Законодательный процесс в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - исследования сущности и содержание законодательного процесса.
Задачами курсовой работы являются:
- раскрыть понятие законотворчества;
- рассмотреть стадии законотворческого процесса.
Предмет исследования – конституционно-правовая концепция законодательного процесса в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика законодательного процесса 5
1. 1 Понятие, содержание и значение законодательного процесса 5
1.2 Субъекты законодательного процесса 9
Глава 2. Стадии законодательного процесса 13
2.1 Общая характеристика стадий законодательного процесса 13
2.2 Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации 24
Глава 3. Проблемы совершенствования законодательного процесса 28
3.1 Основные проблемы законодательной деятельности в РФ 28
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 60.65 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

по  дисциплине Конституционное право

на  тему

«Законодательный процесс в РФ»

 

 

 

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика законодательного процесса 5

1. 1 Понятие, содержание и значение законодательного процесса 5

1.2 Субъекты законодательного процесса 9

Глава 2. Стадии законодательного процесса 13

2.1 Общая характеристика стадий законодательного процесса 13

2.2 Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации 24

Глава 3. Проблемы совершенствования законодательного процесса 28

3.1 Основные проблемы законодательной деятельности в РФ 28

Заключение 32

Список литературы 34

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопросы процедур законодательного процесса в Российской Федерации  на сегодняшний день являются одними из самых дискуссионных в конституционном  праве.

Законодательный процесс  в Российской Федерации – деятельность по созданию закона и совершенствованию  его в процессе реализации путем  внесения изменений в ходе работы с законопроектом. По результатам законотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Тема законотворчества, как никогда, актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы. Законодательному процессу характерен ряд юридически значимых признаков: состоит из структурных компонентов организационно-процессуальной деятельности, осуществляется специальными субъектами; результатом является создание акта высшей юридической силы – закона. Таким образом, цель законодательного процесса - создание управомоченными субъектами совместного продукта сопряженной интеллектуальной деятельности – закона.

Цель данной курсовой работы - исследования сущности и содержание законодательного процесса.

Задачами курсовой работы являются:

- раскрыть понятие законотворчества;

- рассмотреть стадии законотворческого  процесса.

Предмет исследования – конституционно-правовая концепция законодательного процесса в Российской Федерации.

Объект исследования –  нормы конституционно-правового  характера, научная литература, посвященная  вопросам взаимодействия палат Российского Парламента, процедурам участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе.

Методологической основой  курсовой работы являются методы анализа и синтеза, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы.

Несмотря на значимость проблем  теории и практики законотворчества субъектов РФ, ее теоретическая разработка в научной литературе в настоящее  время носит преимущественно  фрагментарный характер. Это во многом обусловлено относительной "молодостью" проблемы, ее новизной. В то же время, интерес к указанной проблематике достаточно высок и устойчив. В  целом степень разработки темы нельзя признать достаточной.

В российской научной литературе проблемы законодательного процесса в  Российской Федерации рассматриваются  в монографиях, диссертациях, статьях, учебниках. За последние годы опубликовано большое количество статей, посвященных  порядку взаимодействия палат Российского  Парламента, процедурам участия субъектов  Федерации в федеральном законодательном  процессе, вопросам разрешения разногласий  по рассматриваемым законопроектам. Теория правотворчества, теория закона, а также различные аспекты законотворчества субъектов РФ и иные проблемы разрабатываются в работах Абрамовой А.И., Авакьяна С.А., Анциферовой О.В.,  Баглая М.В., Крашенинникова П.В., Кокотова А.Н., Кукушкина М.И., Путятиной А.Г., Чиркина В.Е. Труды указанных мыслителей составили теоретическую базу курсовой работы.

Данная работа состоит  из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В настоящей работе исследован порядок осуществления стадий законодательного процесса в Российской Федерации, проблемы его совершенствования, значение и содержание законодательного процесса.

Глава 1. Общая характеристика законодательного процесса

1. 1 Понятие, содержание и значение законодательного процесса

 

В демократическом правовом государстве каждая из ветвей власти выполняет свои функции, обладая  в очерченном для нее конституционно-правовом пространстве собственными предметами ведения и конкретным объемом  полномочий. Это, однако, не исключает  существования пересекающихся сфер общественных отношений, где все  три ветви власти, действуя на основе универсального по своему значению конституционного принципа разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции  РФ1), в то же время тесно взаимодействуют в рамках строго отведенных им полномочий для достижения единых конституционно значимых целей. Одной из таких сфер является законотворчество.

