Военная безопасность Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 15:58, реферат

Описание работы

Важнейшим инструментом, который активно используется руководством страны для реализации национальных интересов и обеспечения безопасности общества и государства, являются вооруженные силы (бундесвер). В Германии, вследствие стремительно меняющейся ситуации в сфере безопасности, существенно меняются взгляды на цели, условия, допустимые пределы, формы и последствия применения средств вооружённого насилия. Соответствующие официальные установки фиксируются и в документах военно-доктринального характера.

Содержание работы

Введение
1.Гражданско-военные отношения в современной Германии как фактор безопасности государства
2.Оборонная политика Германии.
3. Новая стратегия безопасности Германии: «агрессивная» и «без табу»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

германия.docx

— 63.58 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Реферат

          На тему «Военная безопасность  Германии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение

1.Гражданско-военные отношения  в современной Германии как  фактор безопасности государства

2.Оборонная политика Германии.

3. Новая стратегия  безопасности Германии: «агрессивная»  и «без табу»

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Введение

Важнейшим инструментом, который активно используется руководством страны для реализации национальных интересов и обеспечения безопасности общества и государства, являются вооруженные силы (бундесвер). В Германии, вследствие стремительно меняющейся ситуации в сфере безопасности, существенно меняются взгляды на цели, условия, допустимые пределы, формы и последствия применения средств вооружённого насилия. Соответствующие официальные установки фиксируются и в документах военно-доктринального характера.

Конституционно-правовое предназначение бундесвера много лет назад было закреплено в Основном законе страны. В соответствии с его установками применение бундесвера предусмотрено в следующих случаях: для обороны Германии и её союзников; в рамках системы коллективной безопасности; в условиях внутреннего чрезвычайного положения; для оказания ведомственной, служебной помощи (например, если это необходимо полиции или федеральной пограничной охране); для борьбы с катастрофами и стихийными бедствиями.

Официально Основной закон ФРГ не допускает боевое применение бундесвера за пределами страны. Вместе с тем сегодня в Германии в качестве исходной посылки для обоснования необходимости изменения предназначения бундесвера нередко используется справедливое и обоснованное утверждение, что одной из главных обязанностей государства является обеспечение безопасности своих граждан. Для достижения этой цели предусматривается и активное использование бундесвера.

В официальном определении оборонной политики подчеркнута роль вооруженных сил в ее реализации: «оборонная политика Германии - это деятельность, направленная на обеспечение безопасности в рамках внешней политики и политики безопасности страны. Вооруженные силы - это существенная часть внешней политики и политики безопасности, направленной на избегание и ликвидацию кризисов и конфликтов».

Сегодня в основу современного определения предназначения и задач бундесвера положено самое широкое видение обороны. Германские специалисты вполне резонно утверждают, что современная оборона не может быть сведена лишь к отпору армии агрессора по периметру границ страны или блока НАТО. Более того, сосредоточение усилий на подготовке к такой обороне характеризуется фактически как анахронизм. В соответствии с Директивой по оборонной политике, «оборона включает в себя предотвращение конфликтов и кризисов, преодоление кризисов совместными международными усилиями». Анализ современной обстановки в сфере политики безопасности, согласно директиве, свидетельствует о наличии асимметричных - в том числе и террористических угроз, - которые могут возникнуть в любое время, в любой точке мира и могут быть направлены против любого человека. Вывод в связи с этим сделан весьма категоричный: безопасность Германии должна обеспечиваться и защищаться в любой точке планеты, в том числе и посредством применения бундесвера.

Последовавшие уже после выхода директивы характерные заявления главы военного ведомства ФРГ, что «зона действий немецкой армии - весь мир», подтверждают верность провозглашённому курсу.

Руководство Германии предпринимает сегодня усилия, чтобы, используя потенциал действующего законодательства, снять или обойти ряд препятствий, которые каким-либо образом ограничивают использование вооружённых сил для достижения целей политики. В результате определенного толкования действующих правовых актов у федерального канцлера и правительства Германии должна появиться большая свобода действий в вопросах оперативного принятия решения на применение военной силы вследствие частичного исключения законодательной власти из указанного процесса.

