Законодательный процесс в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - исследования сущности и содержание законодательного процесса.
Задачами курсовой работы являются:
- раскрыть понятие законотворчества;
- рассмотреть стадии законотворческого процесса.
Предмет исследования – конституционно-правовая концепция законодательного процесса в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика законодательного процесса 5
1. 1 Понятие, содержание и значение законодательного процесса 5
1.2 Субъекты законодательного процесса 9
Глава 2. Стадии законодательного процесса 13
2.1 Общая характеристика стадий законодательного процесса 13
2.2 Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации 24
Глава 3. Проблемы совершенствования законодательного процесса 28
3.1 Основные проблемы законодательной деятельности в РФ 28
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 60.65 Кб (Скачать файл)

Решение Суда вносит новое  понимание в особенности реализации стадий законодательного процесса, воплощение конституционных принципов разделения и согласованного функционирования ветвей власти на федеральном уровне. Развивается понимание места  и роли Президента как гаранта  Конституции применительно к  законодательному процессу: включается в понятийный аппарат российского  конституционного права понятие "вето Президента", а также вводится новое, ранее не известное науке  и практике понятие "возвращение  Президентом принятого Федеральным  Собранием федерального закона без  рассмотрения". Данное Конституционным  Судом толкование Основного закона позволило упорядочить законодательную  процедуру в российском парламенте, достаточно определенно установив  права и обязанности участников законодательного процесса. Официальное  разъяснение положило конец конфликту  между Президентом и палатами Федерального Собрания относительно прав и обязанностей сторон на стадии подписания и обнародования Президентом  принятых федеральных законов.

Одним из важных условий совершенствования  законодательства является овладение  системой определенных требований, предъявляемых  к процессу создания законов и  подзаконных актов. Эти требования, выработанные в течение веков  различными государствами, концентрированно формулируются в отрасли знания, именуемой законодательной техникой.

Проблемы существуют и  в  юридической технике. Единство правовой системы Российской Федерации  не в последнюю очередь обеспечивается единством терминологии, языка законотворчества, едиными стандартами оформления законов.

В этой сфере накопилась масса  проблем. Каких-либо стандартов оформления регионального законодательства не существует, и здесь царит настоящая  неразбериха. Готовя к изданию сборники законодательства субъектов Российской Федерации, мы находим в них и  редакционные огрехи, и технические  ошибки.

Отнюдь не благополучно обстоят  дела и с опубликованием принимаемых  нормативных актов. Далеко не все  законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации  имеют официальный орган для  опубликования своих решений. Еще  меньше тех, кто издает на регулярной основе бюллетени или сборники законодательства. В итоге граждане подчас лучше  информированы о федеральном  законодательстве, чем о решениях своего регионального законодательного органа.

Подводя итог сказанному, необходимо сказать, что у каждой обозначенной проблемы есть определенный, а в  некоторых случаях и не один путь разрешения. Не разрешаются данные проблемы, в основном, по двум причинам: экономической и политической. Порой  на решение проблемы просто нет средств, а порой принятие тех или иных мер противоречит политике определенных чиновников, которые всеми силами стараются противодействовать принятию таковых мер.

Заключение

Резюмируя изложенное выше можно  сделать следующие выводы:

1. Законодательный процесс  состоит из структурных компонентов организационно-процессуальной деятельности, последовательность и обязательность которых установлены, как правило, законами и иными принятыми в соответствии с иными нормативными актами; осуществляется специальными субъектами; результатом является создание акта высшей юридической силы – закона.

2. В Российской Федерации Конституция устанавливает основы законодательного процесса и определяет круг его субъектов. Субъектами законодательного процесса являются субъекты права законодательной инициативы, а также в некоторых случаях граждане и их объединения.

3. Как любой юридический процесс и как процедура законодательный процесс имеет свои стадии. Процедуры законодательного процесса, составляющие содержание его стадий, регламентируются нормами Конституции. Детально весь законодательный процесс определяется в Регламентах Государственной Думы и Совета Федерации. Стадию законодательного процесса в самом общем виде можно определить как некую совокупность процессуальных действий, способствующих достижению определенного правового результата. Каждая отдельно взятая стадия, осуществляемая в определенных временных границах, представляет собой законченный этап законодательной деятельности и характеризуется относительной самостоятельностью и специфической целенаправленностью.

4. Законодательный процесс в субъектах Федерации является разновидностью правотворческого процесса и представляет собой систему процедур, последовательно осуществляемых органами государственной власти и связанных с рассмотрением законопроектов, их опубликованием и вступлением в силу. Конституция РФ закрепляет общие принципы и отдельные формы нормотворчества субъектов Федерации, а также круг вопросов, которые регулируются нормативными правовыми актами субъектов. Наиболее часто используемыми источниками и ориентирами нормотворчества субъекта Федерации являются федеральные конституционные и федеральные законы.

5. В законодательной деятельности  достаточно много проблем: серьезной  проблемой является неоправданная  федеральная законотворческая активность, понятийной определенности законодательства, модельная сбалансированность запретительных  и разрешительных норм в нашем  законодательстве, а также законов  и подзаконных нормативных актов,  а наиболее остро встает проблема  исполнения законов.

Процесс законотворчества - это сложный социальный процесс, сочетающий в себе действие законов  объективной действительности и  субъективную волю законодателя. Только принятие объективно обусловленных  выражающих общественные потребности  законов может служить основой  эффективного законотворчества, основным показателем которого является реальное действие закона.

