Административная деятельность службы участковых уполномоченных милиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 11:00, реферат

Описание работы

Лекция рассматривает правовые и организационные основы административной деятельности участковых уполномоченных милиции. Обозначенные в лекции вопросы излагаются на основе современного российского законодательства, трудов ведущих ученых-правоведов и специальной литературы.
На всех этапах развития Российского государства служба участковых уполномоченных занимала и занимает важное место в системе органов внутренних дел. Прототипами современного участкового уполномоченного были – квартальный надзиратель, околоточный надзиратель, урядник, старший милиционер, участковый надзиратель, участковый инспектор.

Содержание работы

Введение 5

1. Правовое положение службы участковых уполномоченных милиции, задачи и функции по осуществлению административной деятельности. 8
2. Административно-правовой статус участкового уполномоченного милиции. Направления административной деятельности участкового уполномоченного милиции. 10
3. Основные элементы организации административной деятельности участкового уполномоченного милиции. Служебная документация участкового уполномоченного милиции. 14
4. Административно-правовой статус подразделений по обеспечению деятельности участковых уполномоченных милиции. 27
5. Формы взаимодействия участковых уполномоченных милиции с другими службами ОВД и общественными формированиями по обеспечению общественного порядка и безопасности. 32
Выводы 36

Файлы: 1 файл

УУП.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

Основными задачами участкового уполномоченного являются: обеспечение личной и имущественной безопасности граждан; обеспечение общественного порядка и общественной безопасности; предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений; раскрытие преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, а также активное участие в раскрытии преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно; оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Названные задачи предопределяют функции  и основные направления деятельности участковых уполномоченных милиции.

 

2. Административно-правовой статус участкового уполномоченного милиции. Направления административной деятельности участкового уполномоченного милиции.

 

К функциям участкового уполномоченного милиции относятся:

1. Общая и индивидуальная профилактическая работа.

Общая профилактическая работа участкового уполномоченного милиции предполагает осуществление широкого спектра мероприятий направленного на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Так, организационная форма профилактического воздействия на формирование правосознания граждан проживающих на административном участке, осуществляется путем информационного воздействия на сознание через средства массовой информации (кабельное телевидение; газеты, выпускаемые предприятиями и органами местного самоуправления и др.). Также большое значение имеют выступления участкового уполномоченного в трудовых коллективах, образовательных учреждениях, на сходах и собраниях жителей по вопросам охраны общественного порядка; разъяснения текущего законодательства (в том числе и ответственности за совершение правонарушений); оказание помощи гражданам: в получении удостоверения личности (паспорта) лицам, не имеющим места жительства; в трудоустройстве; в лечении от алкоголизма, наркомании и др.

Индивидуальная  профилактическая работа, включает в себя выявление лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, их учет, систематическое наблюдение за поведением и образом жизни таких лиц и принятие необходимых мер к недопущению с их стороны правонарушений. В этой связи в его поле зрения участкового уполномоченного должны находиться лица, освобожденные из мест лишения свободы, осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, злоупотребляющие спиртными напитками, трудные подростки и родители, отрицательно влияющие на воспитание детей.

2. Организация и осуществление охраны общественного порядка. При выполнении данной функции необходимо, прежде всего, исходить из того, что участковый уполномоченный является основной фигурой организации охраны общественного порядка на закрепленном участке. Он должен не только взаимодействовать с патрульно-постовыми нарядами милиции, дружинами, иными силами общественности, осуществлять с ними регулярное патрулирование, обучать формам и методам работы, контролировать их деятельность, но и координировать усилия всех сил, которые участвуют в охране порядка на обслуживаемом участке.

Участковый уполномоченный постоянно докладывает руководству  и дежурному по ОВД об изменении  криминогенной обстановки, вносит предложения о наиболее целесообразной расстановке патрульных нарядов милиции, при необходимости по согласованию с руководством, а в его отсутствие – дежурным по ОВД осуществляет маневрирование нарядами на территории своего участка. Эти функции активно используются участковыми уполномоченными территориальных органов внутренних дел в процессе реализации основной формы организации охраны общественного порядка в городах по принципу патрульного участка.

