Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 17:15, курсовая работа
Актуальность работы в том, что ссуды и кредиты встречаются в нашей повседневной жизни, так как очень развито предпринимательское дело. Цели и задачи банковской системы в основном тождественны целям и задачам управления экономики в целом. Однако банки как подсистемы управления выполняют свои специфические, частные задачи, обеспечивающие общей цели управления экономикой. В своей работе я использовала материалы различных книг, газет и сайтов в интернете. Я исследовала особенности и структуру банковской системы Республики Казахстан.
Введение…………………...……………………………………………….…….3
1.Характеристика банка как специфического предприятия в условиях рыночной экономики
1.1 Банк и банковская система………..……….....................…………………....…5
1.2 Организационно-правовые основы банков…...............…………………..…....9
1.3 Банковское законодательство РК……………...................……………….…...10
2. Банковская система Республики Казахстан
2.1 Особенности банковской системы Казахстана ………….............……..….....16
2.2 Современная банковская система РК................................................................18
2.3 Дальнейшее реформирование банковской системы РК……...............….......19
3. Коммерческие банки
3.1 Коммерческие банки - основное звено банковской системы...............…..…23
3.2 Пассивные операции банков …………………………….........................……23
3.3 Активные операции банков……………………………........................………25
Заключение…………………………………………………………..…….…29
Список использованной литературы………………..………….30
Специализированные финансовые институты (страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании, сберегательные учреждения, общества потребительского и ипотечного кредита, кредитные союзы, кредитные кооперативы, финансовые дома, ломбарды и др.) функционируют в сфере конкретного рынка денежных капиталов, финансовых ресурсов, во многих случаях не занимаются прямым кредитованием клиентов, а форма централизации и привлечения денежного капитала зависят от функциональной задачи.
Выделяя банки по трем основным группам банковской системы важно определить четкую взаимосвязь между группами, которая появляется в результате отношений к денежному, финансовому капиталу. Это значит, что деньги, в своем движении от первоначального вклада на счет, проходя стадии перемещения формируя финансовый капитал, ресурсы, выступая источником финансирования и кредитования, являются объектом управления банками. Банки заинтересованы в эффективном использовании всех денежных средств, проходящих через них, так как это приносит доход, увеличивает интерес к накоплению финансового капитала, ресурсов.
Сложные проблемы банковского дела проясняются в случае полной характеристики банков по типам. В данном случае огромное значение имеет знание “строения “ банка, которое непосредственно влияет на выполняемые функции, совершаемые операции и проявление роли в экономическом развитии страны.
Ниже приводится характеристика типов банков по различным признакам, общим для всех стран:
- по функциональному назначению банки бывают: эмиссионные, депозитные и коммерческие;
- по форме собственности
банки - государственные, кооперативные
- по специализации банки - отраслевые, универсальные, промышленные, торговые, сельскохозяйственные, инвестиционные;
- по выполнению специальных задач банки - инновационные, кассы взаимопомощи, страховые функции;
- по территориальному
признаку банки - городские, муниципальные,
региональные, межгосударственные.(6)
1.2 Организационно-правовые основы банков
Банк как специфическое
предприятие имеет свою
В организации банков в каждой стране особый статус отводится центральному банку - денежно-кредитному институту, выполняющему функции: эмиссия денег, осуществление денежно-кредитной политики в стране, надзор за банками второго уровня, выполнение операций для правительства, хранение золото-валютных резервов страны. Характер деятельности, организационная структура центральных банков и система управления ими определяются законодательством страны и положениями о Центральном банке.
Организация банков второго уровня во многих странах выступает в форме акционерных компаний (корпораций), где обязательными требованиями являются: признание банка как юридического лица, ответственность акционеров в пределах купленных акций, наличие пакета акций и создания
Совета директоров.
Открытие банка (учреждение нового юридического лица) - это сложный процесс, требующий выполнения множества официальных процедур и получения разрешений.
Для учреждения банка в целом необходимы следующие условия и выполнение действий, хотя в отдельных странах могут быть и свои особенности: заявление учредителей на разрешение открыть банк; специальное разрешение уполномоченных органов на возможность открытия банка; разрешение центрального банка; регистрация учредительных документов и лицензия центрального банка на ведение операций банком. Документально представляются обязательные условия об операциях, о величине капитала, численности населения, одобрительной резолюции солидных лиц, экономическое обоснование, деловой план, устав банка, структура банка, сведения о достаточности капитала и перспективах получения прибыли, о компетенции руководящего состава и их профессиональной пригодности.
