Военная безопасность Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 15:58, реферат

Описание работы

Важнейшим инструментом, который активно используется руководством страны для реализации национальных интересов и обеспечения безопасности общества и государства, являются вооруженные силы (бундесвер). В Германии, вследствие стремительно меняющейся ситуации в сфере безопасности, существенно меняются взгляды на цели, условия, допустимые пределы, формы и последствия применения средств вооружённого насилия. Соответствующие официальные установки фиксируются и в документах военно-доктринального характера.

Содержание работы

Введение
1.Гражданско-военные отношения в современной Германии как фактор безопасности государства
2.Оборонная политика Германии.
3. Новая стратегия безопасности Германии: «агрессивная» и «без табу»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

германия.docx

— 63.58 Кб (Скачать файл)

▪ Поддержание тесных гармоничных взаимоотношений и взаимопонимания между ВО и обществом, доверия и уважения к Бундес- веру со стороны граждан.

 ▪ Поддержание единства  немецкого общества, особенно между  так называемыми «старыми» и  «новыми» федеральными землями (за  счет «обмена» между ними молодыми  людьми во время прохождения службы) .

 

Данная функция обладает большим значением, так как до сих пор отмечаются напряженные отношения между западной и восточной частями Германии, а также значительная разница в их уровне развития. Интересно отметить, что среди исследований, посвященных гражданско-военным отношениям в Германии, ни разу не попадались данные об отношении граждан к службе по призыву в ВС Германии. Возможно, помня о том, что прикладное ис- следование должно быть направлено на решение какой-либо реально существующей социальной проблемы, можно сделать предположение об отсутствии какого-либо конфликта или напряженности в обществе, связанной с необходимостью проходить службу. Причиной же отсутствия болезненности темы призыва и обязательной службы, как представляется автору, может быть хорошая организованность и отлаженность системы альтернативной гражданской службы.

 В Германии возможность  отказа от военной службы и прохождения альтернативной гражданской службы (АГС) была заложена в Конституции ФРГ еще до создания Бундесвера как такового, в 1949 г., в то время как всеобщая воинская обязанность была введена лишь в 1956 г. . На это повлиял распространенный в послевоенной Германии пацифизм и общее негативное отношение к военной орга- низации и любым ее элементам, о котором мы говорили выше. Тем не менее после того, как был создан Бундесвер и молодые люди начали проходить обязательную службу, АГС воспринималась как нечто второстепенное и менее достойное уважения по сравнению с военной службой. Ситуация начала меняться в 1970-е гг.: число «отказников» стало расти в связи с изменениями в системе международной безопасности и активизацией деятельности НАТО, к которой, как было сказано выше, и в настоящее время сохраняется не слишком позитивное отношение. Кроме того, на рост популярности АГС повлияло студенческое и природозащитное движения (для обоих была характерна пропаганда мира и ненасильственных методов решения проблем), получившие значительное распространение и завоевавшие популярность с конца 1960-х гг.

Описанные события вызвали не только рост популярности гражданской службы, но и ухудшение отношения к военной организации, а значит, и ухудшение ГВО в целом. АГС приобрела равный статус с военной службой. С 1960-х гг. отмечается устойчивый рост числа молодых людей, предпочитающих гражданскую службу. Так, если в 1958 г. количество «отказников» составило около 2500 человек, то в в 1970 г. – уже более 19 000, а в 2002 г. – около 190 000. В процентном отношении в начале 2000-х гг. АГС выбирали в среднем около 40 % всех молодых людей, годных к прохождению военной службы. Кроме того, как отмечают исследователи, добавились новые причины ее выбора – прагматические: молодые люди признают, что такой род 158 Вестник МГЛУ. Выпуск 25 (604) / 2010 службы несет меньше опасностей и налагает меньшие ограничения на их свободу [8, с. 17]. Кроме этого, молодые люди не хотят тратить время попусту, терять его; как отметили Х. Яннинг и П. Тобиассен, «никто не понимает, почему он должен бессмысленно ползать в грязи, если вместо этого мог бы оказывать столь необходимую помощь старым и больным людям» . Стоит отметить также хорошую организацию гражданской службы; если еще в середине 1980-х гг. оформление отказа на прохождение военной службы было серьезной проблемой, то уже в 1990-е гг. процедура была значительно облегчена – достаточно лишь подать заявление с указанием религиозных или этических причин, по которым человек хочет проходить АГС. Помимо этого, существует значитель- ное число консультационных бюро для «отказников», которые легко найти и которые зачастую находятся в географической близости от подавляющего большинства военнообязанных. Также возможность прохождения гражданской службы активно отстаивают организации антимилитаристов, профсоюз, различные молодежные организации и церковь. Интересно отметить, что в структуре церкви существуют около 2000 уполномоченных священнослужителей, которые также могут давать консультации и оказывать помощь в получении права на АГС.1