Мероприятия по охране общественного  порядка включают в себя и другие функции, в частности участковый уполномоченный контролирует соблюдение гражданами и должностными лицами правил паспортно-регистрационной системы, а также соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации. Контролирует соблюдение правил приобретения, хранения, ношения и перевозки огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, а также соблюдение законодательства о занятии частной детективной и охранной деятельностью; оказывает содействие работникам других служб милиции в осуществлении привода в учреждения здравоохранения по их представлениям, санкционированных прокурором, уклоняющихся от явки по вызову лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, венерическими заболеваниями и зараженных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).

3. Участие в раскрытии и расследовании преступлений. Нормативные акты относят к функциям участкового уполномоченного милиции оказание помощи в расследовании преступлений. В случае обнаружения на административном участке преступления по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, он самостоятельно проводит комплекс предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством неотложных следственных и оперативно-розыскных мероприятий по установлению и закреплению следов преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для дела.

При обнаружении на участке  преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, участковый уполномоченный обязан принять меры к охране места происшествия, выявлению свидетелей, оказанию помощи потерпевшим, установлению и задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступлений, обнаружению и изъятию похищенного имущества, орудий преступления и других вещественных доказательств. В случае невозможности прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы или сотрудников подразделений криминальной милиции участковый уполномоченный самостоятельно проводит предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для раскрытия и расследования преступления.

4. Взаимодействие с общественностью. Осуществление данной функции, прежде всего, обусловлено тем, что одному, без опоры на население и общественность, участковому уполномоченному чрезвычайно сложно выполнять все свои обязанности. Особенно остро ощущается это в сельской местности, где многие службы ОВД практически представлены лишь участковым уполномоченным милиции. Поэтому тем, насколько он умело опирается на население, помощь общественности, во многом определяется его успех и вклад в охрану порядка, предупреждение и раскрытие преступлений. Во многих регионах России функционируют общественные пункты охраны порядка, хотя они и находятся в трудном материальном положении2. В них участковый уполномоченный является заместителем председателя Совета общественного пункта или руководителем одной из его секций. Это дает ему возможность играть в Совете организующую роль и обеспечивать единство действий милиции и общественности в профилактике правонарушений.

Как правило, эффективность  работы выше у тех участковых уполномоченных, которые добиваются сегодня создания народных дружин по месту жительства граждан либо специализированных дружин по охране порядка, по профилактике правонарушений в сфере быта. Весьма весома помощь участковым уполномоченным милиции со стороны внештатных сотрудников милиции. В связи с этим в сельской местности участковым уполномоченным желательно иметь внештатного сотрудника в каждом населенном пункте, а также на объектах (предприятиях, учреждениях) с наиболее сложной оперативной обстановкой. Повышению его авторитета способствует организация регулярного приема населения не только участковым уполномоченным, но и руководством органов внутренних дел, прокурорскими работниками, депутатами. Инструкция определяет, что прием должен осуществляться не реже 3-х раз в неделю в удобное для населения время. Участковый уполномоченный обязан не реже одного раза в полугодие отчитываться о проделанной работе перед населением обслуживаемого участка. Этим обеспечивается гласность в работе участкового уполномоченного милиции, которая, как показывает практика, стимулирует население к оказанию помощи милиции в охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Поэтому в современных условиях необходима законодательная основа, стимулирующая население, представителей общественности за оказанные услуги милиции – установлена соответствующая оплата гражданину, как это принято в западных государствах. Такие предложения должны найти реализацию в новом законодательстве об общественных объединениях и народных дружинах.

3. Основные элементы организации административной деятельности участкового уполномоченного милиции. Служебная документация участкового уполномоченного милиции.

Организационное построение службы участковых уполномоченных милиции выглядит следующим образом. В структуре Департамента охраны общественного порядка МВД России (ДООП МВД России) в составе Управления организации и координации деятельности в области охраны общественного порядка образован отдел нормативно-правового и организационного обеспечения деятельности участковых уполномоченных милиции.

В территориальных ОВД организацию  работы участковых уполномоченных милиции осуществляет начальник горрайоргана внутренних дел, его заместитель – начальник милиции общественной безопасности, начальник отдела (отделения) по организации работы участковых уполномоченных милиции. Последний осуществляет непосредственное руководство работой участковых уполномоченных.

