Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 11:00, реферат
Лекция рассматривает правовые и организационные основы административной деятельности участковых уполномоченных милиции. Обозначенные в лекции вопросы излагаются на основе современного российского законодательства, трудов ведущих ученых-правоведов и специальной литературы.
На всех этапах развития Российского государства служба участковых уполномоченных занимала и занимает важное место в системе органов внутренних дел. Прототипами современного участкового уполномоченного были – квартальный надзиратель, околоточный надзиратель, урядник, старший милиционер, участковый надзиратель, участковый инспектор.
Введение 5
1. Правовое положение службы участковых уполномоченных милиции, задачи и функции по осуществлению административной деятельности. 8
2. Административно-правовой статус участкового уполномоченного милиции. Направления административной деятельности участкового уполномоченного милиции. 10
3. Основные элементы организации административной деятельности участкового уполномоченного милиции. Служебная документация участкового уполномоченного милиции. 14
4. Административно-правовой статус подразделений по обеспечению деятельности участковых уполномоченных милиции. 27
5. Формы взаимодействия участковых уполномоченных милиции с другими службами ОВД и общественными формированиями по обеспечению общественного порядка и безопасности. 32
Выводы 36
Участковый уполномоченный организует и направляет деятельность внештатных сотрудников милиции, в деле выполнения задач по предупреждению уголовных преступлений и нарушений общественного порядка, руководит их деятельностью путем дачи им конкретных поручений, инструктирования, контроля за выполнением данных заданий, обучения их способам и методам борьбы с правонарушениями.
Учет, анализ и оценка результатов работы участковых уполномоченных милиции.
Важное значение имеет правильная организация и ведение участковым уполномоченным учета результатов своей работы. Хорошо организованный и полный учет позволяет участковому уполномоченному всесторонне проанализировать свою деятельность, более глубоко изучить оперативную обстановку на административном участке, проанализировать данные о преступлениях и нарушениях общественного порядка, их количестве, времени и месте их совершения, о лицах, совершивших правонарушения, о результатах работы в целом за тот или иной период времени, а также своевременно обнаружить слабые места в организации работы и целенаправленно планировать дальнейшие мероприятия по укреплению правопорядка на обслуживаемом участке.
Не случайно основными критериями оценки работы участкового уполномоченного являются 3:
а) участие в охране общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
б) предупреждение преступлений и административных правонарушений;
в) раскрытие преступлений;
г) оказание помощи гражданам и
должностным лицам в осуществле
д) состояние законности, учетно-регистрационной и исполнительской дисциплины;
е) складывающаяся оперативная обстановка на участке и принимаемые меры по ее нормализации;
ж) привлечение граждан к участию в охране общественного порядка и установление доверительных отношений с ними.
В настоящее время ведомственные нормативные акты МВД России в качестве главных критериев оценки работы участкового уполномоченного рассматривают его авторитет, уважение со стороны населения. Результаты работы участкового уполномоченного должны оцениваться, по мнению граждан, проживающих на территории участка, по следующим данным: реальному состоянию общественного порядка на участке; личному вкладу в предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; своевременному и качественному рассмотрению обращений граждан; уровню личной исполнительской дисциплины и состоянию законности в оперативно-служебной деятельности.
С учетом названных критериев начальник ОВД, его заместитель (начальник МОБ) по результатам работы за год определяют лучшего участкового уполномоченного милиции.
4. Административно-правовой статус подразделений по обеспечению деятельности участковых уполномоченных милиции.
Прием граждан, рассмотрение их жалоб и заявлений.
Организуя прием граждан, участковые уполномоченные обязаны проводить в удобное для граждан время. При составлении графика приема граждан учитывается режим работы предприятий, учреждений, организаций, число и категория обращающихся на прием граждан, различные местные условия и особенности.
