Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 08:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить регулирование вопросов разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Задачи:
- дать общую характеристику органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- выявить проблемы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления и разграничения их полномочий;
- рассмотреть условия и порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1 Общая характеристика органов государственной власти и
органов местного самоуправления…………………………………………….5
Органы государственной власти……………………………………5
Принципы организации и деятельности органов
государственной власти………………………………………………………...7
1.3 Понятие и система местного самоуправления…………………….12
Глава 2 Разграничение полномочий и взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления……………...15
2.1 Взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления……………………………………………………...15
2.2 Государственный контроль за осуществлением органами
местного самоуправления отдельных государственных полномочий……...26
Заключение……………………………………………………………….28
Список используемой литературы……………………………………...30

Файлы: 1 файл

Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Стр.

 

            Введение…………………………………………………………………3

Глава 1 Общая характеристика органов государственной власти и

органов местного самоуправления…………………………………………….5

    1. Органы государственной власти……………………………………5
    1. Принципы организации и деятельности органов

государственной власти………………………………………………………...7

1.3 Понятие и система местного самоуправления…………………….12

Глава 2 Разграничение  полномочий и взаимодействия органов  государственной власти и органов  местного самоуправления……………...15

2.1 Взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления……………………………………………………...15

2.2 Государственный контроль  за осуществлением органами 

местного самоуправления отдельных государственных полномочий……...26

Заключение……………………………………………………………….28

          Список используемой литературы……………………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Конституция Российской Федерации закрепляет три относительно самостоятельные системы органов, посредством которых народ осуществляет свою власть: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Практика, как отечественная, так и зарубежная, убедительно  доказала, что местное самоуправление не может рассматриваться в отрыве от государственного управления, в состав которого оно фактически входит как часть единого целого. Все полномочия в области местного самоуправления установлены государством, имеют единый источник — государственную власть. Органы местного самоуправления осуществляют функции, носящие публично-правовой характер, свойственный органам публичной власти (принятие общеобязательных решений, установление и сбор местных налогов и т.п.). В этой связи практически невозможно дать четкое разграничение местных дел и дел государственных, решаемых в интересах населения. Вопросы, входящие в компетенцию органов местного самоуправления (здравоохранение, образование, культура, социальная защита населения, жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство и другие), не могут считаться вопросами чисто местного значения и противопоставляться государственным, так как они составляют предмет не только местного самоуправления, но и государственного.

В то же время Конституция  Российской Федерации установила совершенно новый для России статус органов  местного самоуправления, провозгласив принцип, согласно которому они не входят в систему органов государственной власти. Конституционный статус местного самоуправления требует своего глубокого уяснения и развертывания в действующем законодательстве Российской Федерации и ее субъектов.

Тема курсовой работы весьма актуальна на сегодняшний день так как проблема разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления является одной из наиболее важных и вместе с тем малоизученных. Отсутствует законодательно закрепленная система разграничения компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Объектом исследования является система правоотношений, складывающихся в процессе разграничения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Предметом служит система органов местного самоуправления, нормативные акты субъектов Российской Федерации, по вопросам местного самоуправления, организационно-правовые формы разграничения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в рамках федерального и регионального законодательства.

Цель работы - изучить регулирование вопросов разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Задачи:

- дать общую характеристику  органов государственной власти  и органов местного самоуправления;

- выявить проблемы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления и разграничения их полномочий;

- рассмотреть условия и порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Отдельные аспекты взаимоотношения  органов государственной власти и органов местного самоуправления, разграничения полномочий между ними были предметом исследования многих российских и зарубежных ученных таких как Алехин А.П., Козлов Ю.М., Бахрах Д.Н., Авакьян С.А., Якубовский Д., Комаров С. А., Кутафин О. Е. и.т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Общая характеристика органов государственной власти и органов местного самоуправления

 

    1. Органы государственной власти

 

Государство как  одна из форм политической организации  общества, призвана осуществлять управление обществом на основе права с помощью  специальных органов государственной власти1. Система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляются задачи и функции государства, именуется государственным аппаратом. Для выполнения своих функций и задач органы государственной власти наделены властными полномочиями.

На структуру  государственного аппарата и принципы его формирования оказывают влияние  различные факторы исторического, культурного, экономического, политического  и иного характера. На каждом этапе  исторического развития общества в  зависимости от тех конкретных задач и функций, которые выполняет государственная власть, могут меняться характер и структура государственного аппарата, его органов. В демократическом правовом обществе сущность государства, его органов выражается в обеспечении прав и свобод личности, безопасности граждан и общества в целом.

Основным структурным  элементом государственного аппарата является государственный орган. Каждый орган государственной власти представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, осуществляющее строго определенные функции, регламентируемые законодательством.

Органы государственной  власти обладают рядом таких характерных  качеств или признаков, которые  позволяют отличать их от других органов  негосударственных общественно-политических организаций.

Во-первых, порядок  организации и деятельности органов  государственной власти основан  на единстве правовых принципов, закрепленных в конституции страны и других законодательных актах.

Во-вторых, органы государственной власти для выполнения возложенных на них функций и задач наделены государственно-властными полномочиями.

В-третьих, между  органами государственной власти и  функциями государства существует тесная обратная связь.

В-четвертых, органы государственной власти для обеспечения возложенных на них задач и функций располагают необходимыми материальными средствами.