 

 

 1.Гражданско-военные отношения в современной Германии как фактор безопасности государства

 

 

 В данной работе  комплексный феномен гражданско-военных отношений (ГВО) рассматривается с точки зрения его влияния на безопасность государ- ства (на примере современной Германии). Взаимосвязь и взаимоотношения между военной организацией и обществом развиваются в различных сферах общественной жизни. В связи с этим гражданско-военные отношения нахо- дятся в тесной связи с безопасностью государства; различные негативные элементы, возникающие в системе гражданско-военных отношений, могут приводить к возникновению угроз национальной безопасности. Ключевые слова: гражданско-военные отношения; безопасность госу- дарства; гражданский контроль. Гражданско-военные отношения представляют собой сложную систему взаимодействий и взаимовлияний между военной и граж- данскими сферами общественной жизни. В связи с этим существует множество подходов к определению содержания и границ и анализу гражданско-военных отношений. Поэтому представляется необходи- мым пояснить, как рассматриваемый термин понимается в данной статье: гражданско-военные отношения – это продукт взаимного отношения, взаимодействия и взаимовлияния между военной сфе- рой и, с одной стороны, политической (включающей органы власти и управления, политические силы и их представителей), а с другой – гражданской (остальное общество, «гражданский мир») сферами общества. К определению второго ключевого термина данной статьи – «без- опасность государства» – также существует множество подходов. В частности, данное понятие может определяться через интересы и цели, государственный потенциал, согласование целей и средств, угрозы и ценности, понятия целостности и гармоничного развития, специфическую деятельность государственных и общественных ор- ганизаций и т. д. В данной статье безопасность государства будет по- ниматься через понятия защищенности, ценностей и угроз, а именно – как такое состояние государства и общества, которое характеризуется общей стабильностью, устойчивостью и прогрессивностью развития, 148 Вестник МГЛУ. Выпуск 25 (604) / 2010 гармоничностью общественных отношений, а также защищенностью ценностей (понимаемых как материальная, интеллектуальная и духовная собственность личности, общества и государства) от различных внутренних и внешних угроз. Так как гражданско-военные отношения могут влиять на безопасность государства на различных уровнях и в различных сферах общественной жизни, для удобства анализа следует также выделить следующие уровни безопасности государства. Политическая безопасность. Подразумевает прежде всего сохранение суверенности, защищенность конституционного строя и политическую стабильность в обществе. Экономическая безопасность. Включает экономический потенциал, необходимый для обеспечения существования государства и приемлемых условий для жизни развития личности. Социальная безопасность. Подразумевает такое состояние социальной сферы, при котором устойчиво развиваются социальная структура и социальные отношения в обществе, надежно функционирует система жизнеобеспечения и социализации людей. Экологическая безопасность. Прежде всего это безопасность жизненно важнейших экологических компонентов планеты и равновесия между ними. Информационная безопасность. Включает защищенность национальных интересов в информационной сфере, информационных ресурсов, необходимых для существования государства, а также способность противостоять информационным опасностям и угрозам. Военная безопасность. Существуют различные подходы к определению военной безопасности, однако нам кажется наиболее полной трактовка, представленная в Военном энциклопедическом словаре; там безопасность определяется как такое состояние государства и между- народного сообщества, при котором ослабляется или полностью исключается возможность нанесения личности, обществу и государству, всему миру ущерба средствами вооруженного насилия. Перейдем к анализу гражданско-военных отношений как фактора безопасности государства на примере современной Германии. Выбор данного государства для проведения анализа был обусловлен несколькими факторами. Во-первых, Германия обладает всеми признаками типичного для Европы образца ГВО, но в то же время, что в целом нехарактерно для европейских стран, сохраняет всеобщую воинскую обязанность. О. Н. Филиппова Во-вторых, на гражданско-военные отношения в Германии оказывали влияние уникальные исторические факторы, а именно: исторический опыт существования в тоталитарном государстве и непосред- ственное участие значительных масс граждан в масштабных военных действиях в течение Второй мировой войны, а также послевоенные антимилитаристские движения; совмещение опыта социалистического государства (характерной для него структуры вооруженных сил и их внешних отношений с социальной средой) и современного демократического образца ГВО (в процессе интеграции вооруженных сил ГДР в общую структуру ВС ФРГ, совпавший с переходом к структуре военной организации А5). Все это создало особенную структуру гражданско-военных отношений, не имеющую аналогов в других странах мира. Анализ структуры гражданско-военных отношений в Германии будет проводиться не по всем без исключения элементам структуры ГВО, а только по ключевым, системным параметрам, а именно: особенности управления военной организацией и гражданского контроля; отношение к военной организации как институту военной службы со стороны населения, а также