Организация приема граждан на административном участке позволяет более оперативно разрешать возникшие вопросы, быстро и эффективно принимать меры по предупреждению и пресечению правонарушений, а также укреплять связь с населением по месту жительства. Участковый уполномоченный должен внимательно и чутко относиться к жалобам, заявлениям, сообщениям и просьбам граждан, которые могут обращаться к нему не только в дни приема, но практически в любое время суток, своевременно принимать по ним меры и давать ответ о принятых мерах.
Участковый уполномоченный осуществляет прием граждан не реже трех раз в неделю, включая один из выходных дней. О времени приема, номере телефона и о месте расположения (адресе) места приема население извещается заблаговременно посредством объявлений в печати, личного вручения гражданам визитных карточек и другими способами.
Объявления о времени приема участкового уполномоченного должны быть вывешены в помещениях участковых пунктов милиции, а также других местах (домоуправлениях, сельских и поселковых администрациях, правлениях акционерных обществ и домах культуры), где будет проводиться прием.
Участковый уполномоченный должен строго соблюдать график приема населения, не планировать мероприятия, которые помешали бы его выполнению. Руководитель подразделения должен строго контролировать график осуществления приема граждан.
Служебный кабинет, где осуществляется прием граждан, должен быть оформлен следующим образом: обязательно наличие стендов, где имеется информация, выписки нормативно-правовых актов, регламентирующих права и обязанности граждан, а также должностных лиц, порядок обращения, рассмотрения жалоб и заявлений граждан, образцы заявлений, фамилии, имена и отчества руководителей органов внутренних дел, надзорных органов, правозащитных организаций, куда в случае несогласия граждан по факту рассмотрения их жалоб и заявлений они могли бы обратиться.
Помещение участкового пункта оснащается мебелью, инвентарем, оргтехникой, средствами связи и специальной литературой.
Во время приема граждан в служебном кабинете не должно быть посторонних предметов, негативно влияющих на сознание посетителей. Кабинет должен быть чистым, убранным. На столах нельзя оставлять служебную документацию (карточки лиц, состоящих на профилактическом учете, дела поднадзорных, заявления и объяснения граждан). Любой посетитель, находясь в служебном кабинете должен чувствовать, что находится в официальном кабинете представителя власти, в тоже время это обстоятельство не должно препятствовать его откровенности, разговорчивости, открытости.
Рекомендации по проведению приема: вся обстановка в помещении, где ведется прием, должна свидетельствовать о внимании к людям, по возможности, не заставлять посетителей долго ждать приема; вести разговор так, чтобы человек не считал вас своим недоброжелателем; во время приема не заниматься решением других вопросов, разговорами по телефону, с сослуживцами, не имеющих отношения к делу о котором ведет речь посетитель.
Важно осуществлять прием таким образом, чтобы посетители почувствовали со стороны участкового уполномоченного уважение к себе, доброжелательность, заинтересованность в разрешении волнующих их проблем, компетентности в ответах на поставленные вопросы.
Во время приема нельзя необоснованно перебивать граждан, повышать голос, вести себя высокомерно, небрежно; есть, пить, курить, показывать другие вредные привычки, а терпеливо выслушать граждан и дать им возможность высказать свое мнение до конца.
Надо учитывать, что не все заявления и жалобы со стороны посетителей содержат законные и обоснованные требования. Некоторые граждане (особенно пожилые люди) в связи с недостаточными знаниями действующего законодательства, неправильным восприятием отдельных факторов (большинство субъективных) заблуждаются, предполагая наличие у них прав, которых они в самом деле не имеют, либо требуют разрешения вопросов, не относящихся к компетенции милиции. В таких случаях необходимо квалифицированно, подробно, доступно и убедительно объяснить сущность их заблуждений, порядок обращения для разрешения споров в другие инстанции, а также показать свое активное участие в решении данного вопроса.
Не рекомендуется участковым уполномоченным (особенно молодым и начинающим) выражать свое негативное отношение к жалобам граждан, показать свою агрессивность, каким бы назойливым, упрямым не был посетитель. Неправильное поведение участкового уполномоченного способствует снижению авторитета перед жителями административного участка, особенно в сельской местности, где общественное мнение всегда выше, чем в городе.
