Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 23:23, реферат
В современном мире все большее распространение получают многоуровневые системы государственного управления. Основой отношений между уровнями власти в любом государстве является вопрос о распределении полномочий, ответственности и гарантии их деятельности. В настоящее время принципом формирования компетенции каждого уровня власти является наибольшая эффективность выполнения на соответствующем уровне определенных функций и задач.
Существенное развитие местное самоуправление в Европе получило только после окончания Второй мировой войны. В последние десятилетия на фоне процесса общеевропейской интеграции практически во всех европейских государствах проявилась тенденция к еще большему увеличению роли местного самоуправления. Как федеративные, так и унитарные государства все активнее используют местные органы власти в процессе государственного управления. Такая политика была обусловлена применением нового принципа институциональной организации государства и общества — принципа субсидиарности.
Необходимость согласования
действий местного уровня управления
реализуется посредством таких
государственных механизмов, как
прогнозные схемы, карты размещения
производительных сил (автострады, высшие
учебные заведения и др.), а
также программы приоритетных действий
в ряде секторов. Эти механизмы
стали опорой для политики договорных
отношений между уровнями управления,
которая реализуется как в
форме неформального
Взаимодействие на неформальной
основе обусловлено необходимостью
согласования действий в отношении
тех полномочий, которые оправдывают
участие нескольких административных
уровней. В частности, это относится
к строительству и
Чтобы добиться добровольного
участия региональных властей в
осуществлении крупных проектов
в области строительства, во Франции,
государство активно использует
механизм договоров планирования. В
договорах устанавливаются
Институциональные гарантии
децентрализованных властей во Франции
установлены принятием с 1982 по 1986
гг. более сорока законов, в том
числе Закон от 2 марта 1982 г. о правах,
свободах коммун, департаментов и
регионов, а также триста декретов
о местных административно-
Наиболее острой во Франции
остается тема финансовых гарантий, которая
является предметом многочисленных
споров между правительством и членами
выборных органов местного уровня.
Государственный сектор местного уровня,
где занято около 1,6 млн. служащих, располагает
ежегодным бюджетом более 800 млрд. франков,
что составляет 10% от ВВП. До начала
90-х годов местные бюджеты
Почти 90% от всех доходов местных
административно-
Ожидается, что в ближайшие
годы регулирование государством
местного налогообложения (компенсация
административно-
Во Франции дотации
от государства в настоящее время
сознательно ограничиваются. Финансирование
расходов, связанных с передачей
полномочий, обеспечивалось ростом налоговых
поступлений местных
Недостаточность доходов
местных административно-
До принятия Конституции
1978 года Испания следовала французскому
образцу с его строгой
После принятия Конституции 1978 года территориальное устройство государства резко изменилось — на смену централизации пришла политико-административная децентрализация. В Испании были созданы 17 автономных региональных областей со своими органами управления, законодательной и исполнительной властью, реализующих собственные полномочия. Далее следуют провинции и муниципалитеты.
Законодательное регулирование
местной автономии
Определение компетенции
испанских провинций и
В полном соответствии с принципом
субсидиарности испанские муниципалитеты
могут осуществлять любую деятельность
и оказывать любые публичные
услуги при условии, что они удовлетворяют
потребности и запросы жителей.
