Виды административных правоотношений и особенности правового регулирования отдельных их видов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы исследовать административные отношения, их сущность.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
определить понятие административных правоотношений;
охарактеризовать особенности административных правоотношений;
исследовать структуру административного правоотношения
изучить виды административно-правовых отношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Понятие, признаки и особенности административных правоотношений…………………………………………………….5
Структура административных правоотношений………………..11
ГЛАВА 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ИХ ВИДОВ
2.1. Классификации видов административных правоотношений……17
2.2. Вуз как субъект административных правоотношений………..….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...…32

Файлы: 1 файл

АП МОЁЁЁЁЁЁ.docx

— 60.11 Кб (Скачать файл)

В отличие от гражданско-правовых отношений, для которых характерна ответственность одной стороны перед другой, административным правом установлен иной порядок ответственности сторон административно-правовых отношений в случае нарушения ими требований административно-правовых норм. В этом случае ответственность одной стороны наступает не перед второй стороной правоотношения, а непосредственно перед государством в лице его соответствующего органа (должностного лица). Конечно, в ограниченных случаях и пределах возможна и ответственность одной стороны административно-правового отношения перед другой, но это (ещё раз повторяясь в очень редких случаях).

Административно-правовые отношения  возникают, изменяются и прекращаются при наличии условий, предусмотренных  административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические  факты - обстоятельства, при которых  в соответствии с предписаниями  данной нормы между субъектами управленческой деятельности должны произойти конкретные правоотношения. В качестве юридических  фактов выступают, как правило, правомерные  либо неправомерные действия, иногда - события.

С учетом современных  реалий целесообразно  выделить следующие  черты административно-правовых отношений6:

а) возникают в процессе государственного управления (или в  сфере государственного управления);

б) имеют в качестве обязательного  субъекта орган государственного управления (или орган  исполнительной власти), т.е. постоянным участником административно-правовых отношений является официальный  и полномочный субъект государственного управления (субъект исполнительной власти), представляющий публично-правовой интерес, действующий от имени государства и реализующий свою управленческую компетенцию;

в) являются отношениями  власти - подчинения и характеризуются  юридическим неравенством сторон.7

г) возникают для  решения  задач  и осуществления  функций  управления с целью удовлетворения публичных или  индивидуальных интересов  по инициативе любого из субъектов этих отношений;

д) характеризуются  организующим началом (или свойствами организующего  порядка), так как административно-правовые отношения это форма, в рамках которой и происходит организующее воздействие государственного управления на соответствующие объекты управления;

е) имеют особый правовой режим обеспечения законности и  своей правовой защиты; как правило, речь идёт о трёх способах - административном, судебном и прокурорском.

 

 

    1. Структура административно-правовых отношений

 

Структура правоотношения может  рассматриваться как единство модели и отношения. В частности, такая  конструкция предложена Р.О. Халфиной8 (модель поведения, выраженную в правах и обязанностях; реальную связь участников правоотношений; осуществление прав и выполнение обязанностей.). С. С. Алексеев выделяет следующие элементы: субъекты права, материальное и юридическое содержание и объекты правоотношений9. Отсюда принято считать (при широком подходе), что понятие "структура правоотношения" идентично понятию "состав правоотношения".

Структура административно-правовых отношений – совокупность взаимосвязанных  обязательных элементов: субъекты (их должно быть как минимум два), объект (объекты) правоотношения (то, по поводу чего возникли отношения), содержание правоотношения и юридические факты.

Д.Н. Бахрах отмечает, что  к элементам состава (структуры) административно-правовых отношений  относятся субъекты (участники), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание. Примечательно, что  профессор Д.Н. Бахрах учитывает  наличие непосредственного и  более отдаленного объекта отношения. Непосредственным объектом административных правоотношений является волевое поведение  человека, его деяния. А через  управляемые деяния оказывается  влияние на процессы, на материальные предметы, продукты духовного творчества. В содержании различаются две  стороны: материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридические  права и обязанности)10.

Субъекты административно-правовых отношений – это лица и организации, которым административным законодательством  предоставлена возможность или  способность быть носителями прав и  обязанностей в сфере управленческой деятельности (становиться участниками  административно-правовых отношений) и вступать в конкретное административно-правовое отношение.

Субъектами административно-правовых отношений в основном являются: органы исполнительной власти; органы государственного управления; администрации органов МСУ; их уполномоченные должностные лица; административные комиссии при органах МСУ; предприятия, учреждения и организации государственной и муниципальной формы собственности, их должностные лица; государственные, муниципальные служащие, служащие негосударственных организаций и общественных объединений; негосударственные организации и общественные объединения; физические лица (в основном это граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства); представители общественных формирований и иных негосударственных организаций уполномоченные на основании закона осуществлять некоторые правоохранительные функции и задачи (например, ДНД, товарищеские суды, общественные пункты охраны правопорядка и др.).

Субъектами правоотношений выступают только правоспособные и  дееспособные физические лица, юридические лица и государство в целом.

Обязательным субъектом  административно-правовых отношений  является субъект (орган или должностное  лицо), наделенные государственно-властной компетенцией в сфере государственного управления и (или) охраны правопорядка. Именно по этой причине административно-правовые отношения построены на началах  «власть-подчинение». 

Объекты административно-правовых отношений – по поводу чего возникают, изменяются или прекращаются отношения.

В административном праве различают два вида объектов:

- Общий объект – собственно общественные отношения, возникающие в процессе осуществления управленческих действий со стороны исполнительной власти;

- Непосредственный объект – поведение субъектов отношений.

