Виды органов государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление особенностей правового регулирования и статуса органов исполнительной власти.

При написании данной работы был изучен ряд литературных источников.Основными являются учебники по административному праву под редакцией таких авторов как, Телятицкой Т.В. ,Кинзакова Л.Д., Тагунов Д.Е., Крамника А.Н. и других, которые послужили ориентиром для более полного рассмотрения данного вопроса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…5

1. Теоретические основы государственного управления в Республике Беларусь………………………………………………………………………………7

2. Административно – правовой статус органов государственного управления Республики Беларусь……………………………………………………………….10

2.1. Понятие, классификация и основные признаки органов исполнительной власти………………………………………………………………………………..10

2.2 Система органов государственного управления Республики Беларусь: общая характеристика……………………………………………………………………...14

3. Правовые основы организации органов исполнительной власти…………..18

3.1 Принципы построения системы органов исполнительной власти………….18

3. 2 Особенности функционирования органов государственного управления в Республике Беларусь……………………………………………………………….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30

Список использованных источников………………………………31

Файлы: 1 файл

курсовая работа!!!.docx

— 59.54 Кб (Скачать файл)

 

       2. Административно – правовой статус органов государственного управления Республики Беларусь 

       2.1. Понятие, классификация и основные признаки органов исполнительной власти 

       Органы  исполнительной власти (государственного управления) среди субъектов административного  права занимают особое место. Они  являются одной самой многочисленной разновидностью коллективных субъектов  административного права, наделенных государственной компетенцией, которая  по своему объему самая обширнаях [3, c.60].

         Однако, не смотря на это наше  законодательство не содержит  четкого определения государственного  органа, которые признаны осуществлять  исполнительную власть.  Так, в  ст. 106 Конституции Республики Беларусь  указывается, что Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления [4, ст. 106].

       В части 2 ст. 9 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республики Беларусь» закреплено, что местный исполнительный комитет входит в систему органов исполнительной власти.

       Виды  других государственных органов, входящих в эту систему, не определены. Можно  предположить, что и Президент  Республики Беларусь входит в систему  органов исполнительной власти, поскольку  он обладает широкими управленческими  полномочиями и по существу возлагает  систему исполнительной власти, а  также другие государственные органы, которые по действующему законодательству называются органами государственного управления [1, с.245].

       По-разному  определяют авторы и сущность органов  исполнительной власти. Одни считают, что орган исполнительной власти - «это политическое учреждение, созданное  для участия в осуществлении  функций исполнительной ветви государственной  власти, и наделённое в этих целях  полномочиями государственно-властного характера» [6, с.20]. Другие авторы считают, что государственный орган - «это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного арата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции [3, с.61].

       Применительно же к Республике Беларусь определение  государственного органа получило законодательную  основу. Так, в соответствии с Законом  «О государственной службе в Республике Беларусь» государственный орган — это образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности. Также в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, к государственным органам приравниваются государственные учреждения и иные государственные организации, обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь или государственных органов, работники которых в соответствии с законодательными актами, закрепляющими их правовой статус, являются государственными служащими [7, ст.3].

       Главный юридический признак любого государственного органа — это наличие государственно-властных полномочий.

       В соответствии со ст. 6 Конституции государственная  власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. При этом каждый вид государственной власти реализуется соответствующей системой государственных органов. Необходимо учитывать, что определенной частью исполнительной власти обладают и иные государственные органы. Однако они  не являются органами исполнительной власти, поскольку их главное предназначение заключается в осуществлении  прокурорского надзора и правосудия, а не реализации государственного управления.

       Не  являются государственными органами государственные  организации в лице государственных  предприятий, учреждений и иных коллективов  людей[3, c.64]

       Органы  государственного управления являются частью государственного аппарата, поэтому  им присуши основные черты, свойственные всем другим государственным органам [5, с. 250].

       Итак, основные признаки органа исполнительной власти:

  1. обладает государственно-властными полномочиями;
  2. является частью аппарата государства;
  3. осуществляет от имени государства его задачи и функции;
  4. является политической организацией;
  5.   имеет определенную компетенцию, структуру и территориальный масштаб деятельности;
  6. образуется в порядке, установленном законом, осуществляет возложенные на него задачи посредством одного из видов государственной деятельности;
  7. несет ответственность перед государством за свою деятельность.

       Наряду  с общими органы исполнительной власти (государственного управления) имеют  специфические признаки:

  1. осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность — государственное управление;
  2. представляют собой субъект исполнительной власти и в то же время специальный субъект государственного управления;
  3. осуществляют свою деятельность на основе и во исполнение закона, используя в этих целях юридические средства нормативного, оперативно-исполнительного (юрисдикционного) характера;
  4. осуществляют общее, непосредственное, повседневное оперативное руководство в экономической, социально-культурной, административно-политической и межотраслевой сферах [3, с. 62].

       Таким образом, орган исполнительной власти (государственного управления) – это  такая организация, которая, являясь  частью государственного аппарата, призвана в порядке исполнительно-распорядительной деятельности осуществлять от имени  государства и в объеме предоставленных  ему государственно-властных полномочий повседневное и непосредственное руководство (регулирование) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами  жизни общества [8, с.40].

