Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 08:08, курсовая работа
Цель работы - изучить регулирование вопросов разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Задачи:
- дать общую характеристику органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- выявить проблемы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления и разграничения их полномочий;
- рассмотреть условия и порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1 Общая характеристика органов государственной власти и
органов местного самоуправления…………………………………………….5
Органы государственной власти……………………………………5
Принципы организации и деятельности органов
государственной власти………………………………………………………...7
1.3 Понятие и система местного самоуправления…………………….12
Глава 2 Разграничение полномочий и взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления……………...15
2.1 Взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления……………………………………………………...15
2.2 Государственный контроль за осуществлением органами
местного самоуправления отдельных государственных полномочий……...26
Заключение……………………………………………………………….28
Список используемой литературы……………………………………...30
4. Принцип законности — основной метод осуществления деятельности органов государственной власти. Принцип законности в деятельности органов государственной власти означает, во-первых, что все органы государства и их должностные лица должны действовать строго в рамках закона, во-вторых, обеспечивать исполнение законов всеми подчиненными организациями и учреждениями, в-третьих, обеспечивать охрану и защиту прав и свобод граждан.
Принцип законности
закреплен в ст. 15 Конституции
Российской Федерации, где сказано:
«Органы государственной
При осуществлении
своих полномочий в отношении
государственных органов
5. Принцип федерализма в организации и деятельности органов государственной власти означает, что:
- все государственные органы образуют единую систему органов государственной власти;
- между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации разграничены предметы ведения (полномочия) — вопросы исключительного ведения Феде рации, вопросы совместного ведения, вопросы исключительного ведения субъектов Российской Федерации;
- во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти органы государственной власти субъектов Российской Федерации равноправны между собой;
- субъекты Федерации самостоятельно устанавливают собственную систему органов государственной власти;
- субъекты Федерации участвуют в формировании федеральных органов государственной власти (выборы Президента Российской Федерации, депутатов.
Государственной Думы Федерального Собрания, представительство в Совете Федерации Федерального Собрания, участие в формировании судейского корпуса, дача согласия на назначение прокурора субъекта Федерации и др.).
6. Принцип равного доступа граждан к государственной службе. Конституция Российской Федерации закрепляет, что граждане Российской Федерации в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой имеют равный доступ к государственной службе. При приеме на государственную службу и при ее прохождении не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Это положение полностью соответствует п. «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.
Вакантная государственная должность замещается на конкурсной основе с учетом профессиональной подготовки и личных качеств.
7. Принцип гласности в осуществлении государственной службы. Принцип гласности означает информирование граждан о деятельности государственных органов и государственных служащих. В средствах массовой информации должна освещаться деятельность государственных органов и государственных служащих, их успехи и недостатки. Гласность в работе государственной службы — необходимое условие повышения общественного мнения о ней, более активного ее участия в деятельности государственных органов, привлечения граждан к управлению государством. Только благодаря гласности может быть установлен общественный контроль за функционированием государственной службы.
В соответствии
с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской
Федерации органы государственной
власти и органы местного самоуправления,
их должностные лица обязаны обеспечить
каждому возможность
1.3 Понятие и система местного самоуправления
Конституция Российской Федерации (ст. 12) закрепляет один из важнейших элементов основ конституционного строя - местное самоуправление, которое выступает самостоятельной формой осуществления народом принадлежащей ему власти.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 3) народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправления отражает ст. 130 (п.1) Конституции Российской Федерации: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г. определяет местное самоуправление как признаваемую и гарантируемую Конституцией России самостоятельную деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.5
Приведенные выше формулировки позволяют сделать вывод о том, что основная цель организации местного самоуправления — широкое привлечение местного населения к самостоятельному решению вопросов местного значения, преодоление сложившейся в годы Советской власти традиции решения всех без исключения вопросов только государственными структурами, ликвидация фактического отчуждения народных масс от повседневного осуществления своей воли и интересов.
Институт местного самоуправления является демократичным, т.к. вовлекает граждан в управление делами общества. В Конституции РФ впервые закреплены нормы, касающиеся народовластия и местного самоуправления. Так, ч. 1 ст. 3 Конституции РФ закрепляет принципиальное положение о том, что многонациональный народ является единственным источником власти в России. А в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ говорится о том, что осуществление народовластия происходит в различных формах - непосредственно, через органы государственной власти, через органы местного самоуправления. В тексте Конституции РФ неоднократно упоминается о местном самоуправлении (ст. 18, ч. 2 ст. 24, СТ.32, ст. 33).
Существенный вклад в возрождение местного самоуправления, регламентацию его сущности, организационных форм и полномочий внесла Конституция России 1993 г. и принятый в развитие ее норм Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Указанный закон определил, прежде всего, систему местного самоуправления в России. Такая система включает в себя, на наш взгляд, законодательную регламентацию и практическое осуществление:
- территориальных пределов местного самоуправления, его разновидностей;
- механизма местного самоуправления;
- основных принципов местного самоуправления;
- полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления;
- гарантий осуществления местного самоуправления.
