Виды органов государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление особенностей правового регулирования и статуса органов исполнительной власти.

При написании данной работы был изучен ряд литературных источников.Основными являются учебники по административному праву под редакцией таких авторов как, Телятицкой Т.В. ,Кинзакова Л.Д., Тагунов Д.Е., Крамника А.Н. и других, которые послужили ориентиром для более полного рассмотрения данного вопроса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…5

1. Теоретические основы государственного управления в Республике Беларусь………………………………………………………………………………7

2. Административно – правовой статус органов государственного управления Республики Беларусь……………………………………………………………….10

2.1. Понятие, классификация и основные признаки органов исполнительной власти………………………………………………………………………………..10

2.2 Система органов государственного управления Республики Беларусь: общая характеристика……………………………………………………………………...14

3. Правовые основы организации органов исполнительной власти…………..18

3.1 Принципы построения системы органов исполнительной власти………….18

3. 2 Особенности функционирования органов государственного управления в Республике Беларусь……………………………………………………………….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30

Список использованных источников………………………………31

Файлы: 1 файл

курсовая работа!!!.docx

— 59.54 Кб (Скачать файл)

       Система органов государственного управления в Республике Беларусь отражает характер конституционного строя страны, закрепленный в Основном Законе, а также особенности, присущие административно-территориальному делению.

       Основным  организационным принципом построения органов государственного управления является сочетание централизации  и децентрализации.

       Принцип централизации вытекает из единства системы органов государственного управления. Он обусловлен наличием предметов  ведения, полномочий, функций. В централизованном порядке определяются звенья этой системы, взаимоотношение между звеньями в системе.

       Децентрализация означает закрепление законодательством  предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, которые  он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов.

       Полномочия  исполкомов определяются в зависимости  от их места в системе местных  органов управления. В пределах соответствующей  административно-территориальной единицы (области, районе) они действуют самостоятельно.

       Сочетание централизации и децентрализации  в осуществлении исполнительной власти позволяет реализовать ее единство в многообразии.

       Принцип законности проявляется, прежде всего, в том, что все органы государственной  власти, должностные лица обязаны  соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы, подзаконные нормативные  акты.

       Правовые  акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом  порядке противоречащими положениям Конституции Республики Беларусь, не имеют юридической силы.

       Акты  нижестоящих органов исполнительной власти не должны противоречить актам  вышестоящих органов.

       Правовой  основой построения системы органов  государственного управления (исполнительной власти) являются: Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных  органах»; Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»; Закон Республики Беларусь «О предприятиях Республики Беларусь». 

       3. 2 Особенности функционирования  органов государственного  управления в Республике  Беларусь 

       Особое  место в системе государственной  власти занимает Президент, который  является Главой государства. Его правовой статус закреплен в Конституции  Республики Беларусь и Законе Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» [3, с.69].

       Президент олицетворяет единство народа, гарантирует  реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с  другими государствами и международными организациями. Однако Президент не входит в систему какой – либо ветви государственной власти. Он обладает обширными полномочиями в  сфере исполнительной власти.

       К исключительной компетенции Президента в сфере исполнительной власти, государственного управления относятся: [10, с. 170].

       1. назначает республиканские референдумы;

       2. образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;

       3. с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра Республики Беларусь;

       4. определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;

       5. назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

       6. имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;

       7. назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус;

       8. решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;

       9. в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;

       10. имеет право отменять акты Правительства Республики Беларусь;

       11. непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;

       12. формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь;

       13. назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил Республики Беларусь;

       14. вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики.

       Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие  обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов. Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений [4, ст.85].

       Совет Министров Республики Беларусь в  пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль за их исполнением  подчиненными ему республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, а также местными исполнительными  и распорядительными органами, физическими лицами и организациями [11, ст.2].

       Компетенция Совета Министров Республики Беларусь как органа, правомочного решать вопросы  государственного управления, охватывает все области и сферы государственного руководства.

       Его основные полномочия:

       1. регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь, принимает меры по их развитию;

       2. обеспечивает проведение единой государственной пола тики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения;

       3. определяет государственную политику в области охраны окружающей среды, порядок использования природных ресурсов;

       4. принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности общественного порядка, борьбе с преступностью;

       5. принимает меры по защите национальной безопасности и обороноспособности, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь, кроме осуществляемых Президентом Республики Беларусь или другими определенными им государственными органами;   разрабатывает основные направления внутренней внешней политики Республики Беларусь и принимает мерь по их реализации;

       6. разрабатывает и вносит на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по осуществлению государственной кадровой политики, направленной на создании необходимого резерва высокопрофессиональных руководя; иных работников системы органов государственного управления, содействует обеспечению их подготовки и повышения квалификации [3, с. 74].

       Заседания Совета Министров Республики Беларусь проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Оно считается правомочным, если в нем принимает участие не менее половины членов Совета Министров Республики Беларусь.

       Заседания Совета Министров Республики Беларусь проходят под председательством  Премьер-министра Республики Беларусь. При отсутствии Премьер-министра Республики Беларусь заседания проводит, Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, а при отсутствии Премьер-министра Республики Беларусь и Первого заместителя  Премьер-министра Республики Беларусь - Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, в ведении которого находятся  вопросы экономики.

       Президент Республики Беларусь имеет право  председательствовать на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь.

       Решения Совета Министров Республики Беларусь принимаются большинством голосов  членов Совета Министров Республики Беларусь, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий. [10, с. 135].

       Совет Министров Республики Беларусь на основании  и во исполнение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь принимает постановления и контролирует их исполнение.

       Распоряжения  Премьер-министра Республики Беларусь издаются по вопросам, входящим в компетенцию  Премьер-министра Республики Беларусь, а также при наличии поручения  Совета Министров Республики Беларусь по входящим в компетенцию, но не относящимся  к конституционным полномочиям  Совета Министров Республики Беларусь вопросам, если регулирование их не требует принятия решений, носящих  нормативный характер.

       Решения по отдельным вопросам могут оформляться  в виде протоколов заседаний (совещаний) у Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей, а также  их указаний и поручений, являющихся обязательными для исполнения должностными лицами Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными  государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, а также местными исполнительными  и распорядительными органами.

       Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного  самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого  участия в государственных и общественных делах [4, ст.117].

       Исполнительный  комитет в пределах своих полномочий принимает решения. Решения исполнительного  комитета принимаются простым большинством голосов от установленного состава  исполнительного комитета, подписываются  председателем исполнительного  комитета и управляющим делами исполнительного  комитета.

       Заседания исполнительного комитета созываются председателем исполнительного  комитета по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются  правомочными, если в них принимает  участие не менее двух третей членов от установленного состава исполнительного  комитета.

       Исполнительный  комитет:

       1) разрабатывает и вносит для  утверждения в Совет схему  управления местным хозяйством  и коммунальной собственностью, предложения по организации охраны  общественного порядка и защиты  прав граждан; 

       2) разрабатывает и вносит для  утверждения в Совет проекты  программ экономического и социального  развития, местного бюджета, принимает  меры по осуществлению программ  и исполнению местного бюджета,  представляет Совету отчеты об  их выполнении.

       3) обеспечивает на соответствующей  территории соблюдение Конституции  Республики Беларусь, законов Республики  Беларусь, актов Президента Республики  Беларусь, выполнение решений Совета  и решений вышестоящих государственных  органов, принятых в пределах  их компетенции; 

       4) организует получение доходов  местного бюджета и их использование  по целевому назначению, принимает  решения о выпуске местных  ценных бумаг и проведении  аукционов; 

Информация о работе Виды органов государственного управления