Большинство ученых под объектом правоотношений понимают то, на что воздействуют субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Некоторые исследователи считают, что объект вообще не является элементом правового отношения11. В современной теории права описаны две концепции. Первая, "монистическая", провозглашает, что объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов, поскольку именно поступки людей подвергаются правовому регулированию. Вторая, которая называется "плюралистической", считает, что объекты правоотношений столь разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом отношения12. Иными словами, это либо блага, ценности, вещи, то есть объекты имущественных отношений, либо те самые действия, поведение людей, то есть объекты неимущественных отношений, ради которых субъекты вступают в правоотношения13.

Реализация прав и обязанностей субъектов административного правоотношения может быть связана не только с  их поведением (правомерным, неправомерным), ибо такие отношения возникают  и по поводу вещей, продуктов творчества, а также по поводу личных нематериальных благ (охрана чести и достоинства). Тогда в таких случаях объектом административно-правовых отношений  являются не поведение сторон, а  вещи, продукты творчества или личные нематериальные блага — честь, достоинство.

Некоторые исследователи  считают, что объект вообще не является элементом правового отношения14. В современной теории права описаны две концепции. Первая, "монистическая", провозглашает, что объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов, поскольку именно поступки людей подвергаются правовому регулированию. Вторая, которая называется "плюралистической", считает, что объекты правоотношений столь разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом отношения15. Иными словами, это либо блага, ценности, вещи, то есть объекты имущественных отношений, либо те самые действия, поведение людей, то есть объекты неимущественных отношений, ради которых субъекты вступают в правоотношения16.

Юридические факты являются основаниями возникновения, изменения  или прекращения административно-правовых отношений. Юридические факты имеют  осознанный, волевой характер.

Их можно разделить  на виды:

- События – явления  окружающей действительности, независящие  от воли людей (стихийное бедствие, пожар, наводнение, обвал, смерть и т.п.);

Юридическое событие —  это независящее от воли людей  событие, требующее государственной  регистрации. В связи с этим наступает  изменение объема административной правосубъектности. Например, гражданину исполнилось 18 лет, он приобрел активное избирательное право и обязанность  стать на учет для решения вопроса  о прохождении военной службы по призыву.

- Действия – активное  волевое поведение субъекта, направленное  на достижение какой-либо цели, удовлетворение своих интересов. Они могут быть:

     Правомерные  – влекущие за собой возникновение  юридических прав и обязанностей, предусмотренных и не запрещенных  административно-правовыми нормами. 

юридические акты – факты, в которых зафиксирована воля лица на достижение результата, предусмотренного правом;

юридические поступки –  действия, которые вызывают правовые последствия вне зависимости  от того, намеренно ли лицо добивалось юридически значимых результатов или нет.

Особенностью юридических  фактов по административному праву  является то, что основным видом  правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся  к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие - возникновение, изменение или прекращение  административно-правового отношения.

   Неправомерные –  нарушающие правила поведения,  установленные административным правом. Ими являются:

правонарушение – виновное противоправное деяние правосубъектного лица, влекущее за собой юридическую ответственность;

преступление – правонарушение, имеющее высокую степень общественной опасности для общества.

Содержанием административно-правовых отношений является совокупность субъективных прав и юридических обязанностей субъектов. Государственно-властная компетенция субъекта – обязательного участника административно-правовых отношений – включает его предметы ведения и полномочия в сфере государственного управления и (или) охраны правопорядка и реализуется в административно-правовых отношениях.

Особенности содержания административно-правовых отношений заключаются в том, что полномочия субъекта, наделенного  государственно-властной компетенцией в сфере государственного управления и (или) охраны правопорядка (органа государственного управления и (или) его должностных  лиц), служат одновременно его правами  и обязанностями и характеризуются как мера должного поведения.

Предпосылками возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений служат одновременно норма  административного права, юридический факт и административная правосубъектность или административная деликтоспособность17.

Содержание административно-правовых отношений определяется разным объемом  административной правосубъектности  сторон административно-правовых отношений, связанных с ограничением по возрасту, состоянию здоровья, установленным  в судебном порядке социальным статусом и др.

Правосубъектность — это  правоспособность и дееспособность в единстве и развитии.

Административная правоспособность — это закрепляемая за субъектом права возможность иметь права и обязанности, носящие юридический характер.

Административная дееспособность — это закрепленная за субъектами права возможность своими действиями приобретать субъективные права  и исполнять обязанности, предусмотренные  законодательством.

Административная правосубъектность  складывается из административной правоспособности (возможности иметь права и  обязанности в сфере административно-правового  регулирования) и административной дееспособности (возможности своими действиями приобретать права и  исполнять обязанности в сфере  административно-правового регулирования).

Административная деликтоспособность – способность нести административную ответственность за совершенные  административные правонарушения. Административная деликтоспособность возникает для  физического лица с достижением 16 лет, прекращается смертью и отсутствует  при невменяемости. Административная деликтоспособность иных субъектов  административного права возникает  и прекращается так же, как и  их административная правосубъектность.18

 

 

ГЛАВА 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ИХ ВИДОВ

2.1 Классификации видов административно-правовых отношений

 

Виды административно  правовых отношений различаются  по содержанию, соотношению прав и  обязанностей их участников, характеру  порождающих юридических фактов, способу защиты.

Информация о работе Виды административных правоотношений и особенности правового регулирования отдельных их видов