Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:38, курсовая работа
Цель курсовой работы исследовать административные отношения, их сущность.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
определить понятие административных правоотношений;
охарактеризовать особенности административных правоотношений;
исследовать структуру административного правоотношения
изучить виды административно-правовых отношений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Понятие, признаки и особенности административных правоотношений…………………………………………………….5
Структура административных правоотношений………………..11
ГЛАВА 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ИХ ВИДОВ
2.1. Классификации видов административных правоотношений……17
2.2. Вуз как субъект административных правоотношений………..….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...…32
В отличие от гражданско-правовых отношений, для которых характерна ответственность одной стороны перед другой, административным правом установлен иной порядок ответственности сторон административно-правовых отношений в случае нарушения ими требований административно-правовых норм. В этом случае ответственность одной стороны наступает не перед второй стороной правоотношения, а непосредственно перед государством в лице его соответствующего органа (должностного лица). Конечно, в ограниченных случаях и пределах возможна и ответственность одной стороны административно-правового отношения перед другой, но это (ещё раз повторяясь в очень редких случаях).
Административно-правовые отношения
возникают, изменяются и прекращаются
при наличии условий, предусмотренных
административно-правовыми
С учетом современных реалий целесообразно выделить следующие черты административно-правовых отношений6:
а) возникают в процессе государственного управления (или в сфере государственного управления);
б) имеют в качестве обязательного
субъекта орган государственного управления
(или орган исполнительной власти),
т.е. постоянным участником административно-правовых
отношений является официальный
и полномочный субъект
в) являются отношениями власти - подчинения и характеризуются юридическим неравенством сторон.7
г) возникают для решения задач и осуществления функций управления с целью удовлетворения публичных или индивидуальных интересов по инициативе любого из субъектов этих отношений;
д) характеризуются организующим началом (или свойствами организующего порядка), так как административно-правовые отношения это форма, в рамках которой и происходит организующее воздействие государственного управления на соответствующие объекты управления;
е) имеют особый правовой режим обеспечения законности и своей правовой защиты; как правило, речь идёт о трёх способах - административном, судебном и прокурорском.
Структура правоотношения может рассматриваться как единство модели и отношения. В частности, такая конструкция предложена Р.О. Халфиной8 (модель поведения, выраженную в правах и обязанностях; реальную связь участников правоотношений; осуществление прав и выполнение обязанностей.). С. С. Алексеев выделяет следующие элементы: субъекты права, материальное и юридическое содержание и объекты правоотношений9. Отсюда принято считать (при широком подходе), что понятие "структура правоотношения" идентично понятию "состав правоотношения".
Структура административно-правовых отношений – совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: субъекты (их должно быть как минимум два), объект (объекты) правоотношения (то, по поводу чего возникли отношения), содержание правоотношения и юридические факты.
Д.Н. Бахрах отмечает, что
к элементам состава (структуры)
административно-правовых отношений
относятся субъекты (участники), объект
(то, по поводу чего возникли отношения)
и содержание. Примечательно, что
профессор Д.Н. Бахрах учитывает
наличие непосредственного и
более отдаленного объекта
Субъекты административно-
Субъектами административно-
Субъектами правоотношений выступают только правоспособные и дееспособные физические лица, юридические лица и государство в целом.
Обязательным субъектом
административно-правовых отношений
является субъект (орган или должностное
лицо), наделенные государственно-властной
компетенцией в сфере государственного
управления и (или) охраны правопорядка.
Именно по этой причине административно-
Объекты административно-правовых отношений – по поводу чего возникают, изменяются или прекращаются отношения.
В административном праве различают два вида объектов:
- Общий объект – собственно общественные отношения, возникающие в процессе осуществления управленческих действий со стороны исполнительной власти;
- Непосредственный объект – поведение субъектов отношений.
Большинство ученых под объектом правоотношений понимают то, на что воздействуют субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Некоторые исследователи считают, что объект вообще не является элементом правового отношения11. В современной теории права описаны две концепции. Первая, "монистическая", провозглашает, что объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов, поскольку именно поступки людей подвергаются правовому регулированию. Вторая, которая называется "плюралистической", считает, что объекты правоотношений столь разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом отношения12. Иными словами, это либо блага, ценности, вещи, то есть объекты имущественных отношений, либо те самые действия, поведение людей, то есть объекты неимущественных отношений, ради которых субъекты вступают в правоотношения13.
Реализация прав и обязанностей
субъектов административного
Некоторые исследователи
считают, что объект вообще не является
элементом правового отношения1
Юридические факты являются
основаниями возникновения, изменения
или прекращения
Их можно разделить на виды:
- События – явления
окружающей действительности, независящие
от воли людей (стихийное
Юридическое событие —
это независящее от воли людей
событие, требующее государственной
регистрации. В связи с этим наступает
изменение объема административной
правосубъектности. Например, гражданину
исполнилось 18 лет, он приобрел активное
избирательное право и
- Действия – активное волевое поведение субъекта, направленное на достижение какой-либо цели, удовлетворение своих интересов. Они могут быть:
Правомерные
– влекущие за собой
юридические акты – факты, в которых зафиксирована воля лица на достижение результата, предусмотренного правом;
юридические поступки – действия, которые вызывают правовые последствия вне зависимости от того, намеренно ли лицо добивалось юридически значимых результатов или нет.
Особенностью юридических
фактов по административному праву
является то, что основным видом
правомерных действий служат правовые
акты субъектов исполнительной власти,
имеющие индивидуальный, т.е. относящийся
к конкретному адресату и делу,
характер. Прямое их юридическое последствие
- возникновение, изменение или прекращение
административно-правового
Неправомерные – нарушающие правила поведения, установленные административным правом. Ими являются:
правонарушение – виновное противоправное деяние правосубъектного лица, влекущее за собой юридическую ответственность;
преступление – правонарушение,
имеющее высокую степень
Содержанием административно-правовых отношений является совокупность субъективных прав и юридических обязанностей субъектов. Государственно-властная компетенция субъекта – обязательного участника административно-правовых отношений – включает его предметы ведения и полномочия в сфере государственного управления и (или) охраны правопорядка и реализуется в административно-правовых отношениях.
Особенности содержания административно-правовых
отношений заключаются в том,
что полномочия субъекта, наделенного
государственно-властной компетенцией
в сфере государственного управления
и (или) охраны правопорядка (органа государственного
управления и (или) его должностных
лиц), служат одновременно его правами
и обязанностями и
Предпосылками возникновения,
изменения и прекращения
Содержание административно-
Правосубъектность — это правоспособность и дееспособность в единстве и развитии.
Административная правоспособность — это закрепляемая за субъектом права возможность иметь права и обязанности, носящие юридический характер.
Административная
Административная
Административная
ГЛАВА 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ИХ ВИДОВ
2.1 Классификации видов административно-правовых отношений
Виды административно
правовых отношений различаются
по содержанию, соотношению прав и
обязанностей их участников, характеру
порождающих юридических