проблема гражданско-военного расхождения ; демобилизация и интеграция бывших военнослужащих в гражданскую жизнь. Для такого отбора показателей существуют две причины. Во-первых, проблема гражданско-военных отношений весьма обширна; детальный анализ всех их элементов не укладывается в рамки отдельной статьи, даже полностью посвященной ГВО. В данном случае представляется разумным и обоснованным дать общее представление о сфере гражданско-военного взаимодействия в Германии, отобрав для этого параметры, играющие ключевую роль в ГВО. Их значения также позволят сделать выводы об остальных характеристиках ГВО. При выборе таких параметров мы руководствовались как исследованием специальной литературы, так и логическим анализом структуры ГВО. Во-вторых, подобный подход обусловлен таким фактором, как доступность информации. В любой стране распределение информации, касающейся военной организации и военнослужащих, как правило, ограничено. Однако анализировать выбранные элементы необходимо вместе со структурой военной организации, типом и особенностями 150 Вестник МГЛУ. Выпуск 25 (604) / 2010 комплектования вооруженных сил, поскольку без учета данной информации невозможно понять и объяснить характерные черты ГВО. Управление военной организацией и гражданский контроль В мирные периоды и в случае напряженности в международных отношениях руководство вооруженными силами Германии осуществляется Федеральным министром обороны (статья Конституции 65а). Он может издавать директивы, касающиеся ВС, имеет право принимать решения, касающиеся всех аспектов их существования и дея- тельности, от развертывания сил и перехода к новым типам вооружения до закрытия баз. Если же возникает угроза нарушения безопасности государства и необходимость перейти к его защите, то руководство ВС переходит к Федеральному канцлеру . При этом решение о наступлении такой ситуации принимает Бундестаг (нижняя палата Парламента), после обращения в Федеральное Правительство и получения согласия Бундесрата (верхней палаты). Всего необходимо одобрение двух третей членов Парламента, при этом в нижней палате данное предложение должно получить согласие большинства членов . Также следует рассмотреть вопрос Генерального штаба. Как отмечает В. Шлыков в своей статье «Нужен ли России Генеральный штаб?» в «Независимой газете» , наивысшего развития генеральные штабы как органы оперативного управления вооруженными силами достигли в начале XX в. К этому времени почти все главные государства мира обзавелись собственными генеральными штабами. При этом вплоть до конца Первой мировой войны их роль стабильно возрастала, не только в собственно военном отношении, но и в политике, и в государственном управлении. Наиболее продвинулся в этом направлении Генеральный штаб Германии. После Первой мировой войны страны-победительницы приняли меры по резкому ограничению прав и обязанностей своих Генеральных штабов. Что касается немецкого Генштаба, то он был полностью распущен, а Германии по условиям мирного договора было запрещено его воссоздание. После Второй мировой войны генеральные штабы подверглись значительной реорганизации, а сам термин исчез из названий высших О. Н. Филиппова штабных органов ведущих западных стран. Так, в США появился Комитет начальников штабов (КНШ), в ФРГ – Руководящий штаб Бундесвера, в Великобритании – Штаб обороны вооруженных сил. При этом функции штабов были радикально пересмотрены в сторону ограничения их полномочий, а их организация перестроена таким образом, чтобы они как можно меньше напоминали Генеральные штабы прошлого. В результате в современной Германии руководящий штаб (в отечественной литературе его обычно называют главным штабом), является, по сути, рабочим органом генерального инспектора в Бундесвере (ВС Германии) – лишь одном из многочисленных подразделений Минобороны . Описанные выше основные принципы управления военной организацией со стороны гражданского руководства составляют основу гражданского контроля над ВО. Однако гражданский контроль только этим не ограничивается. Анализ научных работ, посвященных теме гражданского контроля над военной организацией, показывает, что в его систему также включается какой-либо ценностно-нормативный либо идеологический элемент. Важно подчеркнуть, что в Германии данному элементу уделяется внимание на государственном уровне. Речь идет о знаменитой концепции Innere Führung («Внутреннее руководство»), разработанной генералом Вольфом фон Бодиссин (Wolf von Baudissin), а также связанным с ним идеальным типом «гражданина в униформе». Впервые характерные для нее идеи появились в Химмеродском меморандуме 1950 г. Введению «Внутреннего руководства» сразу значительно противодействовали, с одной стороны, традиционалисты, а с другой – так называемые реформаторы. Однако данная идея получила значительную поддержку среди прочих политических групп, а также гражданского общества. В связи с этим рассматриваемая концепция была принята и действует и в настоящее время. «Внутреннее руководство», с одной стороны, включает элементы правового обоснования гражданского контроля, а с другой – оно стало основополагающей философией Бундесвера, базисом для философии управления им и корпоративной идентичности его представителей. Так, например, «Внутреннее руководство» подразумевает, что военная организация должна подчиняться положениям Конституции и Хартии ООН, а министр обороны как член Парламента подчиняется 152 Вестник МГЛУ. Выпуск 25 (604) / 2010 парламентскому контролю.