       Классификация органов управления может быть различной  в зависимости от того, какая сторона  их организации и деятельности берется  в данном случае за основной критерий. Так, если исполком местного Совета рассматривать  в зависимости от территориальных  пределов деятельности, то это будет  местный орган управления; от характера  компетенции — орган общей компетенции и т.д.

       Вопрос  о классификации органов государственного управления является актуальной проблемой  административного права. Он имеет  большое научно-познавательное и  практическое значение.

       В зависимости от объема компетенции  органы исполнительной власти делятся  на три группы: органы общей, отраслевой и специальной (межотраслевой) компетенции.

       Органы  государственного управления общей  компетенции ведают в пределах подведомственной им территории одновременно всеми или  многими отраслями управления. Их полномочия гораздо шире полномочий органов управления, обладающих отраслевой или специальной компетенцией, они  осуществляют общее руководство  и координацию деятельности последних. К органам управления общей компетенции  относятся Совет Министров, местные  исполкомы и местные администрации [3, с.67].

       Органы  отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями, обеспечивают выполнение задач, стоящих  перед этими отраслями, например, Министерство торговли, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство архитектуры и строительства [9, с.136].

       Органы  управления специальной, или межотраслевой, компетенции выполняют общие  специализированные функции для  всех или большинства отраслей и  сфер управления (например, Министерство экономики, Министерство промышленности); органы, выполняющие специализированные функции межотраслевого значения (например, Министерство труда и социальной защиты) [8, с.42].

       В зависимости от правовой основы образования  органы исполнительной власти делятся:

  1. органы, создаваемые на основе Конституции Республики Беларусь (Совет Министров, министерства, государственные комитеты, исполнительные органы местных советов депутатов и др.);
  2. органы, образуемые распорядительным порядком другими государственными органами (администрация объединений, предприятий, учреждений, организаций) [3, с.68].

       По  порядку разрешения ведомственных  вопросов различаются коллегиальные  и единоначальные органы:

  1. коллегиальные органы — организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции органа.;
  2. единоначальными являются органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю. Единоначалие эффективно тогда, когда опирается на различные институты демократии и не подменяется единовластием [9, с.67].

    К органам  единоначального управления относятся  министерства, отделы и управления исполкомов, администрации предприятий [3, с.63].

       В системе исполнительной власти сочетание  коллегиальных и единоначальных органов способствует как всестороннему  и квалифицированному обсуждению, так  и оперативному решению вопросов.

       В зависимости от занимаемого положения  и места в системе органы исполнительной власти делятся на вышестоящие и  нижестоящие.

       Порядок финансирования зависит от места  органа исполнительной власти в системе государственных органов [3, с.69]. 

       2.2 Система органов государственного управления Республики Беларусь: общая характеристика  

       Система органов государственного управления строится в соответствии с государственным  и административно – территориальным  устройством, а также с учетом ряда других факторов: организационных, экономических, правовых. В системе  выделяются вышестоящие и нижестоящие  субъекты, т.е. обеспечивается определенная субординация в отношениях между  ее элементами.

       Органы, осуществляющие исполнительную власть (государственное управление) образуют две системы: органов исполнительной власти и иных государственных органов [5, с.254].

       Систему исполнительных органов государственной  власти Республики Беларусь можно представить  в следующем виде:

       1) Президент Республики Беларусь;

       2) Аппарат Президента Республики  Беларусь:

       а) Администрация Президента Республики Беларусь;

       б) Управление делами Президента Республики Беларусь;

       в) Совет Безопасности Республики Беларусь;

       г) Комитет государственного контроля Республики Беларусь;

       3) Национальный банк Республики  Беларусь;

       4)Совет  Министров Республики Беларусь:

       а) Президиум Совета Министров Республики Беларусь;

       б) Аппарат Совета Министров Республики Беларусь;

       5) министерства Республики Беларусь;

       6) государственные комитеты Республики  Беларусь;

       7) комитеты при Совете Министров  Республики Беларусь;

       8) Высшая аттестационная комиссия  Республики Беларусь;

       9) Национальная академия наук Беларуси;

       10) государственные организации (администрация  государственных организаций), подчиненных  Совету Министров Республики  Беларусь;

       11) органы исполнительной власти  на местном уровне:

       а) органы местного управления (местные  исполнительные комитеты, местные администрации, отделы и управления исполкомов, местных  администраций);

       б) органы государственного управления на местах;

       12) администрации государственных  предприятий, учреждений, организаций.

       Особое  место в системе государственной  власти занимает Президент, который  является Главой государства [7, с.445]. Его  правовой статус закреплен в Конституции  Республики Беларусь и Законе Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» [3, с.69].

       Президент олицетворяет единство народа, гарантирует  реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с  другими государствами и международными организациями. Президент принимает  меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую  стабильность, преемственность и  взаимодействие органов государственной  власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти [4, ст.79]. Однако Президент не входит в систему какой- либо ветви государственной власти.

Информация о работе Виды органов государственного управления