Учет граждан, явившихся на личный прием, а также учет решений, принятых по их устным заявлениям, ведется в журнале обращений и приема граждан участковым уполномоченным милиции. Этот журнал должен содержать следующие данные: порядковый номер, дата и время приема граждан или заявлений (сообщений), фамилия, имя, отчество, адрес заявителя, краткое содержание заявления, дата и порядковый номер регистрации заявления в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях или алфавитном журнале, дата окончания проверки или принятия решения, результаты рассмотрения заявления (сообщения).
Если во время приема от граждан поступит письменное заявление, участковый уполномоченный должен его зарегистрировать в секретариате или в дежурной части органа внутренних дел в установленном порядке. После учета и рассмотрения заявления начальником, приступить к его разрешению.
Участковый уполномоченный должен рассматривать поступившие письма и заявления граждан, не содержащие признаки состава преступления, в срок не более одного месяца со дня их поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки – безотлагательно, но не позднее 15 дней.
В случаях, когда в заявлениях граждан содержится информация о совершенных и готовившихся преступлениях, об этом немедленно докладывается в дежурную часть органов внутренних дел и рассмотрение данного заявления регламентируется уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Письменные и устные обращения граждан, содержащиеся в них критические замечания следует систематически обобщать и анализировать в целях последующей доработки мер по устранению выявленных недостатков, причин, вызывающих повторение жалобы, а также коллективные письма о недостатках в работе участковых уполномоченных. Авторитет участкового уполномоченного в большой степени зависит от того, как своевременно и грамотно рассматриваются им жалобы, заявления и просьбы граждан, как решительно принимает он меры к действительно виновным лицам. Качеством работы с жалобами, заявлениями определяется профессиональная подготовленность участкового уполномоченного, его деловые и человеческие качества.
В организации деятельности
участкового уполномоченного
На примере Паспорта на жилой дом (жилые дома) рассмотрим правила ведения и хранения служебной документации участковыми уполномоченными милиции.
Паспорт на жилой дом (жилые дома) заводится для накопления и изучения информации о социально-экономических, демографических и других особенностях жилого дома (жилых домов) и иных сведений сроком на 6 лет. В нем концентрируется информация содержащая:
1) сдающих квартиры (дома) в поднаем;
2) имеющих в личном пользовании автомототранспорт;
3) имеющих собак.
Паспорт регистрируется в секретариате органа внутренних дел и выдается участковому уполномоченному под роспись. При переводе с административного участка, на котором расположен дом (дома), участковый уполномоченный сдает паспорт в секретариат. Паспорт выдается вновь назначенному участковому уполномоченному под роспись. Паспорт хранится в металлическом шкафу (сейфе) в служебном кабинете участкового уполномоченного. Записи в паспорте ведутся четко и аккуратно.
По окончании срока действия паспорта, его повреждении и невозможности дальнейшего ведения, при сносе дома оформляется новый паспорт, в который из ранее заведенного паспорта переносится информация, не утратившая значения на момент переоформления паспорта; ранее заведенный паспорт сдается в секретариат органа внутренних дел и уничтожается в установленном порядке.
Порядок ведения паспорта проверяется начальником органа внутренних дел или начальником милиции общественной безопасности один раз в полугодие, начальником подразделения по организации работы участковых уполномоченных милиции – ежеквартально. О результатах проверки паспорта в нем производится соответствующая запись.
5. Формы взаимодействия участковых уполномоченных милиции с другими службами ОВД и общественными формированиями по обеспечению общественного порядка и безопасности.
В процессе несения службы участковые уполномоченные милиции обязаны:
– защищать жизнь, здоровье и имущество граждан от преступных и иных противоправных посягательств;
– отвечать за состояние охраны общественного порядка на закрепленном за ним участке. Докладывать начальнику и дежурному ОВД об изменении оперативной обстановки;
– предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения. Рассматривать административные правонарушения в пределах своей компетенции;
Информация о работе Административная деятельность службы участковых уполномоченных милиции