Штатная численность  участковых уполномоченных устанавливается  соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления и не может быть ниже нормативов, утвержденных МВД России. Штатная численность участковых уполномоченных на режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях устанавливается Главным управлением внутренних дел на режимных объектах Службы общественной безопасности МВД России по решению органов местного самоуправления и администраций обслуживаемых объектов исходя из состояния правопорядка и общественной безопасности.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответствующих бюджетов устанавливать дополнительную численность участковых уполномоченных, а также помощников участковых уполномоченных.

Участковый уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности начальником органа внутренних дел по представлению его заместителя – начальника милиции общественной безопасности.

Должность участкового  уполномоченного подлежит замещению  лицами, имеющими, как правило, высшее или среднее специальное (преимущественно юридическое) образование и стаж работы в органах внутренних дел не менее двух лет, а также выпускниками образовательных учреждений МВД России.

Сотрудник, впервые принятый в органы внутренних дел на должность  участкового уполномоченного, допускается  к самостоятельной работе на участке после прохождения специальной подготовки, а назначенный на эту должность по окончании образовательного учреждения МВД России или переведенный из других подразделений, если он ранее не работал в этой должности - после прохождения месячной стажировки под руководством наставника (старшего участкового уполномоченного или другого наиболее опытного участкового уполномоченного).

В настоящее время в горрайорганах  сложилась следующая система  управления службой участковых уполномоченных. На каждые 3-4 должности участковых уполномоченных вводится должность старшего участкового уполномоченного, которая замещается лицом, способным руководить группой участковых уполномоченных и имеющим, как правило, высшее юридическое образование. За старшим участковым уполномоченным закрепляется участок с проживающим на нем населением в городах не более полутора тысяч человек, а в сельской местности – по аналогии с участковым уполномоченным.

Старший участковый уполномоченный (наряду с обслуживанием закрепленного за ним участка) организовывает работу участковых уполномоченных. Он обеспечивает их участие в проведении комплексных оперативно-разыскных и профилактических мероприятий на территории микрорайона, обслуживаемой группой участковых уполномоченных; оказывает помощь участковым уполномоченным в вопросах повышения их профессионального мастерства, подбора и организации работы внештатных сотрудников милиции, укрепления взаимодействия с общественностью, проведения индивидуальной профилактической работы с правонарушителями, рассмотрения писем и заявлений граждан, выполнения других обязанностей по службе; обобщает и оценивает результаты работы группы участковых уполномоченных по итогам за месяц, квартал, полугодие, год и докладывает их с соответствующими предложениями начальнику милиции общественной безопасности.

В целях создания и обучения резерва  в штаты органов внутренних дел  введены должности помощника участкового уполномоченного.

Помощник участкового уполномоченного  назначается на должность и закрепляется за конкретным участковым уполномоченным и освобождается от должности приказом начальника горрайоргана внутренних дел. На помощника участкового уполномоченного в полном объеме возлагаются права и обязанности, предусмотренные «Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции», за исключением самостоятельного принятия процессуальных решений по делам и материалам о преступлениях и административных правонарушениях. Свою служебную деятельность помощник участкового уполномоченного осуществляет под непосредственным руководством участкового уполномоченного, за которым он закреплен. Численность помощников участковых уполномоченных определяется начальником органов внутренних дел и согласовывается с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Их содержание осуществляется за счет средств местного бюджета.

За участковым уполномоченным, как  представителем милиции общественной безопасности, выполняющим обязанности по охране общественного порядка, профилактике правонарушений и борьбе с преступностью, на территории обслуживания, приказом начальника органа внутренних дел закрепляется административный участок, которому присваивается порядковый номер. Его размеры и границы определяются начальником органа внутренних дел по представлению начальника милиции общественной безопасности с учетом численности населения. За каждым участковым уполномоченным закрепляется для обслуживания административный участок с населением в городах не свыше 3-3,5 тысячи человек; а в сельской местности – в границах одного сельского (поселкового) административно-территориального образования, но не более 3,5 тысячи человек на одного участкового уполномоченного.

Информация о работе Административная деятельность службы участковых уполномоченных милиции