Виды органов государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление особенностей правового регулирования и статуса органов исполнительной власти.

При написании данной работы был изучен ряд литературных источников.Основными являются учебники по административному праву под редакцией таких авторов как, Телятицкой Т.В. ,Кинзакова Л.Д., Тагунов Д.Е., Крамника А.Н. и других, которые послужили ориентиром для более полного рассмотрения данного вопроса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…5

1. Теоретические основы государственного управления в Республике Беларусь………………………………………………………………………………7

2. Административно – правовой статус органов государственного управления Республики Беларусь……………………………………………………………….10

2.1. Понятие, классификация и основные признаки органов исполнительной власти………………………………………………………………………………..10

2.2 Система органов государственного управления Республики Беларусь: общая характеристика……………………………………………………………………...14

3. Правовые основы организации органов исполнительной власти…………..18

3.1 Принципы построения системы органов исполнительной власти………….18

3. 2 Особенности функционирования органов государственного управления в Республике Беларусь……………………………………………………………….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30

Список использованных источников………………………………31

Файлы: 1 файл

курсовая работа!!!.docx

— 59.54 Кб (Скачать файл)

       Президент Республики Беларусь обладает обширными  полномочиями в сфере исполнительной власти, которые относятся к области  формирования ее организационной системы  и содержательной части важнейших  направлений ее функционирования.

       Для непосредственного обеспечения  деятельности Президента, реализации его полномочий Президентом создаются  Администрация Президента Республики Беларусь и другие органы государственного управления [2, ст.34].

       Администрация Президента Республики Беларусь является органом государственного управления, обеспечивающим деятельность Президента Республики Беларусь в области государственной  кадровой политики, идеологии белорусского государства, права, осуществляющим подготовку, выполнение и контроль за исполнением  решений Президента Республики Беларусь.

       В структуру Администрации Президента Республики Беларусь входят: Глава  Администрации Президента Республики Беларусь,  Первый заместитель, Главы  Администрации Президента Республики Беларусь, Три заместителя Главы  Администрации Президента Республики Беларусь, Помощники Президента Республики Беларусь, Главное управление кадровой политики, Главное идеологическое управление, Главное государственно-правовое управление, Главное организационное управление, Главное управление по взаимоотношениям с органами законодательной и  судебной власти, Главное экономическое  управление, Главное управление по работе с обращениями граждан  и юридических лиц, Управление внешней  политики, Управление региональной политики, Канцелярия Президента Республики Беларусь, Приемная Президента Республики Беларусь, Пресс-служба Президента Республики Беларусь, Секретариат Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Отдел по работе с общественными объединениями, Отдел подготовки выступлений, Отдел по вопросам гражданства и помилования, Сектор науки, Сектор стратегии развития сельского хозяйства[10, с. 214].

       Совет Министров, или Правительство, Республики Беларусь является центральным органом  государственного управления.

       В главе 5 Конституции Правительство  определяется как Совет Министров, а в Законе «О Совете Министров  Республики Беларусь и подчиненных  ему государственных органах» Совет  Министров определяется как Правительство.

       Совет Министров Республики Беларусь - Правительство  Республики Беларусь является коллегиальным  центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских  органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов [11, ст.1].

         В состав Совета Министров  Республики Беларусь входят Премьер-министр  Республики Беларусь, Глава Администрации  Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного  контроля Республики Беларусь, Председатель  Правления Национального банка  Республики Беларусь, заместители  Премьер-министра Республики Беларусь, министры, председатели государственных  комитетов, Руководитель Аппарата  Совета Министров Республики  Беларусь, Председатель Президиума  Национальной академии наук Беларуси, Председатель Правления Белорусского  республиканского союза потребительских  обществ и иные должностные  лица по решению Президента Республики Беларусь [11, ст.4].

       Структуру Совета Министров определяет Президент. Он назначает Премьер-министра с  согласия Палаты представителей Национального  собрания Республики Беларусь.

         Для организации и контроля  исполнения принимаемых Советом  Министров Республики Беларусь  решений создается Аппарат Совета  Министров Республики Беларусь, который действует на основании  положения, утверждаемого Советом  Министров Республики Беларусь. Аппарат Совета Министров Республики  Беларусь является юридическим  лицом, имеет самостоятельный  баланс, счета в банках, в том  числе валютный.

       Важным  звеном в системе органов государственного управления являются местные органы государственного управления.

       Реализация  управленческих функций местными органами в нашем государстве осуществляется как в форме местного управления, так и в форме самоуправления [3, с.87].

       Местное управление – это форма организации  и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для  решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов  и интересов населения, проживающих  на соответствующей территории [12, с.14].

       Правовой  статус органов местного управления и самоуправления закреплен в  разделе 5 Конституции Республики Беларусь, Законе Республики Беларусь «О местном  управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и других нормативных  правовых актах [3, с.87].

       Система местного управления:

       1. областные, Минский городской исполнительные комитеты;

       2. районные исполнительные комитеты;

       3. городские исполнительные комитеты;

       4. поселковые исполнительные комитеты;

       5. сельские исполнительные комитеты;

       6. администрации в районах городов с районным делением.

       Состав  исполнительного комитета:

       7. председатель исполнительного комитета;

       8. первый заместитель, заместители председателя исполнительного комитета;

       9. управляющий делами (в сельских, поселковых исполкомах - секретарь);

       10. члены исполнительного комитета [13, с.120].

