Военная безопасность Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 15:58, реферат

Описание работы

Важнейшим инструментом, который активно используется руководством страны для реализации национальных интересов и обеспечения безопасности общества и государства, являются вооруженные силы (бундесвер). В Германии, вследствие стремительно меняющейся ситуации в сфере безопасности, существенно меняются взгляды на цели, условия, допустимые пределы, формы и последствия применения средств вооружённого насилия. Соответствующие официальные установки фиксируются и в документах военно-доктринального характера.

Содержание работы

Введение
1.Гражданско-военные отношения в современной Германии как фактор безопасности государства
2.Оборонная политика Германии.
3. Новая стратегия безопасности Германии: «агрессивная» и «без табу»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

германия.docx

— 63.58 Кб (Скачать файл)

Прямое игнорирование высшего законодательного орган страны невозможно, поскольку особенностью политической системы современной Германии является особый статус политических партий, тем более имеющих фракции в бундестаге. По оценкам немецких политологов, «Федеративная Республика… может быть охарактеризована как «партийное государство». По всей видимости, ссылки на Основной закон и международное право, другие подобные аргументы должны подчеркнуть, что предназначение бундесвера напрямую вытекает из главного правового документа страны и не должно абсолютно зависеть от воли депутатов бундестага.

Чем же обосновывается возможность появления бундесвера в любой точке планеты? Согласно официальной позиции, риски и угрозы современной Германии имеют всё более комплексный характер. К ним в ФРГ относят:

    1. международный терроризм;
    2. распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;
    3. наличие очагов кризисов и конфликтов в Европе и за ее пределами;
    4. информационную войну в самых различных ее формах.

Сделан вывод о наличии предпосылок для окончательного преодоления раздела Европы и создания пространства стабильности, в центре которого находится Германия.Руководство ФРГ заявляет о своей решимости содействовать расширению этого пространства (в том числе посредством увеличения численности членов НАТО и Евросоюза), удерживать кризисы любой формы на удалении от Европы, стремиться не к стихийному, а сознательному формирование будущего, целенаправленно и последовательно преодолевая негативные последствия глобализации. Официальная позиция руководства ФРГ заключается в том, что «ни одно государство в современных условиях не может собственными силами обеспечить для себя мир, безопасность и благополучие». В этой связи принципами политики безопасности Германии провозглашены:

– принцип совместного обеспечения безопасности, требующий координировать и согласовывать действия по обеспечению собственной безопасности с союзниками и партнёрами ФРГ;

– принцип превентивности, предполагающий раннее выявление кризисов и конфликтов где бы то ни было, их заблаговременное предотвращение при помощи политических, дипломатических, государственно-правовых, гуманитарных и социальных инструментов;

– принцип широкой безопасности, охватывающей весь комплекс политических, экономических, экологических, социальных и культурных слагаемых безопасности.

Правомерно утверждается, что «безопасность не может быть гарантирована преимущественно или исключительно военными мерами».

С учётом анализа угроз и рисков, принципов политики безопасности и обороны Германии определены ключевые интересы Германии в сфере безопасности. Среди них присутствуют ставшие уже традиционными ссылки на необходимость поддержания трансатлантического партнерства и укрепления связей с США, выделена важность активного участия страны в работе ООН и ОБСЕ. Вместе с тем подчеркнута заинтересованность Германии в усилении возможностей политики безопасности и обороны Европейского Союза для укрепления пространства стабильности на континенте.

Ситуация в сфере политики безопасности, интересы Германии обусловливают формирование состава, структуры и необходимых способностей бундесвера. В этой связи представляют интерес положения доктринальных документов ФРГ, излагающие обстоятельства, которые учитываются при принятии решения о применения бундесвера.

В частности, подчеркивается, что боевое применение бундесвера, за исключением операций, проводимых для эвакуации и спасения людей, может осуществляться только совместно с союзниками и партнерами под эгидой ООН, НАТО и ЕС. Отмечено также, что в новых реалиях применение бундесвера не может быть ограничено ни по интенсивности, ни по географическим критериям.

Предназначение бундесвера как инструмента политики безопасности и обороны Германии заключается:

    1. в обеспечении внешнеполитической дееспособности;
    2. в поддержании стабильности в Европе и в мире;
    3. в гарантировании национальной безопасности и обороны, а также обороны союзников;
    4. в содействии многонациональному сотрудничеству и интеграции.

Подытоживая сказанное следует сделать ряд выводов.

Первый касается соотношения обороны и безопасности. Как представляется, эти понятия и комплекс мер, под ними подразумеваемых, в современной Германии стали использоваться и пониматься фактически как тождественные или же стали почти неотделимы друг от друга.

