Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:38, курсовая работа
Цель курсовой работы исследовать административные отношения, их сущность.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
определить понятие административных правоотношений;
охарактеризовать особенности административных правоотношений;
исследовать структуру административного правоотношения
изучить виды административно-правовых отношений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Понятие, признаки и особенности административных правоотношений…………………………………………………….5
Структура административных правоотношений………………..11
ГЛАВА 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ИХ ВИДОВ
2.1. Классификации видов административных правоотношений……17
2.2. Вуз как субъект административных правоотношений………..….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...…32
По своему содержанию административно правовые отношения делятся на материальные и процессуальные.
К материальным административно
правовым отношениям относятся общественные
отношения, возникающие в сфере
управления, регулируемые материальными
нормами административного
Административно процессуальные
отношения - это отношения, которые
складываются в связи с разрешением
индивидуально конкретных дел и
регулируются административно
По способу защиты можно выделить отношения, защищаемые в административном и в судебном порядке.
Административно-правовым правоотношениям присуще широкое разнообразие в зависимости от характера и видов управленческой деятельности, ее участников, от того, какие функции государственного управления реализуются, от поставленных перед органами исполнительной власти (местной администрацией) целей и т.д.
По целям административно-
По составу участников
административно-правовые отношения
можно разграничить на отношения, участники
которых принадлежат к
По направлению деятельности выделяются:
-административно-правовые
отношения органов
-административно-правовые
отношения исполнительной
-административно-правовые
отношения органов
-административно-правовые
внутриорганизационные
Выделяются также
Субординационные отношения
базируются на полномочии одного из субъектов
использовать распорядительные, контрольные
полномочия по отношению к другим
участниками отношений (например, отношения
в системе государственной
Координационные правоотношения также характеризуются наличием властных полномочий, но они используются не только для реализации своей власти, но и для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких субъектов, желающих достичь одной цели и решить схожие задачи (отношения между органами федеральной исполнительной власти - министерствами, государственными комитетами и пр., а также в рамках деятельности самих этих органов).
Субординационным и
Реординационными отношениями являются такие, которые образуются в целях обеспечения обратного воздействия управляемого субъекта на управляющий субъект, т.е. воздействие снизу на верхние инстанции (например, обращение граждан в органы публичного управления).19
Емкая характеристика административно-правовых отношений как властеотношений, акцентируя внимание на их сущностной природе, не исключает возможности их видовой классификации по различным критериям.
Существуют следующие две группы административно-правовых отношений:
1)
отношения, непосредственно
2)
отношения, складывающиеся за
рамками непосредственного
Названные группы административно-правовых отношений характеризуются как основные и неосновные управленческие связи.
Первая группа административно-правовых
отношений характеризуется в
качестве основной, так как в данном
случае правоотношения в максимальной
степени причастны к
При характеристике второй группы отношений главное внимание акцентируется на том, что они не имеют своим прямым назначением непосредственное управляющее воздействие субъекта на управляемый объект. Это, например, отношения между двумя сторонами, функционирующими в сфере государственного управления, но не связанными между собой соподчиненностью (например, отношения типа «субъект – субъект»). Такого рода отношения весьма разнообразны и необходимы для создания нормальных условий реализации исполнительной власти. Но они имеют вспомогательное значение по сравнению с отношениями первой группы. Фактически они служат организационно-правовой предпосылкой собственно властеотношений.
Можно выделить также:
1)
внутриорганизационные
2)
внешние административно-
В данном случае следует исходить не из противопоставления этих видов административных правоотношений, не из подхода к их внешнему варианту как к определяющему, а как к двум основным проявлениям единого по своей значимости и управленческой сути механизма, обеспечивающего целевое управляющее воздействие. Очевидно, что от «внутреннего» состояния исполнительного органа (организованность, упорядоченность) полностью зависят и его возможности действовать вовне, т.е. за рамками собственного аппарата. Значит, в рамках как «внутренних», так и «внешних» правоотношений исполнительная власть реально реализуется.20
Наиболее важной является
классификация административно-
Вертикальные административно-
Горизонтальными административно-правовыми
отношениями признаются те, в рамках
которых стороны фактически и
юридически равноправны. В них, соответственно,
отсутствуют юридически властные веления
одной стороны, обязательные для
другой. Конечно,, такого рода правоотношения
не столь распространены в сфере
государственного управления, как вертикальные.
И это понятно, ибо они, как
бы выпадают из общего русла административно-
Проблема диагональных административно-правовых отношений на сегодняшний день остается дискуссионной.21
Схожа с ними и классификация
административно-правовых отношений
на субординационные (властности) и
координационные (властность отсутствует).
Горизонтальные административно-правовые
отношения понимаются как совокупность
конкретных вертикальных административно-правовых
отношений между двумя
Классификация административно-правовых отношений и оснований их возникновения и прекращения является необходимым предварительным условием правовой регламентации способов их реализации и эффективного практического их применения органами государственного управления или местного самоуправления.
Вузы являются элементом системы социальных институтов, что предполагает особый подход к их правовому статусу, и, прежде всего в административной сфере.
В образовательном
Учебные заведения создаются для осуществления социальной функции в образовании – оказания образовательных услуг, которые носят государственно-значимый характер. Таким образом, вузы оказывают образовательные услуги различным категориям потребителей, в чем, собственно, реализуется публичный интерес в образовательной сфере.
Значимым, в осуществлении вузами возложенных на них публичных функций является определение их места в различных правовых связях, прежде всего, по отношению к властным публично-правовым субъектами.
Вузы не являются государственными
органами или органами местного
самоуправления, не могут быть отождествлены
с публичными органами в административных
правоотношениях. Более того – они
противопоставлены публичным
Вузы как некоммерческие
организации, различным образом
проявляют свои административно-правовые
характеристики юридического лица. Конкретные
административно-субъектные свойства
у вуза проявляются через