Законотворчество - юридическая  форма государственно-властной деятельности посредством выявления, формирования и утверждения воли народа в виде общеобязательных (законодательных) правил. Необходимость адекватного и  полного выражения воли народа в  законе, обеспечение в нем должного баланса интересов различных  социальных групп, публично-территориальных  образований, учет всех возможных положительных  и отрицательных последствий  введения законодательного регулирования, формирование уже на стадии принятия законодательного решения условий  для как можно более полного  достижения его целей в последующей  правоприменительной практике, защита от принятия произвольных (несправедливых, несоразмерных, непропорциональных) законов  настоятельно требуют сотрудничества всех органов государственной власти в законодательном процессе при их подчиненности общим конституционным целям.2

В юридической литературе имеются различные терминологические  варианты наименования процедуры принятия законов, В. Е. Чиркин, например, говорит  о законодательном процессе и  других формах работы парламента, полагая, что главной формой работы парламента является законодательствование. При  этом он использует термин «процесс законодательства»3. Конечно, законодательный процесс отражает и является проявлением форм деятельности парламента. Однако сводить деятельность парламента только к этой форме деятельности — явно не достаточно.

Достаточно широко понимает суть законодательного процесса Б. А. Страшун. По его мнению, законодательный процесс  как юридическое понятие необходимо строго отграничивать от общесоциального  понятия законотворчества. Законодательный  процесс, как и любой юридический  процесс, имеет два значении: 1) порядок  деятельности (в данном случае - по созданию закона) и 2) сама эта деятельность. Она  осуществляется законодательным органом  — парламентом и главой государства  при возможном в определенных случаях участии правительства  либо, в редких случаях, — посредством  процедуры референдума. Законотворчество — более широкое понятие, ибо  охватывает деятельность, подчас не регулируемую, и не исчерпывается собственно созданием  закона, а включает оценку его эффективности  и возможную последующую корректировку. Если продолжать анализ проблемы с точки зрения терминологического ее обозначения, то, например, в Регламенте Государственной Думы применяется термин «законодательная процедура».

Такой вариант также возможен, имея в виду семантическую близость терминов «процесс» и «процедура».

Наиболее оптимальным  является следующее определение  законодательного процесса — это  упорядоченная деятельность парламента по принятию федерального закона, включающая ряд последовательных стадий (этапов): внесение законопроекта, рассмотрение законопроекта, принятие федеральных  законов, подписание и обнародование  федеральных законов. Конституцией РФ предусмотрено три вида законов  Российской Федерации:

федеральные законы;

федеральные конституционные  законы;

законы РФ о поправках  к Конституции РФ.

Федеральные законы составляют основной законодательный массив, над  которым работают парламентарии. Они  принимаются простым большинством голосов.

Федеральные конституционные  законы впервые были закреплены в  конституционном законодательстве Конституцией РФ 1993г. Их исчерпывающее  число и предмет регулирования  прямо установлены Конституцией РФ. К ним относятся законы: об условиях и порядке введения чрезвычайного  положения на территории РФ или в  ее отдельных местностях (ст. 56 и 88); о принятии в РФ и образовании  в ее составе нового субъекта, а  также об изменениях в составе  РФ (ст. 65, 66, 137) и т.д. Для того чтобы  принять ФКЗ требуется квалифицированное  большинство голосов парламентариев — не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и ⅔ от общего числа депутатов Государственной  Думы. Принятый федеральный конституционный  закон не может быть отклонен Президентом  РФ4.

Законы о поправках  в Конституцию РФ имеют целевое  значение по изменению Конституции  РФ. Порядок их принятия аналогичен порядку принятия федеральных конституционных  законов.5

Регламент Государственной  Думы развивает и конкретизирует положения и  нормы Конституции  Российской Федерации, касающиеся законодательного процесса, его основных стадий.

Регламент же Совета Федерации  выделяет процессуальные моменты, характеризующие  участие Совета Федерации в законодательном  процессе: несмотря  на то, что Совет  Федерации не создает, не принимает  федеральных законов,  его участие  в законодательном процессе чрезвычайно  важно, так как без него  немыслим сам законодательный процесс.

Участие в законодательном  процессе должно рассматриваться в  качестве одного из приоритетных  направлений  деятельности правительства любого государства, ориентирующегося на соблюдение принципов демократии и законности6.

