Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 19:08, курсовая работа
Цель исследования – выявление особенностей правового регулирования и статуса органов исполнительной власти.
При написании данной работы был изучен ряд литературных источников.Основными являются учебники по административному праву под редакцией таких авторов как, Телятицкой Т.В. ,Кинзакова Л.Д., Тагунов Д.Е., Крамника А.Н. и других, которые послужили ориентиром для более полного рассмотрения данного вопроса.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…5
1. Теоретические основы государственного управления в Республике Беларусь………………………………………………………………………………7
2. Административно – правовой статус органов государственного управления Республики Беларусь……………………………………………………………….10
2.1. Понятие, классификация и основные признаки органов исполнительной власти………………………………………………………………………………..10
2.2 Система органов государственного управления Республики Беларусь: общая характеристика……………………………………………………………………...14
3. Правовые основы организации органов исполнительной власти…………..18
3.1 Принципы построения системы органов исполнительной власти………….18
3. 2 Особенности функционирования органов государственного управления в Республике Беларусь……………………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30
Список использованных источников………………………………31
2. Административно
– правовой статус органов
государственного управления
Республики Беларусь
2.1.
Понятие, классификация
и основные признаки
органов исполнительной
власти
Органы
исполнительной власти (государственного
управления) среди субъектов
Однако, не смотря на это наше
законодательство не содержит
четкого определения
В части 2 ст. 9 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республики Беларусь» закреплено, что местный исполнительный комитет входит в систему органов исполнительной власти.
Виды других государственных органов, входящих в эту систему, не определены. Можно предположить, что и Президент Республики Беларусь входит в систему органов исполнительной власти, поскольку он обладает широкими управленческими полномочиями и по существу возлагает систему исполнительной власти, а также другие государственные органы, которые по действующему законодательству называются органами государственного управления [1, с.245].
По-разному определяют авторы и сущность органов исполнительной власти. Одни считают, что орган исполнительной власти - «это политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций исполнительной ветви государственной власти, и наделённое в этих целях полномочиями государственно-властного характера» [6, с.20]. Другие авторы считают, что государственный орган - «это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного арата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции [3, с.61].
Применительно же к Республике Беларусь определение государственного органа получило законодательную основу. Так, в соответствии с Законом «О государственной службе в Республике Беларусь» государственный орган — это образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности. Также в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, к государственным органам приравниваются государственные учреждения и иные государственные организации, обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь или государственных органов, работники которых в соответствии с законодательными актами, закрепляющими их правовой статус, являются государственными служащими [7, ст.3].
Главный
юридический признак любого государственного
органа — это наличие государственно-
В
соответствии со ст. 6 Конституции государственная
власть в Республике Беларусь осуществляется
на основе разделения ее на законодательную,
исполнительную и судебную. При этом
каждый вид государственной власти
реализуется соответствующей
Не являются государственными органами государственные организации в лице государственных предприятий, учреждений и иных коллективов людей[3, c.64]
Органы государственного управления являются частью государственного аппарата, поэтому им присуши основные черты, свойственные всем другим государственным органам [5, с. 250].
Итак, основные признаки органа исполнительной власти:
Наряду с общими органы исполнительной власти (государственного управления) имеют специфические признаки:
Таким
образом, орган исполнительной власти
(государственного управления) – это
такая организация, которая, являясь
частью государственного аппарата, призвана
в порядке исполнительно-
Классификация органов управления может быть различной в зависимости от того, какая сторона их организации и деятельности берется в данном случае за основной критерий. Так, если исполком местного Совета рассматривать в зависимости от территориальных пределов деятельности, то это будет местный орган управления; от характера компетенции — орган общей компетенции и т.д.
Вопрос
о классификации органов
В зависимости от объема компетенции органы исполнительной власти делятся на три группы: органы общей, отраслевой и специальной (межотраслевой) компетенции.
Органы государственного управления общей компетенции ведают в пределах подведомственной им территории одновременно всеми или многими отраслями управления. Их полномочия гораздо шире полномочий органов управления, обладающих отраслевой или специальной компетенцией, они осуществляют общее руководство и координацию деятельности последних. К органам управления общей компетенции относятся Совет Министров, местные исполкомы и местные администрации [3, с.67].
Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями, обеспечивают выполнение задач, стоящих перед этими отраслями, например, Министерство торговли, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство архитектуры и строительства [9, с.136].
Органы управления специальной, или межотраслевой, компетенции выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления (например, Министерство экономики, Министерство промышленности); органы, выполняющие специализированные функции межотраслевого значения (например, Министерство труда и социальной защиты) [8, с.42].
В зависимости от правовой основы образования органы исполнительной власти делятся:
По порядку разрешения ведомственных вопросов различаются коллегиальные и единоначальные органы:
К органам единоначального управления относятся министерства, отделы и управления исполкомов, администрации предприятий [3, с.63].
В системе исполнительной власти сочетание коллегиальных и единоначальных органов способствует как всестороннему и квалифицированному обсуждению, так и оперативному решению вопросов.
В зависимости от занимаемого положения и места в системе органы исполнительной власти делятся на вышестоящие и нижестоящие.
Порядок
финансирования зависит от места
органа исполнительной власти в системе
государственных органов [3, с.69].
2.2
Система органов государственного
управления Республики
Беларусь: общая характеристика
Система
органов государственного управления
строится в соответствии с государственным
и административно –
Органы, осуществляющие исполнительную власть (государственное управление) образуют две системы: органов исполнительной власти и иных государственных органов [5, с.254].
Систему исполнительных органов государственной власти Республики Беларусь можно представить в следующем виде:
1) Президент Республики Беларусь;
2) Аппарат Президента Республики Беларусь:
а) Администрация Президента Республики Беларусь;
б) Управление делами Президента Республики Беларусь;
в) Совет Безопасности Республики Беларусь;
г) Комитет государственного контроля Республики Беларусь;
3) Национальный банк Республики Беларусь;
4)Совет Министров Республики Беларусь:
а) Президиум Совета Министров Республики Беларусь;
б) Аппарат Совета Министров Республики Беларусь;
5)
министерства Республики
6)
государственные комитеты
7) комитеты при Совете Министров Республики Беларусь;
8)
Высшая аттестационная
9)
Национальная академия наук
10)
государственные организации (
11) органы исполнительной власти на местном уровне:
а) органы местного управления (местные исполнительные комитеты, местные администрации, отделы и управления исполкомов, местных администраций);
б) органы государственного управления на местах;
12) администрации государственных предприятий, учреждений, организаций.
Особое
место в системе
Президент
олицетворяет единство народа, гарантирует
реализацию основных направлений внутренней
и внешней политики, представляет
Республику Беларусь в отношениях с
другими государствами и
Информация о работе Виды органов государственного управления