Государственный аппарат включает в себя систему  органов государственной власти, посредством которых осуществляется государственное управление обществом. Органы государственной власти выступают от имени государства, представляя государство в целом как в международных, так и во внутригосударственных отношениях. Решая конкретные задачи и выполняя функции в определенных областях общественной жизни, органы государственной власти таким образом участвуют в решении наиболее общих задач государства в осуществлении его функций.

Органы государственной  власти взаимосвязаны общими правовыми  принципами. Они выполняют функции  и задачи государства в соответствии со своими полномочиями. Органы государства имеют единую правовую базу, а порядок их организации и деятельности определяется конституцией страны и другими нормативно-правовыми актами.

          Структура государственных органов может быть различна. Чем выше место органа в вертикальной иерархии, тем, как правило, сложнее его структура. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с конституцией, законами или другими нормативно-правовыми актами.2

Орган государственной  власти наделен властными полномочиями. Его решения обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и организациями, на которых распространяется компетенция данного органа государства.

Согласно Конституции  РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Эти ветви власти самостоятельны и не вмешиваются в оперативную деятельность друг друга. Реализация принципа разделения их взаимоотношений гарантирует общество от опасной концентрации власти в руках какого-либо одного органа или должностного лица, способного привести к диктатуре и установлению тоталитарного режима.

Органы законодательной  власти России включают Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу) и законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Главная задача этих органов состоит в принятии законов, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Все органы законодательной власти являются выборными, т. е. избираются непосредственно населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Органы исполнительной власти России осуществляют государственную власть в форме организации исполнения законов. К ним относятся Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные комиссии, российские агентства, главы администраций субъектов РФ.

Органы судебной власти России - это Конституционный Суд  РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный  Суд РФ и суды в субъектах РФ. Судебная власть является независимой и самостоятельной ветвью и действует посредством конституционного, уголовного, гражданского и административного судопроизводства.

Существуют еще и  органы государственной власти, которые  не входят ни в одну из трех ветвей власти. К ним следует отнести Прокуратуру РФ, Центральный банк РФ, Счетную палату РФ, Центральную избирательную комиссию РФ.

 

    1.  Принципы организации и деятельности органов государственной власти

 

Правовые принципы организации и деятельности органов  государственной власти следующие:

1. Приоритет  прав и свобод человека и  гражданина. Их непосредственное  действие; обязанность государственных  органов и должностных лиц  признавать, соблюдать и защищать  права и свободы человека и  гражданина. Человек, его права  и свободы по Конституции — высшая ценность, поэтому Конституция ограничивает государственную власть, обязывая ее признавать, соблюдать и защищать эти права, допуская их ограничение только временно и в особо предусмотренных Конституцией исключительных случаях. Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституция также устанавливает, что права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Деятельность органов государственной власти, должностных лиц, органов местного самоуправления должна быть подчинена обеспечению прав и свобод человека и гражданина. При несоблюдении этого принципа вступает в действие механизм судебного конституционного контроля и судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применного или подлежащего применению в конкретном деле. Развивается также практика прямого применения Конституции, прежде всего в сфере защиты прав и свобод граждан и в деятельности других звеньев судебной власти — судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающие на права и свободы граждан. Принцип народовластия. Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации выступает ее многонациональный народ. Это означает, что все конституционные правомочия органов государственной власти и органов местного самоуправления исходят от народа. Народ осуществляет свою власть непосредственно в форме всеобщего голосования (референдума), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. Верховенство Конституции. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Ее верховенство гарантируется Конституционным Судом Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица должны сверять свои юридически значимые действия, прежде всего с Конституцией, руководствоваться ею.

Нормы Конституции  имеют непосредственное применение. Это означает, что органы законодательной  власти при разработке и принятии законов должны руководствоваться  конституционными положениями, т.е. эти  законы не должны противоречить нормам Конституции. А органы исполнительной и судебной власти при применении законов в первую очередь должны руководствоваться нормами Конституции.

3. Принцип разделения властей. Одной из незыблемых основ конституционного строя демократического правового общества является осуществление государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Целями принципа разделения государственной власти являются, во-первых, упорядочение работы государственного аппарата, в том числе специализирование направления деятельности органов государственной власти и, во-вторых, недопущение концентрации государственной власти в одних и тех же органах, чтобы не было произвола и злоупотребления этой властью.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны при осуществлении своих конституционных полномочий. Система разделения властей не нарушает единства государственной власти, а, наоборот, создает определенное равновесие (баланс) между самостоятельными ветвями государственной власти при осуществлении своих полномочий. Разделение государственной власти реально существует, прежде всего, на уровне народовластия, прямого или представительного, выражаемого органами законодательной, исполнительной и судебной власти в форме осуществления своих конституционных функций, а также взаимодействия, взаимного контроля, «сдержек и противовесов» между ними. Законодательные органы издают законы, на основании которых действуют органы исполнительной и судебной власти, осуществляют бюджетный контроль, назначают или утверждают должностных лиц органов исполнительной и судебной власти. Органы исполнительной власти претворяют в жизнь принятые органами законодательной власти законы. Глава государства (президент) утверждает и публикует принятые парламентом законы, вносит в парламент законопроекты, назначает судей, членов правительства, осуществляет помилование и т. д. Органы судебной власти осуществляют правосудие, применяя законы при решении конкретных дел. Высшие органы судебной власти также дают толкование Конституции. А при несоответствии конституции предписаний законов и других нормативно-правовых актов, признают их не имеющими юридической силы.3

Информация о работе Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления