Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 23:23, реферат
В современном мире все большее распространение получают многоуровневые системы государственного управления. Основой отношений между уровнями власти в любом государстве является вопрос о распределении полномочий, ответственности и гарантии их деятельности. В настоящее время принципом формирования компетенции каждого уровня власти является наибольшая эффективность выполнения на соответствующем уровне определенных функций и задач.
Существенное развитие местное самоуправление в Европе получило только после окончания Второй мировой войны. В последние десятилетия на фоне процесса общеевропейской интеграции практически во всех европейских государствах проявилась тенденция к еще большему увеличению роли местного самоуправления. Как федеративные, так и унитарные государства все активнее используют местные органы власти в процессе государственного управления. Такая политика была обусловлена применением нового принципа институциональной организации государства и общества — принципа субсидиарности.
В случае выявления существенных нарушений в бюджете, принимаемом местными органами, префект может обратиться в специальный судебный орган — Региональную счетную палату, констатирующую нарушение бюджетных норм и санкционирующую действия префекта по самостоятельному установлению бюджета префектом.
За ненадлежащее выполнение
местными органами своих функций
законодательство предусматривает
применение санкций: отстранение от
должности глав местной администрации,
отдельных муниципальных
На практике такая мера,
как роспуск местного представительного
органа, обычно используется в случае
неспособности обеспечить нормальное
управление работой коммуны. В течение
7 дней после роспуска совета префект
назначает специальную
В Испании местные органы
власти являются юридическими лицами,
обладают автономией, которую им гарантирует
конституция. Органы местного самоуправления
избираются всеми жителями. Ни государство,
ни административно-
Контроль над деятельностью
органов самоуправления осуществляется
путем оспаривания принимаемых
ими постановлений и
Контроль над хозяйственно-
Если орган самоуправления
не выполняет обязательства, налагаемые
законом, в форме, затрагивающей
компетенцию органов власти вышестоящих
уровней управления, и когда соответствующее
обязательство гарантировано
Если по истечении данного срока, который не может быть меньше одного месяца, положение не улучшается, соответствующие органы государственной власти принимают необходимые меры за счет и вместо органа местного самоуправления.
Роспуск органов местного самоуправления в Испании может осуществляться, если их деятельности наносит значительный ущерб общегосударственным интересам и влечет невыполнение конституционных обязательств. Решение о роспуске принимается Советом министров с ведома Правительственного совета соответствующего регионального автономного объединения или по его просьбе. Для роспуска требуется наличие предварительного одобрения Сената.
Для местных бюджетов большинства стран Европы в последние два десятилетия характерно постоянное увеличение расходов. Если взять для сопоставления долю муниципальных расходов в общих правительственных расходах для значительного большинства стран этот показатель будет колебаться в пределах 10—30%.
Подходы к организации местных финансов, структуры местных доходов и расходов также очень различны и зависят от исторических, географических, культурных и иных особенностей страны.
Можно выделить четыре основных источника муниципального финансирования: местные налоги, сборы и платежи, финансовые отчисления, займы. Существуют также прочие источники финансирования, к которым могут относиться штрафы и неустойки, доходы, поступающие от муниципальных предприятий, процентные доходы от размещения временно свободных средств в банках и ценных бумагах, доходы от продажи муниципальной собственности. В таблице приведены данные по каждой из указанных категорий в процентах.