       Исполнительным  и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с  правами юридического лица.

       Существует 3 вида исполнительных комитетов:

       1 первичного (сельские, поселковые, городские  (городов районного подчинения),

       2. базового (городские (городов областного  подчинения), районные),

       3. областного уровней входят в  систему органов исполнительной  власти и являются органами  местного управления.

 

       3. Правовые основы организации органов    исполнительной власти

       3.1 Принципы построения  системы органов исполнительной власти

       Занимая свое определенное место в системе  других государственных органов  Республики Беларусь, взаимодействуя с ними, органы государственного управления ввиду необходимого единства управления сами в то же время являются целостной  системой, т. е. такой организационной  и функциональной общностью, в которой  все звенья, все составные части  взаимосвязаны и объединены единством  руководства. Конституция Республики Беларусь, текущее законодательство не содержит категории «система». В  науке управления и административном праве эта категория применяется давно.

       Система органов государственного управления представляет собой основанную на разделении труда совокупность взаимосвязанных  и взаимодействующих звеньев  аппарата управления, каждое из которых  обладает относительной самостоятельностью и выполняет строго определенные функции.

       При построении системы органов государственного управления  преследуются следующие основные задачи:

  1. сгруппировать однородные отрасли экономики, социально-культурного и административно – политического строительства, придав им организационное единство и единое управление;
  2. охватить все без исключения функции государственного управления, четко определить организационную ячейку для каждой из них и при этом так, чтобы в аппарате управления был по возможности один орган или одна система соподчиненных органов, полностью ответственных за тот или иной участок управления;
  3. обеспечить быстрое и четкое прохождение административных дел с тем, чтобы каждое административное дело окончательно решалось, как правило, в одном органе и в том звене управления, в котором это наиболее целесообразно с точки зрения требований централизма и демократизма в управлении;
  4. обеспечить необходимую координацию и согласованность деятельности органов государственного управления сверху донизу, для чего создаются специальные звенья координационного характера;
  5. четко определить задачи, функции, полномочия каждого органа государственного управления в отдельности и систем отраслевых и функциональных органов. Юридически это закрепляется в специальных положениях об органах государственного управления[9, с. 68]. 

       Структурные звенья системы иных органов, осуществляющих государственное (внутриорганизационное) управлениеследующая:

  1. генеральный прокурор Республики Беларусь, областные прокуроры, районные прокуроры;
  2. председатели судов;
  3. аппарат управления Национального собрания Республики Беларусь.

       Главным признаком, служащим основанием для  объединения последних в одну систему, является то, что все они  осуществляют внутриорганизационное  государственное управление. Каждое звено рассматриваемой системы  входит в свою специфическую систему (в систему органов прокуратуры, в судебную систему и т.д.) [5, с.256].

       Деятельность  каждого из этих звеньев регламентируется многими нормативными правовыми  актами, в частности Конституцией Республики Беларусь, Законами Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь», «О Совете Министров Республики Беларусь», «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О государственной  службе в Республике Беларусь», «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» и др. [8, с.43].

       Органы  государственного управления образуются на основании соответствующих принципов, на которые необходимо опираться  при создании органов исполнительной власти. Только при соблюдении этого  условия можно достичь стройности, единства, слаженности в самом  механизме государственного управления, а также более успешной, продуктивной работы этих органов.

       Принципами  построения органов государственного управления в первую очередь являются линейный и функциональный принципы.

       Данные  принципы определяют взаимодействие структурных  звеньев системы государственного управления. В этом состоит суть и назначение указанных принципов, поскольку разные принципы предполагают разные взаимоотношения структурных  звеньев. Подобные начала — основа для образования органа, они определяют его задачи и функции.

       Творцом линейного построения управления является А. Файоль. Она имеет место там, где все органы, входящие в нее, починены центру (например, органы железнодорожного, воздушного транспорта, налоговые органы), т.е. у одного начальника несколько подчиненных, ноподчиненный имеет только одного начальника. Во внешнем управлении подчиненными могут быть организации, органы управления. Например, все школы в районе находятся в ведении отдела образования райисполкома. Отделы образования райисполкомов подчинены по вертикали управлению образования облисполкома, а последние — Министерству образования, т.е. имеет место линейная (отраслевая) организация государственного управления.

       Такое внутреннее построение существует в любом органе государственного управления.

       Функциональный  принцип предполагает построение аппарата управления таким образом, что образуемому  органу управления поручается осуществлять одну или несколько управленческих функций по отношению к объекту, не находящемуся в его административном подчинении. Таким образом, имеет  место специализация в работе (управлении), выполнение работы определенного  вида. На объект управления воздействует не один общий руководитель, как  при отраслевом (линейном) построении, а несколько функциональных органов, при этом каждый — только в части реализуемой им функции. Родоначальником функционализма называют американского ученого Ф. Тейлора. Основным достоинством функциональной организации является глубокая специализация в управлении. Функциональные органы осуществляют свою деятельность по отношению к разнородным объектам независимо от иерархической административной подчиненности и уровневой значимости. Они воздействуют и друг на друга, и на организации негосударственного характера. Функциональный принцип способствует, кроме того, координации деятельности многих органов, организаций для единообразного решения определенных вопросов [9, с.263].

Информация о работе Виды органов государственного управления