К компетенции испанских
— обеспечение безопасности в общественных местах;
— организация транспортного и пешеходного движения на городских улицах;
— гражданская оборона, предупреждение и тушение пожаров;
— городское благоустройство; строительство и содержание жилья, парков и садов; мощение городских улиц и площадей и эксплуатация и ремонт шоссейных и проселочных дорог;
— сохранение культурно-художественного наследия;
— охрана окружающей среды;
— обеспечение работы скотобоен, ярмарок и продовольственных рынков, защита интересов пользователей и потребителей;
— охрана общественного здоровья;
— участие в управлении
службой медицинской
— содержание кладбищ и бюро ритуальных услуг;
— оказание социальных услуг, организация службы социальной реабилитации;
— организация служб поддержания чистоты, сбора и переработки отходов, канализации и очистки сточных вод;
— содержание общественного городского транспорта;
— содержание культурных и спортивных сооружений и проведение мероприятий; организация досуга; туризм;
— участие в разработке
общеобразовательных программ и
сотрудничество с органами образования
в строительстве и содержании
государственных учебных
Существует градация муниципалитетов в отношении выполняемых ими функций в зависимости от численности населения:
— во всех муниципалитетах: уличное освещение, содержание кладбищ, служба разных видов уборки, доставка питьевой воды в жилые дома, канализация, транспортная связь с центром населенного пункта, мощение улиц и площадей и контроль качества продовольственных продуктов и напитков;
— в муниципалитетах с населением свыше 5000 человек к функциям местных органов власти добавляются гражданская оборона, оказание социальных услуг, предупреждение и тушение пожаров, строительство спортивных общественных сооружений;
— в муниципалитетах с населением свыше 50 000 человек — городской пассажирский транспорт и охрана окружающей среды.
Провинции являются вспомогательными и координирующими органами по отношению к муниципалитетам. Их отличительными задачами являются обеспечение соблюдения принципов солидарности и межмуниципального равновесия в рамках социально-экономической политики, в частности: обеспечение на всей территории комплексного и качественного набора услуг, входящих в компетенцию муниципалитета, участие в координационной работе органов местного самоуправления с органами государства и автономных региональных объединений.
В испанской конституции
устанавливается, что муниципалитеты
и провинции пользуются автономией
при ведении своих дел и
гарантируется автономия
Органы местного самоуправления имеют право оспорить в судах административной юрисдикции любые нормативные акты и регламенты, которые принимаются в ущерб местной автономии. В Законе об административной юрисдикции от 13 июля 1988 года устанавливается, что территориальные органы местного самоуправления наделены правом оспаривать нормативные акты и постановления, которые ущемляют их автономию, издаваемые органами государственной власти и региональных автономных объединений, а также государственными учреждениями, являющимися юридическим лицом.
До 1999 г. органы местного самоуправления
не могли обжаловать законы, издаваемые
государством или одним из региональных
автономных объединений, нарушающие их
автономию. У них была только косвенная
и неэффективная возможность
«поставить вопрос» перед Конституционным
Судом о несогласии с законами
государства или региональных автономных
объединений в том случае, когда,
по их мнению, эти законы ущемляли их
автономию, гарантированную конституцией.
Но поставить вопрос означало всего
лишь призвать Национальную комиссию
по местной администрации (постоянный
орган, обеспечивающий сотрудничество
между государственной и
В 1999 г. был изменен закон о Конституционном суде. Органам местного самоуправления теперь разрешено поднимать вопрос «о конфликте в защиту местной автономии», то есть речь идет уже не об обжаловании неконституционности, а о конфликте с технической точки зрения.
Данное право предоставлено тем муниципалитетам, которых «закон касается исключительно», или в том случае, если они составляют не менее 1/7 от всех, кого касается оспариваемая норма, и, кроме того, на их территории проживает не менее 1/6 официально зарегистрированного населения, на которое эта норма распространяется.
Этим правом также наделены и те провинции, которых «закон касается исключительно», или в том случае, если они представляют не менее 1/2 всех провинций и, кроме того, не менее 1/2 населения, подпадающего под действие данного закона.
Для постановки вопроса о конфликте необходимо получить заключение Государственного совета или соответствующего ему консультативного органа регионального автономного объединения. В данном заключении должно быть сказано, нарушена или нет местная автономия, и если нарушена, то в чью компетенцию входит этот вопрос. В случае если суд установит, что спорный закон нарушил местную автономию, он должен будет вынести и постановление о разрешении ситуации, создавшейся в результате нарушения автономии спорным законом.