Далее. Наличие тщательного обоснования для самого широкого применения бундесвера, в том числе за рубежом и без согласия институтов государства и общества, мирового сообщества, даёт основание расценить появление директивы не только как подготовку общественного мнения к закреплению тезисов в более значимом по статусу документе (например, в новой «Белой книге»), но и к появлению бундесвера в любой точке земли. Таким образом, объединённая Германия намерена окончательно освободиться от «синдрома побеждённой нации» и занять место в ряду великих держав.

И, наконец, целый ряд обстоятельств говорит в пользу того, что высшее политическое и военное руководство Германии обладает целостной программой, нацеленной на последовательное превращение бундесвера в «армию применения». Вооруженные силы ФРГ всё более рассматриваются как универсальный инструмент государственной политики, направленной на гарантированное обеспечение безопасности граждан, и предназначенный для парирования любых угроз, с какими только может столкнуться страна уже в ближайшем будущем.

3. Новая стратегия безопасности Германии: «агрессивная» и «без табу»

В Германии разрабатывается новая стратегия безопасности, коллективным автором которой является министерство обороны Германии и германские вооруженные силы.

В Берлине полагают, что настало время для новых стратегических ориентиров этой страны, поскольку прежняя стратегия — «Белая книга 2006 года германской политики безопасности и будущего бундесвера» устарела и нуждается в существенном обновлении. Главная заявленная в причина — это военный кризис на Украине. В Берлине посчитали, что действия России в отношении Украины в корне меняют архитектуру безопасности в Европе. Официально заявлено, что новая политика безопасности будет отстаивать «международные установленные правила и нормы регулирования» против российских попыток установления «доминирования» с определением «зон влияния».

Однако украинский кризис лишь вписан в общую канву развития германской политики безопасности. Разработка новой стратегии безопасности является логическим шагом после заявлений о новой внешнеполитической ответственности Германии президента Германии Йоахима Гаука, министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера и министра обороны Урсулы фон дер Лайен. За последние два года неоднократно прозвучали призывы принять Германией «больше ответственность» в Европе и мире.

Новую оборонную политику Германии ее критики заранее определили как «агрессивную» и «без табу», т. е. без традиционных послевоенных запретов, накладываемых на эту область внешней политики Германии. Новая германская стратегия безопасности исключит какие-либо политические, географические или другие ограничения для осуществления военной интервенции за рубежом. Это глобально ориентированная милитаристская внешняя политика.

В рамках новой стратегии и будет осуществляться строительство германских вооруженных сил, как части военного потенциала НАТО. Согласно ей, военные расходы Германии будут увеличены, а парк ее военной техники обновлен.

Между тем, в военном ведомстве Германии полагают, что параметры оборонной политики Германии должны зависить, в первую очередь, от реальных возможностей ее армия, а не от неких внешних угроз. Между тем, широкая общественная оппозиция милитаризму и войне среди населения страны заставляет правительство Германии крайне осторожно подходить к вопросу об увеличении военных расходов и военных миссиях за рубежом. Целью новой стратегии станет и воздействие на общественное мнение, чтобы переломить послевоенные традиции пацифизма.

Для работы над текстом новой стратегии политики безопасности Германии уже создано четыре рабочие группы: «Политика безопасности и обороны», «Партнерства и альянсы» «Вооруженные силы» и «Национальный рамки действий». Среди участников рабочих групп отмечены политические деятели, определяющие политику безопасности, журналисты, ученые, военные, эксперты из германских и американских аналитических центров. В частности, известно, что в группах работают: главный редактор журнала Internationale Politik Силке Темпель, глава отдела планирования МИДа Томас Баггер, командующий территориального командования в Берлине генерал-майор Ганс-Вернер Вирманн, бывший ответственный за политику безопасности партии зеленых Винфрид Нахтвай, спикер политики безопасности ХДС/ХСС в бундестаге Хеннинг Отте, бывший редактор отдела безопасности германского издания Die Zeit и сотрудник американского Института Брукингса Констанц Штелценмюллер, заместитель генерального секретаря НАТО по оборонной политике и планированию военных сил генерал-лейтенант Хайнрих Браус; и профессор Университет Гумбольдта Герфрид Мюнклер.

Опубликованная в 1994 году германская стратегия безопасности определила, что многочисленные и разнообразные проблемы постсоветского региона представляют опасность для стабильности в Европе. Германская стратегия безопасности в этом регионе направлена на то, чтобы стабилизировать этот регион. Распад Советского Союза и создание на его руинах новых государств означал рост межэтнической напряженности, поскольку миллионы людей в одночасье оказались на положении национальных меньшинств. Проблемной виделась из Бонна и ситуация с неприкосновенностью новых границ. Для стабилизации ситуации германское федеральное правительство способствовало тому, чтобы все новые государства на территории бывшего Советского Союза смогли присоединиться к ОБСЕ и другим международным организациям, например, Совету североатлантического сотрудничества. Германская стратегия безопасности исходила из того положения, что все межгосударственные конфликты на постсоветском пространстве могут быть решаемы только на основе принципов ОБСЕ. Такой путь блокировал России возможности геополитического реванша.