Основанием для начала
деятельности банка второго уровня является получение лицензии
на осуществление банковских операций
после регистрации его в Книге государственной
регистрации. Новый банк, получив статус
юридического лица, заявляет о своих операциях
в пределах лицензии. (4)
1.3 Банковское законодательство Республики Казахстан
Реформа банковской системы РК с первых лет самостоятельного государственного устройства была предопределена объективными экономическими процессами при переходе к рыночный экономике. Проводимые преобразования в банковской сфере вносят положительный вклад в микро- и макроэкономические процессы. Банки, превращаясь в посредников меду владельцами сбережений и инвесторами, совершенствуют операции по предоставлению финансовых услуг, включающих услуги по расчетам, услуги вкладчикам и заемщикам.
Стимулируя финансовые сбережения и совершенствуя систему размещения финансовых ресурсов, банки должны способствовать оздоровлению экономики, обеспечивая доступ к кредитам жизнеспособным предприятиям и развивающимся новым частным предприятиям.
К моменту распада Советского Союза, а следовательно, его единой банковской системы, в банковскую систему Казахстана входило более ста банков, из которых пять (Сбербанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Внешэкономбанк, Жилсоцбанк) унаследовали дела специализированных банков СССР. Специализированные банки продолжали действовать в качестве государственных учреждений по предоставлению кредитов конкретным государственным предприятиям, так же как и при прежней системе централизованного распределения ресурсов. Вместе с тем, значение коммерческих банков, принявших рыночную ориентацию, неуклонно росло.
Финансовая система республики переходит от почти полной государственной собственности, централизованного принятия решений и учета к системе, определяемой рыночными силами, с правом частной собственности, децентрализованным руководством и распределением кредитов, что позволит улучшить эффективность и финансовую дисциплину в экономике. Переходный период сопряжен с трудностями, требует решительных изменений в инфраструктуре, технологии и оборудовании, правовой и контролирующей системах и, что наиболее важно, переориентации человеческих навыков и отношений на конкуренцию, принятие рискованных решений, учет прибыльности и нововведения.
В 1992 году в Казахстане с отменой специализации банков, существовавшие пять специализированных банков, были воссозданы, в качестве акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежал государственным предприятиям. Кроме того, к концу 1992 года существовало сорок акционерных банков, шестьдесят коммерческих и кооперативных банков (или банков с ограниченной ответственностью) и сорок девять частных банков.
Бывшие специализированные банки продолжали предоставлять ссуды в основном тем же отраслям, что и прежде, что являлось результатом унаследованной этими банками системы специализации, новой структуры собственности (для обеспечения доступа к кредитам крупнейшие госпредприятия приобрели контрольные пакеты акций в бывших специализированных банках в соответствии с основным профилем их деятельности), а также государственной политики распределения кредитов.
Первоначальный этап реформы банковской системы больше связан с предоставлением кредитов и дотаций конкретным государственным предприятиям, отсутствием стимулов к повышению эффективности операций, незавершенностью нормативно-правовой базы. Некоторые банки больше полагались на кредитные ресурсы Национального банка Казахстана, другие банки изменяли свое поведение в соответствии с рыночными принципами, а третьи действовали в качестве казначеев своих собственных предприятий. Конкуренция между банками имела место лишь в небольшой части системы и была слишком слаба, чтобы играть роль движущей силы в перестройке банковской системы в целом.
1993-1994гг. банковская система Республики Казахстан перестраивалась с целью приближения се к системе рыночной экономики. Были приняты: Закон РК «О Национальном банке Республики Казахстан» от 13.04.93г., определяющий роль и место Нацбанка в банковской системе, его задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия. Закон РК «О банках в Республике Казахстан" от 14.04.93г., определяющий принципы функционирования банковской системы республики, права и ответственность банков; Закон РК «О Валютном регулировании» от 14.04 93г., регулирующий правила обращения иностранной валюты на территории республики; ряд других законов и нормативных актов Правительства и Национального банка Республики Казахстан, регулирующих некоторые особенности функционирования банковской системы, правовой основы совершения банковских операций, например. Закон РК «О залоге».
В соответствии с рекомендациями по проведению реформ в банковской системе бывший Сберегательный банк был преобразован в государственно-акционерный Народный банк Республики Казахстан, который стал действовать больше в качестве коммерческого банковского учреждения, принимающего вклады и предоставляющего ссуды, чем раньше, когда основной его ролью было предоставление социальных услуг населению. Также в 1994 году в республике были образованы и стали развивать свою деятельность Эксимбанк (экспортно-импортный банк) и Государственный банк развития. Впоследствии (21 августа 1995года) вышеуказанные банки присоединены с передачей Эксимбанку республики Казахстан всех обязательств Государственного банка развития Казахстана с увеличением уставного капитала банка до пяти млрд. тенге. Шаги реформы банковской системы республики с каждым годом более четко определяли функции и деятельность банков.
Национальный банк РК
почти полностью отказался от
практики направленных и субсидированных кредитов и стал предоставлять
централизованные кредиты банкам через
систему кредитных аукционов, что способствовало
возникновению и развитию конкуренции
между банками.