 В связи с такой  популярностью альтернативной службы в настоящее время граждане считают ее такой же важной, как и военную службу. Так, согласно исследованию, проведенному SOWI в 2001 г., такой позиции придерживались 61 % населения. Мнения респондентов о том, что важнее –военная служба или АГС, – распределились примерно одинаково – 18 и 19 % соответственно. Такую ситуацию можно объяснить тем, что система военной службы по призыву является достаточно гибкой и продуманной. Так, с 1 января 2002 г. срок службы по призыву составляет 9 месяцев (АГС – на 3 месяца дольше). Отсрочка от призыва предоставляется всем учащимся (в учреждениях среднего, среднепрофессионального и высшего образования). Как официально заявляют представители руководства Бундесвера, в их интересах дать возможность принимать во внимание личные и профессиональные интересы граждан, подлежащих призыву, поэто- му в 2002 г. была введена практика разделения срока службы, а имен- но: гражданин, призванный на службу, должен отслужить непрерывно 6 из 9 месяцев, а оставшийся срок он может разбить на две части по шесть недель и отслужить их в течение трех лет. 159 О. Н. Филиппова Однако, несмотря на описанную выше достаточно гармоничную ситуацию, в Германии существуют две значительные проблемы, связанные с военной службой по призыву. Во-первых, несмотря на развитость АГС, систему военной службы Германии часто критикуют за то, что в ней не существует реальной возможности отказаться от службы в принципе; утверждается, что гражданская служба – всего лишь разновидность военной службы без использования оружия, с присущими первой командно- подчинительными отношениями.

 В Германии стабильно  существует группа людей, которые  утверждают, что по своим убеждениям отрицают службу в принципе, с оружием или без, и что для них не существует варианта на нарушить свои убеждения. Во-вторых, существенной проблемой является неравномерная представленность различных социальных групп в вооруженных силах. Оно обусловлено следующей причиной: как отмечают Сабин Коллмер и Герхард Кюммель, среди тех, кто предпочитает гражданскую службу, преобладают люди с более высоким уровнем образования и социально- экономическим положением. Возможно, именно с этим связана невысокая оценка уровня образования представителей Бундесвера. Что касается второго важного компонента военной службы – службы по контракту, то в Германии, как отмечает Ульрих фом Хаген, выбор профессии офицера является одним из способов социальной мобильности, причем его избирают в основном молодые люди из семей нижнего слоя среднего класса. 2

Заметим, что такую же ситуацию описывал и Моррис Яновиц применительно к США первой половины XX в. В целом, согласно результатам исследования, проведенного SOWI 2004 г., в службе по контракту заинтересованы 30 % юношей и 17 % девушек (варианты ответов «Да, несомненно, заинтересован(а)» и «Да, заинтересован(а) при определенных обстоятельствах») [12, с. 2]. Что касается основных причин выбора службы по контракту, то для тех, кто в ней заинтересован, преобладают следующие мотивы: профессия военного очень интересна (78 %), она обозначает стабильность рабочего места (74 %), возможность развития своих способностей (72 %) и уважение, с которым общество относится к солдатам и Бундесверу (70 %). Отметим, что возможность хорошего заработка влияет на выбор 59 % опрошенных. Напротив, наименее притягательными чертами службы по контракту являются возможность принятия 160 Вестник МГЛУ. Выпуск 25 (604) / 2010 самостоятельных решений (24 %) и возможность путешествовать, бывать в новых местах (38 %). Что касается тех, кто не заинтересован в службе по контракту, то для них наиболее отталкивающими являются такие факторы, как ограничение самостоятельности в принятии решений (68 %), невозможность реализовать свои профессиональные цели (66 %), а также дисциплина (60 %). Военная профессия также достаточно престижна: согласно данным SOWI за 2007 г., 53 % юношей сказали, что они высоко оценивают профессию солдата (офицера); она заняла 11-е место, в то время как самые высоко оцениваемые профессии – врач (85 %), инженер (81 %) и адвокат (82 %). Вообще, следует подчеркнуть, что данной теме посвящено достаточно много исследований, причем заинтересованности молодежи в Бундесвере уделяется особенно много внимания. При этом оцениваются не только общий интерес и побудительные мотивы выбора военной профессии, но и, например, наиболее предпочтительные пути доведения до молодых людей информации о вооруженных силах.