Список  литературы

1. Нормативные правовые акты

1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России : принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с изм. и доп. – М.: Российская газета. – 2009. - N 7.

2. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 № 5-ФКЗ // "Собрание законодательства РФ", 23.06.2003. - N 25, ст. 2564.

3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ   // "Российская газета", 19.10.1999. - N 206.

4. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994.-  N 8, ст. 801.

5. По делу о толковании отдельных положений ст.107 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 № 10-П // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 18. - ст. 2253.

6. Регламент Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации от 22.01.1998 года // "Российская газета" 25.02.1998 - N 37.

 

2. Учебная, научная литература

7. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебн. курс: В 2 т. - М.: Юристъ, 2006. - 719 с.

8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для юридичесикх вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2006. – 752 с.

9. Конституционное право России: учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 544 с.

10. Крашенинников П.В. Федеральный законотворческий процесс. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Статус. - 2009. - 184 с.

11. Сухарев А.Я. Большой юридический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 858 с.

12. Чиркин В.Е. Конституционное право России. - М.: Юристъ. - 2008. - 444 с.

13. Абрамова А.И. Современный законодательный процесс Российской Федерации и проблемы их совершенствования. // Журнал российского права. - 2007. - № 2. - С.14.

14. Абрамова А.И. Взаимодействие палат российского парламента в современном законодательном процессе // Журнал российского права. 2008. № 7. с.19-45.

15. Анциферова О.В. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 5, с.39-41.

16. Карлин А.Б.. Организация законопроектной деятельности Кабинета министров Канады//Журнал Российского права. -2004 -  №5. - С. 120 – 129.

17. Колесников Е.В. , Пажетных Д.В. Участие Совета Федерации в законодательном процессе // Конституционное и муниципальное право. 2009. - № 10, с.18-21.

18. Путятина А.Г. Законодательный процесс как сфера взаимодействия различных ветвей власти // Конституционное и муниципальное право. - 2009. -  № 17. - с.45.

19.   Хабьбуллина Г.Р.. Законодательные предложения в системе стадий законодательного процесса // Правовая политика и правовая жизнь. – 2008. – № 4 - с. 107.

20. Югов А.А., Игишев К.А. Грани соотношения понятий «законодательный процесс» и «законопроектный процесс» в РФ // Адвокатская практика. 2007. - № 2,  с.21-26.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России : принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с изм. и доп. – М.: Российская газета. – 2009. - N 7.

2 Путятина А.Г. Законодательный процесс как сфера взаимодействия различных ветвей власти // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 17. - с.45.

3 Чиркин В.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ. - 2008. - 444 с., С. 221—223.

4 Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России : принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с изм. и доп. – М.: Российская газета. – 2009. - N 7., ст.108

5 О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994.-  N 8, ст. 801.

6 А.Б.Карлин. Организация законопроектной деятельности Кабинета министров Канады//Журнал Российского права. -2004 - №5. - С. 120 – 129.

7 Крашенинников П.В. Федеральный законотворческий процесс. 2-е изд., испр. и доп. М.: Статус. - 2009. - 184 с.

8 Путятина А.Г. Законодательный процесс как сфера взаимодействия различных ветвей власти // Конституционное и муниципальное право. - 2009. -  № 17. - с.46.

9 Путятина А.Г. Законодательный процесс как сфера взаимодействия различных ветвей власти // Конституционное и муниципальное право. - 2009. -  № 17. - с.47.

10 Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России : принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с изм. и доп. – М.: Российская газета. – 2009. - N 7.

11 Путятина А.Г. Законодательный процесс как сфера взаимодействия различных ветвей власти // Конституционное и муниципальное право. - 2009. -  № 17. - с.48.

             12 О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 № 5-ФКЗ // "Собрание законодательства РФ", 23.06.2003. - N 25, ст. 2564.

13 Хабьбуллина Г.Р.. Законодательные предложения в системе стадий законодательного процесса // Правовая политика и правовая жизнь. – 2008. – № 4, с. 107.

14 Абрамова А.И. Современный законодательный процесс Российской Федерации и проблемы их совершенствования. // Журнал российского права. - 2007. - № 2. - С.14.

15 Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России : принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с изм. и доп. – М.: Российская газета. – 2009. - N 7.

16 Регламент Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации от 22.01.1998 года // "Российская газета" 25.02.1998 - N 37.

17 Регламент Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации от 22.01.1998 года // "Российская газета" 25.02.1998 - N 37.

18 Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России : принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с изм. и доп. – М.: Российская газета. – 2009. - N 7.

19   Регламент Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации от 22.01.1998 года // "Российская газета" 25.02.1998 - N 37.

.

21 Конституционное право России: учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 544 с., С. 384-387.

22 Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России : принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с изм. и доп. – М.: Российская газета. – 2009. - N 7.

23 Конституционное право России: учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 544 с., С. 387-389.

24 Конституционное право России: учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 544 с., С. 389-392.

25 Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России : принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с изм. и доп. – М.: Российская газета. – 2009. - N 7.

26 Чиркин В.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ. - 2008. - 444 с., С. 380-381.

27 Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России : принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с изм. и доп. – М.: Российская газета. – 2009. - N 7.

28 Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ   // "Российская газета", 19.10.1999. - N 206.

29 Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России : принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с изм. и доп. – М.: Российская газета. – 2009. - N 7.

30 По делу о толковании отдельных положений ст.107 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 № 10-П  // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 18. - ст. 2253.

 


Информация о работе Законодательный процесс в РФ