В то же время Национальный банк Республики
Казахстан в 1995 году проводит политику
укрупнения банков, сокращения количества
мелких акционерных, кооперативных и частных
банков, о чем свидетельствует практика
установления уровней минимального размера
уставного фонда банков. Для уже действующих
мелких коммерческих банков минимальный
размер уставного фонда определен в сумме
300000 американских долларов (более 18,0 млн.
тенге по курсу Нацбанка РК на 30 марта
1995 года), для действующих банков, имеющих
валютную лицензию, сеть своих филиалов
и лицензию на право приема денежных вкладов
населения на уровне !,5 млн. Дол.ларов США
(91,5 млн.тенге по курсу Нацбанка РК на 30
марта 1995 года) и для вновь создаваемых
банков минимальный размер установлен
в сумме 500 тысяч долларов США (30,5 млн. тенге
по курсу Нацбанка РК на 30 марта 1995 года).
Причем, установленный размер минимального
уставного фонда, каждый банк был обязан
набрать к 15 апреля 1995 года после чего,
в случае невыполнения этого требования,
Нацбанк РК будет решать вопрос о дальнейшем
существовании и деятельности таких банков.
Обязательным условием, необходимым для обеспечения эффективной деятельности банковской системы в рыночных условиях, является развитие правовой основы, системы регулирования и контроля.
На последующих этапах проведения реформы в сфере банковской деятельности уже последовали качественные преобразования, направленные на регулирование деятельности банков второго уровня, связанные с разработкой их правовой основы, в которых могла бы действовать, основанная на рыночной экономике, банковская система. Этим усилиям должна служить стратегия банковской реформы, направленная на решение структурных проблем банковской системы. Неопределенность целей и структуры банковской системы, а также ограниченное понимание основных концепций, таких, как кредитный риск, обеспечение кредита, ликвидность, финансовая дисциплина и банкротство серьезно затрудняют задачу создания надлежащей правовой основы. Разрабатываемые механизмы по контролю за соблюдением законов также должны способствовать установлению новых коммерческих взаимоотношении и созданию нормально функционирующей банковской системы. Не оспаривается в банковском деле создание механизмов по облегчению признания и исполнения судебных решений, центральной службы по регистрации залогов; органов по обеспечению кредитов; сбору налогов и выполнению других подобных обязанностей.
Банковская система Республики Казахстан в 1995-1996 годах, в институциональном, функциональном и правовом отношениях претерпевает дальнейшие изменения. К примеру, если до 1995 года количество банков возрастало в республике и на начало 1995 года составило сто восемьдесят четыре банка, различающиеся по способу формирования уставных фондов, то на конец 1995 года уменьшилось и составило сто тридцать.
Институциональные преобразования в банковской системе Республики Казахстан сопровождались ликвидацией обанкротившихся коммерческих банков, закрытием малых частных банков, а также укрупнением банков при соединении уставных капиталов. Соответственно, за этот период сократились и филиалы банков второго уровня по регионам республики с 1026 на конец 1995г. до 949 на конец 1996г. Изменения в банковской сфере за этот период происходили по формированию и объему уставного фонда. На конец 1995 года банков по фактическому уставному фонду до 20 млн. тенге было 69, а на конец 1996 года число их снизилось до 33 банков. В свою очередь, крупные банки, оставались на уровне .(7)
В функциональном отношении за последние годы банки стали расширять свои операции так по традиционным, так и нетрадиционным услугам. Многие банки, получив лицензию Нацбанка РК, занимаются операциями с ценными государственными бумагами, развивают современные расчетные операции с внедрением в оборот векселей, нот центрального банка страны, пластиковых карточек, электронных переводов.
В правовом отношении банковская система
Республики Казахстан в 1995 году укрепляется
новыми законодательными актами государства
и нормативными положениями. Указ Президента
Республики Казахстан, имеющий силу Закона
«О национальном Банке Республики Казахстан»
(30 марта 1995года) и Указ Президента Республики
Казахстан, имеющий силу Закона «О банках
и банковской деятельности в Республике
Казахстан» (31 августа 1995 года). Утвержденные
после пересмотра и дополнения эти акты,
завершили в целом создание фундаментальной
правовой и экономической основы банков
в Казахстане, выделив статус центрального
банка государства, Национального банка
Республики Казахстан, и банков второго
уровня.
Таким образом, банковская система Казахстана
в определенной степени за прошедшие пять-шесть
лет сконструирована по стандартам и модели,
существующих в мировой практике, отвечает
основным принципам рыночной экономики.
Вместе с тем, совершенствование правовых,
организационных основ банков будет продолжаться
в Республике, и это связано со многими
факторами внутреннего и внешнего характера.
При дальнейшем качественном преобразовании в банковском деле в республике важными остаются принципы руководства в банковской системе, ведущая роль Национального банка Казахстана, как главного финансового института, эффективность принятия и исполнения законодательных и нормативных положений об обеспечении кредита, регулировании страховой деятельности, о неплатежеспособности и кредитоспособности.