Однако основными идеями данной концепции являются включение ВС в демократическое общество и, со- ответственно, перенятие Бундесвером основных ценностей демократии. Из этого исходит идея о необходимости признания базовых прав военнослужащих, гарантированных демократической конституцией и международными стандартами прав человека, и их защиты. Кро- ме того, подразумевается право военнослужащего отказаться от ис- полнения приказа, если он противоречит Конституции или международному кодексу прав человека. Чтобы обеспечить соблюдение прав представителей Бундесвера, по инициативе немецкого правительства была создана должность уполномоченного Бундестага по делам Бундесвера (Wehrbeauftragter des Deutschen Bundeswehrs). Помимо этого, «Внутреннее руководство» закладывает основы для профессиональной этики военнослужащих, в частности включает требования к развитию их самосознания, к особенностям руковод-ства, а также к образованию и развитию представителей Бундесвера. Таким образом, подобная концепция может существенно снизить вероятность угроз во всех сферах национальной безопасности, так как она делает гражданский контроль более полным и эффективным, обеспечивает интеграцию ВС в общество, более гармоничное взаимодействие и взаимопонимание гражданской и военной сфер общества. Кроме того, за счет защиты прав военнослужащих она предотвращает возникновение неудовлетворенности среди них, которая может при- вести к нарушению политической и военной безопасности. Такой эффект усиливается, если подобная концепция разрабатывается на государственном уровне, т. е. имеет больше возможностей для практической реализации. Кроме того, более эффективному функционированию гражданского контроля и гармоничным отношениям между военной организацией государства и его гражданским руководством способствует продуманная структура Министерства обороны, включающая в себя руководящий штаб в качестве одного из подразделений. Как показывает опыт России, наличие Генерального штаба как самостоятельного органа, работающего параллельно с Минобороны, может приводить к конфликтам и соперничеству между ними, что не может не отра- зиться на военной безопасности, а затем – и на остальных ее сферах. Так, после возникновения открытого конфликта между министром обороны маршалом Игорем Сергеевым и начальником Генерального 153 О. Н. Филиппова штаба Вооруженных сил генералом армии Анатолием Квашниным, генерал-майор запаса Алексей Петров отметил: «Нет хуже беды, чем двоевластие в армии. А именно уравнивание в правах начальника с амбициозным подчиненным разрушает систему единоначалия, создает крайне неблагоприятные условия для управленческой деятельности, наносит непоправимый ущерб делу. Необходимо определить, что начальник Генерального штаба подчинен министру обороны и подотчетен только ему» .

 Проблема гражданско-военного  расхождения (civil-military gap) Пожалуй, всю  «социологическую» сферу гражданско-военных  отношений со стороны общества  можно раскрыть всего через  одну тему – проблему гражданско-военного  расхождения (civil-military gap), заключающуюся  в несоответствии между достаточно позитивным отношением к военной организации как институту и негативным отношением к институту военной службы, нежеланием каким-либо образом участвовать в деятельности военной организации. Заметим, что данная тема является одной из наиболее изученных как в теоретическом, так и в практическом плане. Мы также будем рассматривать особенности гражданско-военных отношений со стороны общества через такую призму. Начнем с анализа отношения к военной организации как институту. Для понимания данной сферы ГВО, впрочем, как и многих других сфер гражданско-военных отношений, необходимо кратко рассмотреть историю Бундесвера. На современную систему безопасности Германии, равно как и военную организацию и ГВО, значительное влияние оказала Вторая мировая война. В отличие от России, где Вооруженные Силы после Вели кой Отечественной войны воспринимались, прежде всего, как победители и освободители, в связи с чем престиж военной профессии и уровень доверия к ней был очень высок.

В Германии же, как и в Японии, по понятным причинам были весьма сильны пацифистские настроения и крайне негативное отношение к любым элементам военной организации. В связи с этим создание новых вооруженных сил Германии – Бундесвера – было возможно уже в 1956 г. только по такой серьезной причине, как начало «холодной войны» и развертывание Корейской 154 Вестник МГЛУ. Выпуск 25 (604) / 2010 войны. Тем не менее, несмотря на объективную необходимость на- личия в стране военной организации, создание Бундесвера вызвало значительные общественные движения, выступавшее против такого шага (так называемое движение «Без меня» – «Ohne mich»). Ситуацию несколько исправили в лучшую сторону распространенное среди граждан многих европейских государств ощущение «коммунистической угрозы» со стороны СССР и ориентация прежде всего на за- щитную функцию ВС. Хотя опыт Второй мировой войны еще долго продолжал негативно сказываться на ГВО в Германии в целом, в настоящее время отношение к Бундесверу как институту можно охарактеризовать как позитивное. Так, в 2007 г. 87 % респондентов заявили, что они «полностью доверяют» или «скорее доверяют» Бундесверу. Более высокий уровень доверия население демонстрирует только в отношении полиции (88 %) и Федерального Конституционного суда (84 %).

Что касается общего отношения к Бундесверу, то, согласно результатам исследования SOWI, в 2002 г. 82 % населения относились к нему позитивно / скорее позитивно, причем с 1998 г. данный показатель колеблется от 80 до 84%. Что касается оценки Бундесвера по отдельным показателям, то здесь наблюдается больший разброс. Так, например, в 2007 г. позитивно и скорее позитивно оценивают достижения Бундесвера в действиях внутри страны 90 % опрошенных, достижения в операциях за рубежом – 71 %, публичное поведение солдат – 73 %, интеграцию ВС в общество – 75 %, в то время как в отношении образования солдат данный показатель составляет 63 %, а касательно технического обеспечения Бундесвера – только 55 %. Тем не менее важно подчеркнуть, что по всем из показателей Бундесвер был положительно оценен бόльшим количеством опрошенных, чем отрицательно. Что же ка- сается низкой оценки уровня образования военнослужащих, то, воз- можно, причиной является непропорциональная представленность различных групп общества в Бундесвере, о которой будет сказано позже. В отношении низкой оценки качества технической обеспеченности и вооруженности можно сделать следующее предположение: в настоящий момент немецкие ВС проходят активную стадию процесса интеграции с ВС других европейских стран и США, что, вполне вероятно, высветило недостатки в рассматриваемой сфере. Это подтверждается тем фактом, что государство по указанной причине, начало активную деятельность по смене вооружений. 155 О. Н. Филиппова Рассмотрим также еще один важный показатель отношения обще- ства к военной организации как институту – оценка деятельности ВО, выполняемых ею функций. Для Германии, как и многих других европейских стран, характерен процесс изменения набора выполняемых функций. Так, Бун- десвер ориентирован, прежде всего, на выполнение операций за пре- делами страны ; как отмечают исследователи, в настоящее время Бундесвер практически не участвует ни в какой деятельности внутри страны; в частности, ВС Германии выполняют такие операции, как обеспечение безопасности и помощь в восстановлении Афганистана (ISAF), антипиратская операция «Аталанта», поддержание мира в Косово.