Таблица. Источники местного финансирования4
Страна
Местные налоги
Сборы и платежи
Отчисления
Займы
Прочие
Албания
2,5%
3%
94%
0%
0,5%
Австрия
15%
19%
35%
8%
23%
Бельгия
32%
5%
40%
13%
10%
Болгария
1%
10%
78%
2%
9%
Великобритания
11%
6%
77%
0%
6%
Венгрия
4%
8%
66%
4%
18%
Германия
19%
16%
45%
9%
11%
Греция
2%
22%
58%
6%
12%
Дания
51%
22%
24%
2%
1%
Ирландия
18%
10%
57%
2%
13%
Исландия
12%
16%
53%
5%
14%
Испания
31%
16%
37%
10%
6%
Италия
18%
11%
38%
9%
24%
Латвия
6%
1%
68%
0%
25%
Нидерланды
5%
13%
60%
19%
3%
Норвегия
42%
16%
33%
7%
2%
Польша
21%
7%
60%
0%
12%
Португалия
20%
19%
38%
6%
17%
Румыния
5%
16%
79%
0%
0%
Словакия
10%
9%
39%
5%
37%
Словения
5%
9%
67%
1%
18%
Турция
7%
1%
56%
0%
36%
Финляндия
34%
11%
31%
3%
21%
Франция
36%
2%
26%
10%
26%
Чешская Республика
16%
12%
45%
11%
16%
Швейцария
46%
24%
18%
3%
9%
Швеция
61%
8%
19%
1%
11%
Эстония
0,1%
0,9%
91%
2%
6%
С 80-х годов значительно возрастает роль займов в качестве одного из источников местных доходов. Чаще всего правом выпускать займы наделены только крупные региональные и местные административные единицы. В большинстве стран местные займы для финансирования муниципальных расходов покрывают менее 10% от общей суммы муниципального финансирования. Можно отметить тенденцию к росту местных налогов.
Также наблюдается расширение объемов субсидий местным властям, выделяемых из государственного бюджета. Характерной проблемой местных бюджетов различных европейских стран стала их дефицитность. Собственными доходами покрывается в среднем от 25 до 50% текущих расходов. Как видно из таблицы, в большинстве стран финансовые отчисления от вышестоящих уровней власти являются основным элементом муниципального финансирования. В Великобритании на них приходятся 77% местных бюджетных доходов, в Германии — около 45%.
Государственные трансферты
в пользу местных органов власти
осуществляются в трех основных формах:
через долевое распределение
налоговых поступлений (система
налогового выравнивания в Германии),
дотации (во Франции — дотации
на функционирование) и специальные,
целевые субсидии (субвенции), которых,
например, в Италии насчитывается
более 100 видов. Иные виды отчислений
сгруппированы в разделе «
Таблица. Категории отчислений в процентах от общей суммы муниципальных средств5
Страна
Долевой налог
Общие субсидии
Целевые субсидии
Прочие
Албания
1%
59%
29%
5%
Австрия
26%
1%
0%
8%
Бельгия
0%
25%
5%
10%
Болгария
34%
37%
7%
0%
Великобритания
17%
32%
27%
0%
Венгрия
7%
52%
3%
2%
Германия
17%
15%
13%
0%
Греция
25%
23%
0%
8%
Дания
2%
12%
0%
11%
Ирландия
0%
11%
46%
0%
Исландия
43%
7%
1%
2%
Испания
0%
8%
29%
0%
Италия
12%
8%
24%
5%
Латвия
23%
35%
6%
3%
Нидерланды
0%
20%
38%
3%
Норвегия
0%
17%
14%
2%
Польша
23%
15%
22%
0%
Португалия
1%
31%
4%
2%
Румыния
33%
25%
21%
0%
Словакия
30%
1%
8%
0%
Турция
3%
0%
3%
51%
Финляндия
1%
28%
1%
0%
Франция
0%
24%
0%
2%
Чешская Республика
23%
8%
10%
4%
Швейцария
1%
3%
14%
0%
Швеция
0%
11%
8%
0%
Эстония
60%
27%
4%
0%
Особый интерес представляет
проблема поиска подходов к определению
оптимального размера муниципального
имущества в соотношении с
частным и государственным. Основным
критерием эффективности, который
существует в европейских странах,
является степень соответствия имущественного
комплекса муниципалитета запросам
населения, предъявляемым на услуги
муниципального сектора. Например, во
Франции муниципальное
В целом, муниципальное имущество во Франции занимает относительно меньший удельный вес в общем имущественном комплексе городов по сравнению с Германией. Это связано с тем, что во Франции многие коммунальные предприятия являются либо частными или действующими на правах концессии, либо государственными. В Германии коммунальные службы являются в основном муниципальными. Во Франции достаточно большое количество арендаторов частных квартир получают от государства дотации на оплату аренды жилья. В Германии дотации жилья осуществляют власти земель и муниципалитетов. Тем не менее, и в Германии и во Франции удельный вес общественной собственности остается достаточно большим.
В целом, относительно применения
принципа субсидиарности в системах
государственного управления европейских
стран можно отметить, что принцип
субсидиарности получил довольно широкое
распространение при