Принимая во внимание проведенный анализ ГВО, можно сделать вывод, что данная проблема действительно характерна для Германии. Так, несмотря на высокие оценки значимости и престижа военной профессии, высокому уровню доверия к военной организации и позитивных оценках ее эффективности, желание слу- жить в армии в целом не слишком велико. Заметим, что такая проблема представляет угрозу социальной безопасности в любой стране, так как ослабляются связи между гражданской и военной сферами общества, а значит, отношения между ними становятся гораздо более хрупкими. В условиях же существования в стране призыва, т. е. необходимости многих граждан непосредственно участвовать в жизни военной организации, угроза безопасности становится еще больше. Однако стоит отметить, что в Германии были приняты меры, позволяющие сгладить негативные последствия гражданско-военного расхождения – налаженная система альтернативной гражданской службы, а также практика разделения срока службы по призыву и учет жизненной ситуации призывника при принятии решения о призыве на службу. Все это позволяет молодым людям без ущерба совместить свои личные интересы с интересами государства; таким образом государству удается не нарушать жизненных планов молодого населения, не отрывать их от создания семьи и построения карьеры; в случае выбора альтернативной службы появляется возможность направить людские ресурсы в те области экономики, в которых они необходимы. В результате также повышается уровень доверия и позитивного отношения к военной организации и институту военной службы. В итоге существование в Германии призыва значительно способствует гармонизации сферы ГВО и сплочению общества, а его продуманная организация и реализация позволяет не допустить возникновения социальной напряженности и уменьшить социальные, политические и экономические угрозы национальной безопасности. Демобилизация военнослужащих и адаптация к гражданской жизни Существующая в Германии гибкая система военной службы по призыву позволяет снизить трудности возвращения к гражданской жизни за счет того, что гражданин не отрывается от нее окончательно во время прохождения службы. Особенно важна здесь возможность и желание руководства военной организации учитывать образовательные и профессиональные интересы призывников и давать возможность реализовать их, несмотря на службу. Проблемы могут вызывать и адаптация к гражданской жизни профессиональных военнослужащих после завершения службы в армии. В Германии данная проблема также возникает, однако приобретает менее острый характер, возможно, за счет существования профсоюзов ветеранов, которые могут оказать реальную помощь в адаптации к гражданской жизни, поиске новой работы и т. д. Вообще, подчеркнем, что тема различных союзов ветеранов и их деятельности активно ис- следуется на Западе и считается одной из важных сфер анализа ГВО. Отметим, что при объединении ГДР и ФРГ описанная выше проблема встала особенно остро; более того, она была значительно осложнена тем, что переход к пятому типу структуры ВС совпал с воссоединением Германии. 3