Принципиальным положением Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» является указание на то, что его система базируется на территориальной основе, в пределах территорий муниципальных образовании. Под муниципальными образованиями Закон (ст. 1) понимает городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Одновременно закон указывает на основные разновидности субъектов местного самоуправления. Ими могут быть:
- городские и сельские поселения;
- части указанных поселений (районы городов, микрорайоны,
кварталы, улицы и т. п.);
- совокупности поселений, объединяемых общей территорией
(районы, уезды, сельские округа — волости, сельсоветы и т. д.).6
Именно эти перечисленные
виды территорий, отличающиеся во многом
от официальных, административно-
Глава 2 Разграничение полномочий и взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления
2.1 Взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления
Среди многих проблем, связанных со становлением и развитием местного самоуправления, одна из них занимает особое место. Это проблема взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в условиях, когда местное самоуправление представляет собой относительно самостоятельный институт власти, организационно обособленный от системы государственных органов.
Вообще говоря, обозначенная проблема не только и не столько собственно проблема формирования такого института народовластия как местное самоуправление, сколько вопрос всей системы государственного устройства.
Статья 3 Конституции по существу закрепила единство власти, назвав носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее многонациональный народ. Там же мы находим и формы осуществления народом своей власти - непосредственно (через референдум и свободные выборы), через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Если первые формы никто оспаривать не решается, то в отношении последней опять возникают ничем не подкрепленные сомнения.
Если полностью отойти от полемики и непредвзято оценить, какова же общая картина государственного устройства России в ее конституционном виде (существенно: в конституционном, но пока не реализованном полностью), то вырисовывается вполне стройная и понятная схема. Есть один источник власти - народ, который отчасти реализует свою власть непосредственно, а отчасти - через создаваемые демократическим путем другие субъекты власти. Последние, в свою очередь, разделены на три уровня - федеральный, региональный и местный, что обусловлено необходимостью “рассредоточения” центров власти с учетом многочисленности и сложности решаемых задач, величины территории России и большого разнообразия исторических, культурных и других особенностей населяющих ее народов. Каждый из названных уровней власти (и это характерно для федеративного государства) решает свои задачи, обладая для этого своими полномочиями, а не транслирует указания “сверху”, как это происходит в унитарном государстве. Федеральный центр занят вопросами, которые важны для России в целом, то есть вопросами обеспечения единой государственности: права и свободы человека, единое экономическое, финансовое и правовое пространство, внешняя политика и внешнеэкономические отношения, оборона и безопасность, обеспечение единства и территориальной целостности. Региональные центры обеспечивают решение всех остальных вопросов, относящихся к ведению государственной власти, применительно к своим конкретным условиям. Местное самоуправление в этой системе занимает отведенную ему нишу, которая существует объективно, - обеспечивает жизнедеятельность населения в местах его компактного проживания. Перечень задач, решаемых нижним уровнем власти, совершенно очевиден и определен ежедневными потребностями жителей. Это - общее образование, минимальный набор медицинских услуг, коммунальное, бытовое и социальное обслуживание населения, благоустройство, местный транспорт и местная связь. Не перечисляя дальше, можно сказать, что это все то, что является общими интересами жителей каждого города, каждого села, поселка и эффективнее всего реализуется на месте. 7
Возвращаясь к более строгим формулировкам, скажем, что необходимость местного самоуправления возникает там и тогда, где и когда усложняются хозяйственные и другие отношения. В условиях единой государственной собственности (социалистический период) необходимости в местном самоуправлении практически нет. В условиях многообразия форм собственности местное самоуправление неизбежно.
До того, как приступить к рассмотрению форм взаимодействия государственной власти и местного самоуправления, заметим еще, что из двух основных составляющих местного самоуправления - властной и хозяйственной - в отличие от государственной власти, преобладает хозяйственная. Власть местному самоуправлению, то есть возможность принимать общеобязательные решения, нужна постольку, поскольку эти решения обеспечивают функционирование муниципального хозяйства и способствуют созданию благоприятных условий проживания граждан в данном населенном месте.
Чтобы понять, как государственная власть может воздействовать на органы местного самоуправления, напомним основные принципы, на которых основана местная власть.
Во-первых, принцип “подзаконности”, то есть функционирования местного самоуправления в рамках, заданных законом.
Во-вторых, принцип “выделенной компетенции” - наличия у органов местного самоуправления собственных полномочий, в пределах которой они самостоятельны.
В-третьих, принцип “ресурсной обеспеченности” - наличия собственных ресурсов, достаточных для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий.
И, в-четвертых, принцип “выборности”, иначе говоря, требование об обязательности выборных органов в системе местного самоуправления.
Итак, как же государственная власть воздействует на органы местного самоуправления, каковы пределы этого воздействия и как при этом учитываются интересы местного самоуправления?
Инструмент воздействия задан первым принципом. Основным инструментом (а в идеальном случае и единственным) должен быть закон. Что это дает тому и другому уровню? Для государственной власти это обеспечивает гарантию того, что местное самоуправление будет функционировать в пределах тех установлений, которые определены принятые этой властью законами. Для местного самоуправления это гарантия от волюнтаристского вмешательства в деятельность его органов государственных чиновников. Закон обеспечивает достаточную стабильность отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Конечно, всегда есть какая-то вероятность несоблюдения закона одной или обеими сторонами. Но такая вероятность нейтрализуется деятельностью прокурорской и судебной систем. В случае возникновения спора ситуация может быть разрешена независимой и непредвзятой стороной.
Информация о работе Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления