Виды административных правоотношений и особенности правового регулирования отдельных их видов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы исследовать административные отношения, их сущность.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
определить понятие административных правоотношений;
охарактеризовать особенности административных правоотношений;
исследовать структуру административного правоотношения
изучить виды административно-правовых отношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Понятие, признаки и особенности административных правоотношений…………………………………………………….5
Структура административных правоотношений………………..11
ГЛАВА 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ИХ ВИДОВ
2.1. Классификации видов административных правоотношений……17
2.2. Вуз как субъект административных правоотношений………..….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...…32

Файлы: 1 файл

АП МОЁЁЁЁЁЁ.docx

— 60.11 Кб (Скачать файл)

В целом для взаимоотношений  органов исполнительной власти с  учреждениями, в том числе и  высшего профессионального образования  всех форм собственности характерно то, что законодательно установлены: государственная регистрация учреждений как юридических лиц и аккредитация соответствующих учреждений, получение  учреждением разрешения (лицензии) на определенные виды деятельности; обязанность  ведения бухгалтерской и статистической отчетности; предоставление государственным органам соответствующей информации; обязанностей соблюдать законодательство.

Между тем статус негосударственного вуза как субъекта административного  права предусматривает не только право быть участником некоторых  правоотношений, но и обязанность  вступить в них в отдельных  случаях. Например, отношения по лицензированию образовательной деятельности являются административно-правовыми и носят  обязательный характер.

Право на реализацию образовательных  программ высшего и послевузовского  профессионального образования  и на льготы, предусмотренные законодательством  Российской Федерации, возникает у  вуза с момента выдачи ему лицензии (ст. 35 Закона РФ «Об образовании»). Лицензирование является одной из составных элементов  легализации вуза.  Неисполнение данной обязанности может повлечь  за собой последствия признания  ведения образовательной деятельности вузом незаконной.

Иначе говоря, не являясь  частью управленческой системы, негосударственные  образовательные организации приобретают  значительную часть элементов статуса  государственных учреждений высшего  профессионального образования23

  Установленное и закрепленное Конституций РФ многообразие форм собственности и   развитие частной собственности, привело к появлению, в том числе и в образовательной сфере, организаций, основанных на частной инициативе. 

Особенность вузов как  субъектов административно-правовых отношений устанавливается природой их учредителя. Его статус изначально определяет объем и характер административно-правовых  отношений, в которые  вступает конкретный вуз24.

Следует учесть, что учредителями вузов вправе выступать как государственные (муниципальные) органы власти, так  и частные субъекты  (п. 2 ст. 10 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).                                   

Так вуз, учредителем которого выступает государство в лице компетентного органа, является государственным, а вуз, который создается иными  субъектами (физическими или юридическими лицами) – негосударственным. В ином случае, можно говорить о таком  вузе как о частном (поскольку образовывают данное учреждение частные лица).

К числу вузов, созданных  по инициативе публичного собственника следует отнести и закрепленные конституционно муниципальные вузы, созданные не на государственном  имуществе, но соответствующим публично-правовым образованием (муниципальным органом  власти). 

 Пункт 3 ст. 12  закона  РФ «Об образовании» определяет, что в зависимости от организационно-правовых  форм образовательные учреждения  могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными), учреждениями  общественных и религиозных организаций  (объединений). Впрочем, в этом  случае, вузы  целесообразно  разделять  на публичные (государственные  и муниципальные) и частные,  по признаку «юридической характеристики  учредителя, которая базируется  на характере соответствующего  права собственности».25

Следует учесть, что  образовательные  учреждения высшего профессионального  образования действуют  не только на федеральном уровне, но и на уровне Субъектов Федерации, и на местах. В некоторых случаях говорят о развитии «региональных университетов», «провинциальных вузов». Между тем, в противоположность точке зрения Ю.М. Козлова о возможности разделения учреждений по масштабам деятельности на федеральные, субъектов федерации и местные26, учреждения высшего профессионального образования не предполагают цель удовлетворить  потребности, выполнить социальные функции лишь в пределах своего уровня (региона, города) государственно-территориального устройства. Все вузы, вне зависимости от места своего расположения, лиц и органов их учредивших, формы собственности, на которой они основаны,  выполняют общегосударственные функции и задачи.    

Необходимо отметить, что  управленческий элемент в системе  высшего образования  также влияет на специфику  деятельности вузов. Федеральные  и региональные органы исполнительной власти, наделенные управленческими  полномочиями в сфере образования, бывают двух видов: органы межотраслевой  компетенции, специально созданные  для управления системой образования, и органы отраслевой компетенции, которые  осуществляют управление только подведомственными учреждениями образования27. Так, на федеральном уровне органом межотраслевой компетенции является Министерство образования и науки РФ.  Органы отраслевой компетенции, наделенные управленческим полномочиями в области образования, Закон «Об образовании» называет ведомственными государственными органами управления образованием. Как считают, А.П. Алехин и Ю.М. Козлов «образовательные учреждения некоторых типов и направлений находятся в введении различных органов, ведающих другими отраслями и сферами управления. Вместе с тем, они  выполняют задачи и функции органов управления указанными  подведомственными учреждениями. И только в этой «части» их можно отнести к органам управления образованием»28.

Напротив, вузы, создаваемые  частными учредителями (гражданами и  организациями), не включаются в систему  каких-либо органов, их управленческо-административные связи «замыкаются» в сфере отношений  частного собственника, и только по весьма ограниченному кругу вопросов они вступают во взаимодействия координационного характера с отраслевыми государственными органами. «Соприкосновение» происходит непостоянно, эпизодически, когда вступление в административные отношения не ставится в зависимость от «воли» вуза, а обусловлено обязательными процедурами (регистрация, лицензирование, государственная аккредитация). 

На основе проведенного анализа, выделим следующие составные  элементы (признаки) содержания деятельности вуза как участника административных отношений, при которых вуз как  субъект административных отношений:

1) действует на основе  законодательства;

2) является некоммерческой  организацией;

3) использует гражданско-правовую  конструкцию учреждения;

4) не является публичным  (государственным, муниципальным)  органом;     

5) состоит (либо не состоит)  в отношениях подчиненности с  органами исполнительной власти  или местного самоуправления;

6) осуществляет полномочия  органов публичного управления  в социальной сфере;  

7) оказывает образовательные  услуги по предоставлению высшего  образования.                                 

Таким образом, под вузом как субъектом административных правоотношений следует понимать профессиональную образовательную некоммерческую организацию, созданную в форме учреждения, не являющуюся государственным органом, действующую в социально-культурной сфере в системе и (или) находящуюся в ведении определенных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (государственное или муниципальное учреждение), либо не входящую в указанную систему и состоящую в координационных связях с органами управления образованием (негосударственное, частное учреждение), обеспечивающую реализацию социально-культурных функций государства посредством оказания образовательных услуг физическим лицам в сфере высшего профессионального образования.    

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для административно –  правовых  отношений  характерными  являются следующие особенности: одной из  сторон  данных  отношений  всегда  является соответствующий  орган  исполнительной  власти  или  его  должностное  лицо, наделенное управленческими полномочиями. Административно-правовые  отношения являются  властеотношениями,   органы  исполнительной   власти,   являющиеся непременным субъектом административно-правовых отношений, и  их  должностные лица обладают  правом  издания  нормативных  актов,  действуя  по  поручению государства.   Административно-правовые   отношения   могут   возникать   по инициативе  любой  из  сторон,  но  согласие  второй  стороны  не   являются обязательными.   Споры,  возникающие  между   участниками   административно-правовых отношений, разрешаются в  большинстве  случаев  в  административном (внесудебном)  порядке  –  путем  непосредственно  юридически  властного   и одностороннего распоряжения  уполномоченного  на  то  органа  исполнительной власти.  В случае нарушения одной  из  сторон  нормативных  требований,  она несет ответственность перед государством и в лице его органов.

В  административно-правовых  отношениях,  как  основном   элементе механизма правового регулирования,  индивидуализируются  положения  той  или иной  нормы   административного   права,   определяются   характер,   права, обязанности, функции, задачи и  ответственность  участников  отношений.  Эти отношения воздействуют на управленческие процессы через волю и  сознание  их участников,    как   конечный   результат   согласованности    управляющего, стимулирующего и преобразовывающего действия.

Подводя итог вышесказанному можно извлечь обобщенную характеристику предмета административного права, т.е. тех социальных отношений, которые  урегулированы нормами административного  права. Это такие управленческие отношения как:

  • управленческие отношения - в рамках таких отношений непосредственно выполняются задачи, функции и права исполнительной власти;
  • управленческие отношения внутриорганизационного характера - возникают в процессе работы субъектов законодательной и судебной власти, а также органов прокуратуры;
  • управленческие отношения - возникают с участием субъектов местного самоуправления;
  • отдельные управленческие отношения организационного характера - проявляются в сфере «внутренней» жизни различных негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне-властных функций и полномочий.

Как управление действует во всех областях социальной жизни, было рассмотрено на примере ВУЗов, как субъектов административно-правовых отношений. Конкретные административно-субъектные свойства у вуза проявляются через взаимодействие с различными государственными органами, структурами, так или иначе, связанные с функционированием учреждения. 

Также были рассмотрены различные  классификации административно-правовых отношений, по разным основаниям. Классификация административно-правовых отношений является необходимым предварительным условием правовой регламентации способов их реализации и эффективного практического их применения органами государственного управления или местного самоуправления. Существование многообразных видов административно-правовых отношений свидетельствует о множестве мнений и теорий, выдвинутых учеными на этот счет, а также о неоднозначности и дискуссионности данного вопроса.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Нормативно-правовые акты

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья. - М.: Проспект, 2009

  1. Закон РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" от 10.07.1992 N 3266-1 // http://www.consultant.ru/
  2. Конституция Российской Федерации – М.: Юридическая литература, 2010.
  3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001. № 195 – ФЗ (ред. от 27.07.2011) // http://www.consultant.ru/

2 Литература

  1. Административное право России: Курс лекций / Под ред. д. ю. н. И.Ш. Килясханова. М.: БФ МосУ МВД России, 2006
  2. Административное право. Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006
  3. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т.1, Свердловск, 2007
  4. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учеб: М: «ЗЕРЦАЛО», «ТЕИС», 2006
  5. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. Учебник. 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2006
  6. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2008
  7. Бахрах Д.Н. Важные вопросы науки административного права // Государство и право, 2006, № 2
  8. Князев С. Д. Административное право РФ: предмет, система, реформирование // Правоведение, 2009, № 5
  9. Козлов Ю.М. Административное право: Учеб.: М.: «Юридическая литература», 2008
  10. Козлов, Ю.М. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юрист,  2008
  11. Комментарий к кодексу об административных правонарушениях РФ./ Под ред. Ренова Э.Н. – М.: Норма, 2008
  12. Кононов, П.И. К вопросу о предмете, методе и месте административного права в системе отраслей права // Проблемы современного административного права: Сборник научных статей. – Киров, 2005
  13. Максимец Л.Г. Образовательное учреждение как субъект гражданского права: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - М., 2009
  14. Мартынов, В.Ф. Правосубъектность социальной организации: проблемные аспекты понимания / В.Ф. Мартынов //  История государства и права.  2007.  № 6
  15. Овчарова Е. В. Российское административное право: Учеб.-метод. Пособие. – М.: Статут, 2007
  16. Солдатов А.П., Мельников В.А. Административное право Российской Федерации: Учебник. - Ростов-на-Дону: Фенис, 2006.
  17. Старилов Ю.Н. Административное право (История. Наука. Предмет. Нормы): ч. 1.:изд. ВГУ, 2008
  18. Н.И. Матузов, А.В. Малько "Теория государства и права" - Юристъ, 2007
  19. Федорова, М.Ю. Образовательное право: Учеб. пособие для вузов /  М.Ю. Федорова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,  2009
  20. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М.: Юридическая литература, 2006

Информация о работе Виды административных правоотношений и особенности правового регулирования отдельных их видов