Как показывает мировая исследовательская практика, в целом участие вооруженных сил страны в подобных миссиях улучшает отношение к ним со стороны населения, так как они воспринимаются как «благородные». Однако в Германии ситуация не так однозначна, что во многом обусловлено историческим наследием, о котором было сказано выше. Как показывает исследование от 2002 г., наибольший уровень одобрения среди населения был характерен для таких видов деятельности Бундесвера, как защита территории Германии (87 % опрошенных одобряют данную функцию ВС) и миссии «голубых касок» под эгидой ООН (63 %), в то время как миссии по принуждению к миру под эгидой НАТО поддерживали только 40 % опрошенных. Также большинство населения Германии были против участия немецких ВС в войне в Ираке – данный показатель составил 80 %, в то время как в других европейских странах общественное мнение отражало не такой единодушных настрой против данной операции, например, в Испании и Италии только 48% и 49% соответственно выразили свое несогласие на участие ВС данных стран в операции в Ираке. Таким образом, здесь на формирование мнений оказывает влияние исторический опыт, т. е. немцы одобряют операции по поддержанию мира и обеспечению безопасности в других странах, но до сих пор чувствительно относятся к операциям, которые имеют некоторое сходство с продвижением чьих-либо интересов военными средствами.

События 11 сентября 2000 г. и связанное с ними изменение восприятия опасности, затронувшее жителей различных европейских стран, несколько смягчило негативное отношение немцев к миссиям по принуждению с миру, однако уровень их одобрения вырос незначительно. 156 Вестник МГЛУ. Выпуск 25 (604) / 2010 Таким образом, в такой сфере ГВО, как отношение граждан к военной организации как институту в Германии существуют свои проблемы, свои слабые места, угрожающие безопасности государства, а именно: в Германии гражданско-военные отношения могут осложняться в связи с распространенной в обществе установкой на настороженное восприятие военной организации и использования военных методов для достижения каких-либо целей. Итак, мы логически подошли к анализу такой сферы гражданско- военных отношений, как отношение к институту военной службы. Служба граждан в ВС – как по контракту, так и по призыву, является важнейшим каналом взаимодействия гражданской и военной сфер общества и может оказывать значительное влияние на остальные области ГВО.

Рассмотрим сначала отношение населения Германии к военной службе по призыву. В Германии сохраняется всеобщая воинская обязанность, что в целом нетипично для западных стран. Более того, переход к комплектованию ВС полностью на добровольной основе является логическим следствием характерных для современности процессов изменения требований к военнослужащим и их профессиональным стандартам, процессов смены функций военных организаций, а также развития тесного сотрудничества различных стран в военной сфере. Несмотря на то, что для современной Германии также характерны эти процессы, власти страны сознательно приняли решение о сохранении призыва, и на то есть свои причины, а именно: ▪ Создание резерва людей, прошедших некоторое военное обучение, для мобилизации в случае необходимости защиты от угроз национальной безопасности.

Информация о работе Военная безопасность Германии