В отношении Российской Федерации Германия исходила из того, что в интересах Германии и всей Европы принять любую возможность и поддержать процесс политической, экономической, социальной и военной реорганизации Российской Федерации, т. е. постсоветское переходное состояние не устраивало Бонн.

В дополнение к своим евроатлантическим связям, тесному сотрудничеству с восточными соседями для безопасности Германии ключевую роль играли отношения с Россией и Украиной. Что касается собственно независимой Украины, то германская стратегия безопасности 1994 года определила эту страну в качестве ключевого фактора европейской стабильности. В силу своего размера, местоположения, экономического и военного потенциала именно Украина будет иметь влияние на развитие безопасности и стабильности в Центральной и Восточной Европе и за ее пределами, посчитали авторы германской стратегии безопасности. Федеральное правительство Германии делало ставку на демократическую, экономически самодостаточную и независимую Украину. Германия высказала готовности сотрудничать с независимой Украиной в духе партнерства. В качестве текущих проблем и задач строительства независимой Украины из Бонна виделось: радикальные реформы, «выходящие за рамки подходов, принятых до сих пор», «преодоление коммунистических силовых структур», вопрос национальной идентичности и осознание Украиной нового места в политической системе Европы. Ключевой проблемой политики безопасности Германии в 1994 году определялось выполнение Украиной своих обязательств по контролю за вооружениями, т. е. ядерное разоружение и отказ Украины от обладания ядерным оружием, доставшимся ей в качестве советского наследства. На основе Совместной декларации от 10 июня 1993 года Германия в дополнение к помощи в экономической и политической сферах, предложила Украине помощь в уничтожении ядерного оружия, а также соглашение о военном сотрудничестве, как своеобразный бонус за ядерное разоружение. Ядерное разоружение Украины снижало военный потенциал этой страны, что было выгодно Германии.

Стратегия политики безопасности Германии 2006 года учитывала уже фактор оранжевой революции на Украине 2004 года. Она трактовала это событие в качестве «радикальной модернизации на пути к большей демократии, конституционности и рыночной экономики». Стратегия 2006 года исходила из того, что Германия и впредь будет поддерживать политический и экономический процесс реформ на Украине. Вполне логично, что поддержка Германией «революции достоинства» 2014 года на Украине полностью вписывается в логику стратегии политики безопасности Германии, определенную в 2006 году.5

Политика Германии в отношении Украины в немецкой стратегии безопасности была увязана с политикой по отношению к России. Стратегия политики безопасности Германии 2006 года определяла особое место России в двустороннем сотрудничестве с Германией, обуславливая это опытом общей истории и особой ролью России в качестве «выдающегося партнера НАТО и Европейского Союза» из-за российского размера и потенциала. Германская стратегия исходила из того, что Россия является постоянным членом Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, участником группы G8, активно работает в области ядерной энергетики. Кроме того, Россия, будучи членом Совета Европы и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, несет особую ответственность не в последнюю очередь в связи с ситуацией в регионах Закавказья и Центральной Азии. Кроме того, с точки зрения Германии, для многих европейских народов Россия является важным поставщиком энергии и экономическим партнером. Без фактора России, полагали авторы германской стратегии безопасности, безопасность, стабильность, интеграция и процветание в Европе не могут быть гарантированы. Поэтому Германия для активизации политического, экономического и социального сотрудничества на восточной окраине ЕС имеет особый интерес к России. Именно с учетом этих реалий Германия способствовала улучшению политического, экономического и культурного сотрудничества России с Европейским союзом и поддерживала еще более тесное сотрудничество России с Североатлантическим альянсом.

В 1997 году был принят основополагающий акт Россия-НАТО. В 2002 году был создан совет Россия-НАТО. Участие России в связке с НАТО в миротворческой миссии в Косово с 1999 по 2003 год стало, как полагают авторы германской стратегии безопасности, примером успешного сотрудничества.6

В полной аналогии с хронологией российского сотрудничества с НАТО Украина в 1997 году подписала хартию сотрудничества с НАТО. Однако по своим результатам сотрудничество Украина-НАТО развивалось в ином направлении нежели, чем с Россией. Это видели авторы германской стратегии безопасности. Партнерство Украина-НАТО стало важным вкладом в политическую трансформацию специального партнерства НАТО с Украиной. Партнерство Украины с НАТО получило статус «специального». Основные направления сотрудничества были заложены в Плане действий Украина-НАТО в 2002 году. С 2005 года члены военного альянса и Украина стали вести активный диалог по вопросам о вступлении Украины в НАТО. С этого времени Украина стала вносить свой вклад в операции под руководством НАТО.

Информация о работе Военная безопасность Германии