенные управленческим полномочиями в области образования, Закон «Об образовании» называет ведомственными государственными органами управления образованием. Как считают, А.П. Алехин и Ю.М. Козлов «образовательные учреждения некоторых типов и направлений находятся в введении различных органов, ведающих другими отраслями и сферами управления. Вместе с тем, они выполняют задачи и функции органов управления указанными подведомственными учреждениями. И только в этой «части» их можно отнести к органам управления образованием»28.
Напротив, вузы, создаваемые частными учредителями (гражданами и организациями), не включаются в систему каких-либо органов, их управленческо-административные связи «замыкаются» в сфере отношений частного собственника, и только по весьма ограниченному кругу вопросов они вступают во взаимодействия координационного характера с отраслевыми государственными органами. «Соприкосновение» происходит непостоянно, эпизодически, когда вступление в административные отношения не ставится в зависимость от «воли» вуза, а обусловлено обязательными процедурами (регистрация, лицензирование, государственная аккредитация).
На основе проведенного анализа, выделим следующие составные элементы (признаки) содержания деятельности вуза как участника административных отношений, при которых вуз как субъект административных отношений:
1) действует на основе законодательства;
2) является некоммерческой организацией;
3) использует гражданско-
4) не является публичным
(государственным,
5) состоит (либо не состоит)
в отношениях подчиненности с
органами исполнительной
6) осуществляет полномочия органов публичного управления в социальной сфере;
7) оказывает образовательные
услуги по предоставлению
Таким образом, под вузом как субъектом административных правоотношений следует понимать профессиональную образовательную некоммерческую организацию, созданную в форме учреждения, не являющуюся государственным органом, действующую в социально-культурной сфере в системе и (или) находящуюся в ведении определенных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (государственное или муниципальное учреждение), либо не входящую в указанную систему и состоящую в координационных связях с органами управления образованием (негосударственное, частное учреждение), обеспечивающую реализацию социально-культурных функций государства посредством оказания образовательных услуг физическим лицам в сфере высшего профессионального образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для административно – правовых отношений характерными являются следующие особенности: одной из сторон данных отношений всегда является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями. Административно-правовые отношения являются властеотношениями, органы исполнительной власти, являющиеся непременным субъектом административно-правовых отношений, и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства. Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не являются обязательными. Споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (внесудебном) порядке – путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти. В случае нарушения одной из сторон нормативных требований, она несет ответственность перед государством и в лице его органов.
В административно-правовых отношениях, как основном элементе механизма правового регулирования, индивидуализируются положения той или иной нормы административного права, определяются характер, права, обязанности, функции, задачи и ответственность участников отношений. Эти отношения воздействуют на управленческие процессы через волю и сознание их участников, как конечный результат согласованности управляющего, стимулирующего и преобразовывающего действия.
Подводя итог вышесказанному
можно извлечь обобщенную характеристику
предмета административного права,
т.е. тех социальных отношений, которые
урегулированы нормами
Как управление действует во всех областях социальной жизни, было рассмотрено на примере ВУЗов, как субъектов административно-правовых отношений. Конкретные административно-субъектные свойства у вуза проявляются через взаимодействие с различными государственными органами, структурами, так или иначе, связанные с функционированием учреждения.
Также были рассмотрены различные
классификации административно-
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Нормативно-правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья. - М.: Проспект, 2009
2 Литература