Таким образом, для немецкого руководства добавилась необходимость создавать единые вооруженные силы. Эта задача была решена путем поглощения военной организацией ФРГ Народной Армии ГДР, что привело к необходимости уволить в запас 162 Вестник МГЛУ. Выпуск 25 (604) / 2010 большую ее часть. Прежде всего были уволены генералы и адмиралы, все офицеры в возрасте старше 55 лет, а также все женщины; всего было уволено 92 000 военнослужащих и 47 000 человек гражданского персонала. Как отмечает Фредерик Цилиан, эти события привели военнослужащих в шоковое состояние . В восточных землях данное поглощение воспринималось как «еще одно проявление западного колониализма» и усугубило и без того острые отношения между двумя частями страны. Выросла социальная напряженность, так как бывшие члены Народной Армии были вынуждены в основном сами устраивать свою судьбу. Сложно оценить влияние данной конкретной проблемы на существующую до сих пор напряженность в отношениях между «старыми» и «новыми» землями, однако она, несомненно, повлияла на ухудшение взаимоотношений. Подобная ситуация особенно опасна тем, что в результате в обществе появляется маргинальная группа бывших военнослужащих, социально незащищенная и потому представляющая значительную угрозу для социальной и политической безопасности. В меньшей степени такая же проблема может возникнуть и в условиях стабильности при непродуманной системе адаптации бывших военнослужащих. Здесь негативным следствием является потеря значительного количества высококвалифицированных специалистов, недостаток которых ощущается во многих сферах, в том числе и ВС. В Германии же принятые государством и обществом меры по оказанию помощи демобилизующимся и уходящим в запас военнослужащим позволили значительно снизить уровень данных угроз. Таким образом, анализ системы гражданско-военных отношений как фактора безопасности в Германии приводит к следующему выводу: система ГВО может служить как источником угроз для безопасности государства на ее различных уровнях, так и (при правильной организации и принятии мер по поддержанию ГВО в гармоничном состоянии) средством для укрепления безопасности государства и предотвращения развития новых угроз.

 

 

 

2.Оборонная политика Германии.

 

Важнейшим инструментом, который активно используется руководством страны для реализации национальных интересов и обеспечения безопасности общества и государства, являются вооруженные силы (бундесвер). В Германии, вследствие стремительно меняющейся ситуации в сфере безопасности, существенно меняются взгляды на цели, условия, допустимые пределы, формы и последствия применения средств вооружённого насилия. Соответствующие официальные установки фиксируются и в документах военно-доктринального характера[3].

Конституционно-правовое предназначение бундесвера много лет назад было закреплено в Основном законе страны. В соответствии с его установками применение бундесвера предусмотрено в следующих случаях:

– для обороны Германии и её союзников;

– в рамках системы коллективной безопасности;

– в условиях внутреннего чрезвычайного положения;

– для оказания ведомственной, служебной помощи (например, если это необходимо полиции или федеральной пограничной охране);

– для борьбы с катастрофами и стихийными бедствиями.

Официально Основной закон ФРГ не допускает боевое применение бундесвера за пределами страны. Вместе с тем сегодня в Германии в качестве исходной посылки для обоснования необходимости изменения предназначения бундесвера нередко используется справедливое и обоснованное утверждение, что одной из главных обязанностей государства является обеспечение безопасности своих граждан. Для достижения этой цели предусматривается и активное использование бундесвера.

В официальном определении оборонной политики подчеркнута роль вооруженных сил в ее реализации: «оборонная политика Германии – это деятельность, направленная на обеспечение безопасности в рамках внешней политики и политики безопасности страны. Вооруженные силы – это существенная часть внешней политики и политики безопасности, направленной на избегание и ликвидацию кризисов и конфликтов».

Сегодня в основу современного определения предназначения и задач бундесвера положено самое широкое видение обороны. Германские специалисты вполне резонно утверждают, чтосовременная оборона не может быть сведена лишь к отпору армии агрессора по периметру границ страны или блока НАТО. Более того, сосредоточение усилий на подготовке к такой обороне характеризуется фактически как анахронизм. В соответствии с Директивой по оборонной политике, «оборона включает в себя предотвращение конфликтов и кризисов, преодоление кризисов совместными международными усилиями». Анализ современной обстановки в сфере политики безопасности, согласно директиве, свидетельствует о наличии асимметричных – в том числе и террористических угроз, – которые могут возникнуть в любое время, в любой точке мира и могут быть направлены против любого человека. Вывод в связи с этим сделан весьма категоричный: безопасность Германии должна обеспечиваться и защищаться в любой точке планеты, в том числе и посредством применения бундесвера.4

Последовавшие уже после выхода директивы характерные заявления главы военного ведомства ФРГ, что «зона действий немецкой армии – весь мир», подтверждают верность провозглашённому курсу.

Руководство Германии предпринимает сегодня усилия, чтобы, используя потенциал действующего законодательства, снять или обойти ряд препятствий, которые каким-либо образом ограничивают использование вооружённых сил для достижения целей политики. В результате определенного толкования действующих правовых актов у федерального канцлера и правительства Германии должна появиться большая свобода действий в вопросах оперативного принятия решения на применение военной силы вследствие частичного исключения законодательной власти из указанного процесса.

Информация о работе Военная безопасность Германии