Основными логико-хронологическими структурными компонентами организационно-процессуальной деятельности в ходе разработки законопроекта  и продвижения его от замысла  до того качественного состояния, которое  позволяет считать проект закона собственно законом, вступившим в силу, являются этапы, стадии и процедуры7.

Этап - совокупность логически  связанных мероприятий, которые  составляют содержание деятельности, позволяющей решать стратегически  значимые задачи законопроизводства.

Стадия - составная часть  этапа; образующие ее содержание мероприятия  имеют характер тактических действий и решений, формирующих качества будущего закона.

Процедура - элементарное процессуальное действие, представляющее собой конкретные оперативные приемы и средства, которые  обеспечивают выполнение тех задач, которые необходимо решать для достижения целей на соответствующих стадиях  и этапах.

Таким образом, можно выделить следующие общие признаки законодательного процесса: состоит из структурных  компонентов организационно-процессуальной деятельности, последовательность и  обязательность которых установлены, как правило, законами и иными  принятыми в соответствии с иными  нормативными актами; осуществляется специальными субъектами; результатом  является создание акта высшей юридической  силы – закона.

1.2 Субъекты законодательного процесса

В Российской Федерации Конституция  устанавливает основы законодательного процесса и определяет круг субъектов  законодательного процесса.

К субъектам законодательного процесса относятся его участники, действия которых направлены на создание закона. В их число могут входить  государственные органы, должностные  лица, граждане, различные общественные политические силы: политические партии, общественные организации и т.д.

Все субъекты законодательного процесса можно разделить на следующие  группы:

- в обязательном порядке  участвующие в законодательном  процессе;

- участвующие в законодательном  процессе в силу специфики  конкретного законодательного акта.

К первой группе относятся  те субъекты, чье участие в законодательном  процессе обусловлено их компетенцией, ролью, которую они играют в жизни  государства, - это депутаты парламента, палаты, комитеты, комиссии, глава государства, а также иные органы, непосредственно  связанные с движением закона от реализации права законодательной инициативы до опубликования. Данные органы и лица всегда участвуют в законодательном процессе, поскольку это связано с их обязанностями. Исполнение возложенных обязанностей не исключает того, что в этом же процессе они могут реализовывать предоставленные им права. Например, депутат Государственной Думы в России после осуществления права законодательной инициативы принимает участие в работе комитета и участвует в голосовании8.

Вторую группу составляют те субъекты, чье участие в создании закона связано со спецификой конкретного  законодательного процесса.

Последняя может быть вызвана  видом нормативного акта (конституция, поправка к ней), важностью общественных отношений, подлежащих регулированию, процедурой принятия закона, особенностями  сферы деятельности государства  и общества.

При этом все субъекты законодательной  инициативы:

1) участвуют в этом процессе  в силу своих полномочий, установленных,  как правило, конституцией и  принятыми в соответствии с  ней иными законами;

2) совершают в рамках  законодательного процесса действия, всегда взаимосвязанные, взаимообусловленные  выполнением другими субъектами  процесса возложенных на них  полномочий, т.е. действия, предпринимаемые  субъектами, в полной мере приобретают  логическую оправданность, значимость  и целесообразность только при  завершении всего процесса в  целом;

3) действуют в рамках  нормативно определенных процедур, вызывают юридически значимые  последствия;

4) действуют с целью  создания закона.

Субъективное право инициатора состоит в том, что он свободен в выборе времени для реализации своей инициативы. Он может воспользоваться  предоставленным ему правом, но может  и воздержаться от этого. Только наличие  объективного интереса в решении  какой-либо социальной задачи юридическими средствами, в сочетании с субъективным интересом инициатора к этому  предмету, формирует решение субъекта права законодательной инициативы использовать это право.9

Государственные органы и  должностные лица могут приобрести статус субъектов законодательного процесса, в силу возложенных на них обязанностей. Так, согласно Конституции РФ (ст. 108)10 Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает федеральные конституционные законы, а также федеральные законы по вопросам, указанным в ст. 106 Конституции РФ. При принятии прочих федеральных законов вне зависимости от того, принял ли фактически Совет Федерации закон к рассмотрению в течение 14 дней или нет, указанный орган является участником законодательного процесса в силу ч. 2 ст. 105 Конституции РФ.

Информация о работе Законодательный процесс в РФ